Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Основна літератураДата добавления: 2015-09-18; просмотров: 641
Интро-экстравертный разговор — это мой мысленный разговор с тем образом моего партнера, который у меня сложился в результате опыта прямого взаимодействия с ним. Здесь у меня гораздо меньше свободы, и в первую очередь своей собственной, потому что в Обусловленном мире мой образ «я» совсем не тот, что фигурирует в Автономном мире, а гораздо более приближенный к внешней реальности и практике моего бытия во внешнем мире. И образ моего партнера здесь тоже гораздо более реалистичен и существенно менее мной управляем, чем его образ в Автономном мире (где он может быть представлен метафорически, например, в виде говорящей змеи). Конечно, какие-то искажения субъективного восприятия на нем скажутся, но все-таки их будет меньше. И разговоры, которые ведутся в Обусловленном мире, гораздо более конкретны, более предметны и могут служить основой для последующих реальных разговоров в Предсказуемом мире. Более того, иногда они настолько эффективны, что вы, проведя разъяснительную беседу с обусловленным (внутренним) образом своего друга, или делового партнера, или любимого человека, вдруг понимаете, что энергия, которая была у вас отпущена на этот разговор, исчерпалась, что разговор состоялся, что все, что вы хотели ему сказать, вы уже сказали внутри себя, и больше ничего не нужно. Внешний разговор (в Предсказуемом мире) уже не нужен: если партнер достаточно интуитивен, он почувствует и примет к сведению то, что вы сказали ему внутри, сам, без внешних подсказок — а если не почувствует, то и внешний разговор ничего не изменит. Разговоры, которые человек ведет сам с собой в Автономном мире, по идее никому не слышны. Так должно быть. Однако есть люди, которые внутри себя очень громко болтают, и тогда они порой слышны на всю ноосферу, но в принципе, я повторяю, это нечто интимное, не предназначенное ни для кого другого. И чем тише вы ведете разговоры с собой в Автономном мире, тем слышнее там ваше внутреннее «я». Экстра-интровертный разговор — это реальный диалог, который ведется человеком по определенному плану, или человек, проводя его, находится на заранее (внутренне) определенных позициях, с которых не сходит. Тем самым он ставит своего партнера в определенную позицию и держит его в ней магическим образом, то есть своим представлением о том, каков его партнер и что он должен говорить и делать. Знаете армейскую фразу: «Молчать, когда с вами разговаривают!» Это — типичная экстра-интро- вертная позиция, и не только военные начальники, но и многие родители со своими детьми разговаривают именно с таких позиций. Человек, который стоит в этой позиции, считает, что его партнер ему известен и понятен. Находясь в эктра-интровертной позиции в разговоре, человек держит свою внутреннюю линию, и то, что партнер эту линию может не воспринимать, или может находиться в неизвестном состоянии сознания, или вообще быть совершенно не тем, за что его держат, человек не замечает: у него есть слепое пятно (блокировка восприятия) на все, что выпадает из его априорного видения ситуации. Все, что выходит за рамки его мировоззрения, что не соответствует его установкам, он не воспринимает. Его центральное внимание сосредоточено на партнере, но фоновое - на себе, на своих установках, взглядах, убеждениях, представлениях, позициях, которые представляются ему на данный момент незыблемыми. Если же партнер выходит из заранее уготованных ему рамок или роли, то коммуникация прекращается. И, наконец, разговор в экстра-экстравертном состоянии. Этот диалог идет с полным погружением во внешнюю реальность, как говорится: на войне как на войне. У человека идут спонтанные реакции, он за себя не отвечает, его центральное внимание сосредоточено на партнере и фоновое внимание на нем же, то есть человек полностью в него включен. Он не знает, что будет через секунду - ни с ним, ни с партнером. У него нет никакого плана, у него есть мощная концентрация внимания и стихийная подстройка под партнера. Природные коммуникаторы, то есть люди, наделенные большим талантом общения, умеют (чаще всего сами плохо представляя, как именно они это делают) эмпатически включаться в реальность другого человека и по всем статьям становятся на него в чем-то похожими - и по глобальным реакциям, и по мимике, и по жестам, и по модальностям, и по сути того, что являет собой партнер. Однако при этом ситуация в целом выходит из-под контроля человека, и, чтобы в ней не наломать дров, нужно уметь вовремя сменить свое состояние сознания. Поведение в общении. Разговор - это часть процесса общения. Как определить, в каком из изучаемых нами субъективных миров, или состояний сознания находится человек, который с вами общается? Некоторые признаки я вам сейчас опишу. Интро-интровертное состояние. Человек глубоко в себе, общее ощущение - ему не до вас. Он вас воспринимает, но как-то глубоко условно. Иногда он ухватывает кусок того, что вы собой являете, или говорите, или делаете, но вы чувствуете, что далее он с этим куском что-то делает, понимает внутри себя как-то совсем по-другому, и это совершенно вам неподвластно, и вам от этого некомфортно. Вы понимаете, что он с этим будет внутри себя как- то играть и совершенно неизвестно, что из этого всего получится. Вы чувствуете, что он «переваривает» вас как-то неадекватно. Он, как правило, лишним никогда не поинтересуется, он интересуется только тем, что интересно для него самого и может служить игрой в его внутренней реальности. Эти люди характерны тем, что они от вас откусывают как будто какой-то отдельный кусок. Они не берут вас целиком: они берут либо один глубоко частный аспект, либо какой-то маленький, микроскопический кусочек, который их интересует, и вы чувствуете, что они отделяют что-то от вашего цельного существа и потом внутри себя используют в личных целях. И вам хочется сказать: «А как же я весь остальной? Это, что вам неинтересно?» — таки-да, неинтересно. Вы ему нужны не как каковой, а для внутренних переживаний: он хочет внутренне восторгаться или, может быть, плакать, и ему нужна пища для этого. У каждого уважающего себя поэта, писателя, художника, режиссера обязательно есть материализованная муза, то есть реальная молодая женщина, которая вызывает у него творческое вдохновение. Причем обращается он иногда с ней очень даже жестоко. Психологически необразованный человек этого не понимает. Ну как же так можно! Однако творца интересует главным образом лишь то, что его муза вызывает у него активный приток энергии в Автономном мире, а что она представляет собой как живой человек, в реальной жизни, ему может быть совершенно безразлично, если он сильно интро-интровертирован. У него практически нет адекватных реакций на внешние стимулы (например, чужие просьбы, жалобы, претензии и т. п.). Что с ним хорошо? Он скажет: «Давай помечтаем вместе!» И вы вместе окажетесь в его внутреннем пространстве, и если вы туда хотя бы частично впишетесь (а на большее рассчитывать трудно), вам, вполне возможно, будет там комфортно. Этот человек производит впечатление, словно он находится в другом мире, и этот другой мир к миру реальному, в котором находитесь вы, не имеет вообще никакого отношения. Но иногда это очень хорошо — с этим человеком действительно можно отвлечься. Где-то я читал, как Александр Кушнер и Иосиф Бродский встретились в Америке. Они дружили в юности в своем родном Питере, а потом, много лет спустя, два уже знаменитых поэта встретились в Нью-Йорке. И как они общались? Они читали друг другу наизусть стихи русских поэтов девятнадцатого века. Вот вам парная медитация в интро-интровертном ключе. Я думаю, каждому из вас знакомо такого рода взаимодействие. Каков же в общении интро-экстраверт? Он молчалив, обращен в основном к самому себе, но внимателен ко внешним ситуациям, в которых он находится. Он к ним готовится и когда в них участвует, старается воспринять всю информацию, которая его касается. Далее он ее перерабатывает, переводит на свой язык, моделирует и готовится к внешним взаимодействиям. В отличие от интро-интроверта, при общении с ним видно, что он заботится об обратной связи с внешним миром, в частности, с вами. Нередко это своеобразно воспринимающий и мыслящий, интересный, глубокий человек, но свою глубину он не хранит для себя, а готовит для внешнего потребления — другое дело, насколько удачно ему удается себя выразить. Во всяком случае, он стремится давать вам обратную связь и ему интересны обсуждения, актуальные для его внешней реальности (этим он отличается от интро-интроверта, который ко внешней реальности принципиально безразличен). Внешний мир его занимает — но лишь в той степени, в которой непосредственно касается его лично. Например, его не будет волновать моральный облик министров своей страны: ходят они в баню с девочками или же не ходят, потому что это никак на его непосредственной жизни не отражается. Но если это бизнесмен, с ним можно поговорить о налоговой политике государства. Это его интересует и он полученную от вас вашу информацию загрузит внутрь себя и о ней подумает и, может быть, даже что-то интересное для вас на эту тему скажет, и вам будет ясно, что внешний мир в данном аспекте его в самом деле интересует как таковой. Общаясь с вами, интро-эктраверт постарается каким-то образом заглянуть в ваш внутренний мир — тут, как обычно, действует принцип зеркала, этот человек и вас будет мыслить по своему собственному типу, то есть он будет считать, что у вас есть внутренний мир, который отражает внешний мир, и он попытается дать вам какую-то внешнюю информацию, которая вас зацепит и будет для вас актуальной или хотя бы интересной. Воюя с вами, он постарается дать вам информацию, которая причинит вам неприятности именно в вашем внутреннем мире, например, создаст вам образ, от которого вам будет трудно потом избавиться. Он умеет навязывать свое собственное внутреннее состояние, внешне ничего особенного не делая — это черта всех интровертов. Они могут быть достаточно коммуникабельны, но в общении пользуются скрытыми, неочевидными методами влияния на других людей. Они мастера невербального гипноза. Экстра-интроверт — это человек, который в общении проводит свою линию и по видимости твердо стоит на своих ногах. У него есть твердые внутренние убеждения, но он на них не ссылается, он их как бы навязывает вам своим внешним поведением. Он склонен выдавать штампы, наклеивать свойственные ему ярлыки, использовать заранее подготовленные схемы. Его трудно удивить или заинтересовать новой для него идеей. Ему как бы все заранее ясно. Попав под его влияние, его контроль, очень трудно выйти обратно. Он (не говоря этого явно) ставит вопрос так: либо вы вписываетесь в его картину мира, и тогда у него с вами возможны нормальные отношения, или вы перестаете в нее вписываться — и тогда вы для него пропадаете, становитесь белым пятном и коммуникация рвется: он на вас смотрит, но он вас не воспринимает, и ждет, пока вы вернетесь обратно. Если вы находитесь около него, то вы чувствуете, как его видение (мира, ситуации и вас лично) опускается на вас в виде плотной шапки, и вам некуда от нее деться. А если вы все же пытаетесь отстоять свое видение ситуации и самого себя, то вы фактически начинаете с ним магическую войну (вам может казаться, что он начинает войну с вами, но разница, как вы понимаете, невелика). И начинается молчаливый спор: кто кого перетянет — вы о себе думаете так, а он о вас думает этак. Эта война может быть очень суровой, и если вы не сдадитесь на милость победителя или не заставите его сменить состояние сознания (например, выйти в Поглощающий мир), она чревата разрывом контакта. Вообще, с ним легче всего найти контакт, вписавшись в его видение мира — но тогда вы будете вынуждены подчиниться законам этого мира. Здесь тема ревности очень актуальна: у человека есть определенные стереотипные сюжеты, а в этих сюжетах есть определенные роли, которые могут исполняться разными людьми. И если вы хотите попасть на такую роль, вам нужно вытеснить человека, который сейчас там находится. Я помню, один раз ко мне за астрологической помощью обратилась незнакомая молодая женщина. Ее проблема в ее изложении выглядела так. Оказалось, что у нее есть начальник на работе, которого она ревнует и подозревает в неверности, а она у него уже подготовила диссертацию. Но ей кажется, что у него есть девушка, с которой он тоже спит, и ее волнуют чувства ревности и нечистоплотности ситуации в целом. Я спрашиваю: «Он ваш любовник?» Она отвечает: «Да, и уже давно». «А он вообще-то женат?» «Да, женат». «А к жене вы не ревнуете?» «Нет, жена — она как бы не в счет». С подобным взглядом на мужчину со стороны окружающих его заинтересованных женщин я сталкивался не раз и не два. Создается такое впечатление, что они знают астрологию и хорошо понимают, что у мужчины есть две валентности: одна лунная, на жену, и вторая венерианская — на любовницу, и ревность относится именно ко второй, а «лунные» эмоции и сексуальные контакты мужчины как бы выносятся за скобки и к венерианским отношения не имеют. Вся эта позиция, как я ее излагаю, — типичный пример экстра-интровертного взгляда. И, наконец, экстра-экстраверт. Для его общения характерны наивность, непредсказуемость, неуправляемость, прямолинейность и свежесть восприятия, понимание того, что происходит, по его прямому смыслу. Для экстра-экстраверта характерны спонтанность действий и отсутствие внутреннего цензора. Это может быть хорошо, а может быть и плохо. Экстра-экстравертное состояние, если оно хорошо подготовлено, может быть высоким, очень творческим состоянием; если же оно заранее не подготовлено, то человек может быть в нем очень груб — хотя и искренен, а иногда и по-своему обаятелен. Есть такая специфическая «свежесть», когда человек искренне хамит обществу, в котором находится, и делает это в своем роде творчески — но все-таки по-хамски. Кому- то это может понравиться как проявление внутренней свободы, а кому-то — совсем не понравиться. В последнем случае окружающие попытаются перевести невоспитанного экстра-экстраверта в экстра-интровертное состояние, чтобы он опомнился и сменил свое поведение на внутренне управляемое. Но убежденные экстраэкстраверты, которые любят такого рода развлечения, не склонны осознавать свое поведение. Этот человек вовлечен во внешний мир глубже привычного, ожидаемого окружающими уровня. Он может расслабиться, лишь погрузившись во внешний поток событий по уши. Ему интересен только такой разговор с вами, который заставит его забыть обо всем на свете — и вас по возможности тоже. Заметьте: есть люди, которым по-настоящему хорошо только в интро-интровертном состоянии, а есть люди, которым хорошо только в экстра-экстра- вертном состоянии, когда происходит что-то, полностью их захватывающее, когда вся ответственность за происходящее лежит на внешнем мире, а человек лишь реагирует на происходящее вокруг него. Есть такой тип истинного бойца, истинного воина. Его медитация — это сражение: там к нему приходит его внутреннее «я». От этого человека нельзя ждать последовательности. Общение с ним — это испытание, это переживание. Вот пришла к нему минута — он проявил жалость, он вас спас, даже, может быть, жертвуя собой. А через минуту он спасает уже кого-то другого, а вас начисто забыл. Вы ждете от него последовательности, вы ждете от него, чтобы он, сохраняя все положительные качества, которые он проявил, спасая вас, сохранил, перейдя в экстра-интровертное состояние, и не понимаете, что в этом состоянии перед вами предстанет уже совсем другой человек. На этом я остановлюсь. Спасибо за внимание. ВОСПРИЯТИЕ и ВЫРАЖЕНИЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АСТРОЛОГИЯ Здравствуйте, дамы и господа! Я продолжаю описание двухуровневой модели психики человека. Напоминаю: внутренний мир человека мы разделяем на две качественно различные части: Автономный мир и Обусловленный мир. Автономный мир создается самим человеком, его собственной фантазией и воображением, и он прямо не связан с внешними обстоятельствами жизни человека. У одних людей он представлен чрезвычайно богато, они выстраивают внутри себя целые царства, у других он практически отсутствует. Однако у всех людей есть Обусловленный мир - это часть внутреннего мира, обусловленная внешним миром. Обусловленный мир это представление человека о внешнем мире, используемое для взаимодействия с этим миром, то есть для реальных внешних проявлений. Автономный мир в принципе может быть населен не людьми, а какими-то животными, или рыбами, или растениями, или вообще космическими пришельцами, например. А Обусловленный мир обязательно наделен чертами, по которым можно узнать окружение этого человека, людей, которые вокруг него фигурируют, его природное окружение и так далее. Внешний мир человека в его субъективном восприятии мы также делим на две совершенно различные части, которым соответствуют совершенно различные состояния сознания. Первая часть это Предсказуемый мир (имеется в виду предсказуемый для данного человека мир), то есть мир, который соответствует его представлениям о внешнем мире. Предсказуемый мир можно было бы также называть Привычным, или Штатным. Это мир, как бы загипнотизированный данным человеком: он существует сам по себе и взаимодействует с самим человеком по известным человеку законам, он достаточно адекватно описывается известными человеку символами. Здесь особых неожиданностей нет и быть не может. В центре внимания человека, находящегося в Предсказуемом мире, находится внешний объект, на периферии — его собственные представления, может быть, планы, намерения, ожидания. И вторая часть внешнего мира человека — это Поглощающий мир. Он, в отличие от Предсказуемого мира, является совершенно неуправляемым, неожиданным, он захватывает его настолько, что человек забывает о своем внутреннем мире, о своих символиз- мах, которыми обычно пользуется, и его внимание целиком (как центр, так и периферия) направлено на внешнюю реальность. Людей, которые пленяются именно Поглощающим миром, довольно много. Он может быть опасен, потому что он не управляем или плохо управляем человеком, но для некоторых людей он гораздо интереснее. Это мир непредсказуемый, и он нередко вызывает у человека такие реакции, открывает такие его качества, которые в Предсказуемом мире не проявляются. Другими словами, у некоторых людей важнейшее для них самопознание идет именно в Поглощающем мире. У каждого человека в психике представлены все эти четыре мира, и между ними постоянно идут определенные взаимодействия, о которых я сегодня вам расскажу. У нас с вами шла речь о том, что состояние сознания человека, когда он находится во внутреннем мире, называется интровертным. В этом состоянии его органы чувств отвлечены от внешней реальности и он погружается в мир своих мыслей, чувств, фантазий и с внешним миром практически не взаимодействует, или его взаимодействие с внешним миром для него несущественно. Это интровертное состояние сознания. Есть наоборот, экстравертное состояние, когда центр внимания человека находится во внешнем мире и для него самое главное — это взаимодействие с внешним миром. Людей, для которых предпочтительнее внешний мир, мы называем, следуя Юнгу, экстравертами, а преимущественно поглощенных своим внутренним миром — интровертами. Но не меньшую роль, чем эти два состояния (поглощенности внутренним миром и поглощенностью внешним миром), играют переходные состояния, когда человек из внутреннего мира транслирует энергию и информацию во внешний мир, и наоборот, когда он собирает энергию и информацию из внешнего мира с тем, чтобы воспринять их внутри себя. Первая трансляция, то есть внешнее выражение человека, астрологически управляется стихией огня, а вторая трансляция, то есть внутреннее восприятие человеком внешнего мира, управляется стихией воздуха (рис. 4.1). Таким образом, мы в дополнение к юнговской классификации, включающей в себя интроверта (которому соответствует стихия воды) и экстраверта (стихия земли), получаем еще два психотипа, соответствующие стихиям огня — этот психотип я назвал экстрафилом, а также воздуха — это интрофил, и они качественно отличаются от введенных Юнгом. На поверхностный взгляд иногда можно принять экстрафила за человека земли (экстраверта), но внимательное рассмотрение показывает, что все-таки он не экстраверт в точном смысле слова, и при этом не интроверт, а что-то третье: он заинтересован не в своих внутренних процессах самих по себе, и не во внешних действиях, а именно в трансляциях изнутри наружу, то есть во внешнем выражении как таковом. Я считаю, что процессы внешнего выражения и внутреннего восприятия для психики настолько важны и настолько в нашем подсознании актуализированы, что им соответствуют психологические типы, ничуть не менее распространенные, чем соответствующие чисто внутреннему переживанию и чисто внешнему вовлечению. И это — тема сегодняшней лекции; это, конечно, очень большая тема, и я не собираюсь ее сегодня полностью раскрыть — я лишь намечу основные моменты, чтобы вам как астрологам и человековедам дать пищу для размышлений на лето. Сейчас у нас весна, и я бросаю семена в хорошо унавоженную мною за последний год почву. Поскольку мы имеем разделение внутреннего мира на Автономный мир и Обусловленный мир, а внешнего мира — на Предсказуемый мир и Поглощающий мир, то мы должны получить на этой основе членение трансляций огня и воздуха, получив о них довольно существенную структурную информацию. Я думаю, вам уже понятно, что принципиально возможны четыре типа трансляций из внутреннего мира во внешний, и столько же — в обратном направлении, и все они качественно различаются. Давайте рассмотрим некоторые из них (см. рис. 5.1).
1. Обусловленный мир —> Предсказуемый мир. Какой самый естественный, самый надежный вид внешнего выражения человека? Совершенно понятно, что это трансляция из Обусловленного мира в Предсказуемый мир. Давайте подумаем: для чего вообще нужен Обусловленный мир? Этот мир в большой мере именно для подготовки таких трансляций и существует. Человек содержит внутри себя некоторую копию внешней реальности и с ней каким-то образом работает именно для того, чтобы в подходящий момент выразить вовне наработанную внутри энергию или инфор мационный квант. Вот, например, он готовится к важному разговору. Он прокручивает его у себя в голове, он представляет своего партнера (оппонента) и мысленно ему что-то говорит, воображает возможные варианты его ответов, ищет дальнейшие аргументы и прикидывает: насколько реалистично провести этот разговор в действительности. Если по его прикидкам этот разговор может реально состояться, в какой-то момент он чувствует, что ситуация внутри него созрела. И вот человек наблюдает своего партнера в реальном мире около себя и в подходящем настроении — и берет быка за рога: собравшись с духом, он начинает свой наработанный внутри потенциал, т.е. свой заранее разработанный проект разговора, озвучивать в реальном диалоге с живым партнером. В этот момент активизируется трансляция из Обусловленного мира в Предсказуемый. Попадет ли человек в итоге в Предсказуемый мир? Да — в том случае, если и его поведение, и реакции партнера, что называется, окажутся для него штатными, то есть так или иначе заранее им предусмотренными и не выводящими его за рамки привычной картины мира. Эту трансляцию я назвал так: подготовленное внешнее выражение. Я не пишу «самовыражение», потому что это не есть выражение самости, то есть личности. Это выражение индивидуального внутреннего мира человека, который в чем-то шире его личности. Но поскольку у нас нет слова «индивыражение», я просто говорю: внешнее выражение индивидуума. 1. Автономный мир —> Поглощающий мир. Это трансляция, в чем-то противоположная предыдущей; ее можно назвать: спонтанное внешнее выражение. Как можно описать эту трансляцию? Не всегда то, что мы выражаем вовне, нами подготовлено, не всегда оно вообще хоть как- то соотнесено с ожидаемой структурой внешнего мира; и всегда, когда мы делаем внешние трансляции из Автономного мира (то есть из мира наших ничем не ограниченных фантазий, гипотез, предположений и конструкций) во внешний мир, мы рискуем попасть не в Предсказуемый, а как раз в Поглощающий мир. Я надеюсь, вам это понятно. Если мы никак себя не готовим к встрече с внешним миром, не соотносим себя внутренне с ним, то мы неизбежно попадаем в реальность, где у нас нет никаких гипотез по поводу того, как она фактически нас воспримет. Вот вам пример. Представьте себе, у вас появился новый знакомый, который показался вам похожим на любимого вами Портоса — одного из героев романа «Три мушкетера» Александра Дюма. И он вам показался верным товарищем, который так же будет всегда стоять за вас горой, как Портос всегда стоял за Д’Артаньяна, никогда его ни о чем не спрашивая: Д’Артаньян ввязывался в какую-то авантюру, говорил Портосу: поехали, и Портос без лишних слов седлал свою лошадь, ехал с другом и бился рядом с ним до последней капли крови. Вы можете, конечно, усомниться в своих фантазиях, и опуститься из Автономного мира в Обусловленный; тогда ваши мысли примут такое течение: «Этот человек показался мне похожим на Портоса; но в чем-то он, конечно, от него и отличается. К тому же я в его глазах, вероятнее всего, Д’Артаньяном не являюсь, а скорее напоминаю ему Буратино, так что, вполне вероятно, что наши отношения сложатся не как у Д’Артаньяна с Портосом, а как у Буратино с котом Базилио, на которого мой новый знакомец тоже, оказывается, похож». Если такого рода мысли у вас в голове зашевелились, то это значит, что вы опустились из Автономного мира в Обусловленный мир (эту трансляцию мы обсуждали на прошлой лекции и называли «внутренней материализацией») и начали там как-то формировать и корректировать свое предполагаемое внешнее поведение — в данном случае, например, просьбу о помощи, стараясь предположить возможную ответную реакцию вашего нового знакомого, ваши и его дальнейшие действия, и т. д. Но спонтанное внешнее выражение, то есть прямой переход из Автономного мира в Поглощающий, чуждается всей такой подготовки: вы, еще толком не познакомившись с человеком, с улыбкой старого знакомого подходите к нему, бьете его по плечу и радостно просите: «Одолжи тысчонку, друг!» — тоном, который не предполагает отдачи долга когда-либо. Мы, кстати, таких спонтанных людей иногда очень ценим и любим, мы называем их чистыми, простыми и искренними; но если они делают переход из Автономного мира в Поглощающий не так или не вовремя, то мы называем их глупыми, наглыми, навязчивыми, неадекватными, но все равно их нередко любим или уважаем. Человек, склонный к спонтанному внешнему выражению, должен обладать определенной храбростью, или особым мужеством, которое можно назвать мужеством незнания. Он занимается тем, что какой-то фрагмент своего Автономного мира — например, свою фантазию — без предварительной подготовки швыряет во внешний мир. И внешний мир дает ему совершенно непредсказуемые реакции. К числу таких людей относятся профессиональные искатели приключений; такой человек, полагаясь на свое везение или на личное обаяние, лезет в ситуации, где его не ждали, где он лишний и к которым он неподготовлен. Это может быть тяжелый поход, или война, или просто завязывание плотных отношений с опасным и непредсказуемым партнером. Для него главное — спонтанная реализаций его фантазий, и он целенаправленно стремится именно в Поглощающий мир, поскольку уверен, что в Предсказуемом мире ничего интересного у него не получится. Рассматриваемую нами трансляцию называют иногда экспромтом. Если вы взаимодействуете с человеком, которого хотите понимать, то в каждый момент времени вы должны очень четко представлять, где находится его основное внимание: во внутреннем мире или же во внешнем, занят он внешним выражением или восприятием. Но если вам уже совершенно ясно, что он находится в состоянии внешнего выражения, то вы обязательно должны различать, идет ли он по пути подготовленного внешнего выражения или по пути спонтанного внешнего выражения. Как это видно на схеме (рис. 5.1), это совершенно разные вещи и ваши требования (и ожидания) к человеку в этих случаях должны быть совершенно разными. 2. Обусловленный мир —> Поглощающий мир. А теперь рассмотрим трансляцию, идущую из Обусловленного мира в Поглощающий. Можно ее назвать так: подготовленный экспромт. Такая трансляция возникает, когда человек, с одной стороны, целенаправленно готовит внешнее действие или программу; он хочет что-то выразить, но фактически это выражение происходит в ситуации, которую он себе плохо представляет и заведомо не контролирует, и что из его самовыражения получится, ему совершенно неизвестно. В качестве примера могу привести историю возвращения в Советскую Россию великого русского артиста, барда Александра Вертинского. Вскоре после революции он оказался в эмиграции, жил на Западе и на Востоке, в частности, в Китае, но очень стремился попасть в Россию. Сталин его в конце концов в Россию пустил и почему-то сразу не посадил, и в начале пятидесятых годов Вертинский оказался в России и даже получил возможность давать концерты. Он всю жизнь пел для русской интеллигенции, воспитанной в начале ХХ века, и для их детей, родившихся уже в эмиграции, то есть для вполне определенного социального слоя, тяготевшего к культуре и мировосприятию дореволюционной России, которая кардинально отличалась от России социалистической, тем более послевоенной. И. тем не менее, он предпринял этот более чем рискованный шаг, и со своими концертами несколько раз объехал весь Советский Союз пятидесятых годов, включая Среднюю Азию, и всюду пел свои песенки: программу, которая не сильно отличалась от того, что он пел в юности, в России начала ХХ столетия. Вот это был подготовленный экспромт. Вертинский, при всем своем жизненном опыте, явно попал в Поглощающий мир. Почитайте его автобиографию — она в некоторых отношениях чрезвычайно интересна. Он пишет, как в новой России он сталкивался со средой, которая воспринимала его с чрезвычайным трудом. На некоторых концертах он сталкивался с полным ощущением ваты, наполняющей зрительный зал — но ему удавалось все же этот зал расшевелить и передать ему эстетическое и эмоциональное послание — которое, конечно, воспринималось слушателями совсем не так, как он привык за долгие годы своей эмиграции. Он зачастую сталкивался с полным непониманием своих слушателей, поскольку его внутренний культурный опыт совершенно расходился с культурным опытом аудитории советских рабочих и крестьян. И, тем не менее, он ездил по всему Советскому Союзу и часто в конце представления получал овации — то есть выигрывал свое сражение с Поглощающим миром.
|