Глава 6. Аварское иго, Хазарский каганат и приход варягов
Варяги – воины‑наемники, разбойничьи дружины, состояли преимущественно из представителей скандинавских народов – норвежцев, шведов, финнов, датчан, но также и из представителей народов, живших на побережье Балтийского моря: литовцев, эстов, пруссов и балтийских славян. Они приглашались на службу и славянскими князьями, и византийскими императорами; нередко воины различных национальностей служили вместе (этим можно, кстати, объяснить дружбу бодрича Рюрика и норвежца Олега). Рюрик – основатель династии Рюриковичей. Гипотезы о нем зачастую противоречат друг другу (по теме см. также: книгу Е.А.Рыдзевской «Древняя Русь и Скандинавия» & Краткие тезисы против «норманской теории» & Миф о князе Рюрике и генеалогическое летосчисление). Прототипом Рюрика приверженцы «норманской теории» считали многих норвежских и шведских конунгов, но, видимо, это не так. Как явствует из текста дощечки, о происхождении Рюрика начали спорить еще при его жизни. Новгородские волхвы называли его Эриком, подчеркивая то, что он – иноземец. «Эрик не русич!» – эти слова волхвы обращали к верующим. Заметим, что ни о Германарехе, ни о ком‑либо еще волхвы так не говорили: то, что они – не русичи, было понятно без слов. Очевидно, Рюрик, претендовавший на княжение в Новгороде, утверждал, что он – русич. И не просто русич, а прямой потомок Славена – первого новгородского князя. Для этого у него были основания: во всех списках «Повести временных лет» Рюрика и его спутников называют варягами‑русь – «Свце бо звахуть варагы‑русь, яко же друзии зовутся свее (шведы), друзии же оурмани (норманны), инии и готе (готы)». Почему же волхвы выступали против Рюрика? Для чего им понадобилось говорить, что он – не русич, и притом – не по крови, а потому, что он нарушает обычаи – убивает купцов? Волхвы, судя по Велесовой Книге, всегда выступали за древнее вечевое демократическое правление, а следовательно – против неограниченной власти князя, потому они и вступили с ним в борьбу. Кстати, не следует понимать Вече как пережиток родового строя, и не нужно верить летописям, в которых вече описывалось как некое шумное сборище, нередко кончавшееся кровопролитием. Летописцы были пристрастны, как правило, они выполняли заказ князей, боровшихся против вечевой власти. Но это не значит, что вечевое правление и княжеская власть всегда противоборствовали. Вече – сложный институт народовластия, напоминающий современную конституционную монархию. Княжеская власть в Новгороде передавалась по наследству, не была ограничена вечем. Князья стремились упрочить свою власть, но им препятствовало вече, мешала и языческая религия, освящающая такой тип правления. Именно поэтому они впоследствии приняли христианскую веру и стали искоренять в народе языческую веру с ее демократическими идеалами. Христианизация Руси была необходима для установления абсолютной монархии, что и произошло в последствии. Один из эпизодов этой истории – борьба волхвов с Рюриком. Согласно Иоакимовской летописи, написанной первым новгородским епископом Иоакимом: Гостомысл, оставшись без наследника, погибшего в борьбе с варягами, незадолго до смерти видел сон – ему приснилось, как из чрева средней дочери его Умилы выросло чудесное дерево. Волхвы объяснили ему значение сна: «от сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится[1] княжением его». Таким образом, Рюрик – это сын Умилы и внук Гостомысла, потомок Славена. Он – ближайший родственник, который и должен наследовать княжеский престол. Не исключено, конечно, и то, что он – самозванец, но это маловероятно. Иоакимовская летопись, на которую опирается гипотеза о бодричском происхождения Рюрика, многим исследователям представляется наиболее беспристрастной. Иоаким – грек; ему незачем было приписывать славянское происхождение Рюрику, он писал смело, без оглядки на киевских князей. Впрочем, есть и иные свидетельства. По легенде, приведенной в книге Ксавье Мармье, «Письма о Севере», Рюрик – это сын Годослава, князя бодричей – славянского племени, жившего на побережье Балтийского моря. На это обратил внимание писатель Чивилихин в книге «Память». Видимо, Гостомысл выдал свою дочь за Годослава, а она родила Рюрика. Рюрик – варяг, а «варяжство» – это род занятий, а не имя этнической группы, то есть он не норман, а бодрич – славянин, «варяг‑русь». Кстати, и имя его происходит от имени тотема западных славян‑ободритов сокола Рарога, инкарнации Огнебога Семаргла. Права Рюрика на престол обосновивались тем, что он – внук Гостомысла и потомок Славена, а значит его власть освящена самими богами. Рассмотрим его «мифологическую родословную. Иоакимовская летопись подробно описывает происхождение Гостомысла от прародителя Славена. Она рассказывает о потомке Славена – Вандале (Венде), и о трех его сыновьях Изборе, Владимире и Столпосвете. Потомком Владимира Древнего в девятом колене называет Буривоя, который и был отцом Гостомысла. В Велесовой Книге в дощечке «I 6а» и в Иоакимовской летописи Славен называется братом Скифа, прародителя скифов и вендов: «И были князья Славен с братом его Скифом». Теперь обратимся к «Истории» Геродота. Согласно скифским легендам, пересказанным Геродотом, Скифа и его братьев родила полуженщина‑полузмея от связи с сыном Зевса – Гераклом. В другом варианте генеалогической легенды, приведенной Геродотом, рассказывается о том, что дочь реки Борисфен (Днепра) и Зевс родили Таргитая, а тот родил прародителя скифов – Колаксая. Распутаем клубок этих легенд. По всей видимости, от Роси (дочери Борисфена‑Днепра) и Перуна (Зевса) в славянском варианте мифа был рожден Тарх Дажьбог (он же – скифский Таргитай, малоазиатский Аполлон Таргелий). И уже Дажьбог, сын Перуна (у Геродота – Геракл, сын Зевса), родил Скифа и Славена (у Геродота: Скифа, Агафирса и Гелона), Родились они от связи Дажьбога и полуженщины‑полузмеи, то есть – от Марены. Oт Дажьбога и Живы, согласно реконструкции «Песни птицы Гамаюн», родились Кисек и Орей (последний – отец Кия, Щека и Хорива). Во времена Рюрика потомков Дажьбога и Живы – князей полян, чехов и хорват уже не было. Киев был подчинен Хазарии, хорваты были под Византией, чехи задолго до этого пережили многих завоевателей. Да и княжение у бодричей прервалось на отце Рюрика Родославе, убитом Готфридом Датским. Гостомысл был последним потомком славянских князей из древнего рода, берущего начало от самого Дажьбога и Марены. Смена династии тогда еще не привела к пресечению рода, поскольку Рюрик, пусть не по мужской линии, но все же – внук Гостомясла. Этот род, согласно древним легендам, насчитывает около трех тысяч лет (согласно данным летописей – с VI‑VII века н.э.), пресекся только в XVI веке в «смутное время», когда династия Рюриковичей сменилась династией Романовых.
Правда и вымысел «Велесовой Книги»
автор: Дмитрий Гаврилов
Река времен в своем теченье Уносит все дела людей, и топит в пропасти забвенья Народы, Царства и Царей. (Г.Державин)
Обретение «Книги»
Под термином «Велесова Книга» подразумевают прежде всего священные тексты волхвов, спасенные полковником белой армии, Али Изенбеком в 1919 году. Произошло это в имении князей Задонских неподалеку от станции Великий Бурлюк, что под Харьковом[2]. Находка представляла собой буковые дощечки приблизительно одного размера 38‑22‑1 см., о числе которых сейчас можно судить исходя из того, что все они уместились в морском мешке – вероятно, около сорока дощечек. На каждой дощечке было просверлено по два отверстия для крепления шнуром, одни соединялись, как книга, другие – как альбом. На дощечках были нарисованы прямые параллельные линии, строго под которыми размещались буквы, как в санскрите или хинди – письмена вдавлены в древесину острым стило и во вдавленные места втерта краска, и затем все было покрыто чем‑то вроде лака. Буквы плотно прижимались друг к другу без интервала. Подобный тип текстов называется «сплошняком», он был характерен для кириллического строя Древней Руси. Однако, похожий на кириллицу алфавит, используемый безымянным волхвом, ею не являлся[3]. Вывезенные в Брюссель письмена были скопированы известным литератором Юрием Петровичем Миролюбовым. Он посвятил реставрации текстов 15 лет (1924‑1939), его благородная работа охватила 90% материала[4]. Вероятно, им же сделаны фотостатные снимки ряда дощечек. Изенбек имел собственную художественную мастерскую, где Ю.П.Миролюбов и работал над «книгой», поскольку хозяин не желал расставаться со своей находкой – этим можно объяснить плохое качество снимков. Вот что пишет сам Миролюбов о дощечках: «Нам выпало большое счастье видеть „дощьки“ из коллекции художника Изенбека, числом 37… Частью буквы напоминали греческие заглавные буквы, а частью походили на санскритские. Текст был слитным. Содержание трудно поддавалось разбору, но по смыслу отдельных слов это были моления Перуну, который назывался временами „Паруном“, временами „Впаруной“, а Дажьбог назывался „Дажьбо“ или „Даже“. Тескт содержал еще описание, как „Велс учил Деды земе рати“. На одной из них было написано о „Купе‑Бозе“, вероятно, Купала, и об очищением „омовлением“ в бане и жертвой „Роду‑Рожаницу“, „иже есь Дедо Свенту“. Были строки, посвященные „Стрибу, кий же дыха яко хще“, а так же о „Вышен‑Бог, иже есть хранищ живот наших“. Подробный разбор „дощечек“, которые нам удалось прочесть до их исчезновения, будет нами дан отдельно. „Дощьки“ эти были обнаружены Изенбеком во время гражданской войны в разгромленной библиотеке князей Задонских».
Утрата «Книги»
После смерти Изенбека в 1941 году подлинники текстов вместе с сотнями картин умершего были изъяты гестапо. Вероятно, священные письмена русов‑волхвов осели в архивах «Himler's Ahnenerbe» – Наследие Предков[5], особой организации, основанной в 1933 году, в нее входило 50 институтов, занимающихся в том числе оккультными исследованиями. Ими руководил профессор Вурст, специалист по древним священным текстам, преподававший санскрит в Мюнхенском университете. Там живо поняли, какую опасность таят в себе буковые дощечки. Велесова книга начинает рассказ с легендарного исхода древних русов из Семиречья во втором тысячелетии до новой эры под предводительством Ария и его сыновей. Она недвусмысленно причисляет наших якобы «неполноценных» предков‑праславян «к истинным арийцам» и подрывает гитлеровскую теорию расовой чистоты. В книге говорится о двух ветвях праславян – словено‑венедской и арийской, о происхождении праславянских и скифских родов, о бесконечных войнах пращуров за свою свободу и независимость против киммерийцев, греков, римлян, готов, гуннов, авар, хазар. Рассказ завершается упоминанием Эрика‑Рюрика, а так же Аскольда, который пытается крестить киевлян. Далее некий обрыв повествования и последняя дощечка гласит: «И крещена Русь сегодня…» Вероятно, у «книги» было несколько авторов‑волхвов, т.е. письмена собраны воедино из различных святилищ языческой Руси. Предположение о похищении подлинников Аненербе высказывал сам Миролюбов, и к тому были основания, еще не зная об истинном размахе этой закрытой организации. Гиммлер в 1935 году поставил перед «Наследием Предков» такие цели: «Искать мысль, действия, наследие индогерманской расы и сообщать народу в привлекательной форме результаты этих поисков. Выполнение задачи должно отличаться методами научной точности». Управляющий Аненербе – полковник СС Вольфрам Сиверс, прежде чем над ним свершли приговор Нюрнбергского суда, произносил некие таинственные нехристианские молитвы[6]. Большая часть архива этой нацистской организации была вывезена в СССР в качестве трофея, и скрыта по сей день…
|