Задание 1. Активное обращение парков к таким формам социально-культурной деятельности участников массовых мероприятий
Активное обращение парков к таким формам социально-культурной вызывающие эстетические переживания и влияющие на эмоциональное состояние аудитории, целенаправленно формируют отношение участников к социально значимым ценностям нашего общества. Массовые действия объединяют и сплачивают людей вокруг идейного содержания мероприятий. Аудиторию проводимых в парках мероприятий составляют люди, пришедшие отдохнуть в выходные и праздничные дни. Аудитория эта массовая, представляющая разные социальные общности. Поэтому в основе парковых мероприятий лежит исторически сложившийся тип социально-культурной деятельности людей - массовое народное гуляние. Участникам парковых гуляний присуща психологическая установка на активное общение, готовность к включению в действие. В то же время аудитория в парке обладает свободой выбора объектов внимания. Свои требования художественно - массовым мероприятиям предъявляет и пространственная среда парка. Планировка аллей и площадей, эстрад и сценических площадок, архитектурных объектов в парке предполагает свободное передвижение массы зрителей. Важным моментом, влияющим на длительность и устойчивость восприятия аудитории, является то, что в большинстве массовых мероприятий зритель лишен сидячих мест. Эти особенности требуют от художественно-массовых форм способности удовлетворять ожидания аудитории. Поэтому массовые действия в парке должны предполагать соучастие зрителей, организовывать и направлять их внимание и движение, обеспечивать разнообразие впечатлений. Названные выше театрализованные действия в наибольшей степени отвечают условиям и задачам парковых мероприятий, особенностям и потребностям аудитории. Жанровые решения художественно-массовых представлений определяются типом и атмосферой праздника. Торжественный характер мероприятия требует обращения к таким жанрам, как шествия-парады, концерты-встречи, к ритуально-зрелищной форм театрализации, к документально - публицистическим средствам выражения, а массовое народное гуляние прочно связано с преобладанием карнавальной формы шествий, обрядовых представлений, опирающихся на использование поэтических, музыкально-хореографических, художественных средств. Масштабы парковых гуляний, значительность их тематики требуют особой выразительности художественных средств, их повышенной эмоциональности. Поэтому основными компонентами художественно-массовых действий в парках выступают номера музыкально-пластических видов и жанров искусства. Музыка является одним из важнейших выразительных средств в парковых гуляниях. Она эмоционально настраивает людей, создает необходимую атмосферу действия и общения. И это важно для парка, музыка (особенно усиленная трансляцией) способна охватить большие пространства, посетителей, рассредоточенных по аллеям, привлечь их в нужную точку. Точно найденное музыкальное оформление способствует наиболее активному восприятию идейно-тематического содержания массового мероприятия. Столь же важны для театрализованного действия в парке и хореографические номера Особенное значение придается массовым танцам в фольклорных парковых мероприятиях. В массовых парковых мероприятиях значительная роль отводится символике, созданию обобщающих образов средствами декоративно-художественного оформления. Символика занимает место в зрелищах благодаря способности к обобщению идейного содержания, к передаче в сжатом виде крупных тематических эпизодов мероприятия, ограниченного во времени условиями парка. Обладая различными возможностями для удовлетворения требований к парковым мероприятиям, художественно-массовые действия выполняют разные функции в общей композиции массового гуляния. Предполагая создание целостного образа праздничных мероприятий, постановщик опирается на пространственную ориентацию аудитории и создание определенной последовательности впечатлений. Причем направленное и целостное восприятие одних художественно-массовых форм должно сочетаться со свободой выбора в других, изначально присущих гуляниям. Начало паркового мероприятия, его экспозиционная часть предполагают введение участников в круг тем и событий представления, приглашение к участию и создание необходимой атмосферы действия. Привлечь и собрать участников на соответствующей площадке, а затем организовать необходимое передвижение массы в парковых мероприятиях - эти задачи выполняют разнообразные шествия и интермедии. Причем шествие может быть организовано вне парка (на улицах города, поселка, вокруг парка) для того, чтобы привлечь людей к гулянию; и по аллеям самого парка в целях концентрации аудитории в необходимой точке, где будет разворачиваться пролог. В первом случае шествие обычно оканчивается у входа в парк, во втором - у центральной парковой эстрады. Главная задача парковых шествий — раскрывать эмоционально-тематическое звучание праздника (шествия ветеранов войны, воинов, спортсменов, костюмированных персонажей и т.д.). Шествия имеют жанровые подразделения: шествия-репортажи, шествия-концерты, шествия-парады и т.д. Другим важным композиционным моментом в художественно-массовых мероприятиях парка является завязка действия - включение аудитории в театрализованное представление, ее психологическое соучастие в проходящих событиях. Эти задачи в зависимости от характера и жанра массового мероприятия выполняют музыкально-поэтические композиции, карнавальные интермедии, театрализованные ритуалы и церемониалы (открытия, встречи и т.п.), митинги-концерты, такие формы художественно-массовых действий позволяют сконцентрировать внимание посетителей парка, эмоционально захватить их, вызвать сопереживание происходящему. При их организации следует выбирать игровую площадку, позволяющую собрать большую часть зрителей и являющуюся композиционным центром мероприятия. Дальнейшими композиционными задачами художественно-массовых мероприятий в парке являются: развитие темы в действии, разнообразие эмоциональных впечатлений и возможность активного проявления деятельности участников. Осуществляются эти цели с. помощью концертов, спектаклей на открытом воздухе, а также средствами массовых игр, викторин и других культурных мероприятий. Проводятся они в нескольких точках парка(на эстрадах, в Летнем театре, на спортивных полях и т.д.). что позволяет рассредоточить аудиторию, дать ей возможность выбора и смены объектов внимания по своему желанию. Причем для управления движением массы могут использоваться не только обращения по радиотрансляции, но и небольшие шествия оркестров, хоров, театрализованных персонажей. Функции кульминации паркового гуляния обычно выполняют театрализованные концерты и представления. Способность заразить, и объединит массу, сопереживанием действию обеспечивается повышенной эмоциональностью и яркостью художественных средств этих зрелищ. Здесь необходимо правильно спланировать возможность присутствия большого числа исполнителей и зрителей, обеспечить их наибольший контакт на главных «сценических» площадках парков - больших эстрадах, экстерьерах дворцов, центральных площадях у памятников и т.д. Финал гуляния как подведение смыслового итога должен учитывать установку участников на действенную активность, а также реализовывать потребность в массовом общении. Для этого постановщики используют разного рода шествия и ритуалы. При постановке праздничных зрелищ одной из главных задач художественно- декоративного оформления является создание особой среды действия, своеобразного игрового пространства. Реальность естественного фона в парковых мероприятиях диктует свою меру условности оформления. Попытки «правдоподобного» декорирования открытой площадки выглядят нелепо на естественном фоне. А яркие пятна декоративных элементов оформления организуют архитектурно-пространственную среду в единый композиционный образ. Паркам свойственен и своего рода «натурализм» в подаче зрелища, стремление вписать его в чисто природный экстерьер. Условность зрелища в парке распространяется на все компоненты действия. В парковых мероприятиях разнообразно используется и свет. В зрелищах распространено световое оформление как с помощью аппаратуры (стационарной или мобильной), так и средствами пиротехнических эффектов факелов, костров, фейерверков. Однако световое оформление целесообразнее предусматривать в вечернее время. Большинство же гуляний в парках проводится днем. В парковых мероприятиях стала чаще применяться техника: автомобили, пожарные и военные машины, подъемные краны, катера и вертолеты. Документальность как специфическая черта содержания художественно-массового действия в условиях паркового мероприятия имеет свои особенности и прежде всего предполагает воспроизведение реальных исторических событий. создает особую эмоционально насыщенную атмосферу. Характерной чертой постановок Эта особая достоверность места действия в сочетании с документальным текстом сценария, использованием подлинной исторической и современной атрибутики, участием реальных героев в представлении массовых праздников является объединение, взаимодействие актеров и зрителей. Тенденция к единству «сцены» и «зала» обусловлена тем, что в основе парковых мероприятий лежит народное гуляние, социально-психологическое содержание, которого предполагает внутреннюю установку участников на активное общение. Расположенные в парках игровые площадки предполагают «открытость» действия, участие в нем зрителей. Поэтому при организации действия необходимо подчеркивать его общность для всех участников, создавая необходимые «условия игры». Некоторые постановочные приемы, используемые при подготовке художественно-массовых мероприятий, позволяют создавать условия непосредственного общения всех участников, создавая необходимые условия непосредственного общения всех участников, включать их в действие (скоморохи, глашатаи, зазывалы, и т.д.). Широко распространено приглашение участников в общение с исполнителями хороводы, общее пение, включение зрителей в шествия, конкурсы, игры, состязания. Активизации участников в парке способствуют запланированные действия среди массы зрителей. Основным выразительным средством в парковых представлениях является действие масс. Основной герой - масса. К особенностям проведения парковых мероприятий относится и планировка игрового пространства. Пространственная среда парка является эстетически организованной композицией природного ландшафта зданий, малых архитектурных форм и т.д. При выборе игровых площадок учитывается возможность хорошей видимости и слышимости происходящего представления. К особенностям сценарного замысла относится обыгрывание природных условий, экстерьера парка, его архитектурно - художественной среды (зданий, фонтанов, скульптур). Разрабатывая мизансцены, организаторы включают их в композицию соответствующего паркового объекта. Тем самым естественная среда приобретает и игровой смысл, становится своеобразной «декорацией» действия, усиливая художественный эффект. Условиям парковых мероприятий соответствует и использование нескольких сценических точек на игровой площадке. Это постановочный прием позволяет осуществить непрерывное развитие действия, переводя его эпизоды с одной сценической площадки на другую. Открытые сценические площадки создают трудности в организации сменяемости выступающих коллективов. Эту задачу помогает решить планировка игровой площадки с несколькими сценическими точками. Переключение внимания зрителей с одной игровой точки на другую позволяет развивать действие непрерывно и без ущерба для восприятия осуществлять смену больших исполнительских коллективов. Выбор игровой площадки важен и сточки зрения подхода и размещения зрительской массы. Необходимо иметь достаточно обширную площадь и несколько подходов к ней. Наличие нескольких аллей, ведущих к игровой площадке, необходимо для четкой организации движения массы. При разработке маршрутов движения массы участников по парку необходимо ясно представить себе, пропускную возможность аллей и вместимость площадей. При продумывании планировки художественно-массового мероприятия и маршрутов движения его участников следует исходить из структуры парка. Это облегчает организацию и восприятие действия. Структуру и стиль парка необходимо учитывать и при определении формы и жанра художественно-массовых действий. Итак, при организации парковых мероприятий необходимо иметь в виду их особенности, обусловленные как массовой аудиторией, так и условиями парков. Поэтому сценарно-постановочный замысел художественно-массового мероприятия для парка должен предусматривать: 1. Организацию и управление вниманием и передвижением зрителей с помощью композиционного построения мероприятия и планировки его действий в пространстве. 2. Разнообразие впечатлений путем последовательности чередования выразительных средств и видов деятельности участников мероприятий. 3. Соучастие зрителей с помощью использования соответствующих игровых площадок и приемов. При выборе форм художественно-массовых действий следует учитывать их возможности по реализации композиционных задач в общей структуре массового мероприятия. Направления парковых методик: 1. Мероприятия на природе и вокруг самой природы. Создание условий для самодеятельного отдыха на природе. а) Мероприятия, где в основе показ животных. б) Художественно-зрелищные мероприятия в специфическом парковом жанре в) Использование природной зоны парка, как объекта художественной деятельности. г) Экологические, природопознавательные мероприятия. 2. Мероприятия в открытом пространстве городской среды (пустырь, бульвар + небо) - мероприятия построены по принципу единства места и времени (концерт на площадке, выставки на улице, водная акватория) - мероприятия «перемещающиеся» в пространстве населенного пункта (велогонка, прогулочный теплоход, шествия) - мероприятия, проводимые на нескольких площадках (на нескольких площадках одновременно) Задание 1 От входа в Главное здание Политехнического Университета пройдите 50 метров по азимуту 120 градусов. Перед вами окажется огромное дерево. Какое?
|