Студопедия — Глава 5 РАМАНАНДА РАЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 5 РАМАНАНДА РАЙ






Господь Гауранга подобен океану духовного знания, а Рамананда Рай — облаку, которое родилось из его вод. Это облако полно сокровенных истин о преданном служении. Теперь Рамананде Раю пришло время пролить свое знание ради блага людей и вновь вернуться в океан Гауранги, чтобы никогда больше его не покидать.

Излечив брахмана Васудеву от проказы, Шри Чайтанья продолжал Свой путь по дорогам Южной Индии. Он пришел в Джияда-Нрисимха-кшетру, где на вершине холма стоял храм Нрисимхадевы, человекольва. Он и теперь стоит там, пятью милями северо-западней Вишхакапатнамы, в Андхра Прадеше. Послушайте о том, как появился в этих местах Господь Джияда-Нрисимха.

 

* * *

Крестьянин по имени Пунруя Гояла как-то вырастил хороший урожай огурцов. Каждую ночь он не спал, охраняя их. Но однажды он заснул, и дикий кабан сожрал все огурцы. Захватив с собой лук и стрелы, на следующую ночь крестьянин решил убить кабана. Как только стрела вонзилась кабану в бок, тот закричал: «Рама!» — и убежал в соседнюю горную пещеру.

Ошеломленный крестьянин замер на месте. Как глупое животное может повторять имя Господа Рамы? И он подумал, что, должно быть, Сам Господь скрывается под шкурой кабана. Приблизившись к пещере, крестьянин обратился к удивительной свинье:

— Кто ты? Кто ты?!

Но ответа не последовало. Испуганный и опечаленный, крестьянин не отходил от пещеры и постился два дня. Он думал: «Что же мне делать? Я низкий грешный негодяй. Нет никого хуже меня!» И тогда, чувствуя к нему сострадание, милостивый Господь заговорил с ним:

— Я — Сам Бог. Ты охотился на Меня за то, что Я съел твои огурцы. Но не печалься, возвращайся домой!

Крестьянин расстроился еще больше и продолжал поститься. И тогда Господь снова обратился к нему:

— Глупец! Зачем ты страдаешь из-за пустяка? Ты не совершил никакого оскорбления, так что прерви свой пост и возвращайся домой.

— Я ранил Тебя своей стрелой, — отвечал крестьянин, — что будет теперь с моей жизнью? Даже если я умру, я не искуплю своего оскорбления. Ямарадж, бог смерти будет бить меня кнутом в наказание. Пожалуйста, скажи теперь, как мне очиститься?

— Ты не совершил никакого оскорбления, — отвечал Господь. — Не печалься, Я бесконечно доволен тобой.

— Значит, все хорошо? Я поверю Тебе и больше не буду бояться. Но как я узнаю, что освободился от греха? Я буду счастлив, только если увижу Тебя. Я расскажу обо всем царю, но Ты должен стать моим свидетелем.

— Хорошо, — согласился Господь, — Я исполню твое желание и дам тебе такое благословение.

На следующий день крестьянин побежал в царский дворец.

— Послушай, — обратился он к стражнику, — передай царю мою удивительную историю, она понравится ему.

Скоро крестьянин уже был во дворце и сам рассказывал царю все, что с ним приключилось. Царь искренне изумился тому, что Бог принял облик кабана и разговаривал с крестьянином.

— А ты не лжешь?

— Да, мой господин, давайте пойдем туда вместе, и ваши сомнения рассеются. Господь сдержит обещание, данное мне, и Сам расскажет вам все.

— Если я услышу волю Господа, я стану его слугой на весь остаток моих дней.

И царь вместе с крестьянином отправился к горной пещере, где жил дикий кабан. Перед входом в нее царь распростерся в поклоне и вознес Господу молитвы. Искренность и смирение царя тронули Господа, и Он сказал:

— О царь, поверь словам этого крестьянина. А теперь полей молоком эту пещеру, и ты достигнешь Меня.

Счастливый, что слышит Господа, царь покорно полил пещеру молоком. И вдруг из-под земли появился узел волос. Понимая, что стали свидетелями явления Господа, царь и все его слуги в блаженстве запели имена Хари под веселую музыку.

Чем больше царь лил молока, тем больше проступала трансцендентная форма Господа: волосы и лицо, грудь, руки, живот и бедра. Через несколько мгновений он увидел перед собой Господа Нрисимхадева. В великом экстазе царь продолжал лить молоко, ожидая, когда появятся лотосные стопы. И тогда с небес снова раздался голос:

— Ты не увидишь Моих стоп, так что не лей больше молоко.

Царь был в полном восторге от явления Господа, но лишенный Его лотосных стоп, он опечалился. Он устроил огромный праздник, махотсаву, в честь божества и почтил Господа Нрисимхадева богатыми подношениями пищи и одежды, провел арати. Взирая на Господа с любовью и преданностью, царь был счастлив.

Однажды нищий монах и две женщины пришли получить даршан этого божества. Поклонившись, монах вышел из храма, неожиданно тяжелая храмовая дверь закрылась за ним, и женщины оказались запертыми внутри. Через дверь монах слышал, как две женщины разговаривают с Господом и, обеспокоенный, стал громко молиться.

Всемилостивый Господь в ответ открыл ему дверь. Когда монах снова вошел в храм, он увидел изумительное зрелище: две его спутницы превратились в два камня, которые встали по обе стороны божества. Удачливый монах, ликуя, припал к лотосным стопам Господа с молитвой:

— О Господь, даруй мне благословение! Возьми мое имя! Родители назвали меня Джияда, и я хочу, чтобы Тебя, мой Господь, называли так же!

 

* * *

Когда Господь Чайтанья вошел в этот храм и увидел прекрасное божество Нрисимхи, Он упал в поклоне, как золотая палка. От любви Он пел, танцевал и возносил молитвы.

— Слава Нрисимхадеву! Слава Господу юного Прахлада Махараджа! — восклицал Чайтанья Махапрабху. — Он убивает невежество, если оно одолевает преданных. Его милость разливается повсюду, как свет луны, а лицом Он подобен льву. Снова и снова Я приношу Ему Свои поклоны!

Львица свирепа и страшна для всего леса, но нежна и добра со своими детенышами. И Господь Нрисимха, ужасный для демонов, подобных Хиранякашипу, ласков и добр со Своими преданными, такими как Прахлада Махарадж!

Служитель храма изумился любви Шри Чайтаньи. Он принес гирлянду и прасад от Нрисимхи и в великом почтении предложил их Шри Чайтанье Махапрабху. Ночь Господь провел в храме, а утром продолжил Свой путь, но шел Он наугад, потому что от радости потерял дорогу.

Все дальше на юг шел Господь Чайтанья, избрав старинный путь от Сабаран (близ Нрисимха-кшетры). Вскоре Он достиг провинции Раджахмандри, где протекает священная река Годавари. Увидя берега Годавари, Гауранга вспомнил реку Ямуну, деревья по обеим сторонам напоминали леса Вриндавана — и сердце Господа Чайтаньи пришло в смятение. Он стал танцевать, повторяя: “Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе!” Танцуя, Господь прошел лесом по восточному берегу Годавари, затем переправился на другую сторону и принял омовение. Там Он присел неподалеку и снова стал повторять святые имена Кришны.

В это время к берегу реки подошла процессия. В окружении множества брахманов слуги несли богатый паланкин. Музыканты сопровождали шествие приятной мелодией, а сзади спешила толпа слуг, всегда готовых служить своему хозяину. Это был Рамананада Рай, правитель провинции Раджахмандри — он пришел к реке принять омовение. Согласно ведическому ритуалу, после омовения он должен был совершить жертвоприношение предкам.

Сидя поодаль, Шри Чайтанья наблюдал за Раманандой Раем. Он сразу узнал в этом почтенном господине того великого преданного, о котором говорил Сарвабхаума Бхаттачарья. Шри Чайтанья так ждал этой встречи! Однако Он не спешил подойти к Рамананде Раю, потому что санньяси не должен первым подходить к знатным людям. Он остался сидеть на Своем месте и терпеливо ждал.

Но Рамананда Рай уже заметил молодого санньяси, который скромно сидел в стороне. Его поразила красота этого юноши, и он подошел ближе. Тут Шрила Рамананда Рай увидел, что от Шри Чайтаньи Махапрабху исходит ослепительное сияние, словно от тысячи солнц! Молодой санньяси был высокого роста, что-то царственное было во всем Его облике. Легкие шафранные одежды скрывали стройное, крепкое тело, а глаза были подобны лепесткам лотоса. Изумленный Рамананда Рай тут же упал перед Ним как палка, выражая почтение.

Господь поднял Рамананду Рая, и вместе они стали воспевать святое имя Кришны.

— Тебя зовут Рамананда Рай? — спросил Гауранга.

— Да, — ответил губернатор. — Я Твой низкий слуга, недостойный Твоей милости! Я последний из людей!

В ответ Шри Чайтанья Махапрабху крепко обнял Рамананду Рая. Господин и слуга чуть не потеряли сознание от духовных переживаний, захлестнувших обоих. Это была божественная любовь. Они обнялись еще крепче и через мгновенье упали на траву, оба без сознания.

Никто не знал тайны их встречи. Под именем Рамананды Рая пришла прекрасная Вишакха, желая принять участие в играх Господа Чайтаньи. На высшей планете духовного неба, Голоке Вриндаване, Вишакха — близкая подруга Радхи. Она служит Кришне почти как Сама Радхарани и очень дорога Ему. Они редко расстаются друг с другом. И как же теперь был счастлив Господь Кришна, сокрывшийся под именем Шри Чайтаньи, снова увидеть Свою гопи Вишакху! Духовная любовь переполняла обоих. Тела их покрылись испариной и трепетали, лица стали смертельно бледны, слезы лились из глаз, а с дрожащих губ сходило лишь одно слово — Кришна.

Брахманы, сопровождавшие Рамананду Рая на берег Годавари, поразились происходящему. Строгие последователи ведических ритуалов, они не могли понять чувств их губернатора и никому неизвестного санньяси. Что это за странная любовь? «Какой удивительный санньяси! — думали они. Но почему Он обнимает самого низкого из людей, и еще плачет при этом?» Непонятно было для них и поведение Рамананды Рая. «Рамананда Рай — правитель Мадраса, — думали они, — в высшей степени ученый человек, маха-пандит. Но стоило ему прикоснуться к этому санньяси, как он стал просто безумцем! Прилично ли такое поведение?»

Недоумение брахманов ясно отпечаталось на их лицах. И Шри Чайтанья сдержал Свои чувства. Скоро они пришли в себя. Улыбаясь, они расселись на траве и начали говорить.

— Сарвабхаума Бхаттачарья рассказал Мне о тебе, — сказал Господь, — и попросил встретиться. Мне было так радостно слушать его! Я пришел сюда только ради тебя. Как прекрасно, что мы встретились так быстро и безо всяких усилий!

— Сарвабхаума заботится обо мне, даже когда меня нет рядом, — улыбнулся Рамананда Рай, — он всегда делает мне добро. По его милости я имею счастье видеть Тебя в наших краях. Сегодня я самый счастливый человек в мире! Я вижу, Ты наделил Сарвабхауму особой милостью? Ведь благодаря его любви Ты прикоснулся сейчас ко мне, хотя я совершенно недостоин этого. Ты — Верховная Личность Господа, Сам Нараяна, а я — обыкновенный чиновник, увлеченный властью, богатством и мирскими делами. Из всех людей я — самый низкий. Но Ты пренебрег ведическим запретом и не побрезговал прикоснуться ко мне.

Ты не зависишь ни от кого, и намерения Твои непостижимы. Я знаю, что Ты пришел сюда, чтобы подарить мне освобождение, Ты так милостив, что освобождаешь все падшие души. Посмотри на этих брахманов, которые пришли со мной. Все они — знатоки Вед, строгие исполнители ритуалов. Но при виде Тебя сердца их трепещут, и слезы льются из глаз. Я слышу, как они повторяют святые имена Кришны! И это не удивительно. Достаточно лишь раз увидеть Твою красоту и силу, чтобы понять, что Ты — Верховный Господь. Кто еще обладает таким ослепительным великолепием?

Шри Чайтанья улыбался.

— Мой господин! — сказал Он в ответ. — Ты лучший из преданных. Чье сердце устоит перед тобой? Я обыкновенный санньяси, но лишь коснувшись тебя, Я оказался в океане блаженной любви к Кришне. О чем еще говорить? Сарвабхаума Бхаттачарья, желая, чтобы Я очистил Свое сердце, полное грязи, попросил Меня разыскать и встретиться с тобой!

Шри Чайтанья и Рамананда Рай прославляли друг друга. Они так радовались этой встрече! Тут к ним подошел некий брахман-вайшнав, строго следовавший ведическим предписаниям, и, почтительно склонившись перед Шри Чайтаньей, сказал:

— Пожалуйста, посети мой дом и прими угощение!

Господь принял это приглашение и, прощаясь, обратился к Рамананде Раю:

— Я хочу послушать, как ты рассказываешь о Кришне! Надеюсь, мы увидимся снова?

— Дорогой Господь, — ответил Рамананда Рай, — я тоже хотел просить Тебя остаться здесь дней на пять или семь. Я настолько грязен, что мне недостаточно было увидеть Тебя. Побудь еще немного, и Ты спасешь меня.

Мысль даже о короткой разлуке обоим была нестерпима. Но их ждали неотложные дела, поэтому Рамананда Рай поклонился Господу и ушел, сопровождаемый своей свитой. А Шри Чайтанья Махапрабху направился в дом брахмана, который пригласил Его пообедать. Прошел день, а вечером Господь снова появился на берегу реки Годавари. Он принял вечернее омовение и сел на берегу, поджидая Рамананду Рая. Вскоре там показался и губернатор, с ним был лишь один слуга. Лицо Рамананды выражало поспешность и волнение, глазами он искал Господа Чайтанью. Наконец, они увиделись. Рамананда Рай тут же поклонился, а Господь поднялся и крепко обнял Рамананду. Потом они сели на берегу, поросшем мягкой травой, и стали говорить о Кришне. Звезды на небе проступали все ярче, приближалась ночь. В теплом воздухе пахло водой и травами, пели цикады, река Годавари журчала и поблескивала лунным светом. Кругом не было ни души. Господь Чайтанья и Рамананда Рай, счастливые своим уединением, тихо говорили о Кришне.

— В чем смысл человеческой жизни? — спросил Господь Чайтанья.

— Каждый должен выполнять свои обязанности в рамках варнашарамы, — ответил Рамананда, — и служить таким образом Господу. Человек, искренне исполняющий свои обязанности, постепенно разовьет сознание Бога.

И началась их удивительная беседа, в которой раскрылись сокровенные тайны духовной жизни. Рамананда Рай процитировал стих из “Вишну Пураны” (3.8.9), который утверждает, что Верховному Господу можно поклоняться, исполняя свои обязанности, и нет иного пути удовлетворить Его. Суть в том, что если человек должным образом использует свои способности в служении Богу, то постепенно он достигает духовного совершенства. Для этой цели Веды разделяют общество на четыре сословия в соответствии с естественными наклонностями людей: духовная интеллигенция и священнослужители (брахманы); правители и воины (кшатрии); фермеры и коммерсанты (вайшьи); рабочие и ремесленники (шудры).

Для каждого класса существуют свои правила и предписанные обязанности, так же как и род занятий. Однако главной остаются естественные наклонности человека и работа. В отличие от кастовой системы хинду, как это засвидетельствовали англичане, изначальная “кастовая система” не связана с происхождением. Наоборот, человек относится к тому или иному социальному статусу в соответствии с его наклонностями и поведением, и Веды просто описывают эти занятия и качества.

Кроме четырех социальных укладов Веды выделяют четыре духовных уровня: жизнь ученика, соблюдающего целибат (брахмачарья); жизнь домохозяина (грихастха); жизнь в уединении (ванапрастха) и отречение (санньяса). Эти четыре уровня рекомендуются для постепенного духовного роста людей. Каждый уровень характеризуется новой и более глубокой реализацией и обязанностями. Строго следуя этой системе, человек постепенно становится готов к отречению, которое необходимо как перед лицом смерти, так и для того, чтобы войти в царство Бога.

Рамананда Рай сказал, что таким образом можно удовлетворить Верховного Господа и достичь совершенства в течение одной жизни.

Выслушав рассуждения Шри Рамананды о варнашраме, Махапрабху согласился с его доводами, однако предостерег от поверхностности. Высшее совершенство превосходит систему варнашрамы, и потому Господь попросил Шри Рамананду углубиться в область трансцендентного.

В ответ Шри Рамананда процитировал стих из “Бхагавад-гиты” (9.27), в котором Господь Кришна говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, предлагал или отдавал, через какие бы аскезы ни проходил — делай это, о сын Кунти, как подношение Мне”. Хотя этот стих предполагает полную преданность, человек должен отдавать плоды своего труда Господу как подношение. Однако Махапрабху не выразил удовлетворения, сказав, что есть принципы еще более возвышенные. И тогда Рамананда Рай, описав систему варнашрамы, подчеркнул, что все занятия человека должны быть посвящены любовному служению Господу (дайви, или “божественная” варнашрама), иначе вся система — это лишь пустая трата времени. Это была главная мысль, и потому Махапрабху согласился с ней, но и ее счел не совсем глубокой.

— Если знаешь более сокровенные истины, то раскрой их, — попросил Он.

И Рамананда Рай, чьи доводы были уже дважды отвергнуты, сказал, что человеку должно отбросить предписанные обязанности и без привязанности относиться к материальному миру, что позволит ему подняться на трансцендентный уровень. Другими словами, теперь он говорил о необходимости оставить жизнь в миру и целиком предаться Богу, и это главное. В доказательство он привел заключительные наставления Господа Кришны в “Бхагавад-гите” (18.66): “Оставь все виды религий и просто предайся Мне. Я освобожу тебя от всех твоих грехов. Ничего не бойся”.

Господь Чайтанья однако отверг и это третье утверждение, потому что хотел показать, что самого по себе отречения тоже мало. Тогда Шри Рамананда пошел дальше: человек должен нести преданное служение без привязанности к плодам своей деятельности, однако преданное служение, подкрепленное знанием и духовной реализацией, гораздо более возвышенно.

Махапрабху, услышав это, попросил Шри Рамананду развить свою мысль, потому что она хоть и правильна, но незначительна. Рамананда Рай привел наставления писаний о вершине духовного осознания — чистом преданном служении, лишенном всякого стремления к знанию и освобождению.

От этого ответа Господь Чайтанья почувствовал экстатическое блаженство, потому что Его миссия в том и состояла, чтобы научить мир чистому преданному служению, лишенному и тени материальной обусловленности. Наконец, Махапрабху согласился:

— Да! Это так!

Но теперь Он хотел, чтобы Рамананда Рай описал возвышенное преданное служение.

И Рамананда Рай заговорил о према-бхакти, когда человек, следуя процессу бхакти-йоги поднимается до уровня личностных взаимоотношений со Всевышним. На начальных ступенях самореализации взаимоотношения со Всевышним еще не установлены, но когда развивается према-бхакти, эти взаимоотношения раскрываются, проявляя один из пяти возможных видов отношений (рас): пассивное поклонение, служение, дружба, родительская и супружеская любовь.

Хотя пассивное поклонение существенно, Рамананда Рай начал объяснять отношения слуги и господина, когда преданный становится вечным слугой Бога. Такое поклонение часто отмечено богатством и почетом и сопровождается чувством благоговейного страха и почтения, оно лишено той сладости, которой полны три других формы взаимоотношений с Богом. Махапрабху с наслаждением выслушал Рамананду Рая и попросил описать другие трансцендентные расы.

Рамананда Рай заговорил о дружеских отношениях с Кришной, которые считаются более возвышенными рядом с отношениями слуги и господина. В братских отношениях почитание перерастает в любовь, а благоговейный страх перед богатством и величием Бога уменьшается. В результате человек наслаждается непосредственными отношениями со Всевышним, чувствуя себя Его другом.

Нет слов, чтобы описать состояние Господа Чайтаньи. Он только просил Рамананду Рая:

— Продолжай!

Понимая умонастроение Господа, Шри Рамананда сразу стал описывать супружеские взаимоотношения, когда человек вступает в сокровенные игры супружеской любви с Верховной Личностью Бога. Затем он отступил от этой темы, чтобы подробнее рассмотреть нейтральные, дружеские и родительские отношения. Наконец он вернулся к подробному описанию супружеских отношений как совершенства любви к Богу, предупредив, однако, что все расы одинаково абсолютны. Но в духовной реальности, полной разнообразия, между ними есть и определенные различия, и среди всех супружеская (мадхурья) раса считается наивысшей. Вершиной супружеских взаимоотношений является любовь гопи, простых пастушек Враджа, подруг Кришны, которые в своей любви к Кришне не знают ничего кроме служения Ему.

Беседа Рамананды Рая и Господа Чайтаньи о “любви” не имеет никакого отношения к тому, что мы привыкли слышать об этом в мирской жизни. Здесь нет безвкусицы: поверхностности, чувственности и временности. Напротив, духовная любовь гопи глубока, здорова и вечна. В сравнении с этой любовью мирские отношения выглядят не более чем вожделением. Рамананда Рай объяснил разницу между истинной любовью и вожделением, и как материальное вожделение превратить в духовную любовь, совершенствуясь в сознании Кришны.

Махапрабху уже не мог справиться с Собой, блаженство Его не знало границ, они оба — Господь и Шри Рамананда Рай — пребывали во власти любви к Богу. И хотя Махапрабху согласился, что это было последнее слово в философии сознания Кришны, Он попросил Рамананду Рая идти дальше. Шри Рамананда, хоть и удивленный, (потому что трудно вообразить что-либо выше супружеской любви) стал подробно описывать первую из всех гопи, Шримати Радхарани, которая в действительности является вечной супругой Господа.

Положение Шримати Радхарани очень сокровенно и раскрывается лишь самым возвышенным преданным. Она является женским подобием Личности Бога. Ее любовь к Кришне совершенна, а красота привлекает сердце всепривлекающего Кришны. Качества Радхарани настолько притягательны, что Она невольно вдохновляет Кришну на самопознание. Она очаровывает Его Своей красотой и любовью. Писания говорят, что любовь Ее столь велика, что заставляет темный цвет супружеской любви (шьям, цвет Кришны) измениться в сияющий золотой (цвет Ее тела, уджджвала). В этом абсолютно духовном случае, как говорит Кришнадас Кавирадж Госвами (Ч.Ч., Антья 5.18.18), “любящий, возлюбленный и сама любовь танцуют в одном теле”, — и это Господь Чайтанья Махапрабху.

Есть две причины появления Махапрабху в этом мире — одна внешняя, а другая внутренняя. Внешняя — Господь является для того, чтобы торжественно открыть движение санкиртаны, внутренняя же причина в высшей степени эзотерична и исходит из желания Бога во всей полноте изведать вкус любви, которую Его преданные испытывают к Нему. Любовь эта во всей полноте выражена в Шримати Радхарани, и Господь, нисходя как Махапрабху, познает глубину и блаженство Ее любви к Нему. Встав на Ее место, Он приходит оценить собственную сладость и красоту, глядя глазами Своего преданного.

Можно возразить, что Бог и без того всеведущ и не нуждается в дополнительных попытках осознать эти внутренние истины о Себе Самом. Однако вайшнавы говорят, что явление Господа Чайтаньи вовсе не чуждо самосуществующей природе Бога. Другими словами, вайшнавская философия не только принимает предпосылку высшего аргумента, но идет дальше, со всей точностью раскрывая, как Господь познает Себя — Он познает Себя и Свою внутреннюю энергию, Шримати Радхарани, проявляясь в облике Чайтаньи Махапрабху.

Шри Рамананда Рай говорил, что Шримати Радхарани оказывают поклонение еще скорее чем Кришне. Например, обычно к Ним обращаются “Радха-Кришна” — сначала энергия (Радха), а потом источник энергии (Кришна). Даже маха-мантра обращается в первую очередь к Радхе и только потом к Кришне. Первое слово мантры харе — звательная форма слова хара, и повторение мантры Харе Кришна — это обращение к Матери Хара с просьбой занять в служении Господу.

Интересно, что даже ведическая литература держит в секрете истину о Шримати Радхарани. Ведические мудрецы знали, что люди будут неправильно истолковывать сокровенное бытие Радха-Кришны (возможно, отождествляя с мирской любовью), и поэтому описали его лишь в нескольких местах.

“Шримад-Бхагаватам”, например, который считается самым важным ведическим произведением, упоминает о Радхарани в одном трудном для понимания тексте (10.30.28) из 18 тысяч стихов! И даже здесь слово арадхита лишь косвенно намекает, что Радха — Та единственная, кто завоевывает сердце Кришны. Но и этот стих не раскрывает Ее имени и не описывает божественных качеств. Это происходит потому, что Шукадева Госвами, рассказчик “Бхагаватам”, погружается в бесконечный экстаз, произнося Ее имя.

И все же о Ней ясно упоминается в других ведических текстах, таких как “Харивамша” и “Нарадия”, “Падма”, “Брахманда” и “Брахма-вайварта” Пуранах, где подробно описано Ее имя и качества. Личность Шримати Радхарани раскрывается великими учителями в цепи преемственности учителей и более поздних ведических работах, таких как “Гита-Говинда” и “Шри Чайтанья-Чаритамрита”. В этих книгах Шримати Радхарани описана полностью: раскрыт Ее трансцендентный облик и бытие. С исключительной скрупулезностью здесь рассматривается женский аспект Бога. Шри Рамананда раскрывал самые эзотерические истины, а Махапрабху слушал его в блаженном экстазе. Не владея Собой, Господь Чайтанья говорил лишь Рамананде Раю:

— Пожалуйста, дальше, дальше, дальше...

Рамананда Рай сказал тогда Господу Чайтанье Махапрабху, что есть еще одна в высшей степени духовная тема, которая называется према-вилас-виварта. Пытаясь описать эту эзотерическую тему, Шри Рамананда начал читать поэму, воплотившую в себе эти высшие истины. Однако Господь Чайтанья тут же закрыл Рамананде Раю рот, потому что материалисты, философы и даже спиритуалисты и преданные низшего уровня не могут проникнуть в их сокровенный смысл. Потом Махапрабху немого смягчился, и Рамананда Рай пропел два стиха, которые выражали суть духовной жизни. После того как прозвучали эти стихи, Махапрабху сказал:

— Это предел человеческой жизни, конечная цель, и лишь по твоей милости Я смог постичь ее.

Суть духовного совершенства выражена в према-вилас-виварте: в отличие от материального подобия, трансцендентная любовная привязанность в долгой разлуке приносит долгое наслаждение. Но особая сладость такой привязанности проявляется лишь в кульминации разлуки — трансцендентном безумии (особая духовная жажда, высшее безрассудство), и иным путем этой сладости вкусить невозможно. Шримати Радхарани, например, однажды ошибочно приняла черное дерево тамал за Кришну и обняла его в порыве любовной разлуки. Такая ошибка и есть према-вилас-виварта, но столь высокий уровень духовной жизни очень редко достигается в этом мире.

Господь Чайтанья и Рамананда Рай обсуждали высшую духовную философию. Шри Рамананда все глубже погружался в абсолютно духовный любовный обмен Радхи и Кришны, а Махапрабху настойчиво просил его идти дальше. Наконец Господь Чайтанья признался:

— Я пришел к тебе, чтобы понять трансцендентную любовную привязанность Божественной Четы и теперь счастлив, потому что ты прекрасно описал ее. Из твоих чистых уст Я познал высшую любовь в сознании Кришны.

— Не знаю, как я смог говорить об этих предметах, — отвечал Шри Рамананда Рай. — Я знаю, что это Ты Своей мистической силой заставил меня говорить. Я просто повторил Твое послание.

Шри Чайтанья Махапрабху и Рамананда Рай в блаженстве провели эту ночь. Они пили нектар бесед о Кришне, опьяняющее чувство любви заставляло их танцевать, воспевая святое имя Кришны, смеяться и плакать одновременно до самого утра. Если Ишвара Пури дал Гауранге посвящение в повторение святого имени, а Кешава Бхарати — санньясу, то высшая духовная реальность, рага-марга, открылась Ему милостью Рамананды Рая. Конечно, никто из этих трех личностей не считал себя учителем Махапрабху, но таковы были игры Господа, явленные ради блага всего человечества.

В воздухе посвежело, трава отсырела от росы. Пора было расставаться, чтобы вечером встретиться снова. Да, они увидятся здесь же, на берегу реки Годавари.

Едва встретившись, они снова стали говорить о Кришне, но через некоторое время Рамананда Рай пал ниц перед Господом Чайтаньей, прижимая ко лбу Его лотосные стопы:

— Нет конца беседам о Кришне и Радхе, как нет предела Их чистой духовной любви, шуткам и играм!

Он признался:

— Ты открыл в моем сердце сокровенные истины! Точно так же Господь Нараяна просветил Господа Брахму на заре творения. Сверхдуша в сердце каждого говорит не извне, а изнутри. Господь наставляет преданного во всех отношениях, и делает это через сердце.

И Шри Рамананда прочитал стих из “Шримад-Бхагаватам” (1.1.1):

“О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всепроникающая Личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой! Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он является Абсолютной Истиной и изначальной причиной всех причин создания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он — Абсолютная Истина”.

Он продолжал с все возрастающим волнением:

— Будь милостив, избавь от сомнений, что завладели моим сердцем! Но нет... Что же это?! Что происходит со мною? Сначала Ты был в облике санньяси... а сейчас я вижу Шьямасундару, мальчика-пастушка с темным цветом кожи! Ты словно прячешься за золотую куклу санньяси, и из-за этого цвет Твоего тела становится золотым, как у Шримати Радхарани! Я вижу флейту, Ты держишь ее у самых губ, я вижу, как смеются Твои лотосные глаза! Я знаю, что не сплю. Я вижу наяву, и это приводит меня в изумление! О Господь, объясни, что со мной происходит!

Шри Чайтанья Махапрабху ответил:

— Ты поглощен глубокой любовью к Кришне и потому видишь Его во всем. Все живое прославляет Верховную Личность Господа. Преисполненные любви к Кришне, трава, цветы и деревья тянутся к Нему, деревья склоняют ветки, усыпанные цветами и плодами. Из-за великой любви к Кришне они постоянно льют потоки меда. Таким видели гопи лес Вриндавана. Дорогой Рамананда, — продолжал Господь Чайтанья, — ты очень возвышенный преданный. Сердце твое постоянно живет любовью Радхи и Кришны. Поэтому что бы ты ни увидел вокруг — пробуждает в тебе эту память.

— О Господь! — взмолился Рамананда. — не надо Себя скрывать! Я прошу Тебя, не скрывай больше от меня нектарного лика Шьямасундары! Я понимаю, что Ты принял цвет тела и чувства Шримати Радхарани. Ты хочешь увидеть Себя Ее глазами. Ты наслаждаешься Своей мистической шуткой и поэтому пришел как Шри Чайтанья Махапрабху. В этом облике санньяси Ты осуществишь все, что задумал. Ты пришел вкусить собственного духовного блаженства, но в то же время перевернешь весь мир. Ты затопил его океаном любви к Богу, и теперь по Своей беспричинной милости Ты явился передо мной, чтобы даровать мне освобождение. Но сейчас Ты пытаешься обмануть меня! Ты — Чайтанья, но в то же время Ты и Кришна! Что это за игры?! Молю, не шути так со Своим преданным!

И в это мгновенье Шри Чайтанья Махапрабху открыл Себя до конца. Изумленный Рамананда Рай увидел, как в Нем одновременно проявились Радха и Кришна. Блаженство ослепило и захлестнуло Рамананду Рая с такой безумной силой, что он без сил упал на землю. Он был почти без сознания. Господь Чайтанья склонился над ним и кончиками пальцев коснулся лба. Рамананда тут же пришел в себя. Он открыл глаза и с изумлением увидел перед собой Шри Чайтанью в шафранных одеяниях санньяси.

Господь обнял Рамананду Рая и постепенно успокоил его. Потом Он сказал:

— Никто кроме тебя не видел Меня таким. Ты знаешь сокровенную истину обо Мне и Моих играх, и потому Я не мог скрыть от тебя свою тайну Радхи-Кришны. Да, Мое тело темного цвета, но оно становится золотистым, когда ко Мне прикасается Радха. Она не притронется больше ни к кому, кроме сына Махараджа Нанды. В это мгновенье Я становлюсь золотистым. Я нисшел на землю с чувствами и цветом тела Шримати Радхарани, чтобы узнать вкус собственной сладости. Без Радхарани никому не дано познать духовного блаженства супружеской любви к Кришне!

Теперь тебе известно все. Твоя любовь ко Мне так чиста, что для тебя нет загадок! Но от людей Я скрываю Свою божественную природу и прошу тебя держать в секрете все, что ты видел сегодня. Никому и никогда не говори об этом. Многим Я кажусь безумцем, люди просто посмеются надо Мною.

Господь Чайтанья рассмеялся и повторил:

— Конечно же, Я безумец! Но и ты тоже безумец, Рамананда! Поэтому мы можем понять друг друга!

Девять ночей встречались Господь Чайтанья и Рамананда Рай. Девять ночей пили они нектар неописуемого счастья, видя перед глазами игры Господа Кришны, Радхи и гопи во Вриндаване. Их беседы были бесконечны, им не хотелось прерываться — пусть бы этот нектар лился еще и еще!.. Но наступил день, когда Шри Чайтанья попросил у Рамананды Рая позволения отправиться дальше. Пришло время прощаться, и Господь повелел Рамананде:

— Оставь все мирские занятия и иди в Джаганнатха Пури. Я скоро вернусь туда, как только завершу паломничество по святым местам. И мы будем счастливы, живя в Нилачале и беседуя о Кришне!

Шри Чайтанья обнял Рамананду Рая и простился с ним. Рамананда отправился домой, а Господь прилег немного отдохнуть. На следующее утро, поднявшись с постели, Он зашел в маленький храм Ханумана, великого преданного Шри Рамачандры, поклонился и покинул берега реки Годавари.

Но жизнь городка Видьянагары совсем изменилась. Прежде ее жители следовали самым разным религиям, но с приходом Шри Чайтаньи они расстались с прежними обычаями и верованиями и стали поклоняться Господу Кришне, воспевая Его святые имена. Рамананда Рай тосковал в разлуке с Господом Чайтаньей. Он оставил царскую службу, бросил дела и стал готовиться к отъезду в Джаганнатха Пури.

Вот так произошла эта необыкновенная встреча Шри Чайтаньи Махапрабху и Рамананды Рая. На самом деле, ее невозможно описать во всей полноте. Не сделает этого даже Господь Шеша-Нага, у которого сотни тысяч голов и столько же уст. Деяния Господа Чайтаньи подобны сгущенному молоку, а Рамананды Рая — куску сахара, вместе они дают божественный вкус. А их беседа об играх Радхи и Кришны добавила каплю камфары в это сладкое молоко, и оно превратилось в чистейший нектар.

Всякий, кому доведется попробовать этого удивительного напитка, обретет величайшую удачу. С великой жадностью ему захочется пить его еще и еще. Беседа Шри Чайтаньи и Рамананды Рая осветит сердце духовной сладостью игр Радхи и Кришны, и в нем пробудится чистая любовь к Их лотосным стопам.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 455. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия