Студопедия — МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ






МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ

Масляные краски представляют собой композицию жидкого масла с порошкообразным пигментом. Масло связывает частички пигмента и придает им консистенцию, необходимую для того, чтобы краски можно было наносить кистью на грунт, на котором по высыхании они образуют плотно прилегающий, эластичный, твердый и прочный слой. Масляная краска, однако, не является простой смесью масла с пигментом, суспензией твердых частичек пигмента в коллоидном связующем; свои специфические свойства она приобретает только в результате весьма тонкой дисперсности пигмента.

Паста масляной краски должна быть удовлетворительной со всех точек зрения, она не должна выделять связующее и высыхать в тубах, необходимо, чтобы все частички пигмента были теснейшим образом смешаны с маслом, чтобы они были вполне «смочены» маслом. Под «смачиванием» мы понимаем адсорбцию поверхностно активных молекул компонентов связующего на поверхность пигмента. От этого процесса зависит прочность связи между связующим и пигментом.

Рис. 11. Суспензия пигмента в связующем, структура красочной суспензии (заимствовано из книги Дринберга: «Технология пленкообразующих веществ», 1948 г.) 1. Адсорбционный слой; 2. Солызатная оболочка; 3. Пигмент; 4. Связующее

Масляная краска представляет собой типичную коллоидную дисперсию, в которой частички пигмента окружены ориентированными молекулами связующего; эти молекулы адсорбированы на поверхности указанных частичек, как в другом коллоидном образовании — в эмульсии, где молекулы поверхностно активного вещества или эмульгатора окружают диспергированную жидкость, препятствуя слиянию ее частичек. В дисперсной системе «масло — пигмент» частички пигмента также окружены адсорбированными молекулами поверхностно активной жирной кислоты, и эти оболочки препятствуют тому, чтобы отдельные частицы пигмента соприкасались друг с другом. Масляная краска имеет поэтому пастообразную жидкую консистенцию, и даже при длительном хранении пигмент не отделяется от масла и не оседает.

Легкость и скорость смачивания зависит от натяжения на границе дисперсных фаз и от температуры. Чем это пограничное натяжение ниже, а температура выше, тем вещества легче и быстрее смачиваются. Пограничное натяжение можно понизить, если добавить в связующее какое-нибудь вещество с более низким поверхностным натяжением*, например в водяное связующее — мыло.

Можно добиться более быстрого смачивания пигмента масляным связующим путем предварительного смачивания пигмента жидкостью, поверхностное натяжение которой ниже поверхностного натяжения масла, например этиловым спиртом или эфиром. Однако так как совершенно не нужно, чтобы масляные краски содержали подобные вещества, то наиболее полного смачивания мы достигаем путем растирания пигмента с маслом сначала в тестообразную пасту, которую оставляем в покое на несколько недель, после чего приступаем к собственно растиранию красок. Простое смешение пигмента с маслом и даже растирание еще не гарантирует образования такой совершенной дисперсии, когда краски не будут высыхать в тубах.

Растирание красок. Раньше краски терли вручную в художественных мастерских; в настоящее время краски растирают на специальных машинах. Сначала в мешалках смешивают пигмент с маслом в густое тесто, а затем растирают на вальцовых краскотерках или дисковых краскотерках с Вальцовые краскотерки более производительны, чем дисковые краскотерки, так как их рабочая поверхность значительно больше поверхности дисковых краскотерок.

Краскотерки старых моделей двухвальцовые, новейших моделей — трехвальцовые, а краскотерки для большего количества краски — многовальцовые. Вальцы должны быть изготовлены из порфира. Дисковые краскотерки менее производительны, и на них можно тереть только более жидкую краску, которая, однако, удовлетворяет требованиям живописи. Трущие поверхности этих краскотерок должны быть фарфоровыми, а не железными.

Растирание красок вручную в настоящее время не практикуется, так как это связано со значительной потерей времени. В прошлые времена эту работу выполнял помощник живописца. По сравнению с красками, получаемыми на краскотерках, краски, тертые вручную, отличались одним бесспорным преимуществом: в процессе растирания художник мог придать краске такие свойства, которые удовлетворили бы его замыслам. Причем он мог достигнуть этого как выбором масла, так и разными добавками (смол, бальзамов, сгущенных масел и т. д.), с помощью которых краска приобретала необходимые качества.

Хотя растирание красок вручную является весьма простым процессом, но трудоемким и длительным, оно осуществляется либо на плите из твердого камня, лучше всего из порфира, с абсолютно ровной поверхностью размером не меньше 40x50 см, либо на толстой стеклянной плите, также с ровной поверхностью, но слегка матовой.

Стеклянную плиту следует положить на более толстое основание и обрамить ее планками, не доходящими до поверхности плиты. Для растирания применяются конические куранты (бегуны) из твердого камня, стекла или из более мягкого материала, нижняя поверхность которого снабжена пластинкой также из твердого камня, например арканзаса. Краски растирают на льняном масле холодного прессования. Изготовители красок больше всего ценят хорошо отстоявшееся не меньше чем в течение одного года масло, имеющее среднее кислотноечисло. В противоположность этому, некоторые живописцы, которые сами выжимают льняное масло на ручных прессах, отдают предпочтение свежевыжатому, более жидкому маслу, которое принимает большее количество пигмента, чем отстоенное масло. Масляная краска со свежим маслом обладает большей укрывистостыо и легче стекает с кисти, так что ею можно выполнить и весьма тонкие детали. Сначала смешивают масло с пигментом в густую пасту (легкое нагревание облегчает эту работу), которую оставляют на длительное время в покое, причем предохраняют ее от доступа воздуха и действия света.

Рис. 12. А. В — стальные шпатели; С — малярный шпатель — мастерок

Растирают шпателем небольшое количество краски (размером приблизительно с грецкий орех) по всей поверхности плиты весьма тонким слоем и трут вращательными движениями в направлении от края плиты к ее середине, как показано на рис. 13.

Рис. 13. Схема растирания красок вручную

Всю эту операцию повторяют несколько раз, пока краска не станет достаточно мелкодисперсной, грубодисперсные пигменты, например цинковые белила, кадмий или ламповую сажу, можно растирать на ручной краскотерке, в особенности когда речь идет о больших количествах. Однако для более тонкого растирания грубодисперсных и твердых пигментов такая краскотерка не годится. Тертую краску хранят в тубах, которые рекомендуется покрыть внутри цапоновым лаком для предохранения красок от действия металла. Рабочую поверхность краскотерок очищают заменителем скипидара, а затем жидким мылом; засохшую краску удаляют водным раствором щелочи либо смесью бензола, денатурированного спирта и нашатырного спирта.

Маслоемкость пигментов46 зависит от целого ряда факторов, в том числе от удельного веса пигмента47. Маслоемкость масляных красок приведена в нижеследующей таблице.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 330. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия