УТВЕРЖДАЮ. Этот «деревенский» стиль определяется близостью к природе - будь то пашня или лес, море или озеро - и использованием простых
Этот «деревенский» стиль определяется близостью к природе - будь то пашня или лес, море или озеро - и использованием простых, естественных материалов и форм. Текстура и цвет составляющих элементов сада повторяет материалы, из которых построен дом, - дерево, кирпич или естественный камень, а может быть, и все они вместе, как материалы окружающего ландшафта. Большое количество цветов всевозможных расцветок - особый шарм деревенского сада. Растения, в том числе и цветы не изысканных садовых форм, а простые, скромные - такие, как маргаритка, мальва, душистый горошек, - растут в цветущем изобилии без границ и ограничений. Их сочетание может быть ярким, контрастным, но необходимо строго определить их место в саду в сочетании с другими растениями. Мальву высаживают у крылечка около дома или по краю изгороди. Садовые строения, сараи и хозяйственные постройки убраны вьющимися розами и душистым горошком. Лучшие места в саду отводят под овощные грядки, но вдоль забора обычно тянется яркая кайма цветов, типичных для крестьянского сада, например георгин. Растения в горшках можно разместить на старой деревянной стремянке. Что касается оборудования, то лучше использовать не стандартную садовую мебель из магазина, а сделанную собственными руками из природных материалов: чурбаны вместо стульев, стол, выполненный из остова спиленного дерева, и т. п. Емкости для растений - из простой глины, мощение дорожек - из плитняка или кирпича. На дорожке, посыпанной каменной крошкой, можно высадить стелющиеся растения. Даже простые цинковые лейки служат не только для полива, но и как элементы декора. Ограждения - только из досок или плетень. Ворота «под старину», кирпичные стены и ограды из «старого» кирпича, изобилие лиан (хмель, дикий виноград) и цветущих кустарников.
УТВЕРЖДАЮ Проректор по образованию ____________В.Я. Шевченко «___»______________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «История садово-паркового искусства»
для студентов всех форм обучения направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» профилизации «Ландшафтный дизайн»
Екатеринбург РГППУ Рабочая программа дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 42 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Одобрена на заседании кафедры теории и истории искусств и художественного мастерства. Протокол от _____________№__________.
Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от _______________ №___.
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Формирование у студента базовых профессиональных знаний в области истории садово-паркового искусства; изучение особенностей изменения ландшафта в связи с расселением народов мира; основные стилистические направления, связь садово-паркового искусства с градостроительством и архитектурой; знакомство с основными этапами развития ландшафтного искусства: садово-парковое искусство Древнего мира и Средневековья, итальянские сады эпохи Возрождения, садово-парковое искусство Европы, Китая и Японии, сады и парки России, современные тенденции отечественного и зарубежного паркостроения. Задачи дисциплины: 1) выработка профессиональных стратегий работы с художественным материалом — описание, сравнение и интерпретация памятников садового, паркового и пейзажного искусства, выявление типологии и специфики этих памятников, 3) комплексное восприятие садового и пейзажного ансамбля, в том числе его программы и семантики, понимание идейного, исторического и культурного контекста садово-паркового искусства, 4) расширение методологической базы профессии — введение в нее элементов социальной истории, культурной географии, экологического мышления, 5) создание возможностей для дальнейшего образования и специализации в области истории садов и культурного ландшафта, для работы в музеях-усадьбах, исследовательских и экспертных организациях, связанных с изучением, реставрацией и использованием памятников садово-паркового искусства. В результате освоения дисциплины студент должен знать: основные стилистические направления и их влияние на современные концепции в ландшафтной архитектуре; этапы, факты и причины формирования ведущих исторических стилевых направлений в области садово-паркового искусства; основные методы и принципы исторического исследования; работать с историческими источниками, документами, в том числе и с картографическими материалами. Владеть: основными историческими терминами и понятиями; приемами формирования объемно-пространственной и функциональной структуры исторических объектов. Уметь: интерпретировать исторические явления и процессы; использовать исторические источники, документы и научную литературу; применять на практике знания истории и теории паркостроения. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Учебная дисциплина «История садово-паркового искусства» относится к дисциплинам по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла. Данная дисциплина ориентируется на знания, полученные на занятиях по дисциплине «История искусств». Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: «Ландшафтное проектирование»; «Проектирование малого сада»; «Декоративная дендрология»; «Декоративное растениеводство». «Технологическая практика».
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результатом освоения учебной дисциплины «История садово-паркового искусства» является создание теоретических основ для успешного формирования следующих компетенций студента (выпускника): · способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2); · способен проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18); · готов к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30). Наряду с отмеченными общекультурными и профессиональными компетенциями у студента закладываются основы формирования следующих профильно-специализированных компетенций, обеспечивающих выпускнику (бакалавру профессионального обучения) способность применять знания, умения и личные качества в практической деятельности. По окончании изучения курса студент должен: Знать: · сущность и особенности профессионально-педагогического образования, возможности получения образования по профилю подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»; · основные формы организации образовательного процесса в высшем учебном заведении; · роль и место Российского государственного профессионально-педагогического университета в подготовке профессионально-педагогических кадров, его историю, структуру, основные достижения и успехи в этом направлении; · содержание и структуру государственных образовательных стандартов, учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин; · сущность и особенности профессионально-педагогической деятельности в сфере профессионального обучения; · основные требования к личности бакалавра профессионального обучения, уровню его профессиональной подготовки. Уметь: · планировать режим собственной учебной деятельности, осуществлять контроль и управление этим процессом; · применять эффективные способы усвоения знаний; · пользоваться учебным планом, нормативно-правовой и учебно-программной документацией; · организовывать и проводить профессионально-ориентационную деятельность в образовательных учреждениях по профилю подготовки Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: · технологиями работы с различного рода источниками информации; · профессиональной терминологией в объеме учебной дисциплины, навыками деловой коммуникации и взаимодействия со специалистами смежных профессий; · готовность к решению организационно-управленческих задач в художественной сфере.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица 1
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 2
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин Раздел 1. Введение в историческое изучение садов. Сады Древнего мира Тема 1. Сад как вид искусства. Мифология и поэзия сада. Образ сада, его реконструкция и восприятие Литература и периодика по истории садов. Историография вопроса. Сад в поэзии, музыке, кинематографе. Проблемы методологии: позитивизм, семиотика и структурализм, социальная история, постмодернистские методы. Первые сведения о садах. Составные части сада: планировка и пространственное решение, постройки и сооружения, зеленая архитектура, скульптура, надписи. Программа сада и ее значение для восприятия памятника. Типы садов: французский, итальянский, голландский, английский. Стилевые направления в садово-парковом искусстве. Регулярный стиль. Английский стиль или пейзажный сад. Китайский сад. Японский сад. Мавританский стиль (мусульманский сад). Виды садов: ботанический, декоративный, европейский, восточный. Национальные и религиозные аспекты. Основные термины и понятия садового искусства. Садовый алфавит: Аллегория, Ах-ах, Боскет, Виды, Газон, Графика, Галереи и подземные ходы, География и путешествия, Грот, Деревня, Животные, Каскад, Лабиринт, Мосты, Озера и острова, Оранжерея, Освещение, Павильоны, Памятник, Партер, Руины, Садовая мебель, Скульптура, Сюрпризы, Служебные постройки, Театры, Фонтаны, Цветы, Эрмитаж. Судьба садов. Реставрация и охрана садов в разных странах. Раздел 2. Сады Средневековья: феодальный Восток и Западная Европа Тема 2. Философия и мифология средневековых садов Востока и Европы. Типы и планировки средневековых садов Сад в Коране и мусульманская мифология рая. Марко Поло о «рае» Старца Горы. Изображения сада в мусульманском прикладном искусстве. Типы садов: дворцовый, горный, плодовый, водный. Сооружения и планировка сада. Крестообразный сад с водными протоками – чахарбаг. Сады Китая. Дао и философия пейзажа. Литература о садах и пейзажах. Природные и искусственные элементы сада. Горы и камни. Вода и земля. Цветы и деревья. Планировка загородных садов. Сады Японии. Философия и поэзия сада. Элементы пейзажного сада. Медитация в саду. Сад и чайная церемония. Храмовые, загородные и городские сады. Сады Кореи и идеология пейзажа. Сады арабов в Испании. Сады Западной Европы. Мифология и поэзия сада. Типы садов: монастырские, замковые, ботанические, лекарственные. Элементы сада: деревья, клумбы, газоны, постройки, стены. Планировка садов. Раздел 3. Западноевропейские сады эпохи Возрождения и маньеризма Тема 3. Основные приемы композиции итальянских садов эпохи Возрождения. Художественные принципы маньеризма в садово-парковом искусстве западноевропейских садов XV – XVII вв. Возрождение античного чувства природы в Италии XV века. Леон Баттиста Альберти и Франческо Петрарка о саде и вилле. Мифология и структура ренессансного сада. Слияние естественной и искусственной природы. Художественные принципы маньеризма: трансформация классического наследия, смешение стихий и искусств, индивидуальная выразительность произведения искусства. Роль маньеризма в развитии садового стиля. «Третья природа»: между искусственной и естественной. Новые средства: необработанный камень, раковины, сталактиты, атектоническая архитектура. Типология европейского сада XVI – первой половины XVII вв.: открытые и закрытые границы, хозяйственные и художественно оформленные части, фонтаны, гроты, террасы. «Узловой» сад. Лабиринты и их программы. Архитектурно-садовая графика Ханса Фредемана де Фриза. Сад эпохи Возрождения во Франции. Сад эпохи Возрождения в Германии, Нидерландах и странах Северной Европы. «Хортус Палатинус» в Гейдельберге: образ разумного миропорядка. Ураниборг: астрономический сад Тихо Браге. Сад эпохи Возрождения в Британии. Раздел 4. Западноевропейские сады XVII в. Тема 4. Сады барокко и классицизма: стихия и эффект. Сады Италии, Германии, Англии, Франции, Голландии Проблема стиля в садах XVII в.: барокко и классицизм. Сады Италии от маньеризма до барокко. Сады Германии. Сады Англии. Элементы регулярного парка. Движущаяся и падающая вода. Аллегорическая жизнь скульптуры. Топиарий – искусство фигурной стрижки. Тема путешествия и ухода. Политическая окраска садовых программ. Сады Франции. Классицизм и регулярный парк. Идеальный город Ришелье. Принципы регулярной планировки: симметрия, поднимающиеся и опускающиеся террасы, широкий горизонт, эспланады и боскеты, осевой канал. Волнообразные видовые оси: Сен-Жермен-ан-Ле, Лувр-Дефанс в Париже. Сады Голландии. Особенности голландского сада: ограждающая стена с насыпью, малый масштаб, клумбы-цветники, смешение барокко и классицизма. Сады эпохи Уильяма III и взаимосвязи с английской садовой культурой. Королевская резиденция Хет Лоо. Частные виллы и городские сады. Раздел 5. Пейзажные парки Западной Европы XVIII в. Тема 5. Пейзажные парки Британии и Франции. Пейзажные парки Германии и Австрии Английское Просвещение и пейзажный стиль. Томас Аддисон, Шефтсбери, Джон Милтон, Джеймс Томсон о «естественной» природе. «Шараваджи», китайская тема и идея «отражения великого в малом». «Украшенная ферма» и ее социальная программа. Частная усадьба и любительская архитектура. Язык пейзажного парка. Томас Вейтли о двух видах создания настроения: эмблематическом и выразительном. Элементы пейзажного парка: асимметрия, волнообразные линии, газон-луг, стена растительности, отдельные деревья. Готический стиль: национальное наследие и антиклассические тенденции. Руина в пейзажном парке. Частная резиденция первой половины XVIII в. Бленем: политическая программа и планировочные эксперименты. Джон Ванбру: архитектура и сад. Спор с Версалем. Частная резиденция второй половины XVIII века. Стоурхед Генри Хоара: тема обретения родового гнезда. Обособление парка и его сращивание с пейзажем. Парки Шотландии и Ирландии. Пейзажный парк Франции. Усвоение английской схемы: имитация памятников Стоу в имении Меревиль. Сельская тема в усадьбе. Книга Рене-Луи де Жирардена «О составлении пейзажей»: от естественной природы к дикому пейзажу. Эрменонвиль: философский парк и его программа. Пейзажный парк в Германии. «Внутреннее» Просвещение в немецкой культуре. Парк в Веймаре: литературная программа, античная тема, фантазийная архитектура. Масонство и сад. Вёрлиц: развитие тем английского парка. Эрмитаж, имение байройтской маркграфини Вильгельмины: барокко, мистика и сентиментализм. Сад камней Санпарей: превращение леса и скал в место действия «романа воспитания». Раздел 6. Западноевропейские сады и парки XIX – XX вв. Тема 6. Новые типы западноевропейских садов: сад романтизма, сад стиля «модерн». Постмодернизм и современные садовые проекты Романтизм и проблема «естественного» пейзажа. Драматизация выразительных средств парка: камень, вода, лесные и луговые участки. Англия: Ланселот Браун и Хамфри Рептон. «Красные книги» Рептона и создание видов из набора стандартных элементов. Викторианский садовый стиль. Пейзажная архитектура немецкого романтизма. Карл Фридрих Шинкель и Шарлоттенхоф в Потсдаме. Мелкопоместная усадьба: отражение личности создателя. Томас Джефферсон в Монтичелло и Маунт Вернон. Баварские замки Людвига II: ретроспективный романтизм. Линдерхоф и Нойшванштайн. Парк и социалистическая утопия. Уильям Моррис и Эбенезер Хауард о городе-саде. Сад и коммуна. Попытки осуществления садовой утопии. Новые типы садов. Кладбище-парк: Пер-Лашез. Ботанический и зоологический сад. Детский сад. Общественный сад: Гайд-парк, Сентрал Парк, Люксембургский сад, Бутт-Шомон. Сады-реконструкции: «сад Шекспира» в Париже, сады замка Вилландри. Вилландри и проблема символизма. Сад стиля «модерн». Антонио Гауди и парк Гюэль в Барселоне. Виллы ХХ в.: Савой, Фэллингуотер. Градостроительство: тенденции урбанизма и дезурбанизма. Зеленый город второй половины ХХ в.: Ле Аль в Париже. Сад постмодернизма и его образ в искусстве. Раздел 7. Сады и парки России Тема 7. Сады России: от возникновения до эпохи барокко Местность, климат и история. Древнерусские княжеские и монастырские сады. Загородные усадьбы. Петр I и выбор садового стиля. Французские и голландские элементы в русских садах первой половины XVIII в. Парки барокко. Петергоф. Стрельна. Парки Прибалтики. Эпоха Растрелли: планировка садов и парков. Пейзажный парк в России. Екатерина II и возникновение русского пейзажного парка. Особенности пейзажного стиля в России: традиционализм, маргинальность, работа любителей и дилетантов. Роль архитектуры в программе парка. Рококо, классицизм, китайская и античная темы в садово-парковом искусстве России. Парки от сентиментализма к романтизму. Военная и просветительская программа резиденции. Рождение абсолютной естественности в паркостроении России XIX вв. 5. Государственная и частная усадьба в России Петербурга и Москвы. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Такими формами являются организация компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций, в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Формирование регламентированных ФГОС компетенций осуществляется и при информационно-рецептивном или репродуктивном методе обучения и при более продуктивным методе проблемного изложения, как и применение рейтинговой системы аттестации студентов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины История садово-паркового искусства. Она способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над специальными источниками, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. В ходе практических занятий вырабатываются необходимые будущему дизайнеру костюма навыки графической подачи эскизов, приемов стилизации, культуры речи. Кроме того, они являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студента. Раздел 1. Введение в историческое изучение садов. Сады Древнего мира Занятие 1. Сады Древнего мира Садовое искусство Двуречья. Шумерские и вавилонские плодовые сады. «Сады Семирамиды». Сады Египта. Сады Древнего Ирана. «Парадиз»: огороженный сад-зверинец. Священные рощи. Занятие 2. Сады Древней Греции и Древнего Рима Садово-парковое искусство Древней Греции. Место сада в культуре Древней Греции. Сад у Гомера и Гесиода. Типы греческих садов: роща, плодовый сад, сад искусств и наук (Ликей, Академия). Типы садовых сооружений: героон, грот, фонтан. Садово-парковое искусство Древнего Рима. Рим: городская цивилизация и возникновение виллы. Римские источники о садах: Катон, Варрон, Плиний Младший. Описание вилл Плиния и их значение для истории европейского сада. Структура и планировка римской виллы. «Золотой дом» Нерона. Вилла Мецената. Вилла Адриана в Тибуре. Сады Помпей и Геркуланума. Контрольные вопросы: 1) В чем заключается своеобразие ландшафтного искусства, каковы его суть и задачи? 2) Как изучается история ландшафтного искусства, и с помощью каких источников? 3) Проследите связь между «ландшафтным дизайном», «ландшафтной архитектурой» и «садово-парковым искусством» 4) Дайте понятие стиля в садово-парковом искусстве. Охарактеризуйте регулярные и пейзажные стилевые направления и отметьте их особенности 5) Расскажите о садах Древнего Египта и их планировочной структуре. Какие композиционно-планировочные каноны сформировались в Древнем Египте. Охарактеризуйте флору, характерную для Египетских садов, уточните ее особенности 6) Проследите связь садово-паркового искусства с другими науками 7) Охарактеризуйте садово-парковое искусство Ассиро-Вавилонии 8) Дайте понятие «висячие сады». Каково их значение для современного садово-паркового искусства? 9) Дайте характеристику типам озелененных территорий Античной Греции. Какое значение для развития паркостроения имели древнегреческие гимнасии? 10) Назовите характерные черты садово-паркового искусства Античной Греции. Расскажите о главной площади Афин – Агоре – и охарактеризуйте ее облик 11) Назовите типы садов Древнего Рима и уточните их характеристики. Охарактеризуйте типы вилл Древнего Рима. Опишите виллу Тибуртина, ее облик. Какое значение имеет топиарное искусство? 12) Назовите характерные черты садово-паркового искусства Древнего Рима. Опишите общественные сады Древнего Рима 13) Каковы отличительные особенности садово-паркового искусства в Античной Греции и Древнем Риме? 14) Объясните следующие термины и понятия: пергола, героон, ксист, атриум, сад-перистиль, сад-ксист, грот, ансамбль, роща (и ее виды) Раздел 2. Сады Средневековья: феодальный Восток и средневековая Европа Занятие 3. Сады феодального Востока Сады средневекового Ирана. Могольские сады. Тадж Махал. Китайский вклад в теорию сада. Сад и живопись. Сад и поэзия. Японские сады Дайтокудзи и Рёандзи. Мавританские сады Испании: Альказар, Генералифе, Альгамбра. Контрольные вопросы: 1) Охарактеризуйте основные черты персидских садов 2) Каковы характерные особенности садово-парковое искусство Персии? 3) Охарактеризуйте сады Великих Моголов 4) Расскажите о Тадж-Махале как характерном дворцово-парковом ансамбле 5) Дайте характеристику основным принципам садово-паркового искусства Китая 6) Расскажите об основных типах пейзажей китайских парков 7) Опишите характерный китайский сад 8) Расскажите об ландшафтно-архитектурных особенностях парка Ихэюань 9) Дайте характеристику садово-парковому искусству Японии 10) Назовите предпосылки развития садово-паркового искусства Японии 11) Расскажите об особенностях японского сада 12) Назовите типы садов Японии и дайте их характеристику 13) Опишите «сухие сады» Японии 14) Расскажите об особенностях композиции японских «чайных садиков» 15) Назовите основные принципы японского сада и садово-паркового строительства 16) Каковы отличия китайских и японских садов? Занятие 4. Сады средневековой Европы Эдем и тема райского сада. Литература и источники о средневековых садах: Сидоний Аполлинарий, Валафрид Страбон, Пьетро Крешенци. Сады и садовые трактаты в Византии. Наследие античности. Изображения средневековых садов. Планировка садов Сент-Галленского аббатства. Аббатство Фонтеврё: реконструкция садов эпохи Карла Великого. «Замкнутый сад» и тема Богоматери. «Роман о Розе» Гийома де Лорриса. «Эрек и Энида» Кретьена де Труа, «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера, «Декамерон» и повести Джованни Бокаччо. Контрольные вопросы: 1) Дайте общую характеристику средневековым садам Европы 2) Охарактеризуйте основные типы садово-парковых объектов Средневековья 3) Какие новые садовые элементы появляются во времена средневековья? 4) Что представляют собой первые ботанические сады эпохи Позднего Средневековья? 5) Дайте характеристику испано-мавританских садов и укажите их особенности 6) Охарактеризуйте садово-дворцовые ансамбли – Альгамбра и Генералифе Раздел 3. Западноевропейские сады эпохи Возрождения и маньеризма. Западноевропейские сады XV – XVII вв. Занятие 5. Итальянские сады эпохи Возрождения и маньеризма Основные приемы композиции итальянских садов эпохи Возрождения. Виллы Медичи и их место в культуре Возрождения: Кастелло, Карреджи, Фьезоле. Скульптура, террасы и гроты. Изображения вилл Медичи на картинах Джусто Утенса. Бельведер в Ватикане и экспансия дворцового сада. Вилла Мадама: имитация описаний Плиния и новое чувство пейзажа. Сады Рима. Роль античной скульптуры в программе сада. Сад Содерини на Мавзолее Адриана. Садовый стиль и новые средства итальянских садов эпохи маньеризма XVI-XVII вв. Сады Боболи во Флоренции, трансформация вилл Медичи в Карреджи и Пратолино. Грот: философская пещера и искусственная руина. Фонтаны: триумф механики и иллюзионизма. Вилла д'Эсте в Тиволи: политические аллюзии, типы фонтанов, скульптура, связь с историей места. Вилла Ланте в Баньяйе: космогоническая программа, тема текущей и стоячей воды. Вилла Фарнезе в Капрароле: дворец и «секретный сад». Сад Бомарцо: «священный лес» каменных чудовищ. Программа и топография Бомарцо. Виллы Андреа Палладио: симметрия, чистота стиля, разнообразие планировок. Виллы Барбаро и Ротонда. Контрольные вопросы: 1) Назовите основные приемы композиции итальянских садов эпохи Возрождения 2) Дайте характеристику итальянским садам эпохи Возрождения 3) Расскажите о садах Боболи во Флоренции 4) Расскажите о садово-парковом искусстве виллы д'Эсте в Тиволи 5) Охарактеризуйте садово-парковое искусство виллы Ланте 6) Охарактеризуйте садово-парковое искусство виллы Фарнезе 7) Дайте характеристику саду Бомарцо Занятие 6. Садово-парковое искусство Западной Европы XV – XVII вв. Сады эпохи Возрождения во Франции. «Красивейшие постройки Франции» Андруэ дю Серсо как источник по истории садового искусства. Бернар Палисси и маньеристическая теория сада. Сады замков Шенонсо, Блуа, Фонтенбло. Творчество А. Ленотра. Сады и парки Во-ле-Виконта и Версаля. Сады эпохи Возрождения в Германии, Нидерландах и Северной Европе. Литературные и графические источники. «Хортус Палатинус» в Гейдельберге: образ разумного миропорядка. Ураниборг: астрономический сад Тихо Браге. Сад эпохи Возрождения в Британии. Парк Стоу. Тема сада и природы у Шекспира. Ранние ботанические сады: Пиза, Лейден. Современная реконструкция «Сада Клузия» в Лейдене. Распространение новых садовых растений. Ботанические исследования Традескантов. Контрольные вопросы: 1) Укажите особенности садово-паркового искусства Франции XVII в. 2) Что представляет собой садово-парковое искусство Франции XVII в.? 3) Дайте понятие «астрономического» сада 4) Дайте понятие «ботанического» сада 5) Расскажите об исследованиях Традескантов 6) Каковы планировочные и композиционные особенности парка Стоу в Англии? Раздел 4. Западноевропейские сады XVII в. Занятие 7. Сады барокко и классицизма в Италии и Германии Сады Италии. Виллы Альдобрандини и Мондрагоне во Фраскати: от маньеризма к барокко. Сады и фонтаны Италии в XVII в. Сады Германии. Резиденция в Мюнхене, Шветцинген, Вюрцбург, Нимфенбург, Цвингер в Дрездене. Контрольные вопросы: 1) Назовите отличия итальянских садов от немецких 2) Дайте общую характеристику западноевропейским садам барокко 3) Какова роль воды в садах барокко? Занятие 8. Сады барокко и классицизма в Англии и Франции Сады Англии: Хэмптон Корт, Чатсуорт. Сады Франции. Ранние работы Ленотра: Во-ле-Виконт, Шантийи. Топография Версальского парка. Боскеты, фонтаны, статуи и сады Версаля. Политическая программа дворца и парка. Версальская схема: осевая симметрия, трезубец дорог, партер и боскеты, скрытые павильоны, водные оси. «Огород короля». Экзотическая тема: Фарфоровый Трианон. Масштаб и пропорции Версальского парка. Сады Парижа и его окрестностей: Тюильри, Люксембургский сад, Сен-Клу, Марли. Контрольные вопросы: 1) Расскажите о творчестве и особенности композиционных решений Андре Ленотра – одного из лучших мастеров садово-паркового искусства Франции. 2) Каковы особенности композиции дворцово-паркового ансамбля Версаль? 3) Дайте характеристику садово-паркового искусства Франции XVII в. 4) Назовите принципы регулярной планировки парков 5) Расскажите об особенностях голландского сада Раздел 5. Пейзажные парки Западной Европы XVIII в. Занятие 9. Английский пейзажный парк Рождение философского сада. Александр Поуп и чувство «естественности». Хтоническая программа Грота. Лорд Бёрлингтон и английское палладианство. Чизик: интеллектуальная архитектура садовых построек. Раушем: ранний пейзажный парк Уильяма Кента. Организация дальних видов. Долина Венеры и поэзия парка. Перепланировка Ланселота Брауна (1760-е) и судьба ранних резиденций. Замок Хауард: от репрезентативности к пейзажности. Смена архитекторов и проблема стиля. Тема предков. Мавзолей и растворение в природе. Стоу: усадьба-образец. Этапы создания: укрепленный замок (Чарльз Бриждмен), начало свободной планировки (Джон Ванбру), пейзажная трансформация (Уильям Кент), «чистый» пейзаж (Ланселот Браун). Павильоны-эмблемы. Четыре зоны парка. Зона Храма Венеры: тема любви. Элизиум: тема добродетелей и памяти. Хоквел Филдз: тема древних доблестей. Греческая долина: тема военной славы. Политическая и сатирическая садовая архитектура. Вест Виком и традиция сада-книги. Судьба парков и резиденций конца XVIII вв. Овидий и Пуссен. Эзотерические мотивы: нисхождение в Грот и подъем к Храму Солнца. Башня короля Альфреда: национальная тема и символизация пейзажа. Пейзажный ансамбль Джона Вуда в городе Бат. Пейнсхилл: малая пейзажная усадьба. Клермонт: соединение разновременных стилей. Литература и усадьба Британии. Уильям Шенстон и имение Лизоус. Стробери Хилл Ораса Уолпола: готическая усадьба «готического» романиста. «Аббатство Фонтхилл» Уильяма Бекфорда и предромантические тенденции в садовом искусстве. Контрольные вопросы: 1) Назовите предпосылки появление пейзажного стиля в Европе 2) Расскажите о теоретиках и практиках ландшафтного зодчества Англии и их работах 3) В чем заключаются особенности пейзажного стиля паркостроения в Европе? 4) Кто является одним из первых строителей пейзажных парков в Англии? 5) Кого англичане называли «отцом нового садоводства»? 6) Каковы основные особенности свойственные пейзажному стилю? 7) Назовите отличия пейзажного стиля от регулярного 8) Дайте понятие «философского» сада 9) Расскажите об архитектуре садовых построек XVIII в. 10) Назовите проблемы стиля в ранних резиденциях 11) Дайте понятие «павильона-эмблемы» 12) Каковы традиции «сада-книги»? 13) Расскажите о философии и символизации пейзажа европейских парков 14) Что представляет собой «готическая усадьба»? 15) Расскажите о предромантических тенденциях в садовом искусстве Западной Европы Занятие 10. Пейзажный парк Франции, Германии, Австрии Пейзажный парк Франции. Жан-Жак Руссо и новое переживание природы. Руссо в замке Шенонсо. «Юлия» и «Эмиль» Руссо. Пейзажная трансформация Шантийи: парк, «деревня», сад Сильвии, Остров Любви. Юбер Робер и реконструкция Версальского парка. Большой и Малый Трианоны: новый тип королевской резиденции. Ферма и Деревня в Версале. Рамбуйе: от рококо к неоклассицизму. Экзотизм и мистические мотивы во французской усадьбе: многообразие видов в Монсо, китайская тема в Багателе, грот-руина в Фоли Сен-Жемс, пагода в Шантелу. Утопические проекты и постройки: Клод Никола Леду, Этьен Луи Булле, Жак Лекё, Александр Теодор Броньяр. Проект королевских солеварен в Шо: символические формы, пафос промышленности, взаимопроникновение города и природы. Дезер де Ретц: образцовая усадьба французского Просвещения. Издание Жоржа-Луи Ле Ружа «Описание новых садов в модном стиле» (1776-1787 гг.) и стандартизация «английского сада». Пейзажные сады Германии. От барокко к сентиментализму. Горный парк Вильхельмсхойэ в Касселе, Шарлоттенхоф в Берлине. Баварские резиденции Нимфенбург и Шляйсхайм: трансформация версальской схемы. Павильоны Нимфенбурга: Амалиенбург, Пагоденбург, Скит Магдалины. Парки Потсдама и идеология Фридриха II. Китайская тема: Сан-Суси, Пильниц. Морицбург: замок эпохи Просвещения. Тема идеального города: Карлсруэ, Английский парк в Мюнхене. Пейзажные сады Австрии. Бельведер и частные усадьбы Вены. Павлиний остров на Шпре: поздняя резиденция эпохи сентиментализма. Мускау: пейзажный парк XIX в., и его теория. Контрольные вопросы: 1) Перечислите признаки садов стиля рококо 2) Назовите важную особенность, характерную исключительно для садово-парковых ландшафтов стиля рококо 3) Охарактеризуйте дворцово-парковые комплексы стиля рококо 4) Каковы наиболее характерные черты, свойственные стилю рококо 5) Каковы характерные черты садово-паркового искусства середины XVIII – XIX вв.? 6) Охарактеризуйте пейзажные парки Германии и назовите их характерные черты 7) Расскажите о парке Мюскау как образце пейзажного стилевого направления в Германии 8) Расскажите о творчестве германских архитекторов ландшафтного зодчества Раздел 6. Западноевропейские сады и парки XIX – XX вв. Занятие 11. Сады романтизма и стиля «модерн» Романтизм и проблема «естественного» пейзажа. Драматизация выразительных средств парка: камень, вода, лесные и луговые участки. Англия: Ланселот Браун и Хамфри Рептон. «Красные книги» Рептона и создание видов из набора стандартных элементов. Викторианский садовый стиль. Пейзажная архитектура немецкого романтизма. Карл Фридрих Шинкель и Шарлоттенхоф в Потсдаме. Мелкопоместная усадьба: отражение личности создателя. Томас Джефферсон в Монтичелло и Маунт Вернон. Баварские замки Людвига II: ретроспективный романтизм. Линдерхоф и Нойшванштайн. Парк и социалистическая утопия. Уильям Моррис и Эбенезер Хауард о городе-саде. Сад и коммуна. Попытки осуществления садовой утопии. Новые типы садов. Кладбище-парк: Пер-Лашез. Ботанический и зоологический сад. Детский сад. Общественный сад: Гайд-парк, Сентрал Парк, Люксембургский сад, Бутт-Шомон. Сады-реконструкции: «сад Шекспира» в Париже, сады замка Вилландри. Вилландри и проблема символизма. Сад стиля «модерн». Антонио Гауди и парк Гюэль в Барселоне. Контрольные вопросы: 1) Охарактеризуйте викторианский садовый стиль 2) Расскажите о пейзажной архитектуре немецкого романтизма 3) Расскажите об идее города-сада 4) Расскажите о новых типах европейских садов 5) Расскажите об особенностях парка Гюэль в Барселоне
|