Студопедия — Повторение мантры Харе Кришна
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Повторение мантры Харе Кришна






 

Несмотря на то что слова «Харе Кришна» уже вошли в наш обиход, практически мало кто знает, что они означают. Что это - многократно повторяющееся заклинание, которое должно загипнотизировать тех, кто его произносит, форма ухода от жизни или подлинная медитация, действительно способная расширить и углубить наше видение действительности? В этом кратком эссе, записанном Шрилой Прабхупадой в конце 1966 года на его первой долгоиграющей пластинке, раскрывается внутренний смысл мантры Харе Кришна.

 

Трансцендентная вибрация, возникающая в результате повторения Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, - это возвышенный метод возрождения нашего трансцендентного сознания. Как живые вечные души, мы все - изначально сознающие Кришну существа, но сейчас наше сознание осквернено материальной атмосферой, поскольку с незапамятных времен мы соприкасаемся с материей. Материальная атмосфера, в которой мы сейчас живем, называется майей, то есть иллюзией. Слово майя означает «то, чего нет». Что же это за иллюзия? Она заключается в том, что все мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя на самом деле находимся в тисках ее суровых законов. Когда слуга пытается изображать из себя всемогущего господина, говорят, что он находится в иллюзии. Мы пытаемся эксплуатировать ресурсы материальной природы, но на деле все больше и больше запутываемся в ее сетях. Поэтому, несмотря на то что мы ведем тяжелую борьбу с природой, стремясь покорить ее, мы попадаем во все большую зависимость от нее. Эта иллюзорная борьба с материальной природой сразу же прекратится, как только мы возродим в себе вечное сознание Кришны.

 

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе - трансцендентный метод возрождения этого изначального, чистого сознания. Произнося этот трансцендентный звук, мы можем очистить свое сердце от любых страхов. В основе всех этих страхов лежит ложное сознание: «Я - господин всего, что вижу».

 

Сознание Кришны не является чем-то искусственно навязанным уму. Это сознание - изначальная, естественная энергия живого существа. Когда мы слушаем трансцендентный звук мантры Харе Кришна, это сознание возрождается. Этот простейший метод медитации рекомендован для нынешнего века. Можно убедиться на практике, что повторение этой маха-мантры, то есть Великой Песни Освобождения, позволяет сразу же ощутить трансцендентный экстаз, приходящий непосредственно из духовной сферы. Придерживаясь материальных представлений о жизни, мы заняты удовлетворением чувств, как будто находимся на более низкой, животной стадии. Тот, кто немного поднимается над уровнем чувственных наслаждений, чтобы вырваться из материальных оков, занимается эмпирическим философствованием. Достаточно разумный человек превосходит уровень эмпирического философствования и пытается обнаружить высшую причину всех причин - внутри и вовне всего сущего. И когда он действительно достигает уровня духовного понимания, поднявшись над сферами чувств, ума и интеллекта, то находится на трансцендентном уровне. Повторение мантры Харе Кришна происходит на духовном уровне, поэтому эта звуковая вибрация выходит за рамки всех низших уровней сознания: чувственного, умственного и интеллектуального. Поэтому для повторения маха-мантры не нужно понимать, что она означает, а также прибегать к помощи эмпирического философствования или прилагать какие-либо интеллектуальные усилия. Это приходит само собой, непосредственно с духовного уровня, поэтому каждый может принять участие в пении и повторении мантры, и для этого не требуется обладать никакими особыми качествами. Предполагается, конечно, что на более высокой ступени человек, обладая духовным знанием, не должен совершать оскорблений.

 

На начальных стадиях человек может не ощущать всех проявлений трансцендентного экстаза, которых насчитывается восемь: 1)потеря дара речи; 2)испарина; 3)волосы на теле встают дыбом; 4)дрожание голоса; 5)озноб; 6)побледнение кожи; 7)плач в экстазе; 8)транс. Однако нет сомнения, что, если человек повторяет мантру в течение некоторого времени, он сразу же поднимается на духовный уровень, и первый признак этого - желание танцевать во время пения мантры. Мы наблюдали это на практике. Даже ребенок может принять участие в этом пении и танце. Разумеется, тому, кто слишком запутался в материальной жизни, потребуется чуть больше времени, чтобы достичь этой нормы, но даже такой погрязший в материальном человек очень быстро поднимется на духовный уровень. Когда мантру поет с любовью чистый преданный Господа, она оказывает сильнейшее воздействие на слушателей, поэтому, чтобы достичь немедленного эффекта, мы должны слушать пение и повторение мантры из уст чистого преданного Господа. Насколько это возможно, необходимо избегать слушать, как поют и повторяют мантру непреданные. Молоко, которого коснулись губы змеи, становится ядовитым.

 

Слово Хара - это форма обращения к энергии Господа, а Кришна и Рама - формы обращения к Самому Господу. И Кришна, и Рама, оба имени означают «высшее наслаждение», а Хара - это высшая энергия наслаждения Господа, в звательном падеже принимающая форму Харе. Высшая энергия наслаждения Господа помогает нам достичь Его.

 

Материальная энергия, называемая майей, также одна из многочисленных энергий Господа. И мы, живые существа, тоже энергия, пограничная энергия Господа. О живых существах говорится, что они выше материальной энергии. Когда высшая энергия соприкасается с низшей, возникает неестественная ситуация, но, когда высшая пограничная энергия соприкасается с высшей энергией, Харой, она утверждается в своем нормальном счастливом состоянии.

 

Эти три слова: Харе, Кришна и Рама - трансцендентные семена маха-мантры. Пение и повторение мантры - это духовный призыв к Господу и Его энергии защитить обусловленную душу. Оно подобно непритворному плачу ребенка по своей матери. Мать Хара помогает преданному обрести милость Господа-Отца, и Господь являет Себя преданному, искренне повторяющему эту мантру.

 

В наш век раздоров и лицемерия никакие другие средства духовного самоосознания не являются столь эффективными, как пение и повторение маха-мантры: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

 

Сознание Кришны -

йога нашего века

 

Мы видим, что в наши дни йога стала предметом изучения на многочисленных курсах. В книгах, рассчитанных на массового читателя, ее рекламируют как средство, позволяющее улучшить здоровье, похудеть, приобрести умственное превосходство над другими, добиться успеха в делах и повысить сексуальную потенцию. Однако истинная йога - нечто совершенно иное. В этой лекции Шрила Прабхупада открывает нам некоторые древние тайны подлинной йоги.

 

чето-дарпана-марджанам

бхава-махадавагни-нирвапанам

шрейах-каирава-чандрика-витаранам

видйа-вадху-дживанам

анандамбудхи-вардханам пратипадам

пурнамритасваданам

сарватма-снапанам парам

виджайате шри-кришна-санкиртанам

 

Слава движению санкиртаны! Парам виджайате шри-кришна-санкиртанам. Пятьсот лет назад, когда Господу Чайтанье Махапрабху было всего шестнадцать лет, Он положил начало этому движению санкиртаны в Навадвипе (Индия). Он не изобретал никакой собственной религиозной системы, как это делают те, кто изобретает их в наши дни. На самом деле религию нельзя изобрести. Дхармам ту сакшад бхагават-пранитам. Религия - свод законов Бога. Живя в государстве, мы не можем не подчиняться его законам. Аналогичным образом, мы не можем жить, не подчиняясь законам Бога. И в «Бхагавад-гите (4.7) Господь говорит, что всякий раз, когда наблюдаются отклонения в исполнении религиозных обязанностей (йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата) и начинает преобладать неблагочестивая деятельность (абхйуттханам адхармасйа), «появляюсь Я [Кришна]» (тадатманам сриджамй ахам). И в материальном мире можно видеть проявление того же самого принципа: как только где-нибудь нарушаются законы государства, появляется государственный чиновник или полицейский, чтобы «навести порядок».

 

Господу Чайтанье Махапрабху поклоняются Госвами. Их было шестеро: Рупа Госвами, Санатана Госвами, Рагхунатха Бхатта Госвами, Джива Госвами, Гопала Бхатта Госвами и Шри Рагхунатха дас Госвами. Слово го имеет три значения: «земля», «корова» и «чувства». А свами означает «хозяин». Таким образом, слово госвами означает, что они были хозяевами своих чувств. Как только человек становится хозяином своих чувств, то есть госвами, он может прогрессировать в духовной жизни. Таков истинный смысл слова свами. Свами означает, что человек не слуга своих чувств, а их хозяин.

 

Рупа Госвами, возглавлявший этих шестерых Госвами, написал прекрасный стих в честь Господа Чайтаньи Махапрабху:

 

анарпита-чарим чират

карунайаватирнах калау

самарпайитум уннатоджджвала-расам

сва-бхакти-шрийам

харих пурата-сундара-

дйути-кадамба-сандипитах

сада хридайа-кандаре спхурату

вах шачи-нанданах

 

Ч.-ч., Ади, 1.4

 

Калау означает этот век, век Кали, железный век, исполненный скверны, век раздоров и разногласий. Рупа Госвами говорит, что в этот век Кали, когда царят разногласия и ссоры, «Ты нисшел, чтобы принести высочайшую любовь к Богу». Самарпайитум уннатоджджвала-расам - и не только высшую, но и самую великолепную расу, трансцендентное состояние. Пурата-сундара-дйути - «Твое тело цветом напоминает золото, его блеск. Ты так милостив, что я благословляю каждого (Госвами могут даровать благословения, так как они овладели своими чувствами), чтобы эта форма Господа, Господь Чайтанья Махапрабху, вечно танцевал в его сердце».

 

Когда Рупа Госвами впервые встретил Господа Чайтанью Махапрабху в Праяге, Господь Чайтанья танцевал на улице и пел: «Харе Кришна, Харе Кришна». Тогда Рупа Госвами также вознес молитву: намо маха-ваданйайа кришна-према-прадайа те - «Ты - самое щедрое из всех воплощений, ибо раздаешь любовь к Богу». Кришна-према-прадайа те / кришнайа кришна-чаитанйа-намне гаура-твише намах - «Ты - Сам Кришна, ибо, если бы Ты не был Кришной, Ты не мог бы раздавать кришна-прему, любовь к Богу, потому что любовь к Кришне обрести не так просто. Однако Ты щедро раздаешь эту любовь всем и каждому».

 

Так в Бенгалии, в Навадвипе, началось движение санкиртаны. В этом смысле бенгальцам очень повезло, что это движение было начато в их стране Господом Чайтаньей, предсказавшим:

 

притхивите ачхе йата нагаради грама

сарватра прачара хаибе мора нама

 

«Во всех селениях и городах по всему миру - всюду будет проповедоваться это движение санкиртаны«. Таково Его предсказание.

 

Итак, по милости Господа Чайтаньи, это движение уже появилось в странах Запада, начиная с Нью-Йорка. Наше Движение санкиртаны было основано в 1966 году в Нью-Йорке. В то время я приехал и начал петь мантру Харе Кришна в Томпкинс-Сквере. Я пел там в течение трех часов, аккомпанируя себе на маленькой мриданге (барабане), а эти американские юноши и девушки собирались послушать меня и со временем присоединились ко мне. Так распространялось это Движение. Оно началось в помещении одного из нью-йоркских магазинчиков на Второй Авеню, в доме 26. Позже мы открыли отделения в Сан-Франциско, Монреале, Бостоне, Лос-Анджелесе, Буффало и Колумбусе. Сейчас [1970г.] у нас двадцать четыре отделения, в том числе одно в Лондоне и одно в Гамбурге. В Лондоне проповедуют только молодые американцы и американки. Они не санньяси, не ведантисты, не индусы и не индийцы, но очень серьезно отнеслись к этому Движению. Даже в лондонской «Таймс» была опубликована статья, озаглавленная: «Песнь Кришны изумляет Лондон». Таким образом, сейчас в нашем Движении участвуют много людей. Все мои ученики, по крайней мере, в этой стране, - американцы и европейцы. Они поют, танцуют и распространяют журнал «Бэк ту Годхед». У нас уже издано много книг: «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гита как она есть», «Учение Господа Чайтаньи»* и «Ишопанишад». Неправильно считать, что это Движение основано только на религиозных чувствах. Не думайте, что эти юноши танцуют из какой-то религиозной сентиментальности или фанатизма. Нет. Наше Движение имеет глубочайшие философские и теософские корни.

 

* В русском переводе «Учение Шри Чайтаньи». (Прим. переводчика.)

 

Для примера обратимся к Чайтанье Махапрабху. Проповедуя, Он пришел в Бенарес - центр санньяси-майявади. Последователи Шанкарачарьи главным образом сосредоточены в Бенаресе. Во время Своего пребывания в этом городе Господь Чайтанья пел и танцевал на улицах. Некоторым это очень нравилось, поэтому Он скоро приобрел популярность. Одному выдающемуся санньяси, Пракашананде Сарасвати, возглавлявшему многочисленную общину санньяси-майявади, сообщили, что из Бенгалии пришел некий молодой санньяси, который замечательно поет и танцует. Пракашананда Сарасвати был великим ведантистом, и ему это пришлось не по душе. Он сказал: «Это псевдосанньяси. Он поет и танцует, а санньяси этим не занимаются. Санньяси должен постоянно изучать философию и «Веданту»».

 

Тогда один из преданных, которому не понравились замечания Пракашананды Сарасвати, вернулся и сообщил Господу Чайтанье, что Его критикуют. Этот преданный устроил встречу всех санньяси, и на ней состоялся философский диспут по «Веданте» между Пракашанандой Сарасвати и Господом Чайтаньей Махапрабху. Эти события и философские диспуты описаны в нашей книге «Учение Господа Чайтаньи». Самое удивительное, что сам Пракашананда и все его последователи стали вайшнавами.

 

До этого состоялась знаменитая дискуссия между Чайтаньей Махапрабху и Сарвабхаумой Бхаттачарьей, величайшим логиком того времени, который также был майявади, имперсоналистом и тоже был обращен. Итак, движение Чайтаньи Махапрабху - не сентиментализм. Тот, кто хочет понять движение санкиртаны с помощью философии и логики, обнаружит у него очень серьезную философскую основу. Для этого есть все возможности, так как это движение имеет научную основу и опирается на авторитет Вед. Но эта философия преподносится так, что становится доступна каждому. И в этом величие нашего Движения. Кем бы человек ни был - великим ученым, философом или ребенком - он без труда может принять в нем участие. Другие системы самоосознания: методы гьяны или йоги тоже авторитетны, но в этот век их практиковать невозможно. Таково заключение Вед:

 

крите йад дхйайато вишнум

третайам йаджато макхаих

двапаре паричарйайам

калау тад дхари-киртанат

 

Бхаг., 12.3.52

 

В Сатья-югу, Золотой век, можно было заниматься медитацией. Например, Валмики Муни, прежде чем достичь совершенства, медитировал шестьдесят тысяч лет. Но когда теперь наступает старость? Кроме того, для медитации, как говорится в «Бхагавад-гите», необходимо уединенное место, так как заниматься этим нужно в одиночестве, сидя в неподвижной позе и строго соблюдая обет безбрачия и т.д. Все это регулируется множеством правил и предписаний, поэтому заниматься медитацией аштанга-йоги сейчас практически невозможно. Если человека удовлетворяет имитация этого, тогда другое дело, но если он хочет достичь совершенства, то должен пройти все восемь ступеней аштанга-йоги. Если же это невозможно, он только зря потратит время.

 

Какова конечная цель йоги или медитации? Контакт со Всевышним, Сверхдушой, Верховным Господом, - цель и объект всех методов йоги. Аналогично этому, философское исследование, метод гьяны, также нацелен на постижение Верховного Брахмана. Это, безусловно, признанные методы, но, согласно авторитетным описаниям, в этот железный век Кали они неприменимы. Поэтому нужно обратиться к методу хари-киртаны. Его может практиковать каждый без какой-либо предварительной подготовки. Необязательно изучать философию или «Веданту». Таков урок, который можно извлечь из встречи Господа Чайтаньи с Пракашанандой Сарасвати.

 

Когда Господь Чайтанья и Пракашананда Сарасвати детально обсуждали философию «Веданты», Пракашананда Сарасвати прежде всего спросил у Чайтаньи Махапрабху: «Я знаю, что в юности Ты был очень серьезным ученым [Господь Чайтанья действительно был великим ученым. Его звали Нимай Пандит, и в возрасте шестнадцати лет Он одержал победу над великим ученым из Кашмира, Кешавой Кашмири.] Мне известно, что Ты - большой знаток санскрита, и Твои познания, особенно в логике, очень обширны. Кроме того, Ты происходишь из семьи брахманов, и теперь Ты - санньяси. Почему же Ты поешь и танцуешь, вместо того чтобы читать «Веданту»?» Таким был первый вопрос Пракашананды Сарасвати, и Господь Чайтанья ответил: «Дело в том, что мой духовный учитель, давая Мне посвящение, сказал, что Я - большой глупец. «Тебе ни к чему обсуждать «Веданту», - сказал он Мне, - Ты только впустую потратишь время. Просто повторяй Харе Кришна, и Ты достигнешь успеха»». Таков был Его ответ. Конечно же, Чайтанья Махапрабху не был глупцом, и «Веданта», разумеется, предназначена не для глупцов. Для того чтобы понять «Веданту», необходимо быть достаточно образованным и достичь определенного уровня. Каждое ее слово имеет великое множество значений, которые объясняются в многочисленных комментариях Шанкарачарьи и Рамануджачарьи, составляющих огромные тома на санскрите. Но способны ли мы понять «Веданту»? Нет, это невозможно. Может быть, на это способны один-два человека, но для широких масс это невозможно. Так же невозможно практиковать и йогу. Итак, когда человек обращается к методу Чайтаньи Махапрабху, повторению мантры Харе Кришна, первое, что к нему приходит, - чето-дарпана-марджанам: его сердце очищается от всей скверны благодаря одному лишь повторению. Повторяйте мантру! Никаких расходов, никаких убытков. Даже если человек будет читать мантру всего одну неделю, он увидит, насколько углубятся его духовные знания.

 

К нам приходят много учеников, привлеченных одним только пением мантры, и они постигают философию и очищаются. Движение, основанное нашим Обществом, началось всего-навсего четыре года назад, в 1966 году, и у нас уже открыто много филиалов. Американские юноши и девушки относятся к этому очень серьезно, и они счастливы. Спросите любого из них. Чето-дарпана-марджанам. Они очищают сердце от скверны, просто повторяя: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

 

Следующий момент - бхава-махадавагни-нирвапанам: как только сердце очищается от скверны, все проблемы материального существования немедленно разрешаются. Этот мир сравнивают с давагни, пылающим лесным пожаром. В материальном мире никто не хочет быть несчастным, но несчастья приходят вопреки нашей воле. Таков закон материальной природы. Никто не хочет, чтобы возникали пожары, но в каком бы месте города мы ни оказались, мы увидим пожарных за работой. Пожары неизбежны. Аналогичным образом, существует очень много такого, чего никто не хочет. Никто не хочет умирать, но смерть существует. Никто не хочет болеть, но болезни существуют. Никто не хочет стареть, но старость существует. Все это существует помимо нашей воли, вопреки нашему желанию.

 

Таким образом, мы должны рассмотреть состояние этого материального бытия. Человеческая форма жизни дается для познания, а не для того, чтобы тратить драгоценное время, как это делают животные, на еду, сон, совокупление и оборону. Это не является достижением цивилизации. В «Бхагаватам» говорится, что это тело создано не для того, чтобы в поте лица своего трудиться только ради удовлетворения чувств.

 

найам дехо деха-бхаджам нри-локе

каштан каман архате вид-бхуджам йе

 

Бхаг., 5.5.1

 

Заниматься тяжелым трудом и получать удовлетворение от чувственных наслаждений - удел свиней, а не людей. Человек должен учиться тапасье. Столько великих мудрецов, столько великих царей и столько брахмачари и санньяси, особенно в Индии, посвятили свою жизнь великой тапасье, чтобы очнуться ото сна. Господь Будда был царевичем, но отказался от всего и посвятил себя тапасье. Это настоящая жизнь. Когда царю Бхарате, в честь которого Индия была названа Бхарата-варшей, было двадцать четыре года, он оставил царство, молодую жену и маленьких детей и ушел, чтобы посвятить себя тапасье. Когда Господу Чайтанье Махапрабху исполнилось всего двадцать четыре года, Он покинул молодую жену, мать, бросил все. Таких случаев очень много. Индия - земля тапасьи, но мы забываем об этом. Сейчас мы превращаем ее в страну технологии. Удивительно, что Индия больше не проповедует тапасью, ведь Индия - это земля дхармы: дхарма-кшетре куру-кшетре.

 

Но в этот железный век деградирует все, не только Индия. Это происходит следующим образом: прайеналпайушах сабхйа калав асмин йуге джанах (Бхаг., 1.1.10). В этот век Кали продолжительность жизни сокращается, и люди не стремятся к самоосознанию, а если и стремятся, то их неизменно вводят в заблуждение многочисленные лидеры-обманщики. Это век всеобщего разложения. Поэтому метод повторения Харе Кришна, предложенный Чайтаньей Махапрабху, - лучший и простейший из всех.

 

харер нама харер нама

харер намаива кевалам

калау настй эва настй эва

настй эва гатир анйатха

 

«В этот век Кали нет иной религии, кроме прославления Господа произнесением Его святого имени, - на этом сходятся все писания. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути». Этот стих содержится в «Брихан-нарадия-пуране». Харер нама харер нама харер намаива кевалам. Просто повторяйте Харе Кришна. Нет иного пути. Калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха. В этот век Кали нет иного пути для самоосознания. Нам не остается ничего другого, как принять его.

 

В «Шримад-Бхагаватам» есть похожий стих. В третьей главе Двенадцатой песни Шукадева Госвами рассказывает Махарадже Парикшиту о пороках этого века. Сейчас уже все признаки века Кали налицо. Но, завершая это описание, Шукадева Госвами сказал: калер доша-нидхе раджанн асти хй эко махан гунах - «Мой дорогой царь, этот век Кали исполнен пороков, однако он предоставляет одну замечательную возможность». Какую? Киртанад эва кришнасйа мукта-сангах парам враджет - «Всего лишь повторяя мантру Харе Кришна, можно достичь освобождения и вернуться к Богу».

 

Это и практично и авторитетно, и каждый может сам убедиться в этом, увидев, как прогрессирует только благодаря повторению мантры. Движение сознания Кришны - это не новинка, нечто такое, что мы ввели или изобрели. Оно опирается на ведические принципы, одобренные такими ачарьями, как Чайтанья Махапрабху и другие. Этот метод очень прост, и никто ничего не теряет. Мы ничего не требуем, не берем платы, не даем людям какие-то секретные мантры, обещая, что через полгода они станут Богом. Нет. Наш метод доступен всем: детям, женщинам, девушкам, юношам, старикам - все могут повторять мантру и ощутить результаты.

 

Для осуществления этой цели мы основали не только Нью-Вриндаван, ферму в Западной Вирджинии, но и открываем другие духовные общины, среди которых Нью-Навадвипа и Нью-Джаганнатха Пури. Мы уже начали строительство Нью-Джаганнатха Пури в Сан-Франциско и отмечаем там праздники Ратха-ятры. В этом году состоится грандиозная процессия Ратха-ятры в Лондоне. В ней будут участвовать три колесницы - Джаганнатхи, Субхадры и Баларамы. Они направятся к Темзе. В Америке уже есть Новая Англия и Нью-Йорк, так почему бы не быть и Нью-Вриндавану? В первую очередь мы должны основать Нью-Вриндаван, потому что это рекомендовал Господь Чайтанья: арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама вриндаванам - «Кришна, сын Нанды Махараджи во Вриндавана-дхаме на земле Враджабхуми, - высшее почитаемое Божество, а Его обитель, Вриндавана, также является объектом поклонения». Западные юноши и девушки обращаются к сознанию Кришны и должны иметь место, подобное Вриндавану. Свами Киртанананда, с которым мы ездили во Вриндаван два года тому назад, знает, что такое Вриндаван, поэтому я дал ему указание построить по меньшей мере семь храмов. Во Вриндаване пять тысяч храмов Радха-Кришны, но семь из них, основанные Госвами, - самые главные. Наша программа - жить в Нью-Вриндаване, основывая свою экономику на сельском хозяйстве и коровах, и мирно практиковать сознание Кришны, повторяя Харе Кришна. Такова жизнь во Вриндаване. Йуктахара-вихарасйа... його бхавати духкха-ха (Б.-г., 6.17). Жизнь дана человеку не для того, чтобы умножать искусственные потребности. Мы должны довольствоваться только тем, что необходимо для поддержания души в теле, а в оставшееся время развивать свое сознание Кришны, чтобы после ухода из этого тела нам не пришлось получать другое материальное тело, и мы могли бы вернуться домой, к Богу. Это должно стать девизом человеческой жизни.

 

Под материальной жизнью подразумевается только еда, сон, совокупление и оборона, но духовная жизнь - это нечто большее. В этом еще одно различие между жизнью животного и человеческой жизнью. Жизнь животного состоит только из еды, сна, совокупления и обороны. Собака ест, и человек тоже ест. Человек спит, и собака спит. Человек занимается сексом, и собака занимается сексом. У собаки свои средства защиты, а у человека - свои (например, атомные бомбы). Эти четыре принципа одинаковы для людей и животных, и их совершенствование не является признаком человеческой цивилизации. Это цивилизация зверей. Человеческая культура - это атхато брахма-джиджнаса. Первый афоризм «Веданта-сутры»: атхато брахма-джиджнаса - «Теперь пришло время вопрошать о Брахмане». В этом и заключается человеческая жизнь. До тех пор пока человек не задает вопросов о духовном, джиджнасух шрейа уттамам, он - животное, так как его жизнь построена только на этих четырех принципах. Он должен задумываться над тем, кто он такой, и почему вынужден страдать от рождения, смерти, старости и болезней. Есть ли средство избавления от этого? Вот вопросы, которые мы должны задавать. В этом состоит человеческая жизнь, духовная жизнь.

 

Духовная жизнь - это человеческая жизнь, а материальная жизнь - жизнь животного. Только и всего. Мы должны организовать нашу жизнь так, как рекомендовано в «Бхагавад-гите». Йуктахара-вихарасйа. Например, если я собираюсь стать духовным человеком, это не значит, что я перестану есть. Вовсе нет, это означает только, что мое питание должно быть упорядочено. В «Бхагавад-гите» сказано, какая пища относится к первому сорту, к гуне благости, какая пища относится к гуне страсти, и какая пища относится к третьему сорту, гуне невежества. Мы должны подняться до уровня человеческой цивилизации в саттва-гуне (благости), а затем возродить свое трансцендентное сознание, сознание Кришны. В шастрах есть все. Но мы, к сожалению, не обращаемся к ним:

 

эвам прасанна-манасо

бхагавад-бхакти-йогатах

бхагават-таттва-виджнанам

мукта-сангасйа джайате

 

Бхаг., 1.2.20

 

Пока человек не вырвется из тисков этих трех гун материальной природы, он не в состоянии понять Бога. Прасанна-манасах. Долг человека - осознать Брахман. Брахма-бхутах прасаннатма на шочати на канкшати (Б.-г., 18.54). Это предписывают шастры, и потому мы должны воспользоваться ими и проповедовать. Это долг разумных людей. Большинству людей известно, что Бог велик, но они не знают Его истинного величия. Об этом можно узнать из ведической литературы. В этом состоит наш долг в железный век: хари-киртана, парам виджайате шри-кришна-санкиртанам - прославление Всевышнего.

 

Медитация и внутреннее «я»

 

Может ли медитация решить проблемы нашей повседневной жизни? Есть ли жизнь после смерти? Могут ли наркотики помочь в процессе самоосознания? Шрила Прабхупада ответил на эти и другие вопросы в своем интервью Биллу Фейлу из дурбанской «Нейтл Меркьюри» во время своего визита в Южную Африку в 1976 году.

 

Шрила Прабхупада. Кришна - это имя Бога, которое означает «всепривлекающий». Тот, кто не является всепривлекающим, не может быть Богом. Таким образом, сознание Кришны - это сознание Бога. Все мы - маленькие частицы Бога, качественно равные Ему. Мы - живые существа, и по сравнению с Богом мы - то же самое, что крупицы золота по сравнению с золотоносной жилой.

 

Мистер Фейл. То есть мы нечто вроде искр пламени?

 

Шрила Прабхупада. Да. И пламя, и искра - это огонь, но пламя огромно, а искра ничтожно мала. Но, в отличие от взаимоотношений искры и пламени, наши взаимоотношения с Богом вечны, хотя сейчас из-за соприкосновения с материальной энергией мы забыли о них. Только эта забывчивость виной тому, что мы сталкиваемся с великим множеством проблем. Если мы сможем возродить свое изначальное сознание Бога, то обретем счастье. В этом заключается суть сознания Кришны. Это самый лучший метод возрождения нашего изначального сознания Бога. Существуют различные методы самоосознания, но в нынешний век Кали люди пали так низко, что им нужен простой метод сознания Кришны. Сегодня они думают, что так называемый материальный прогресс решит их проблемы, но это не так. Истинное решение - навсегда избавиться от этого материального существования, осознав Кришну. Бог вечен, следовательно, мы тоже вечны, но в состоянии материальной обусловленности думаем: «Я являюсь телом». Поэтому мы вынуждены менять одно тело за другим. Это результат нашего невежества. На самом деле мы не тела, мы - духовные искры, неотъемлемые частицы Бога.

 

Мистер Фейл. То есть тело - это нечто вроде средства передвижения для души?

 

Шрила Прабхупада. Да, оно подобно автомобилю. Точно так же, как в автомашине мы перемещаемся из одного места в другое, в материальной жизни из-за своих измышлений мы постоянно меняем свое положение в поисках счастья. Однако ничто не может сделать нас счастливыми, пока мы не займем своего истинного положения, то есть пока не поймем, что мы - неотъемлемые частицы Бога и наше истинное занятие - общаться с Богом и помогать всем живым существам, сотрудничая с Ним. Душа получает цивилизованную человеческую форму жизни только после долгой эволюции, пройдя через 8 400 000 видов жизни. Поэтому если мы не воспользуемся этой цивилизованной человеческой жизнью, чтобы осознать Бога, себя и наши взаимоотношения с Ним, а вместо этого будем бессмысленно растрачивать свою жизнь, как кошки и собаки, бродя повсюду в поисках чувственных удовольствий, мы упустим этот редкий шанс. Движение сознания Кришны призвано учить людей, как лучше всего использовать человеческую форму жизни, стараясь понять Бога и наши взаимоотношения с Ним.

 

Мистер Фейл. Если мы не используем эту жизнь наилучшим образом, будет ли нам дан еще один шанс, в другой жизни?

 

Шрила Прабхупада. Да. В соответствии с вашими желаниями в момент смерти вы получаете другое тело. Однако нет гарантии, что оно будет человеческим. Как я уже объяснял, существует 8 400 000 различных форм жизни. Вы можете получить любую из них в зависимости от состояния своего ума в момент смерти. Наши мысли в момент смерти зависят от того, что мы делали в течение жизни. Пока мы пребываем в материальном сознании, наши поступки находятся под контролем материальной природы, который осуществляется с помощью трех гун: благости, страсти и невежества. Эти гуны подобны трем основным цветам - желтому, красному и синему. Смешивая красный, желтый и синий, можно получить миллионы цветов - точно так же смешиваются и гуны природы, производя множество разновидностей жизни. Чтобы перестать рождаться и умирать в различных формах жизни, мы должны подняться над покровом материальной природы и достичь уровня чистого сознания. Но если мы не изучим трансцендентную науку сознания Кришны, то во время смерти нам придется переселиться в другое тело, лучшее или худшее, чем наше нынешнее. Развивая в себе качества гуны благости, мы поднимаемся на более высокие планетные системы, где уровень жизни намного выше. Развивая качества гуны страсти, мы останемся на нынешнем уровне. Но если по невежеству мы будем совершать греховные поступки и нарушать законы природы, то деградируем до уровня животных или растений. Затем мы снова должны будем эволюционировать до человеческой формы, и этот процесс может занять миллионы лет. Поэтому человек должен сознавать возложенную на него ответственность. Ему нужно воспользоваться этой редкой возможностью человеческой жизни, понять свои взаимоотношения с Богом и поступать в соответствии с ними. Тогда он сможет вырваться из круговорота рождений и смертей в разных формах жизни и вернуться домой, к Богу.

 

Мистер Фейл. Считаете ли вы, что трансцендентальная медитация помогает людям?

 

Шрила Прабхупада. Они не знают, что такое настоящая медитация. Их медитация - просто фарс, очередной способ обмана, которым пользуются так называемые свами и йоги. Вы спрашиваете меня, помогает ли людям медитация, но знаете ли вы, что такое медитация?

 

Мистер Фейл. Успокоение ума, попытка сосредоточиться, ни на что не отвлекаясь.

 

Шрила Прабхупада. А что должно быть объектом сосредоточения?

 

Мистер Фейл. Не знаю.

 

Шрила Прабхупада. Вот так, все очень много говорят о медитации, но никто не знает, что такое медитация на самом деле. Эти обманщики употребляют слово «медитация», но не знают истинного объекта медитации. Они просто пропагандируют фальшивку.

 

Мистер Фейл. Но, может быть, ценность медитации в том, чтобы просто научить людей правильно мыслить?

 

Шрила Прабхупада. Нет. Истинная медитация означает достижение такого состояния, когда ум поглощен сознанием Бога. Но, если вы не знаете, кто такой Бог, как вы можете медитировать? Кроме того, в наш век умы людей так возбуждены, что они не могут сосредоточиться. Я видел эту так называемую медитацию: они просто спят и похрапывают. К сожалению, прикрываясь сознанием Бога или «самоосознанием», очень многие обманщики выдумывают собственные методы медитации, не ссылаясь при этом на авторитетные книги ведической мудрости. Это просто очередная форма эксплуатации.

 

Мистер Фейл. А как насчет таких учителей, как Успенский и Гурджиев? В прошлом они принесли на Запад послание, аналогичное Вашему.

 

Шрила Прабхупада. Чтобы выяснить, соответствует ли их учение ведическому стандарту, нам пришлось бы детально исследовать его. Сознание Бога - это наука, такая же, как медицина или любая другая. Она всегда должна быть одной и той же, даже если ее излагают разные люди. Два плюс два - всегда четыре, а не пять и не три. Это наука.

 

Мистер Фейл. Считаете ли вы, что другие тоже могли учить истинному методу сознания Бога?

 

Шрила Прабхупада. Пока я не исследую их учение детально, об этом будет очень трудно сказать. Сейчас столько обманщиков.

 

Мистер Фейл. Просто делающих это ради денег.

 

Шрила Прабхупада. И только. У них нет стандартного метода. Поэтому мы представляем «Бхагавад-гиту» такой, как она есть, избегая субъективных интерпретаций. Таков стандарт.

 

Мистер Фейл. Да, если начать что-либо приукрашивать, оно неизбежно изменится.

 

Шрила Прабхупада. Метод сознания Кришны не нов. Он очень, очень древний и стандартный. Его нельзя изменить. Как только вы попытаетесь его изменить, он утратит силу. Эта сила подобна электричеству: чтобы выработать электричество, вы должны следовать стандартным предписаниям и расположить все отрицательные и положительные полюса в соответствии со схемой. Вы не можете собрать генератор, как вам взбредет в голову, и при этом надеяться получить электроэнергию. Аналогично этому, существует стандартный метод постижения философии сознания Кришны из авторитетных источников. Если мы последуем их наставлениям, метод будет действовать. К сожалению, одной из опасных болезней современного человека стало желание действовать по своей прихоти. Никто не хочет следовать стандартному методу. Поэтому все терпят неудачу как в духовной, так и в материальной сфере.

 

Мистер Фейл. Растет ли Движение сознания Кришны?

 

Шрила Прабхупада. О да, очень быстро. Вы, вероятно, удивитесь, узнав, что мы продаем книги десятками тысяч. Мы написали около пятидесяти книг, и многие сотрудники библиотек и преподаватели колледжей очень высоко оценивают их, потому что до их издания подобной литературы не существовало. Это новый вклад в мировую культуру.

 

Мистер Фейл. Сознание Кришны как будто подразумевает обритую голову и ношение шафрановых одежд. Как может обыкновенный человек, связанный семейной жизнью, практиковать сознание Кришны?

 

Шрила Прабхупада. Шафрановые одежды и бритая голова не существенны, хотя и создают благоприятный настрой ума. Так военный, когда он соответствующе одет, чувствует прилив энергии и ощущает себя военным. Но значит ли это, что без формы он не может сражаться? Нет. Так и для сознания Бога не может быть препятствий - его можно возродить при любых обстоятельствах, но определенные условия способствуют этому. Поэтому мы рекомендуем определенный образ жизни, определенную одежду, определенную пищу и т.п. Это помогает практиковать сознание Кришны, но не является главным.

 

Мистер Фейл. То есть каждый может стать последователем сознания Кришны, ведя обычный образ жизни?

 

Шрила Прабхупада. Да.

 

Мистер Фейл. А как насчет наркотиков? Могут ли они способствовать осознанию Бога?

 

Шрила Прабхупада. Если бы наркотики способствовали осознанию Бога, то они были бы сильнее Бога. Можно ли согласиться с этим? Наркотики - это химические вещества, материальные по своей природе. Как может нечто материальное помочь осознать Бога, который полностью духовен? Это невозможно. То, что человек испытывает, принимая наркотики, - просто разновидность опьянения или галлюцинации, это не осознание Бога.

 

Мистер Фейл. Полагаете ли вы, что великие мистики прошлого действительно видели духовную искру, которую вы упоминали раньше?

 

Шрила Прабхупада. Что вы подразумеваете под словом «мистик»?

 

Мистер Фейл. Так называют людей, ощущаюших иные измерения реальности.

 

Шрила Прабхупада. Мы не употребляем слово «мистик». Наша реальность - осознание Бога, которое приходит тогда, когда мы поднимаемся на духовный уровень. До тех пор пока мы придерживаемся телесной концепции жизни, мы понимаем только то, что относится к удовлетворению чувств, так как тело состоит из чувств. Когда мы поднимаемся над телесным уровнем и считаем ум центром деятельности чувств, то принимаем ум за конечную стадию самоосознания. Это уровень ума. С уровня ума можно подняться на уровень интеллекта, а с уровня интеллекта - на трансцендентный уровень. В конце концов мы можем подняться даже над трансцендентным уровнем и прийти к зрелому, духовному уровню. Таковы стадии осознания Бога. Однако в этот век люди очень низко пали, и потому шастры (писания) дают им особые рекомендации, позволяющие сразу подняться на духовный уровень с помощью повторения святых имен Бога: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Эта чисто духовная практика может мгновенно привести нас к осознанию своей духовной сущности. И тогда процесс осознания Бога очень быстро увенчается успехом.

 

Мистер Фейл. Сегодня многие говорят, что мы должны искать истину в себе, а не вовне, в мире чувств.

 

Шрила Прабхупада. Смотреть в себя - это значит понимать, что вы - духовная душа. Пока вы не поймете, что вы не тело, а душа, не может быть и речи о том, чтобы смотреть в себя.

 

Сначала мы должны рассмотреть вопрос: «Кто я - тело или нечто, находящееся внутри этого тела?» К несчастью, этот предмет не преподается ни в одной школе, ни в одном колледже или университете. Все думают: «Я - тело». К примеру, в этой стране все люди думают: «Я - южноафриканец, те - индийцы, эти - греки», - и так далее. Фактически весь мир придерживается телесной концепции жизни. Сознание Кришны начинается, когда человек поднимается над этой концепцией.

 

Мистер Фейл. Таким образом, сначала мы должны признать существование духовной искры?

 

Шрила Прабхупада. Да. Признать наличие духовной души в теле - первый шаг. Без понимания этого простого факта не может быть и речи о духовном прогрессе.

 

Мистер Фейл. Речь идет только об интеллектуальном понимании?

 

Шрила Прабхупада. Вначале да. Есть две формы знания: теоретическое и практическое. Сначала надо теоретически изучить духовную науку, а затем, занимаясь духовной деятельностью, достичь ступени практического осознания.

 

К сожалению, сейчас почти все находятся во тьме телесных представлений о жизни. Поэтому наше Движение имеет такое значение: оно может вывести цивилизованных людей из этой тьмы. Пока они придерживаются телесных представлений о жизни, они ничем не лучше животных: «Я собака», «Я кошка», «Я корова». Так думают животные. Стоит кому-нибудь пройти мимо, как собака залает, думая: «Я собака. Я поставлена здесь сторожить». А если я начинаю думать по-собачьи и кричу иностранцам: «Зачем вы приехали в эту страну? Зачем вы лезете в сферу моего влияния?», - то чем я отличаюсь от собаки?

 

Мистер Фейл. Ничем. Давайте сменим тему: требуют ли занятия духовной практикой определенной системы питания?

 

Шрила Прабхупада. Да, этот метод целиком предназначен для нашего очищения, и питание - часть очистительного процесса. Кажется, у вас есть поговорка: «Человек есть то, что он ест», - и это факт. Строение нашего тела, состояние ума определяются тем, как и что мы едим. Поэтому шастры рекомендуют: чтобы стать сознающим Кришну, нужно питаться остатками пищи, предложенной Кришне. Если вы съедаете объедки после больного туберкулезом, то заразитесь этой болезнью. Аналогично этому, если вы едите кришна-прасадам, то заразитесь сознанием Кришны. Итак, наш метод заключается в том, что мы ничего не едим первыми. Сначала мы предлагаем пищу Кришне, а затем уже едим ее сами. Это помогает нам прогрессировать в сознании Кришны.

 

Мистер Фейл. Вы все вегетарианцы?

 

Шрила Прабхупада. Да, потому что Кришна вегетарианец. Кришна может есть все, потому что Он Бог, но в «Бхагавад-гите» (9.26) Он говорит: «Если человек с любовью и преданностью предложит Мне листок, цветок, плод или воду, Я приму это». Он не говорит: «Дайте Мне мяса и вина».

 

Мистер Фейл. А как насчет табака?

 

Шрила Прабхупада. Табак также является одурманивающим средством. Мы и без того уже одурманены своими телесными представлениями о жизни, и если еще больше усугубим это опьянение, то тогда мы пропали.

 

Мистер Фейл. Вы имеете в виду, что мясо, алкоголь, табак и тому подобное только укрепляют телесное сознание?

 

Шрила Прабхупада. Да. Предположим, вы больны и хотите вылечиться. Вы должны следовать указаниям врача. Если он говорит: «Не ешьте то, ешьте только это», - вы должны следовать его предписаниям. Так же и мы даем указания, как исцелиться от телесных представлений о жизни: повторяйте Харе Кришна, слушайте повествования о деяниях Кришны и вкушайте кришна-прасадам. Этим методом лечения является сознание Кришны.

 

 


Духовное решение материальных проблем

 

Преступность:

ее корни и как с ней бороться

 

С каждым годом в мире все больше средств расходуется на профилактику преступности и борьбу с ней. Но несмотря на эти усилия, преступность растет не по дням, а по часам; особенно это заметно в государственных школах США, где она уже почти вышла из-под контроля. В этой беседе с лейтенантом Дэвидом Моузи (сотрудником Чикагского управления полиции по связям с прессой), состоявшейся в июле 1975 года, Шрила Прабхупада предложил удивительно простое и вместе с тем действенное решение, казалось бы, неразрешимой проблемы преступности.

 

Лейтенант Моузи. Я знаю, что у Вас есть идеи, которые могли бы помочь нам в наших усилиях, направленных на предотвращение преступности. Мне было бы очень интересно услышать о них.

 

Шрила Прабхупада. Разница между праведным человеком и преступником в том, что первый чист сердцем, а второй нет. Это загрязнение подобно болезни, проявляющейся в форме неуправляемого вожделения и жадности в сердце преступника. Сегодня этой болезнью страдает большинство людей, и потому преступность распространена очень широко. Когда люди очистятся от этих загрязнений, она исчезнет. Простейший метод очищения - собираться всем вместе и воспевать святые имена Бога. Это называется санкиртаной и является основой нашего Движения сознания Кришны. Итак, если вы хотите остановить рост преступности, то должны собирать как можно больше людей для массовой санкиртаны. Это совместное воспевание святого имени Бога очистит сердце каждого. И тогда преступность исчезнет.

 

Лейтенант Моузи. Не находите ли Вы, что преступность здесь, в Соединенных Штатах, в корне отличается от преступности в вашей родной стране, Индии?

 

Шрила Прабхупада. Каково ваше определение преступления?

 

Лейтенант Моузи. Любое попрание прав одного человека другим.

 

Шрила Прабхупада. Да. Мы определяем это так же. В Упанишадах говорится: ишавасйам идам сарвам - «Все принадлежит Богу». Таким образом, каждый может пользоваться всем, что выделено ему Богом, но не имеет права посягать на собственность других. Поступая так, человек становится преступником. Фактически самое первое преступление - это то, что вы, американцы, считаете эту землю, Америку, своей. Еще двести лет тому назад она не была вашей, но вы пришли из других частей света и провозгласили ее своей землей. На самом деле это земля Бога, и потому она принадлежит всем, так как все мы - дети Бога. Но подавляющее большинство людей не имеют понятия о Боге. Сейчас практически все безбожники. Поэтому их нужно научить любить Бога. В Америке у вашего правительства есть девиз: «На Бога уповаем». Верно?

 

Лейтенант Моузи. Да.

 

Шрила Прабхупада. Но где можно получить знания о Боге? Уповать на Бога - это очень хорошо, но надежда недолговечна, если не подкреплена научным знанием о Боге. Человек может знать, что у него есть отец, но если он не знает, кто его отец, то его знание несовершенно. И эту науку о Боге нигде не преподают.

 

Лейтенант Моузи. Вы считаете, что такого образования недостает только здесь, в Соединенных Штатах?

 

Шрила Прабхупада. Нет. Везде. Век, в который мы живем, называется Кали-югой, веком забвения Бога. Это век взаимного непонимания и раздоров, и в сердцах людей накопилось много грязи. Но Бог настолько могуществен, что если мы повторяем Его святое имя, то очищаемся, как мои ученики, избавившиеся от своих дурных привычек. Наше Движение основано на принципе повторения святого имени Бога. Мы даем эту возможность каждому, без каких-либо ограничений. Все могут приходить в наш храм, петь мантру Харе Кришна, принимать в виде угощения немного прасада* и постепенно очищаться. Таким образом, если власти предоставят нам некоторые возможности, мы сможем проводить массовую санкиртану. Тогда, без сомнения, изменится лицо общества.

 

* Пища, сначала предложенная Верховному Господу.

 

Лейтенант Моузи. Если я вас правильно понял, сэр, вы утверждаете, что мы должны придавать особое значение восстановлению в обществе принципов религии.

 

Шрила Прабхупада. Несомненно. Чем человек отличается от собаки, кроме принципов религии? Человек может понять религию, а собака на это не способна. Это единственная разница между ними. Если люди в обществе находятся на уровне собак и кошек, можно ли рассчитывать на мир в нем? Соберите дюжину собак и заприте их вместе в одной комнате. Можно ли будет сохранить среди них мир? Аналогично этому, если человеческое общество состоит из людей с психологией собак, можно ли рассчитывать на мир в нем?

 

Лейтенант Моузи. Если некоторые мои вопросы звучат непочтительно, то это только потому, что я не вполне понимаю ваши религиозные убеждения. Я вовсе не хотел быть непочтительным.

 

Шрила Прабхупада. Нет, это не имеет никакого отношения к моим религиозным убеждениям. Я просто указываю на различие между жизнью человека и животного. Животные не могут узнать о Боге, а люди могут. Однако, если людей лишить возможности узнать о Боге, они останутся на уровне кошек и собак. В обществе кошек и собак мир невозможен. Поэтому долг государства - заботиться о том, чтобы людей учили, как стать сознающими Бога. В противном случае неизбежны беспорядки, так как без сознания Бога человек мало чем отличается от собаки: собака ест, и мы едим; собака спит, и мы спим; собака занимается сексом, и мы занимаемся сексом; собака старается защищаться, и мы тоже защищаемся. Это общие факторы. Единственное отличие в том, что собаке нельзя объяснить, в каких отношениях она находится с Богом, а человеку можно.

 

Лейтенант Моузи. Не является ли установление мира во всем мире предварительным условием для возврата к религии? Не должны ли мы сначала установить мир?

 

Шрила Прабхупада. Нет, нет, в том-то все и дело. Сейчас никто не знает истинного смысла религии. Религия подразумевает подчинение законам Бога, так же как под словами «хороший гражданин» подразумевается, что человек подчиняется законам правительства. А поскольку ни у кого нет ни малейшего представления о Боге, то никто не знает законов Бога и не понимает смысла религии. Таково положение людей в современном обществе. Они забывают религию, считая ее своего рода верой. Вера может быть слепой. Слово «вера» не отражает истинного смысла религии. Религия - это законы, данные Богом; любой, кто следует этим законам, религиозен, независимо от того, кто он - христианин, индус или мусульманин.

 

Лейтенант Моузи. При всем моем уважении к Индии в этой стране, где религиозным обычаям следовали испокон веков, мы наблюдаем не возвращение к духовной жизни, а уход от нее, разве не так?

 

Шрила Прабхупада. Да, но это только результат плохого руководства. И тем не менее подавляющее большинство индийцев полностью сознает Бога и старается следовать законам Бога. Здесь, на Западе, даже профессора крупных колледжей не верят в Бога или в жизнь после смерти. Но в Индии даже самый последний нищий верит в Бога и в следующую жизнь. Он знает, что за греховные поступки будет страдать, а за праведные получит вознаграждение в форме наслаждений. И поныне, если между двумя крестьянами возникает спор, чтобы разрешить его, они идут в храм, так как каждый знает, что противная сторона не решится солгать перед Божествами. Таким образом, в целом Индия все еще на восемьдесят процентов религиозна. Родиться в Индии - это особая привилегия, но это налагает и особую ответственность. Шри Чайтанья Махапрабху говорил:

 

бхарата-бхумите хаила манушйа-джанма йара

джанма сартхака кари 'кара пара-упакара

 

Ч.-ч., Ади., 9.41

 

Тот, кто родился в Индии, должен сделать свою жизнь совершенной, став сознающим Кришну. Затем он должен распространять сознание Кришны по всему миру.

 

Лейтенант Моузи. Сэр, в христианской притче говорится, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу предстать перед престолом Бога. Считаете ли вы, что богатство Соединенных Штатов и других стран Запада является препятствием на пути к духовной вере?

 

Шрила Прабхупада. Да. Слишком большое богатство является препятствием. Кришна утверждает в «Бхагавад-гите» (2.44):

 

бхогаишварйа-прасактанам

тайапахрита-четасам

вйавасайатмика буддхих

самадхау на видхийате

 

Тот, кто имеет огромное материальное богатство, забывает Бога. Поэтому слишком большое материальное богатство является препятствием на пути к пониманию Бога. То, что только бедняк может постичь Бога, - не абсолютный закон, но, как правило, если человек чрезвычайно богат, единственное, к чему он стремится, - это накапливать деньги, и ему очень трудно понять духовные наставления.

 

Лейтенант Моузи. Американцы, исповедующие христианство, придерживаются такого же мнения. Я не вижу существенной разницы между духовными убеждениями разных религиозных групп.

 

Шрила Прабхупада. Да. Суть всех религий одна. Мы считаем, что какой бы религиозной системы ни придерживался человек, он должен стараться понять и полюбить Бога. Если вы христианин, мы не говорим: «Это нехорошо. Вы должны стать таким же, как мы». Мы просим людей, кем бы они ни были - христианами, мусульманами или индусами, - просто постараться понять и полюбить Бога.

 

Лейтенант Моузи. Если можно, я вернусь к первоначальной цели своего визита. Могу я спросить, какой бы совет вы дали, чтобы помочь нам понизить уровень преступности? Я признаю, что лучше всего было бы, чтобы люди, как вы утверждаете, вновь обратились к Богу; в этом нет никаких сомнений, но есть ли какой-то метод, с помощью которого можно немедленно остановить распространение психологии преступности?

 

Шрила Прабхупада. Да. Как я уже объяснил в начале нашей беседы, вы должны предоставить нам возможность воспевать святое имя Господа и раздавать прасад. Тогда в людях произойдут потрясающие перемены. Я приехал из Индии один, а теперь у меня много последователей. Что я делал? Я просил их сесть и петь мантру Харе Кришна, а потом раздавал немного прасада. Если это делать в массовом масштабе, все общество резко изменится в лучшую сторону. Это факт.

 

Лейтенант Моузи. Где бы вы предпочли начать эту программу, в богатом районе или бедном?

 

Шрила Прабхупада. Мы не делаем таких различий. Любое место, легко доступное для всех людей, вполне пригодно для проведения санкиртаны. Нигде не сказано, что в милости нуждаются только бедняки. Очищение нужно всем. Вы считаете, что преступность существует только в беднейшей части общества?

 

Лейтенант Моузи. Нет. Но я хотел спросить, не окажет ли, по-вашему, это более благотворное влияние, не принесет ли больше пользы обществу, если программа будет проводиться в бедном районе, а не в богатом?

 

Шрила Прабхупада. Наше лечение предназначено для духовно больных людей. Перед болезнью все равны - и богатые, и бедные. Заболев, и те, и другие попадают в одну и ту же больницу. И как больница должна находиться в месте, до которого могут легко добраться и бедняк, и богатый, так и место проведения санкиртаны должно быть легко доступным для всех. Поскольку все заражены материальной болезнью, каждый должен иметь возможность воспользоваться нашим методом.

 

Беда в том, что богатый считает себя совершенно здоровым, хотя он - самый тяжелый больной из всех. Но как полицейский вы хорошо знаете, что преступность существует и среди богатых, и среди бедных. Таким образом, наш метод пения маха-мантры предназначен для всех, так как он очищает сердце независимо от того, богат человек или беден. Единственный способ навсегда покончить с дурными привычками, толкающими на преступление, - изменить сердце преступника. Как вам хорошо известно, многих воров неоднократно арестовывали и сажали в тюрьму. Они знают, что за кражу попадут в тюрьму, но, несмотря на это, что-то заставляет их продолжать воровать, поскольку их сердца нечисты. Следовательно, чтобы остановить рост преступности, недостаточно ограничиться введением более строгих законов, необходимо прежде всего очистить сердце преступника. Вор и убийца знают законы и тем не менее совершают жестокие преступления, потому что их сердца нечисты. Итак, наш метод заключается в очищении сердца. Тогда все проблемы этого материального мира будут решены.

 

Лейтенант Моузи. Это очень трудная задача, сэр.

 

Шрила Прабхупада. Нет, это совсем не трудно. Просто приглашайте всех: «Приходите, пойте Харе Кришна, танцуйте, вкушайте великолепный прасад«. Что тут трудного? Мы делаем это в наших центрах, и люди к нам приходят. Но, так как у нас очень мало средств, мы можем проводить санкиртану только в небольших масштабах. Мы приглашаем всех, и люди приходят в наши центры и постепенно становятся преданными. Но, если бы правительство предоставило нам для этого средства, мы могли бы расширять свою деятельность безгранично. А проблема серьезная, иначе почему центральные газеты страны обсуждают вопрос: что делать? Любое государство хочет покончить с преступностью. Это факт. Однако лидеры не знают, как это сделать. Но, если бы они прислушались к нам, мы могли бы дать им ответ. Почему существует преступность? Потому что люди безбожны. А что делать? Петь Харе Кришна и вкушать прасад. Если вы захотите, то можете последовать этому методу санкиртаны, если же нет, мы будем проводить ее в ограниченных масштабах. Мы похожи на бедного врача с небольшой частной практикой, который мог бы открыть большую больницу, если бы ему предоставили такую возможность. Правительство наделено исполнительными функциями. Если они послушают нашего совета и примут метод санкиртаны, проблема преступности будет решена.

 

Лейтенант Моузи. В Соединенных Штатах много христианских организаций, дающих святое причастие. Почему же оно не действует? Почему не очищает сердце?

 

Шрила Прабхупада. Откровенно говоря, я затрудняюсь назвать вам хотя бы одного истинного христианина. Так называемые христиане не повинуются указаниям Библии. Одна из десяти библейских заповедей - «не убий». Но где тот христианин, который не убивает и не питается плотью коровы? Метод воспевания святого имени Бога и раздачи прасада будет действенным, если его будут применять те, кто на практике следует принципам религии. Мои ученики строго следуют принципам религии, поэтому их пение святого имени Бога отличается от пения других людей. То, что говорят они, - не просто набор заученных штампов. Они на практике ощутили очистительную силу святого имени.

 

Лейтенант Моузи. Сэр, но беда-то в том, что религиозным принципам может быть, и следует узкий круг священнослужителей и набожных людей, остальные же, так сказать, на периферии религии, отклоняются от них и создают проблемы. Допустим, что движение Харе Кришна, подобно христианству, вырастет до огромных масштабов. Не будет ли и у вас проблемы с людьми на периферии движения, которые выдают себя за его последователей, а в действительности не являются ими?

 

Шрила Прабхупада. Вероятность этого всегда есть, но я хочу сказать только, что если сами вы не истинный христианин, то и ваша проповедь не будет действенной. А поскольку мы строго следуем принципам религии, то наша проповедь будет способствовать распространению сознания Бога и поможет решить проблему преступности.

 

Лейтенант Моузи. Сэр, позвольте мне поблагодарить вас за то, что вы уделили мне внимание. Я передам пленку с записью нашей беседы своему начальству. Надеюсь, она произведет на них такое же сильное впечатление, какое производите вы сами.

 

Шрила Прабхупада. Большое спасибо.

 

Общество людей

или общество животных?

 

В своем интервью индийскому «Бхаван Джорнэл» в августе 1976 года Шрила Прабхупада спросил: «Возможны ли счастье и мир в обществе животных? Они хотят, чтобы люди находились на уровне животных и создают Организацию Объединенных Наций... просто собачьи бега. Собака бежит на четырех лапах, а вы мчитесь на четырех колесах - вот и вся разница. И вы считаете, что четырехколесные бега свидетельствуют о прогрессе цивилизации!»

 

Интервьюер. Мой первый вопрос: «Ослабевает ли, по-вашему, влияние религии? И если да, то можно ли этим объяснить рост коррупции и повсеместное разрушение нравственных ценностей?»

 

Шрила Прабхупада. Да, религия ослабевает. Это предсказано в «Шримад-Бхагаватам» (12.2.1):

 

таташ чанудинам дхармах

сатйам шаучам кшама дайа

калена балина раджан

нанкшйатй айур балам смритих

 

«В Кали-югу (нынешний век раздоров и лицемерия) религия придет в упадок, постепенно будут исчезать правдивость, чистота, милосердие, сократится продолжительность жизни, уменьшится телесная сила и ослабеет память».

 

Все это - ценные качества человека, отличающие его от животного. Но они будут постепенно исчезать. Не будет милосердия, правдивости, станет короткой память и сократится продолжительность жизни. Религия тоже придет в упадок. Это означает, что мы постепенно опустимся до уровня животных.

 

Интервьюер. Религия исчезнет? Мы станем животными?

 

Шрила Прабхупада. Жизнь без религии - это и есть животное существование. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть, что собака не имеет ни малейшего понятия о религии. Собака - тоже живое существо, но ее не интересует ни «Бхагавад-гита», ни «Шримад-Бхагаватам». Ей это неинтересно. Этим человек отличается от собаки: животному неинтересно.

 

Таким образом, люди, которых не интересует религия, ничуть не лучше животных. Но может ли идти речь о счастье или мире в обществе животных? Они хотят, чтобы люди находились на уровне животных и создают Организацию Объединенных Наций. Разве это возможно? Объединенные животные, общество, объединяющее животных? Именно так и обстоит дело.

 

Интервьюер. Видите ли вы какие-нибудь обнадеживающие признаки?

 

Шрила Прабхупада. По крайней мере люди заметили, что религия приходит в упадок. Это хорошо. «Приходит в упадок» значит, что они станут животными. Логика определяет человека как разумное животное. Если у него нет разума, он животное, а не человек. В человеческом обществе вы должны стать либо христианином, либо мусульманином, либо индусом, либо буддистом - кем, не так уж важно. Должна существовать какая-либо система религии. Человеческое общество без религии - общество животных. Это очевидный факт. Почему сейчас люди так несчастны? Потому что у них нет религии. Они пренебрегают ей.

 

Один господин написал мне, что Толстой как-то сказал: «Пока мы не подложим под церковь динамит, о мире не может быть и речи». Даже сейчас русское правительство очень враждебно настроено по отношению к сознанию Бога, так как придерживается мнения, что религия отрицательно повлияла на атмосферу в обществе.

 

Интервьюер. В этом, может быть, есть доля истины.

 

Шрила Прабхупада. Религию могли использовать во зло, но это еще не значит, что ее надо избегать. Нужно исповедовать истинную религию. То, что так называемые священники не соблюдают как положено принципов религии, еще не значит, что религия должна быть отвергнута. Если у меня катаракта, и мой глаз причиняет мне беспокойство, это не значит, что его надо выколоть. Нужно удалить катаракту. В этом заключается сознание Кришны.

 

Интервьюер. Я думаю, история показывает, что многие злоупотребляли религией. Вы согласны?

 

Шрила Прабхупада. Эти люди не имеют понятия о Боге, а проповедуют религию. Что такое религия? Дхармам ту сакшад бхагават-пранитам - «Путь религии начертан Самим Верховным Господом». Они не имеют понятия о Боге, не знают, что такое Бог, а еще учат религии. Долго ли может сохраняться такое противоестественное положение? Это неминуемо приведет к упадку религии.

 

Таково положен







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 569. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия