Нагайка
Нагайка — средство управления лошадью, представляющий собой плеть иногда со «шлепком» (кожаной бляшкой) на конце. Шлепок предназначался для того, чтобы не травмировать шкуру лошади относительно тонким кончиком плети при сильном ударе. Вместо шлепка нагайка могла иметь несколько кончиков, для той же цели — «рассеять» излишнюю энергию кончика плети, который в одиночку мог разорвать шкуру лошади при излишне сильном ударе. Иногда в шлепок, из ухарства, вшивали свинцовый утяжелитель или пулю. В этом случае нагайкой нужно было пользоваться осторожней, ибо сила воздействия утяжелённого кончика, естественно, возрастала. Плеть на языке разных народов Северного Кавказа называется по-разному. Нагайка — это «обрусевшее» название и происходит, по-видимому, от названия одного из народов Северного Кавказа — ногайцев (аналогично названию вида одежды — «черкеска» от черкесов, танец «лезгинка» от лезгинов и т. д.). Нагайка изготавливалась путём плотного сплетения кожаных ремешков, с мешочком на конце. В мешочек (называемый «шлепок») иногда вкладывался груз. Нагайка Существует несколько видов нагаек: · донская · кубанская · уставная (изготавливалась согласно уставу царской армии) · уральская. Донская нагайка имеет кольцо (металлическое или ременное) на конце древка, к которому прикрепляется плеть; в кубанской нагайке рукоятка оплетена кожей, плавно переходящей в плетение собственно плети. В современные нагайки в шлепок часто зашивается камень или пуля. Таким образом нагайка превращается в оружие ближнего боя. Наджак Польские наджаки XVII век Наджак (польск. Nadziak) — разновидность чекана. Состоял из стального наконечника, имевшего с одной стороны острый клюв-пробойник, а с другой — плоскую поверхность. Использовались в XV—XVII веках для пробиваниядоспехов. Их применяли, хоть и незначительно, польские гусары. Среди же польской шляхты наджаки пользовались популярностью — их использовали, как посох, а при надобности — как оружие. Китович пишет: Шляхтич, когда выходил из дому, прикреплял к боку саблю, брал в руки обух, который, помимо этого наименования, назывался также наджаком или чеканом. Выглядел он так: толстое древко, высотою от земли по пояс человеку, на конце, рукою удерживаемом, цилиндрический набалдашник — продолговатый серебряный, посеребренный или вообще латунный; на другом конце этого же древка крепко насажен молот железный, латунный, а то и серебряный, с одного конца подобный сапожническому молотку, другой же конец, если был плоско-раскован как топорик, то именовался чеканом, если выглядел как клюв, крупный, несколько загнутый, то назывался наджаком, если же он загибался в кольцо как баранка — звался обухом. Страшное вооружение было в руках поляка, особенно когда вокруг царили настроения, к склокам и дракам склоняемые. Саблей один другому рубил руки, рассекал губы, ранил голову, но пролитая кровь утихомиривала сражающихся. Обухом же наносили раны часто смертельные, не видев крови, а потому — не видя ее — не сразу опоминались, ударяли все сильнее и сильнее и — не раня кожу — ломали ребра и крушили кости. Шляхтичи, ходившие с этими обухами, более всего ими лишали здоровья своих подданных, а иногда и жизни. Поэтому на больших съездах, сеймах, сеймиках, трибуналах… не позволительно было показываться с наджаком. Инструмент этот и вправду был страшным, потому что когда один другого человека острым концом наджака ударял, то убивал сразу, вонзая железо в кость навылет
|