Образ тела в культурах мира
Тело человека как начальный центр культурных изменений в последующем не раз становилось моделью мира, служило для объяснения происхождения мира. Представления о человеке как взаимосвязанном мире – микрокосме, в котором слиты природные и духовные начала, часто встречается в религиозных и философских учениях. Древние мифы рассматривали человеческое тело, точнее, тело первочеловека, как прообраз антропоморфного космоса. При этом вселенная прямо уподоблялась самому человеку, а не просто наделялась теми или иными его качествами и атрибутами. В древнекитайской мифологии встречается мотив расчленения первосущества – Пань-гу. Этот миф впервые был зафиксирован в памятнике южных племен Китая III в. н.э. Тело Пань-гу превращается в свет и жизнь. Левый глаз засиял Солнцем, правый – заблестел Луной. Четыре конечности стали четырьмя сторонами света, пять внутренних частей тела – пятью священными горами. Кровь превратилась в реки и ручьи, а жилы и вены стали дорогами, покрывшими землю. Плоть Пань-гу стала почвой, а волосы на голове и усы – растительностью на ней, зубы и кости – золотом и каменьями, костный мозг – жемчугом и нефритом; предсмертный пот, выступивший на теле Пань-гу, стал дождем и росой (См.: Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994. – С. 335.). Подобные представления можно найти и в зороастрийской литературе, и в древнеиндийских книгах священного Знания – Ведах, и в самой главной из них – “Ригведе”, в которых повествуется, что Вселенная возникла из тела Первозданного человека. В “Гимне о Пуруше” описано, как этого мифического великана бессмертные боги рассекли на части. Из уст Пуруши возникли брахманы – жрецы, руки его стали кшатриями – воинами, из бёдер родились вайшьи – земледельцы, ноги превратились в низшее сословие – шудры. Не только люди, но и сам мир, Вселенная – это тоже части Первочеловека. В результате этого жертвоприношения всё приняло привычный для нас порядок. Месяц произошёл из разума, из головы – небо, а из ушей – страны света. Дыхание Пуруши стало ветром, око – Солнцем и т.д. В более поздних мифах картина мира усложняется, но всё равно Вселенная уподобляется человеку. Так, согласно религиозному учению Древней Индии – джайнизму, небо соответствует верхней части тела человека, земля – области бедер, а преисподняя сопоставляется с нижней частью тела. Следует обратить внимание на то, что в древних мифах социальная иерархия как бы повторяет космическую. Эти идеи позднее были развиты в трудах европейских философов, в частности, английский философ Томас Гоббс (1588-1679) в своём “Левиафане” пытался объяснить сущность государства по аналогии с человеческим телом. Подводя итог, напомним слова П.А. Флоренского из его статьи “Макрокосм и микрокосм”: “Различными путями мысль приходит всё к одному и тому же признанию: идеального сродства мира и человека, их взаимообусловленности, их пронизанности друг другом, их существенной связанности между собой. <...> Биологически – всё, окружающее нас, есть наше тело, продолжение нашего тела, совокупность дополнительных наших органов” (Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм//Флоренский П.А. Оправдание Космоса. – М., 1994. – С. 184.). Подобная взаимосвязь тела человека и создаваемых им картин мира и общества убеждает в том, что для каждого человека за терминами “иметь тело” и “быть телом”, “относиться к телу” стоит глубокий культурный смысл. Единство макро- и микрокосма основано на понимании единства самого человека. Именно с телом человека связана оценка психических состояний человека, постижение его внутреннего мира. Первый трактат по физиогномике дошёл до нас от древних греков и приписывается Аристотелю, который высказывал суждения о ненадёжности используемых физиогномикой методов, таких, как сопоставление форм и “характеров” животных и людей, изучение расовых различий в строении тела и соответствующих особенностей психики, установление специфики поведения и эмоционального реагирования в зависимости от внешности человека. Римский врач Гален, живший во II в. н.э., расценивал физиогномические знания как “возможные и полезные”. Древним грекам принадлежит идея выводить моральную красоту из красоты физической. Их герои полны гармонии и совершенства. Практически нельзя встретить выражения уродств. В истории культуры именно с уродством связывали злые помысли человека, греховные деяния. Уродство рассматривалось как плата детей за грехи родителей, за собственную греховную стезю. Позднее каноны телесной красоты будут выверяться с помощью механики. Леонардо да Винчи ссылается на труд “О зодчестве” Витрувия (римского зодчего, архитектора второй половины I в. до н.э. – Л.В.), в котором говорится, что размеры человека устроены природой так, что четыре пальца равны ширине кисти, четыре кисти в ширину равны одной стопе, шесть кистей – одному локтю (мера длины, равная примерно 52 см), четыре локтя – росту человека, и 24 кисти в ширину равны росту человека. И эти размеры соблюдены в его постройках. Если ты раздвигаешь ноги настолько, что укорачиваешься в росте на 1/14, и если ты тогда разводишь руки и поднимаешь их так, что касаешься средними пальцами макушки головы, то должен ты знать, что центром круга, описанного концами вытянутых членов, будет пупок, и что пространство между ногами образует равнобедренный треугольник. А пролет распростёртых рук человека равен его росту (См.: Леонардо да Винчи. Анатомия. Записи и рисунки: пер. с итал. – М., 1965. – С. 526.). Следовательно, мы можем с уверенностью сказать, что взгляд на окружающий мир, когда микрокосм – человек и макрокосм – Вселенная рассматривались как взаимно подобные и внутренне единые, составлял сердцевину религиозно-мифологического и философско-эстетического сознания и в разной степени определял мировоззрение культур разных народов мира.
|