СОЧУВСТВИЕ
Очень часто неверно понимают, что означает сочувствие. Необходимо учитывать, что этот тон имеет два аспекта: 1) состояние человека, который выражает сочувствие; 2) состояние человека, которому выражают сочувствие. Первый аспект отражает тон человека, который понимает эмоциональное состояние, в котором находится тот или те, кому адресовано его сочувствие. Такой человек всегда чувствует боль окружающих его людей, раненых животных и сопереживает им. Действия родителей, осыпающих детей подарками и создающих им тепличные условия во время болезни, приводят к тому, что их дети, вырастая, начинают донимать своих начальников больничными листами и жалобами на то, что им “тру-у-удно” (ведь это всегда “срабатывало” тогда, когда он были маленькими, ведь так?) Это не значит, что сочувствие не имеет право на существование. Л. Рон Хаббард писал о том, что если бы мы не выражали сочувствия друг другу, мы не смогли бы выжить как вид (Из курса “Оценка поведения человека”) Речь идет о другом: сочувствие как длительное эмоциональное состояние приносит вред. Управляющий, находящийся в тоне 0.9, может до такой степени проникнуться жалобами своих подчиненных, что сильно рискует довести компанию до банкротства. Второй аспект тона 0.9 — это эмоциональное состояние человека, к которому проявляют сочувствие. Этот аспект отражает как бы другое направление потока. Человек стремится к тому, чтобы его пожалели и поддержали. Эта поддержка совсем иного рода, чем помощь друга по дому в воскресенье днем. Это смиренная коленопреклоненная мольба о моральной и физической поддержке. При этом человеку не нужно, чтобы его научили ловить рыбу, ему гораздо более необходимо, чтобы нашелся человек, который дал бы ему рыбу. Он разыграет целый спектакль на тему того, сколько трудностей он пережил, как тяжко ему было работать и как от многого ему пришлось отказаться и т.д. К тому же, он так болен! В этой категории людей мы находим таких, которые плачутся по поводу того, что “они не перенесут этих изменений в политике компании” и что “на выполнение этого проекта уйдут годы работы”. В этом тоне пребывают люди, которые не верят в то, что смогут выжить без поддержки других. Сочувствие имеет практическую ценность тогда, когда человек получил травму и нуждается в помощи. Поскольку человеку, в таком состоянии естественно выражать сочувствие, он действительно нуждается в поддержке. Вы, наверное, не раз наблюдали, что больных или травмированных людей окружают бодрые и энергичные люди. Это — часть механизма сочувствия. Вы могли заметить, что в последнее время увеличивается количество людей в тоне сочувствия, которые работают, “чтобы заработать себе на хлеб”. Если вы все же решитесь нанять такого человека на работу, не подпускайте его близко к оборудованию, которое может сломаться. Движение механизма будет раздражать человека в тоне 0.9, и он допустит его поломку, просто, чтобы избавиться от дискомфортного состояния. С этими людьми "не в порядке" лишь то, что они находятся низко на шкале тонов и поэтому не обращают снимание на то, что их окружает. Они подвержены несчастным случаям. У них неясные ощущения, и их способность контролировать движение падает по мере того, как они опускаются вниз по шкале тонов. Интересно отметить, что когда к человеку, находящемуся в этом тоне, систематически проявляется милосердие, это ему не помогает! Ему становится еще хуже, поскольку его бессилие подтверждается теми, кто дарит подарки, оказывает поддержку, а от него не требуется ничего взамен! Сказанное выше не предполагает, что для того, чтобы люди нормально работали, необходимо ввести режим жестокого подчинения или иные суровые меры, как не предполагает и того, что мы не должны обращать внимание на людей, нуждающихся в помощи! Сказанное выше означает лишь то, что сочувствие, как эмоция, имеет очень ограниченное практическое применение. Мы должны понимать, что реальная помощь означает изменение ситуации таким образом, что человеку больше не требуется помощь. Нам нужно очень хорошо подумать для того, чтобы понять, как именно нам следует поступать в подобных случаях, чтобы человеку, которому мы хотим помочь, от нашей помощи не стало еще хуже! Нашей целью должно быть не выражение сочувствия, а эффективная помощь. В результате мы будем иметь процветающие группы и высокий моральный дух их членов. Устойчивый тон 0.9 означает потери в бизнесе и личной жизни и его необходимо поднимать — ради всеобщего блага, а особенно ради блага человека, находящегося в этом тоне! В фильме “Унесенные ветром” — соперница Скарлетт 0'Хара, благовоспитанная леди, которая вышла замуж за Эшли; мать убийцы в фильме “Мертвая зона”. СТРАХ Страх — это очаровательный тон. Люди, пребывающие в тоне 1.0, врут даже тогда, когда вполне можно сказать и правду. Этому тону сопутствуют болезни, на которые люди тратят большую часть своей жизни. Такие люди подчиняются всем, но их преданность очень непостоянна. Они дружат с теми, кто в данный момент представляет для них самую большую угрозу и разрывают дружбу, как только чувствуют, что угроза миновала. Это трусы, которые избегают любого соприкосновения с опасностью — реальной или мнимой. Поскольку они находятся низко на шкале тонов, их внимание обращено в прошлое, их легко обмануть людям пребывающим в тоне скрытой враждебности и контролировать тем, чей тон 1.5 — злость. Один из аспектов того, почему люди, находящиеся в тоне страха, опасны для окружающих — это то, что они создают огромный беспорядок вокруг себя. На их наблюдения совершенно нельзя полагаться, их выводы неверны и приукрашены трагичными домыслами. Сталкивались ли вы с тем, что кто-то, не имеющий абсолютно никакого личного опыта в том, что вы хотите сделать яростно доказывал вам опасность последствий? Однажды, когда я еще учился в колледже, наша группа собиралась идти в поход в горы, и мы пригласили одну девушку присоединиться к нам. Так вот, ее реакцией было предупреждение о том, как это опасно, потому что в горах живет огромное количество людей, до зубов вооруженных топорами, и они убивают всех подряд! Она рассказывала жуткие истории про эти горы и только после того, как мы вернулись из похода, мы узнали, что она никогда в жизни не была в горах! Я вспоминаю, как во время этого похода мы лежали в спальных мешках, смотрели на звезды над головой и уже собирались заснуть, и тут моя девушка спросила меня, есть ли в горах медведи. Этого я не знал, но, на всякий случай, просто чтобы она выбросила это из головы, сказал, что здесь слишком высоко и медведей здесь не бывает. Она спокойно заснула, а я провел всю ночь без сна. Я боялся, что где-то поблизости бродят эти свирепые звери и даже видел какие-то подозрительные тени! Я хочу еще раз подчеркнуть, что ни тон страха, ни другие тона, которые находятся внизу шкалы, не являются чем-то плохим. Каждый из них существует в силу того, что, находясь на более высоких уровнях, мы не всегда можем получить то, что нам необходимо для выживания. Каждый тон занимает свое место в общей схеме и оказывается даже полезным в игре, называемой жизнью. Например, гуляя по лесу и встретив медведя, вы не станете говорить ему: “Здравствуй, Мишка!” и протягивать руку, чтобы потрепать его за ухом. Естественным чувством, которое испытывает нормальный, рационально действующий человек в тот момент, когда встречает медведя в лесу, является чувство страха. Страх необходим для выживания — испытывая чувство страха, мы ощущаем, что наши ладони и ступни покрываются потом. Это включает ваше внимание и скорость. Вы лучше видите дорогу, ветки деревьев, поверхность скалы и все остальное — и вот вы уже с воплем несетесь прочь, спасая свою жизнь! Оказавшись в безопасности, вы снова поднимаетесь вверх по шкале! Надо иметь в виду одну важную вещь, которая касается тонов, расположенных внизу на шкале: все они представляют ограниченную ценность для выживания. Но если человек долгое время находится в низком тоне, его жизнь становится все более и более невыносимой и все труднее поддастся контролю. Джуди Фостер в фильме “Молчание ягнят”, когда она сталкивается с характером Хопкина; Энн Арчер в фильме “Узкая полоса”; все те, кто смотрит фильмы с участием Стивена Кинга; Майкл Дуглас в фильме “Фатальный исход”; Рой Шейдер, когда он думает о лодках в “Челюстях”; молодой священник в фильме “Экзорсист”; Дастин Хоффман в фильме “ Человек дождя”.
|