Студопедия — Ространство и перспектива в свадебной видео и фотосъемке
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ространство и перспектива в свадебной видео и фотосъемке






Когда поезд, снятый братьями Люмьер, надвигался на зал, зрители в испуге вскакивали с кресел. Имитация третьего измерения оказалась доступной видеооператору. Психология восприятия видео и фотоизображения конструирует в сознании человека трехмерную схему, и мы "видим" пространственные ориентиры, которые возникают особенно убедительно, когда подчеркнуты и выявлены:

1) линейная перспектива,

2) воздушная (тональная) перспектива,

3) оптическая перспектива,

4) положение объектов, перекрывающих друг друга относительно точки зрения камеры,

5) световая конструкция, обрисовывающая объемы и протяженности,

6) динамическая перспектива.

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

Разными приемами художники прошлого старались передать то, что объекты находятся на разном расстоянии от наблюдателя. Свадебному фотографу и видеооператору нет нужды ломать голову над принципами передачи положения фигур и предметов в пространстве. Эту задачу он выполняет с помощью видеокамеры, которая дает пример центральной проекции, т.е. такой, когда проектирующие лучи сходятся в передней главной точке объектива и, продолжаясь, передают на плоскость кадра параметры предметов, находящихся перед фотографом. Это и есть перспективная, или центральная проекция. Ее законам подчиняется фотоизображение, возникающее в глазу человека.
Наш зрительный аппарат устроен так, что по мере удаления ровные равные по высоте предметы кажутся нам уменьшающимися. Параллельные линии, уходящие вдаль, мы видим сходящимися в одной точке, именуемой главной точкой схода. Психология восприятия подсказывает, что на самом деле предметы одинаковы, линии параллельны, а кажущееся уменьшение масштабов и сближение линий мы воспринимаем как результат удаления объектов от наблюдателя. Именно поэтому профессиональные фотографы и видеооператоры узнают в плоском варианте видео-фотографической проекции знакомый объемный мир.
Во время свадебной фотосъемки подчеркивание линий и поверхностей, дающих возможность уловить имитацию третьего измерения, - один из простейших приемов, позволяющих выявить пространство. Фата невесты, дорожка ЗАГса, ряд одинаковых зданий, ритмическое чередование однородных предметов - благодарный материал для композиций свадебных фотографов, имеющих цель создать образ трехмерной натуры.
Не всегда цель видеооператора на свадьбе - во что бы то ни стало усиливать иллюзию третьего измерения. Но в тех случаях, когда творческая задача требует именно такого решения, линии, которые уходят от камеры, следует располагать по диагонали или в направлении, близком к диагонали. Тогда все линейные компоненты объекта будут ориентировать жениха, невесту и гостей свадьбы на пространственное восприятие.

ВОЗДУШНАЯ (ТОНАЛЬНАЯ) ПЕРСПЕКТИВА.

Еще Леонардо да Винчи отмечал влияние воздуха на наши зрительные впечатления. По мере удаления от видеокамеры или фотоаппарата, в результате избирательного рассеивания и поглощения света в воздушной среде снижается отчетливость изображений, смягчаются контуры и контрасты, уменьшается насыщенность цветовых тонов. По угасанию красок, исчезновению деталей, изменению характера оптического рисунка свадебного торжества мы судим о расстояниях. Это и есть явление воздушной перспективы.
Замутненность воздушного слоя при фотосъемке свадьбы в задымленной среде, в туман, в дождь или снегопад, слой воды при подводных съемках помогают свадебному фотографу передать специфику условий, в которых шла съемка, и подчеркивает иллюзию пространства, уходящего в глубь кадра.
Тональную перспективу хорошо выявляет контровое освещение. Лучи солнца, пронизывающие воздух в направлении от объекта к камере, за счет интенсивного светорассеивания создают дымку, которая смягчает тона и краски, скрадывает детали очертания. По мере удаления от виновников свадебного торжества этот эффект усиливается, и легкость, воздушность заднего плана служит отличным фоном, на котором четко вырисовываются предметы, расположенные ближе.
Светотональные перепады, видимые на экране, всегда подчеркивают динамику объектов, движущихся в направлении оптической оси. При их приближении или удалении насыщенность тонов меняется на глазах у зрителя, сознание которого впрямую связывает такие изобразительные сигналы с пространственным перемещением объекта свадебной видео или фотосъемки.

ОПТИЧЕСКАЯ\ ПЕРСПЕКТИВА.

Сюжетно важная точка кадра всегда находится в фокусе (ситуация, когда она выводится из резкости, - особый случай, обоснованный конкретными требованиями). В этом плане работа фотографа с оптикой тоже основана на психофизических закономерностях нашего зрительного аппарата. Глаз всегда "наводит фокус" на интересующий нас предмет. Видеооператор может пространственно ориентировать зрителя, переводя фокус с объекта на объект во время съемки. Перемещение зон резкости в глубину ясно указывает на разноудаленность объектов от камеры и подчеркивает трехмерность пространства.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТОВ, ПЕРЕКРЫВАЮЩИХ ДРУГ ДРУГА ОТНОСИТЕЛЬНО ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КАМЕРЫ.

Все, что расположено в зоне видения, помогает видеооператору или фотографу на свадьбе показать положение предметов при помощи самих предметов. В свадебной фотографии это делается построением композиций, в которых одни объекты перекрывают другие и тем самым указывают, что ближе, а что дальше от свадебных фотографов спб. В кино такие приемы усилены моментами динамики. Если, например, идущие перпендикулярно оптической оси жених и невеста исчезли за зданием ЗАГСа, значит, здание находится ближе к видеооператору чем путь молодоженов. Если же новобрачные вышли перед ЗАГСом, то зрителю становится ясно, что жених и невеста ближе к камере, а загс - дальше от нее.
Для достижения подобного результата часто используют передний план - детали объектов, расположенные перед видеокамерой или фотоаппаратом, которые попадая в кадр, становятся пространственным ориентиром, указывающим на глубинность композиционного построения. Не следует бояться внутрикадровых динамических композиций, при которых переднеплановый объект на время перекрывает главного героя. Такой проем подчеркивает иллюзию трехмерности.

СВЕТОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ, ОБРИСОВЫВАЮЩАЯ ОБЪЕМЫ И ПРОТЯЖЕННОСТИ.

Боковое освещение, выявляющее рельефы и объемы, подчеркивает глубину пространства. В известной мере это делает и контровой свет: он обрисовывает фигуры виновников свадебного торжества и гостей праздника, отделяя их от заднего плана.
Иное впечатление оставляют объекты, освещенные прямыми солнечными лучами, лобовым светом ламп накаливания, рассеянными световыми потоками. Такой характер освещения свадебной фотосъемки не способствует выявлению форм и объемов, делает изображение плоскостным, скрадывает пространственные признаки.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

От фотоснимка с изображением, идущего на зрителя поезда не убегал никто. Серия таких снимков, снятая на кинопленку, приобрела динамический момент и дала возможность создать иллюзию пространства, из которого приходил поезд Люмьера. Использовать динамику изображения для зримого подтверждения глубинности кадра на свадьбе можно двояким способом: ориентируясь на движение объектов в поле зрения и применяя съемку движущейся камерой.

Перемещение предметов и людей в направлениях, совпадающих или немного отклоняющихся от оптической оси, особенно интенсивно выявляет перспективные изменения. В таких случаях важную роль играет оптическая система, которую использует свадебный фотограф или видеооператор.

Объективы, углы зрения которых приблизительно соответствуют характеру изображения, получаемого глазом человека (в пределах 30 - 40 градусов), передают действие в привычных нам параметрах, тогда как короткофокусная оптика, дающая преувеличенное перспективное изменение, делает поступательное движение более экспрессивным, выявляет признаки, которые не были свойственны первоисточнику. Это надо учитывать, используя динамический момент свадебной фотосъемки в качестве выразительного художественного приема.

Малый угол зрения длиннофокусной оптики меняет характер реального перемещения молодоженов, движущихся к фото или видеокамере или от нее, иногда доводя эффект до абсурда. Здесь играет роль время. Если за предложенный временной отрезок передвигающийся объект почти не изменился в масштабах, психология восприятия убеждает зрителя свадебного фильма или клипа, что движение было медленным. Оптическая система глаза с категорической настойчивостью предлагает нашему сознанию именно такое определение, хотя мы должны догадываться, каким был темп перемещения объекта на самом деле.
Динамика внутрикадрового действия, раскрывающая пространственные характеристики, проявляется в полной мере, когда она взаимодействует с другими методами и приемами, направленными на выявление глубины кадра.
Динамическая перспектива в сочетании с периодическим мельканием световых бликов значительно усилит впечатление глубины кадра. Если же свадебный видеооператор выберет ровно освещенный участок дороги, то иллюзия пространства ослабнет, так как перемещение объектов не будет подчеркнуто динамическим световым эффектом.
Реальное перемещение съемочной точки тоже создает убедительную иллюзию глубинности кадра. Это справедливо при любом направлении движения работающей камеры.

Динамическая перспектива такого рода выглядит тем ярче, чем больше сопутствующих моментов обращают внимание зрителя на то, что показываемый мир - трехмерен. Линейная, тональная и оптическая характеристики, расположение предметов и их освещение - все это должно применяться и использоваться в комплексе. Мир существует и развивается в пространстве и во времени, поэтому показ пространства – важная задача свадебного фотографа или видеооператора, о которой нельзя забывать.

 

11

Кинокадр. Кадр-троп, кадр символ.?

Кадр

- Это не один из 25 электронных кадров в секунду, о них давайте забудем до главы о "покадровом монтаже". КАДР - это то, что вы отсняли между двумя нажатиями кнопки "RЕС", от "старт записи" до "стоп записи".

Чтобы понять смысл понятия КАДР, проведем аналогию с литературой: КАДР=ФРАЗА. Например: "Яркое полуденное солнце освещает башни и шпили старинного города". Если, прочитав эту фразу, вы на секунду закроете глаза, то представите себе соответствующую картину, верно?

Давайте рассмотрим ее повнимательнее: вот дома под черепичными крышами, изгибы мощеных улочек, по которым неторопливо идут прохожие.. а в одном из открытых окон... Ваш средний палец уже готов нажать кнопку трансфокатора и сделать "наезд"? Подождите, давайте разберемся почему у этого дома такие кривые стены, да и вообще такое впечатление, что весь город раскинулся на склоне довольно крутого холма!

- Ах да, вы еще не в курсе наиважнейшего правила любой съемки, оно звучит так: "ДЕРЖИ ПАЛКУ!"
Этот возглас раздается на съемочной площадке, когда начинающий оператор, измученный необходимостью одновременно следить за фокусом, диафрагмой и всем прочим, забывает выверить положение камеры относительно горизонта и "заваливает" вертикали. Правда, самой линии горизонта обычно не видно, разве что вы снимаете морской пейзаж с чайками. Положение камеры следует выверять по вертикальным линиям, которые обязательно найдутся в любом кадре: фонарный столб, угол стены здания, кладки висящей оконной гардины и пр.

В вашем случае (вид на город из окна отеля) ориентируйтесь, например, по какой-либо постройке башенного типа (в итальянском городе Пиза есть исключение из этого правила) или хотя бы по тому самому фонарному столбу, что так некстати торчит прямо в середине кадра.

 

- Да, а что вы снимали? Собственно город или небо над ним? - Мне кажется - небо.

Пожалуйста, в следующий раз постарайтесь, чтобы линия горизонта (реальная или воображаемая) находилась несколько выше середины кадра, примерно вот так:

 

Это соответствует тому, как человек обычно смотрит на окружающий мир: в его поле зрения попадает несколько больше того, что на земле, чем того, что над головой, - не заставляйте ваших будущих зрителей "задирать подбородок".

Итак, ваш кадр "город из окна отеля" принял божеский вид. Теперь давайте попробуем отснять какой-либо фрагмент городского пейзажа, например, вон ту симпатичную церковь со шпилем.

- Подождите, не надо нажимать кнопку "наезд"! - Поверьте, никого из тех, кто будет смотреть отснятый материал, не интересует процесс увеличения этой церкви на экране телевизора, их интересует результат, то есть уже увеличенная церковь. (Конечно, в художественной съемке наезд иногда применяется, об этом вы прочитаете в главе о "внутрикадровом монтаже", но в хроникальной съемке (ваш случай) он совершенно ни к чему.) Поэтому остановите запись, сделайте наезд "вхолостую", заодно отрегулируйте "разъехавшуюся" резкость и постарайтесь разместить церковь в кадре так, чтобы она "хорошо смотрелась".

Вот так, теперь можете снимать.

Кстати, "можете снимать" - это я серьезно, имея ввиду, разумеется, тех из читателей, у кого уже есть видеокамера. Сделайте паузу: отложите книжку, возьмите камеру и потратьте несколько минут времени - своего и пленки.

Дело в том, что, несмотря на все мои попытки придать этой книжке развлекательный оттенок, я прекрасно отдаю себе отчет в том, что мало у кого из читателей достанет терпения прочитать ее в один присест, да это и не нужно: все здесь изложенное сразу просто в голове не уляжется ни у одного читателя, хоть о семи пядях во лбу.

И если к первой части этой книжки, "про кнопочки", можно относиться как к своего рода справочнику по технике пользования видеокамерой, то вторая часть, претендующая на попытку превращения вас в "человека с камерой", гораздо сложнее.

- Чтобы удостовериться в правильности изложенного в этой, второй части, вовсе недостаточно нажать ту или иную кнопку, вам придется отснять несколько кедров или несколько дублей одного и того же кадра - только тогда прочитанная глава получит ваше подтверждение: "Смотри-ка, и правда, вот, оказывается, как надо!"

Поэтому в этом, втором издании, здесь и далее вам предлагаются несложные практикумы - задания по съемке чего-либо. Выполняя их по мере прочтения, вы, во-первых, передохнете от этой местами весьма дидактической литературы, во-вторых приобретете некий навык и избежите множества ошибок, характерных для начинающих операторов, а, в-третьих (и это, может быть, важнее прочего), вам будет чем заняться с вашей новенькой камерой, не мучаясь вопросом "чего бы еще интересного поснимать...в своей собственной квартире?! (во дворе, на даче и т.п.)".

Читателям, у кого в данный момент видеокамеры под рукой нет, я тем не менее советую не пренебрегать этими практикумами, а вернуться к ним позже, когда возможность снимать появится. А для того, чтобы избежать излишней академичности, которой так и веет от слова "практикум", предлагаю называть это просто, по-школьному: "упражнения". Итак:

Упражнение 1. Осмотритесь по сторонам и решите, что из окружающего пространства, на ваш взгляд, может быть интересно в кадре. - Экзотический пейзаж или обыкновенный городской, хотя бы тот же "вид из окна", одним словом, выберите сцену съемки. Возьмите видеокамеру, включите (в режиме AUTOLOCK и AUTOFOCUS), зажмурьте правый глаз и наведите камеру на сцену съемки, не глядя в видоискатель. - Посчитайте про себя до трех и откройте глаз. Вертикали, возможно, "завалены", а линия горизонта (реальная или воображаемая) может оказаться вообще бог знает где... то есть в кадре оказалось несколько не то, что вы ожидали, кадр "не смотрится", -Естественно, вы же "снимали вслепую".

Теперь, не исправляя погрешностей кадра, нажмите "REC" и постарайтесь как можно быстрее выровнять вертикали, линию горизонта и вообще сделать кадр таким, каким вы хотели бы его видеть (с помощью клавиши трансфокатора и/или слегка повернув камеру влево или вправо). Нажмите паузу записи, отмотайте пленку к началу, просмотрите и запомните, сколько секунд заняли у вас эти исправления.

Далее все повторяем: выбираем другую сцену съемки, зажмуриваем правый глаз и...(см. абзац выше) -; вплоть до высчитывания, сколько секунд у вас заняли исправления кадра на этот раз.

Это упражнение следует повторять до тех пор, пока вы не научитесь приводить кадр "в порядок" за одну секунду или менее того, почти мгновенно. Смысл такой тренировки заключается в том что:

- вы поймете, как бессмысленно и даже обидно тратить пленку на "выравнивание" кадра, и впредь не будете "стрелять навскидку", а сначала "прицелитесь" как следует, а уж потом будете нажимать "REC",

- повторив упражнение хотя бы несколько раз, вы воочию убедитесь в том, как важна "вертикальность вертикалей" и правильное расположение линии горизонта (об исключениях - немного позже)

- если в результате упражнения вам действительно удалось значительно сократить время исправления кадра, то я вас поздравляю: теперь у вас гораздо больше шансов прилично отснять "горящее" событие, то есть такое, когда упущенные на исправление кадра секунды могут оказаться действительно ценными,

- за время, что вы потратили на это, возможно, несколько раздражающее упражнение, камера успела немного "прирасти" к вашей руке, сделаться из непривычной штуковины, приделанной к кисти тонким ремешком, ее как бы продолжением, а это очень важно!

- когда вы, с помощью трансфокатора и/или слегка поворачивая камеру в сторону, исправляли кадр так, чтобы он "хорошо смотрелся", вы занимались очень важным делом: определяли, что в кадре лишнее, а что обязательно должно в него войти.

- Все операторы занимаются тем же самым всю жизнь и речь об этом пойдет буквально ниже.

Кстати, насчет самодеятельного критерия "хорошо смотреться": вместо него у профессионалов принято говорить - "кадр правильно скомпонован". О композиции кадра написаны сотни толстых книг, так что трудно рассказать о ней вкратце, но все же можно, пожалуй, сформулировать несколько основных принципов этой премудрой науки.

 

 

12. Масштаб изображения.?

Масштаб времени — количественная мера замедления или ускорения движения, равная отношению проекционной частоты кадров к съёмочной. Так, если проекционная частота кадров равна 24 кадра в секунду, а киносъёмка производилась на 72 кадра в секунду, масштаб времени равен 1:3. Масштаб времени 2:1 означает ускоренное вдвое по сравнению с обычным протекание процесса на экране.

 

Масштаб времени — количественная мера замедления движения, равная отношению проекционной частоты кадров к съёмочной. Так, если проекционная частота кадров равна 24 кадра в секунду, а киносъёмка производилась на 72 кадра в секунду, масштаб времени равен 1:3.

Максимальная степень ускорения определяется конструкцией киносъёмочного аппарата, динамическими характеристиками скачкового механизма кинокамеры. В любительской аппаратуре предусматривается ускоренная съёмка на частотах до 64—72 кадров в секунду. В профессиональном оборудовании применяются специализированные грейферные механизмы, обеспечивающие 360 кадров в секунду для 35 мм киноплёнки и 600 кадров в секунду для 16 мм.

Повышение скорости сверх этих значений осуществляется изменением способа фиксации кадра на киноплёнке.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 478. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия