Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Завдання 3Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 621
Аналогичные эффекты наблюдаются иногда под действием глубокого гипноза или после приема психотропных препаратов: человек вспоминает не только подробности своих прошлых воплощений, но и языки, на которых он тогда разговаривал и иногда умеет удержать эту память, вернувшись из гипноза. Сознательное и систематическое использование глубинно-подсознательных структур — характеристика человека шестого уровня. И здесь же происходит откровение внутреннего «я», которое человек видит как своего высшего руководителя и как творческий источник всей внутренней жизни. Здесь внутреннее пространство уже очень велико; человек осознает, что у него есть внутренняя ценностная система и выстраивает внутренние приоритеты, то есть можно уже говорить о развернутом внутреннем мире, в котором обнаруживается первоисточник — определенная сила, которая ведет его развитие. А на седьмом уровне становится возможным сознательное, осознанное, управляемое движение точки сборки, то есть управляемая волей человека смена состояний сознания, когда оно сфокусировано во внутреннем пространстве человека. Этот человек легко управляет состоянием своего сознания, и с помощью этого умения разрешает противоречия во внутреннем пространстве, причем делает это, главным образом, путем выстраивания взаимоотношений между ценностями внутреннего мира и внутренним «я». Его внутреннее «я» подсвечивает ему его истинные ценности, в результате чего образуется интегрированная личность и единый внутренний мир. Конечно, деление внутреннего пространства на три этажа: осознаваемое, полуосознаваемое и неосознаваемое — сохраняется на всех уровнях, но каким-то образом для самого человека его внутренний мир делается единым — в первую очередь за счет усиления взаимосвязей всех этих его слоев. Уровни осознания внешнего мира Я рассказал об уровнях осознания внутреннего мира немного схематично, но, надеюсь, какой-то образ у вас возник. А теперь давайте поговорим об уровнях осознания внешнего мира. Причем я подчеркиваю, что здесь внешний мир рассматривается как воспринимаемый данным человеком: помните, что я веду обсуждение с точки зрения индивидуума, а не с точки зрения «объективной» науки; а это очень разные вещи, и я надеюсь, что сегодня по ходу лекции это станет вам понятно. Итак, вопрос идет о том, как человек осознает внешний мир — и мы рассмотрим семь уровней осознания человеком внешнего мира и себя в нем. Первый уровень я бы назвал экзистенциальным в худшем смысле этого слова; так экзистенциализм преподносится в книгах Камю, Сартра и, в меньшей степени, в трудах своего основоположника — философа девятнадцатого века Серен Кьеркегора. Эта позиция выглядит примерно так: «Есть объективный мир, мною не управляемый и практически мною не познаваемый, и я в нем — тотальная марионетка, и никак на него влиять не могу. Я могу, конечно, бить лапами, но по существу ни на что всерьез воздействовать не могу». Здесь человек отказывает себе, во-первых, в личной воле, а во-вторых, в действенности своего осознания, то есть считает, что оно на что не влияет. Личная воля здесь понимается как что-то совершенно несущественное: если на меня опускается дубина, я могу подставить под нее правый бок или левый бок, но по существу никакой разницы нет. И главное, человек об этом обычно совсем не думает. Второй уровень осознания внешнего мира характерен для массовой психологии стран западного мира. Эта позиция выглядит примерно так: «Существует объективный мир, а я в нем — участник с независимой волей. Я в этом мире могу проводить свою программу — будучи в рамках, которые мир мне предоставляет». На политическом языке эти рамки обозначаются как «законы» или «права человека», но в качестве жизненной позиции человека второго уровня они понимаются скорее чисто поведенчески: человеку представляется, что у него всегда есть какие-то варианты выбора, и у него есть свободная воля и инициатива, реализуя которые, он может в этом мире существовать. На втором уровне человек подсознательно полностью подчинен общественному сознанию, потому что он считает, что есть объективный мир и объективная истина, которую он постигает в какой-то степени, а в чем-то не постигает — но не потому, что она для него несправедлива, а потому, что у него для этого не хватает времени или умственных способностей. Но эта истина, касающаяся объективного мира, одинакова и обязательна для всех. На третьем уровне у человека возникает взгляд, за который многие граждане жестоко преследовались, иногда вплоть до смертной казни. Этот взгляд можно сформулировать так: «У меня, как и у всякого другого человека, есть право на свой независимый взгляд на внешний мир, и этот свой взгляд я имею по праву рождения. Истина мира, развернутого лично ко мне, отличается от истины мира, развернутого к другим людям и коллективам». Казалось бы, что уж такого преступного в таком взгляде? Он кажется вам несколько экстравагантным, но не более того? Однако, как это ни покажется странным, для того чтобы последовательно стоять на этих позициях, нужна большая личная энергетика и стойкость. Как социум обычно относится к таким людям? Вот Чаадаев, например, заявил такой взгляд — и его объявили сумасшедшим. И подвергли, по-моему, домашнему аресту. Такая была выбрана превентивная мера суровым царским режимом России начала девятнадцатого века. А вот другой пример, уже из нашего времени. Это было в начале девяностых годов, когда я, уже будучи знаком с астрологией, завершал свою казенно-социальную карьеру, и занимался проблемами безопасности сложных технических объектов, каковая тема напрямую связана с проблемой защиты от землетрясений. И у нас в институте нередко обсуждались формальные и неформальные методы прогноза землетрясений, в частности упоминалась какая- то женщина на Украине, по поводу которой даже не говорилось, что она ясновидящая; нет, все было гораздо научнее: она построила модель и по этой модели точно предсказала там два землетрясения: и время, и место, и даже приблизительную силу. По поводу чего один научный сотрудник, который слушал этот рассказ, сказал так: «Если точно предсказала, значит — сумасшедшая». Итак, право человека иметь свой оригинальный взгляд на внешний мир и представление о том, что он имеет на него право, потому что мир действительно развернут к нему не так, как к другим людям, требует очень большой собранности, поскольку общественное подсознание, а также порой и сознание, порой прямо указывают человеку: нет, не имеешь ты права на свой личный взгляд; а если будешь настаивать, то значит, ты — шизофреник или что-нибудь в этом роде. Как (не мной) было сказано: если вы разговариваете с Богом и отчитываетесь Ему о своих делах, то вы — верующий, а если Бог разговаривает с вами и говорит вам что-то о Своих планах, то вы — сумасшедший. На четвертом уровне человек уже не просто дает себе естественное право воспринимать внешний мир уникальным, лично ему свойственным способом, но у него к тому же появляются ощущения по поводу того, как именно внешний мир кнему лично развернут. Здесь у человека нередко возникает ощущение, что внешний мир развернут к нему так, что он человека любит и постоянно учит. Практически все люди на определенном этапе своего эволюционного развития получают такое откровение, причем нередко очень яркое. По этому поводу говорится, например, так: что Бог ни делает — все к лучшему. Но при этом сам человек достаточно критично к себе относится и считает, что он плохо (и далеко не всегда) воспринимает адресованные ему уроки внешнего мира, и убежден в том, что если бы он воспринимал их лучше, то и его жизнь, и жизнь мира были бы лучше. На пятом уровне осознания внешнего мира человек воспринимает мир в большой степени в динамике, то есть он ощущает, что его внешняя жизнь подчинена определенной логике, что есть определенный внешний сюжет развития, который ведет его по жизни. Иногда, правда, сюжет этот почти теряется, и тогда в его жизни идет тяжелый, скучный период, сумерки богов, что называется, но даже и тогда человек смутно чувствует, что все-таки некоторая высшая сила его по жизни ведет. (Это примерно уровень юношеской личности.) А иногда, в высшие минуты, логика индивидуального сюжета чувствуется очень сильно: буквально до того, что с человеком происходят чудеса и он понимает, что это — перст судьбы или перст Божий. Например, он понимает, что в какой-то ситуации он выжил чудом, или что к нему пришла такая поддержка, на которую он, исходя из логических соображений, никак не мог рассчитывать. На этом уровне у человека часто возникает мания величия: он не понимает, что у всех остальных людей получается так же, что мир тоже развернут к ним индивидуальным образом. Он считает, что он выделен из всех людей. И это, надо сказать, сильное переживание, и вы просто так его не разубедите: это переживается очень интимно, очень глубоко. Это глубинное (и пробуждающее чрезвычайное самомнение) ощущение своего равенства с внешним миром, и человеку трудно поверить, что оно может быть свойственно и другим людям тоже. На шестом уровне осознания внешнего мира человек улавливает не только то, что у него есть внешняя судьба как таковая, но и обнаруживает некоторые ее закономерности — то, что называется ритмом этой судьбы. Однако он по-прежнему видит их во внешнем мире, то есть как чисто внешние повороты сюжетов; в этом он усматривает некоторую логику. На этом уровне человек уже хорошо понимает, что есть мировая карма и есть индивидуальная карма и, вероятно, у него у самого тоже есть какие-то кармические завязки, а иногда происходят их развязки, и порой он знает, что сделал что-то не то, попался на провокацию внешнего мира — и в свое время будет за это платить, причем платить очень жестко. А иногда, наоборот, он чувствует, что сейчас пришло время, когда можно побезобразничать, и никакой особенной расплаты за это не будет. Этот человек улавливает ритм своей судьбы, но ее этика, то есть правила, по которым она идет, ему не всегда понятны и не всегда его устраивают. Он подчиняется воле судьбы, он делает то, чего судьба от него хочет, понимая, что никуда не денешься. Но его внутренняя этика не выстроена, ему не до конца очевидно, этично его поведение или нет. У него есть сомнения по поводу себя — и это иногда правильные сомнения. — На шестом уровне человеком уже наблюдается четкая связь внешнего мира с внутренним. Хотя он (особенно будучи экстравертом) может быть об этом и не думать, но фактически сознательно окрашивает любое внешнее событие своими внутренними ощущениями. Но внутренний и внешний миры у него пока еще не вполне согласованы А на седьмом уровне происходит интеграция внешнего и внутреннего миров, то есть человек согласует свою внутреннюю этику и систему внешних ценностей в единое целое. В результате у него получается единый ритм существования — это примерно соответствует уровню интегрированной личности. Его жизнь в общем и целом видна ему заранее достаточно хорошо. Свои жизненные сюжеты он видит достаточно четко, как будто судьба ему их заранее показывает и ждет его эмоциональной реакции. Если он их эмоционально принимает, то они идут, если он не принимает, то они или откладываются, или существенно модифицируются, или вообще отменяются. Другими словами, этого уровня характерно буддхиальное ясновидение в области внешней жизни человека. Двухуровневая модель психики А теперь я хочу предложить вам простейшую модель функционирования психики, которую буду сегодня развивать, и которая имеет очень естественную астрологическую интерпретацию. Мы с вами разделили психическую деятельность на два типа: первый тип связан с внутренними процессами, идущими в психике, когда органы чувств человека отвлечены от внешнего мира, и он полностью занят своими мыслями, чувствами, фантазиями и т. п. — это внутренняя жизнь человека, и место, где она происходит, называется его внутренним миром. Второй тип психической деятельности связан с вовлеченным во внешний мир существованием человека, когда он как бы забывает о своем внутреннем мире и полностью вовлекается во внешнее действие, то есть во внешний мир, который воспринимается им особым, лично ему свойственным образом. Но это еще не все: существуют еще два психических состояния, или состояния сознания, когда происходит обмен информацией между внешним и внутренним мирами человека. модель психики (рис. 3.1). Вверху вы видите внутренний мир, внизу — внешний. Их соединяют две стрелки, или информационно-энергетических потока: стрелка вниз это трансляция из внутреннего мира во внешний мир, стрелка вверх — обратная трансляция из внешнего мира во внутренний. Что это такое? Я думаю, теперь вам уже понятно, что такое восходящая трансляция из внешнего мира во внутренний — это не что иное, как восприятие, или, точнее, внутреннее восприятие. Заметьте: есть обычное, или объективированное восприятие, и есть внутреннее, или личное восприятие. Личное восприятие более интимно, чаще сопровождается эмоциями: например, восприняв что-то особенно лично, человек легко обижается. А объективированное восприятие — это загрузка внешней информации в автоматически работающие программы подсознания, никак прямо не связанные с внутренним миром человека: так футболист регистрирует положение мяча на игровом поле. * * * А теперь я перехожу к следующей теме, а именно, к осознанию человеком связи между внутренним и внешним мирами. При этом внешний мир, я подчеркиваю, понимается в его субъективном восприятии данным человеком. Я предлагаю вам два описания этого осознания; из них первое свойственно экстравертному типу психики, а второе — интровертному. Это осознание эволюционирует, проходя последовательно несколько уровней. На их описаниях вы, кроме всего прочего, сможете увидеть, насколько различаются интро- и эктравертные восприятия и установки. Экстравертное осознание связей между мирами На первом уровне осознания внутренний мир для человека тождественен внешнему. Этот человек считает, что он в своем внутреннем восприятии абсолютно адекватен: что он внутрь себя загрузил — ровно то же самое имеется и снаружи, то есть в объективном внешнем мире. А там, где ему информации не хватает, он способен ее домыслить, совершенно точно представив себе внешний мир, причем никаких искажений здесь нет и быть не может. Он мыслит приблизительно так: «Я увидел какого-то человека, я познакомился с ним, этот человек мне понравился, значит он вообще человек хороший и всегда будет хорошим. Я могу, будучи подозрительным по натуре, заподозрить в нем некоторую лживость или неискренность, но я не могу при этом ошибиться. Что я увидел, так оно и есть, что я домыслил — ровно так оно и обстоит». Другими словами, этому человеку свойственна не то что претензия, но глубокая убежденность в полной адекватности его восприятия. И аналогично он убежден в полной адекватности своего самовыражения, то есть предъявления вовне своего внутреннего пространства. Итак, этот человек считает, что он абсолютно адекватен в своем восприятии и абсолютно адекватен в своем выражении вовне. И это тоже очень важно понимать, поскольку внешне он выглядит совершенно иначе: он мямлит, он говорит совершенно непонятно, он не может разобраться в собственных эмоциях, он вас не слышит и не видит — но, тем не менее, ему кажется, что он совершенно адекватно выражает свои мысли и чувства, и любые замечания того рода, что вы его плохо понимаете, воспринимаются им как лицемерие с вашей стороны. Чего там не понимать? Он сам для себя прозрачен, и точно так же он прозрачен для любого человека, который его воспринимает. Часто такой человек просто очень выразительно на вас смотрит, думая: «И чего тебе еще надо? Вот он я: венсь перед тобой, как на ладони. Вот мои чувства, вот мои мысли, вот они через мой взгляд тебе передаются — чего тут непонятного?» И то, что вы поняли, скажем мягко, не все, человеку просто непонятно. Как же так? Он же себя видит?! Впрочем, возможен и второй вариант, когда человек, наоборот, считает, что он полностью для внешнего мира непрозрачен и не виден — за исключением того, что он выражает прямо. Он совершенно искренне думает, что там, где он не выразил свое внутреннее состояние, окружающим ничего не заметно. На втором уровне осознания связей между внутренним и внешним мирами человек понимает, что внутреннее домысливание чревато ошибками. Другими словами, он осознает и признает для самого себя, во-первых, что его восприятие неполно, а во-вторых, что его психика в случае неполноты информации способна самостоятельно дополнить ее с помощью фантазии, что ведет к вероятным искажениям. Помните, в «Трех мушкетерах» Александра Дюма перевязь Портоса: она была спереди расшита золотом, и он старательно поворачивался ко всем своим собеседникам лицом, потому что сзади этого золота не хватило. И человек на втором уровне осознает этот эффект, и начинает руководствоваться правилом, которое можно было бы назвать принципом перевязи Портоса: «Если человек стоит к вам лицом и спереди весь золотой, то это не значит, что со спины он тоже золотой — надо посмотреть, даже если на эту тему у вас не возникает сомнений». Итак, на втором уровне до человека доходит, что его внутренний мир, хоть чуть-чуть, пусть в каких-то акцентуациях, есть результат искаженного и ограниченного восприятия внешней реальности. В результате человек делает вывод о том, что если ему что-то показалось, то это еще не значит, что оно так и есть, и нужно сделать паузу и посмотреть повнимательнее. В меньшей степени человек проецирует это качество и на других, но он частично понимает, что если он своему партнеру один раз что-то сказал, то вовсе не факт, что партнер это воспринял. Я как-то видел интервью, которое давал руководитель известного театра моды. И он, в частности, сказал, что в процессе подготовки манекенщиц к показу он не меньше ста раз повторяет им, что они должны сделать, и они его за это ненавидят. «Но, — сказал он, — я хорошо знаю, что если я скажу манекенщице один раз, то она этого точно не сделает». И этот человек также понимает, что самовыражение — это некоторая проблема, что есть внутри него моменты, которые он не может выразить адекватно, и он понимает, что другие люди воспринимают его не вполне правильно именно потому, что он неадекватен в своем выражении. На третьем уровне человек обнаруживает, что его внутренний мир часто влияет на внешние процессы сам по себе, без помощи внешнего выражения. Например, он замечает, что, работая над собой в обычном смысле слова, совершенствуя свою энергию и вырабатывая в себе определенные внутренние качества, он косвенно влияет на внешний мир — или, во всяком случае, на то, как этот мир развернут к нему лично. Кроме того, он замечает, что информация из внешнего мира во внутренний у него идет с систематическими искажениями: например, он регистрирует свое полусознательное сопротивление чему-то и понимает, что оно не дает ему воспринимать нежелательную информацию о внешнем мире. Чарльз Дарвин, например, был честным ученым, и когда заметил, что информация из научных статей, противоречащая его эволюционной теории, слишком легко им забывается, то завел себе специальную тетрадочку, куда такую информацию записывал — чтобы она не забывалась. Пример, достойный подражания, я считаю. На четвертом уровне человек учится осознавать и решать внутренние проблемы по ходу своей внешней жизни. В частнос- ти, он вырабатывает положительные привычки вместо отрицательных, если последние мешают ему вести его программы во внешнем мире. Например, он отучает себя от необязательности, учится подавлять свою вспыльчивость, вырабатывает привычку систематически трудиться и тому подобные добродетели — но все это он делает не по внутреннему побуждению, а в прямой связи с отчетливым внешним стимулом. Например, он вырабатывает в себе привычку регулярно трудиться, но не просто абстрактно трудиться, а в связи с той внешней работой, которую он производит — и не более того. Этот человек пытается работать с искажениями своего подсознания на входе и выходе из внутреннего мира. Он осознает главные моменты искажения своего восприятия и пытается корректировать их внешними методами. В книжке «Физики шутят», я помню, наполовину в шутку, но и наполовину всерьез говорится, что если у вас есть эмпирическая кривая, которая должна подтвердить или опровергнуть вашу теорию, то лучше, если интерпретировать эту кривую будете не вы сами, а ваши коллеги по работе. Такой подход типичен для человека четвертого уровня, то есть он понимает опасность неконтролируемого восприятия и последующей неконтролируемой оценки внешних событий. Он замечает, что если он находится в одном (умо)настроении, то он одним способом воспринимает то, что происходит, а потом, через некоторое время, его восприятие может измениться, и тогда он скажет: «Ах! Ведь я же воспринял все ровно наоборот! Как же я этого не видел!» Он понимает, что за этим стоит что-то внутри него, и что ему необходим какой-то контроль, но этот контроль он больше понимает как внешний. На этом уровне происходит осознание человеком своих внутренних ценностей и установок, не связанных с внешним миром напрямую, и человек понимает, что они косвенно влияют на его внешние обстоятельства. Я напоминаю, что речь у нас идет об экстраверте — и для него это совершенное откровение. На низших уровнях осознания он убежден в том, что его успехи обусловлены исключительно тем, что он делает во внешнем мире, где, конечно, ему может везти или не везти, но уж это-то от него никак не зависит. А тут оказывается, что у него есть постоянно работающее подсознание, преследующее не только внутренние, но и (какая наглость!) внешние цели, нередко расходящиеся с его собственными. Он обнаруживает, что его внутренние, может быть, совсем не осознанные ценности заставляют его играть в ролевые игры по Берну, заставляют его следовать по вполне определенному жизненному сюжету, который может быть ему непонятен и неприятен, и причины его «невезения» и «случайных» неудач заключены не во внешнем мире, а в его собственных внутренних обстоятельствах, которые, в частности, проявляются и через систематическое и целенаправленное искажение его восприятия и самовыражения. Например, он думает: «Я люблю эту женщину, почему же я с ней всегда так грубо разговариваю? Почему я делаюсь с ней таким вспыльчивым, хотя я исполнен лучших чувств? Что-то на меня находит!» И он понимает, что это «что-то» находит на него во внутреннем мире и связано, в частности, с искажением его восприятия, и это его, а не ее, проблема, и пытается решить ее сам. На пятом уровне человек понимает, что его внутренний мир — это существенная часть всех его внешних программ, и для того чтобы быть адекватным в своих внешних программах, ему нужно работать как внутри себя самого, так и совершенствовать свое восприятие и внешнее выражение. Он (и это очень важно) учится переводить внешние знаки во внутренние символы. Другими словами, он понимает, что знаки судьбы, которые он видел и раньше, суть не просто внешние закономерности: он осознает, что им соответствуют внутренние символы, на которые он сильно эмоционально реагирует (Гроф бы сказал: эмоционально заряженные). Эти внутренние символы обозначают (шифруют) его собственные подсознательные программы, ценности, установки, чаще всего им не осознаваемые, но отчетливо влияющие на внешние обстоятельства, а также на его восприятие и внешнее выражение. И здесь у человека возникает опыт символического мышления, которое связывает вместе его внешний и внутренний мир: один и тот же символ работает и во внутреннем мире человека, и как знак в его внешних программах. И здесь человек осознает прямое влияние своих внутренних установок на внешнюю жизнь. У него появляется представление о том, что внешний мир развернут к нему в соответствии с его внутренним состоянием, в соответствии с обстоятельствами его внутреннего мира. Или, иначе говоря, он начинает понимать и одновременно ощущать, что внутренний и внешний миры связаны очень интимно. Он учится контролю за своими интерпретациями, за своим пониманием при восприятии; с несколько большим трудом он учится более адекватно выражать себя во внешнем мире. Он понимает, что есть не только адекватность выражения, но и адекватность восприятия миром того, что он выражает — и это разные вещи. Что я имею в виду? Например, начинающий астролог при интерпретациях говорит на астрологическом языке, и его никак с этого не сдвинешь — по-другому он ничего не скажет. Хороший астролог говорит только на человеческом языке, а это, поверьте, нелегко. А хороший психолог-астролог говорит на языке, понятном и сущностно значимом для самого клиента — и это уже совсем другой уровень квалификации. На пятом уровне человек понимает необходимость участия своего внутреннего мира в любой внешней деятельности, и большое значение приписывает своему внешнему выражению, прикладывая много сил для того, чтобы оно было адекватно воспринято внешним миром. Он в большой степени ощущает себя артистом. Он понимает (и чувствует), что когда он приходит во внешний мир, он не только что-то непосредственно делает: не меньшую роль в его воздействии на внешний мир играют его внутренние установки и его внутренняя энергия, которые влияют на внешние обстоятельства прямо. Когда мы смотрим на игру хороших актеров, мы обращаем внимание не только на сюжет, но еще и на то, как актер ведет себя: нас привлекает к нему его личное обаяние, выразительность, неповторимость, и все это в первую очередь — внутренние или внутренне вырабатываемые качества. Конечно, для экстраверта любого уровня развития главное — это внешний мир. Но на этом уровне развития человек уже понимает, что без адекватной внутренней подготовки ничего в внешнем мире он не сделает — сколь бы выразителен он ни был. На эту тему я могу рассказать вам поучительную историю о том, как Константин Райкин стал артистом. Один раз его отца, Аркадия Райкина, знаменитого на всю страну артиста, попросили выступить перед какими-то школьниками. Он сразу согласился, а потом сообразил, что его репертуар для этих школьников совершенно не подходит, и понял, что срывает встречу, что не может просто так выйти на сцену и неизвестно что рассказывать. И, благо сын был недалеко, Райкин-отец попросил его занять публику. А Костя славился своим умением подражать голосам и повадкам различных животных, даже, кажется, специально ходил в зоопарк изучать их — и этим школьников развлек, чем и спас ситуацию. Как видите, даже Аркадий Райкин, человек совершенно гениальный по части внешнего выражения чего угодно, не имея внутренней подготовки, не мог (как он считал) ничего предъявить внешнему миру. Он был настоящим артистом. И, наконец, на шестом уровне человек осознает прямую связь внутреннего мира и внешнего мира: внешний мир видится им как символическое зеркало внутреннего не только на уровне программ, но и на уровне непосредственных действий. И его внутреннее «я» насыщает собой все его внешние образы, и происходит своего рода слияние его внутреннего и внешнего мира в интегрированной личности, о которой я вам когда-то рассказывал. Интровертное осознание связей между мирами У интроверта, находящегося на первом уровне осознания этой связи, внутренний мир существует совершенно независимо от внешнего и на последний практически не влияет, то есть человек живет в своем внутреннем пространстве, которое может быть более или менее богатым, но в любом случае считает внешний мир для себя несущественным и подсознательно бдительно следит за тем, чтобы его восприятие внешнего мира не слишком влияло на его внутренний мир; сознательно же он считает, что внутри себя существует практически независимо от внешних реалий. Он считает, что внутри себя он сочиняет свою сказку, которая есть плод его воображения в чистом виде, а то, что есть во внешнем мире, для него в принципе несущественно. Он полагает, что его внешнее восприятие незначимо, а главное для него — это то, что происходит у него внутри. Самовыражение для него не играет никакой роли: как именно его поймут — это последнее, что его интересует. Он считает, что внешний мир существует совершенно независимо от того, что происходит в его внутреннем мире. Этот человек не то чтобы отрицает внешний мир, он в нем как-то существует и может его признавать, но внешнее для него никак не связано со внутренним. До второго уровня осознания связи между внешним и внутренним мирами доходят не все интроверты. Здесь человек уже понимает, что внешние впечатления важны для внутреннего мира не только как катализаторы внутренних процессов. Он сознает, что его внутренний мир построен из каких-то объектов, которые похожи на встречающиеся во внешнем мире; можно сказать, что основные кирпичики, из которых выстроен его внутренний мир, заимствованы из внешнего мира — если не все, то многие. Например, если у него во внутреннем мире есть свой особенный пруд, то скорее всего этот пруд навеян впечатлениями от увиденных им во внешнем мире прудов. Если у него в этом пруду водится какая-то химера, то ее отдельные части: зубы, хвост, чешуя — тоже навеяны впечатлениями из внешнего мира. Это понятно и на первом уровне. Но на втором уровне человек понимает, что впечатления из внешнего мира — это не формальные моменты: они обладают особой энергией, которую нельзя заменить внутренней энергией. Но после того, как эти внешние впечатления им восприняты, человек считает себя свободным в их освоении и формировании из них новых внутренних объектов. Например, такой интроверт может раз в полгода пойти в театр. Он представляет собой довольно неприятное явление для актеров — такой человек сидит, как шпион, он не выдает никаких эмоций: он воспринимает — но ничего не выражает. А потом, когда он все его интересующее, воспринял, он будет дома это переживать — вспоминать, ставить свои акценты, перестраивать свое внутреннее пространство. И это может длиться очень долго. Он получает какой-то внешний стимул (он понимает, что этот стимул ему нужен, он время от времени чувствует в нем необходимость), а потом его расчленяет, режет, как колбасу, и составляет бутерброды на свой вкус.
|