Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Система показників


Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 686



1. Фтизиатрия: Учебник / В.И. Петренко.- К.: Медицина, 2008. – 488 с.

2. Фтизіатрія. Підручник / За ред. проф. В.І. Петренка.- Вінниця: “Нова книга”, 2006. - 503с.

3. Фтизіатрія. Підручник / За ред. акад. А.Я. Циганенка, проф. С.І. Зайцевої. - Х.: Факт, 2004.- 390с.

4. Савула М.М. Ладний О.Я. Туберкульоз: Підручник. – Тернопіль: Укрмедкнига, 1999. – 323 с.

5. Фтизіатрія: навчально-методичний посібник. Збірник завдань для тестового контролю знань / За ред. В.Ф. Москаленка, В.І. Петренка. - Вінниця: Нова книга, 2005.- 296с.

6. Сучасні методи діагностики, лікування, і профілактики туберкульозу / Фещенко Ю.І. Мельник В.М. – К.: Здоров’я, 2002. – 904 с.

7. Перельман М.И., Корякин В.А., Богадельникова И.В. – Фтизиатрия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ОАО “Издательство “Медицина”, 2004. –520 с.

 

 

Список литературы

1. История мировой культуры (мировых цивилиза­ций). [Текст]. 5-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007 — 533 с.

2. Культурология : История мировой культуры : учеб. пособие / Г.С. Кнабе, И.В. Кондаков, Т.Ф. Кузнецова и др. - М.: Издательсктй центр «Академия», 2003. – 607 с.

 

 

Если на Западе друг друга сменяли совершенно различные культуры, то на Востоке мы имеем дело с чем-то незыблемым, которое модифицируется только в своих проявлениях, сохраняя в главном неизменность, «вечную тождественность самому себе». Таковы древнейшие цивилизации – месопотамская и египетская, отнесенные Ясперсом к «доосевым культурам».

Исследуя историческое развитие культуры, он вводит понятие «осевое время», которое фиксирует особый критический момент в мировой истории,

«Осевое время» культуры, по Ясперсу, — это своего рода «центр» истории. До этого развитие человека, общества и культуры шло в основном локальным образом. С появлением «осевого времени» многие страны и регионы оказались вовлеченными в поток осевого времени истории. Они задали направление поступательного, прогрессивного развития, которое до настоящего времени служит стержневым началом мирового исторического процесса. После него открылась возможность универсального, единого развития человечества. Но эта возможность до сих пор не реализовалась, хотя в рамках европейской культуры созданы практические условия для такой реализации.

«Осевое время» основывается на вере, объединяющей все человечество. Ни одна из мировых религий такой верой быть не может, так как все религии чаще всего разъединяли людей, а не соединяли. Ясперс убежден, что общей для человечества верой может быть только философская вера, имеющая глубокие корни в исторической традиции, более древняя, чем христианство или ислам. Время рождения философской веры — это и есть искомая «ось» мировой истории, или «осевое время». Это время примерно между 800 и 200 гг. до н.э. В этот промежуток времени возникли одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует в настоящее время.

«Осевое время» — это время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологическому сознанию. Тогда почти независимо друг от друга образовалось несколько духовных центров, внутренне друг другу родственных Основное, что их сближало и являлось главной характеристикой «осевого времени», — это прорыв мифологического миросозерцания, составлявшего духовную основу «доосевых» культур.

«Осевое время» кладет конец непосредственному мифопоэтическому отношению человека к миру и к самому себе. Это пробуждение духа и является, по Ясперсу, началом общей истории человечества, которое до того было разделено на локальные, не связанные между собой культуры.
На основе этих рассуждений Ясперс делит всю историю человечества на три последовательно сменяющих друг друга периода: доисторический, исторический и период мировой истории. Каждый из них отличается своей спецификой, обусловленной особенностями отношений человека к окружающей его природе, к другим людям и к себе, т.е. соответствующим особым типом культуры.
В доисторическую эпоху господствующим типом культуры был доосевой, в котором человек почти не выделял себя из природы и животного мира, он только становился человеком, осваивал систему языка. Слитность с природой породила мифологическое миросозерцание и мышление, В этот период люди были вынуждены объединяться и общаться в целях обеспечения своего биологического существования, что определяло их отношение к окружающему миру и другим людям, обусловливало специфику их коммуникативных связей. Доисторический период завершился приблизительно в конце IV тыс. до н.э., когда стали формироваться великие культуры древности — шумерская, египетская, эгейская и т.д. Следующая фаза в культурной истории человечества — исторический период — создала другой тип культуры — осевую культуру. Внутри этой культуры начинает развиваться тип человека, близкого к современному. Самым главным итогом этого периода стал культурный переворот, положивший начало «осевому времени» и «оси мировой истории». В это время были заложены основы научных и философских знаний, искусства, мировых религий, произошел переход от мифологического мышления к мышлению рациональному, к науке. В «осевую» эпоху также совершился переход от непосредственного отношения человека к самому себе и миру к качественно новому уровню осознания самого себя. Произошло постижение человеком себя как личности.

Третья историческая фаза — мировая история — формирует глобальное единство человечества и единую мировую культуру. Этот исторический период был подготовлен Великими географическими открытиями, ставшими основой единения различных культур. Развивающаяся в настоящее время третья фаза в истории человечества и есть его будущая история. Однако аналогию этому типу культуры следует искать не в «осевой» эпохе, а в эпохе, когда человек изобрел орудия труда и научился пользоваться огнем. Это положило начало технической линии развития человечества, которая не составила основу «мировой истории». В будущей истории человечества должно наступить новое «осевое время», контуры и результаты которого пока нельзя представить.

Традиционное общество - общество, подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени.

Черты традиционного общества:

1. Традиционализм, т.е. отсутствие исторического динамизма, неизменность социально-экономического уклада, гарантия стабильности цивилизации и отсутствие тех изменений, которые приведут к гибели цивилизаций

2. Человек связан со своей социальной группой и подчинен ей, т.е. от рождения судьба человека, возможности личностного развития почти всецело определяются принадлежностью к социальной группе (каста, род, клан и т.д.)

3. Мировосприятие человека характеризуется неотделимостью его как от окружающей среды, так и от собственной телесной природы. Для большинства традиционных культур характерна именно закрытость и немобильность общества

4. Мировосприятие человека определяется существующим типом мировоззрения (мифология, религия)

Западный стиль мышления:

1. Активное отношение человека к миру

2. Доминирующее значение логического мышления

3. Тенденция рациональности в искусстве

Восточный стиль мышления:

1. Созерцательное отношение человека к миру

2. Доминирующие значение образного мышления

3. Образность и символичность искусства

Прежде всего, стоит уточнить, почему Египет- страну, находящуюся на севере Африки и к Югу от Европы, мы относим к культуре Востока. «Восток» и «Запад» используется здесь не как географические, а как культурологические понятия. Египетская культура была глубоко традиционной по своей сути и поэтому вполне справедливо ее отнести к восточному обществу.

История Египта служит подтверждением тезиса об особой жизнеустойчивости традиционных цивилизаций. С V тыс. до н.э. и до начала I тыс. до н.э. –т.е. около 5 тыс. лет – существовала цивилизация Египта! Периодизация истории Египта представлена на слайде. После того, как Египет стал частью Римской империи, он постепенно терял свою самобытную культуру. С распространением христианства вытеснялась вера египтян, жречество теряло свои позиции в обществе, как оригинальная самобытная цивилизация египетская культура погибла. Был забыт даже язык, поскольку знанием письменности обладали жрецы, а жреческая каста исчезла.

Схема социального устройства Египта напоминала пирамиду. Власть фараона воспринималась как сакральная: цари считались потомками бога Ра. Фараон, соединивший в себе царя и бога, объединял высшую политическую и религиозную власть. Власть фараона была неограниченной и абсолютной: он занимался внешней политикой, законотворчеством, торговлей, нес ответственность за урожай. Фараон был главнокомандующим, возглавлял в сражениях египетское войско. Ниже фараона по статусу находились номархи (вельможи- правители номов, провинций), чиновники, жрецы, писцы, ремесленники, крестьяне и рабы.

В египетском обществе была жесткая регламентация. В нем не существовало «лифтов» социальной мобильности. По наследству передавалась профессия писца.

В Египте чрезвычайно медленно развивались товарно-денежные отношения. Реальное управление политикой государство определялось многочисленными чиновниками и писцами. Фактически в стране существовал обширный бюрократический аппарат, представленный чиновниками и жрецами, причем их функции часто пересекались, что позволяет говорить о том, что египетское общество было теократическим. Египет был разделен на провинции- номы, управляющиеся номархами, у каждого из которых был собственный штат служащих.

Все благосостояние и процветание Египта было связано с великой рекой. Нил играл в жизни древних египтян такую огромную роль, что вошел в их мифы.

Египет определенно можно назвать самой религиозной культурой в истории человечества. В Египте религиозная система отличалась особой целостностью и неизменностью, а также той важной социальной ролью, которую играло жречество. Мифологическую систему Египта можно охарактеризовать как политеизм, поскольку она включала в себя культы множества богов (около 2000).

Верховным богом был бог Ра – бог Солнца с ним связанны все космогонические мифы, он выступал как демиург-создатель и повелитель мира.

Нут – богиня неба; по религиозным представлениям древних египтян, солнце двигалось вдоль ее тела каждый день к западу. И как только добиралось до головы богини, то она его проглатывала. В течении ночи солнце проходило в ее теле обратный путь, чтобы быть рожденным богиней на востоке утром следующего дня. В то же время она глотала луну и звезды, чтобы родить их снова вечером.

Осирис – олицетворял природу и загробный мир. С Осирисом связано огромное количество легенд и мифов Древнего Египта. Египтяне считали, что именно этот бог обучил людей ремеслу и земледелию.

Исида - богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания. Существует миф об Осирисе и Исиде, согласно которому, Осирис был образцовым правителем, но его брат Сет, завидуя ему, хитростью заманил Осириса в великолепный саркофаг и погубил его. Супруга Осириса, Исида отправляется на поиски тела и с помощью Анубиса возвращает его к жизни. Осирис правит в царстве мертвых.

Зооморфные черты прослеживаются в изображении многих египетских богов. Например:

Анубис - бог-покровитель мертвых, создатель погребальных обрядов. Анубиса изображали в виде человека с головой шакала или дикой собаки Саб черного цвета.

Апис — бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами.

Тефнут - в египетской мифологии богиня влаги. Ее земным воплощением была львица.

Мифологические воззрения Древнего Египта нашли свое отражение в литературе, музыке и различных видах изобразительного искусства: архитектуре, живописи, декоративном искусстве. Дошедшими до нас памятниках египетской архитектуры являются храмы и гробницы. О жилищах египтян можно составить представление, лишь рассматривая глиняные модели домов, которые клали в гробницы. Сами дома изготавливались из глины и тростника — материала, который не мог выдержать тысячелетия. Пирамиды строились в эпоху Древнего и Среднего царства, затем, в связи с тем, что еще в те времена пирамиды уже подвергались разграблению, фараонов начинают хоронить в гробницах, высеченных в скалах, в пустынных ущельях на западном берегу Нила. Снаружи усыпальницы царей были незаметны, места их содержались в секрете. Во многом благодаря этой таинственности сохранилась единственная дошедшая до нас в целости гробница Тутан-хамона, царствовавшего в XIVB. до н. э. В 1922 г. ее нашли английский археолог Гозард Картер и лорд Карнарвон, работавший вместе с ним и финансировавший экспедицию. Находка в Долине царей вызвала такой интерес и энтузиазм, как ни одно другое археологическое открытие.
В помещении погребальной камеры бьши найдены статуи, в том числе изображение бога Анубиса в виде шакала, мебель, парадное оружие, модели судов, колесницы. Самой замечательной находкой стала мумия Тутанхамона со знаменитой золотой маской на лице. Мумия была помещена в несколько саркофагов, последний из которых был выполнен из чистого золота. Тутанхамон правил недолго и погиб совсем молодым, и его захоронение, конечно же, не принадлежало к самым роскошным. Можно представить, какие сокровища египетской культуры не смогли до нас дойти. В гробнице Тутанхамона египетское искусство целой эпохи было представлено многообразно и столь совершенными произведениями, что XIV в. до н. э. единодушно был признан золотым веком египетской культуры, высочайшим взлетом ее искусства. Два изображения приобрели мировую известность. Одно из них — изображение фараона Тутанхамона с женой на спинке трона из гробницы, выполненное из дерева, листового золота и украшенное росписью, было найдено в гробнице Тутанхамона. Английский искусствовед Эрнст Гомбрих замечает: «На спинке трона царская чета представлена в обстановке домашней идиллии. Поза сидячего фараона могла бы шокировать своей вольностью какого-нибудь египетского консерватора. Царица (ее фигура — не меньше фигуры царя) ласково касается плеча мужа, и солнечное божество простирает к ним благословляющие ладони» (Гомбрих Э. История искусства. М., 1998. С. 68.). Второе из них — изображение фараона Эхнатона и его жены Нефертити с детьми на рельефе алтаря, найденное в Ахетатоне. Под протянутыми к ним ладонями нового и единственного божества — Атона, солнечного диска с лучами-ладонями, счастливая семейная пара забавляется с детьми. В художественном мышлении египтян была выработана развитая система канонов, важных эстетических принципов египетского искусства. Чем выше было социальное положение, статус изображаемого, тем строже бьш канон. Так, например, в статуях фараонов редко передавалось портретное сходство, их властность, невозмутимость и монументальность становятся символами власти. В то же время сохранившиеся фрески показывают, что египтянам удавалось с необыкновенной живостью и естественностью передавать движения и пластику в сценах из повседневной жизни. Минеральные краски, которыми пользовались египетские художники, сохранили до наших дней поразительную звучность, яркость и богатство переходов. Рельефы и фрески, украшая стены гробниц и храмов, служат для нас настоящей энциклопедией быта египтян.
Кроме усыпальниц фараонов строились величественные храмы в честь многочисленных богов.

Исследователи называют Индиюстраной, в которой не было истории. Но это не совсем так. Исторические события в Индии происходили, но экономика и социальная структура общества качественных изменений не претерпевали, обнаруживая удивительное постоянство. Кроме того, в связи с господством устной традиции в Индии долгое время не существовало письменной истории. В распоряжении исследователей практически нет документов, записей событий , летописных хроник. Делать выводы о древнеиндийском обществе трудно, хронология весьма относительна. Социально-историческая память существовала исключительно в религиозно-мифологической и эпической формах. Данная особенность индийского общества связана с тем большим значением, которое в Индии придают духовным проблемам. Знания об индийской истории извлекаются из эпоса или религиозной литературы, которые были письменно зафиксированы лишь в первые века до нашей эры. Еще одна особенность Индии заключается в том, что на протяжении тысячелетий страна представляла собой сотни отдельных самостоятельных княжеств, управляющихся раджами. Она на протяжении своей истории практически не была централизованным государством.

Учитывая отсутствие исторических источников и ту роль, которую в жизни Индии выполняла религия, наиболее значительные периоды можно выделить в связи со сменой верований. Итак, первый период это Индский (XXIII-XVIII века до н.э.), на который приходится существование в долине реки Инд древнейшей цивилизации. В это время были развиты строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В отличие от Египта для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура. Все сохранившиеся изображения небольшого размера. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. Важная роль отводилась внешней торговле.

Следующий период – Ведийский (XIII-VII века до н.э.). В течение него расселялись в Северной Индии арийские племена, и зарождалась цивилизация в бассейне р. Ганг. Ведийская цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего индийского общества.

Далее следовал Буддийский период (VI-III века до н.э.), в течение которого в стране возникла и распространилась буддийская религия, которая сыграла колоссальную роль в общественной и духовной жизни индийцев, произошло экономическое процветание Индии. В 327 до н. э. Александр Македонский во главе большой армии пытался завоевать Индию, но племена Северо-Западной Индии ему подчинить так и не удалось.

Последний период - это Классический (II в. до н.э. -V в. н.э.) - время наивысшего социально-экономического подъема древнеиндийского общества и оформление кастового строя.

Поговорим о социально-политической структуре Индии. Индское общество можно охарактеризовать как закрытое и немобильное. Общество жестко делилось на страты, в качестве которых выступали касты. Никакие личные заслуги не давали человеку возможность повысить свой статус и перейти в состав другой касты. Даже брак между двумя представителями каст был запрещен. Это противоречило правилами и нарушало порядок.

Для политической жизни древней Индии было характерно преобладание слабых и кратковременных государственных образований. Они быстро сменяли друг друга и сейчас, в силу отсутствия письменных источников, с трудом устанавливаются. Л.С. Васильев в своей книге «История Востока» отмечает, что слабость политической системы Индии определялась, прежде всего, спецификой индийского общества, которое строго делилось на касты, навсегда определявшие место человека в обществе. Общество могло существовать без сильного управления, так как внутренние законы выполняли политико-административные функции.

Социальная структура состояла из 4 каст. Кастовое устройство связывали с богом Брахмой. Древний миф повествует о том, что касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст его появились брахманы. Они были самой почетной кастой. Ее представители совершали жертвоприношения, обряды и церемонии. Родившемуся в семье мальчику давали образование: на протяжении многих лет он должен был изучать древние тексты, запоминая их наизусть. В чтении наизусть не должно было быть ошибок, которые расценивались как грех, катастрофа для ритуала. Для этого была создана специальная техника запоминания. Брахманы также охраняли кастовые различия.

Далее из рук Брахмы появились кшатрии – войны и князья. Они представители второй по значимости касты древнеиндийского общества. Из этой варны в Древней Индии обычно выбирались цари. Кшатрии считали своим главным богом-покровителем Индру. В их обязанности входили защита слабых и водворение закона и порядка в мире. Для этого кшатриям были даны особые права. Они единственные из всех варн имели право наказывать вплоть до убийства тех, кто не чтит установленные правила, отходит от правильного поведения своей касты. Кшатриям также прощаются гнев и другие проявления страсти, так как это является их природой и необходимо для выполнения их долга. Кшатрий обязан защищать в любых обстоятельствах пять видов людей: брахманов, стариков, детей, женщин, больных. А также любого, кто не в состоянии сам себя защитить, и просит кшатрия о помощи.

Из бедер Брахмы появились вайшьи - представители третьей по значимости касты древнеиндийского общества, состоявшие из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков. Члены этой варны признают превосходство брахманов, но не обязательно выказывают такое отношение к кшатрийским кастам. Как правило, вайшьи более строго соблюдали правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно старались избегать ритуального осквернения. Традиционным занятием вайшьев служили торговля и банковское дело, они стремились держаться подальше от физического труда, но иногда включались в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей.

Из ступней же Брахмы по мифу появились шудры – слуги – члены низшей из четырех варн. Согласно брахманским трактатам, обязанностью шудр являлись услужение трем высшим варнам. Иногда эта обязанность расшифровывается как послушание, ремесло, актерство. Им не разрешалось изучать Веды и совершать связанные с ними обряды.

По мере развития общества система варн во многом изменялась. Количество брахманов росло и оказалось явно лишним для религиозных нужд, кшатрии напротив уменьшались вследствие смены власти и династий, войн и сражений. Поэтому система варн была изменена. На смену 4 пришли сотни и даже тысячи каст. Эта система оказалась более гибкой, чем предыдущая. Теперь касты имели свои особенности, внутреннюю организацию, но также они сумели сохранить и старые порядки не мобильности.

Еще одной особенностью индийской социальной структуры была община. Она была замкнутым социально-экономическим образованием, которое обеспечивало порядок и управление деревенской жизнью.

В начале же 13 века начался активный процесс исламизации Индии. Значительная часть населения приобщилась в мусульманской вере, а в культуре и искусстве наступил индо-исламский период. Однако она не изменила традиционной формы социальной жизни с кастовым делением. В 1526 г. почти всю Индию объединила под своей властью империя Великих Моголов под предводительством Бабура, великого завоевателя, правителя и поэта. Во время правления Моголов тенденция взаимопроникновения двух культур – индуистской и мусульманской – усилилась еще больше, однако враждебность и отчужденность между мусульманами и индусами была непреодолима, одной из причин которой был монотеизм мусульманства и принцип равенства всех людей перед аллахом.

Индия была перекрестком зарождения религий, с появлением каждой из них связан целый этап в развитии культуры. Протоиндской цивилизацией является индская, образовавшаяся около 3000 г. до н.э. Она оставила нам величественные руины крупных городов, таинственные памятники письменности, которые нам так и не удалось до сих пор расшифровать.

На смену исчезнувшим цивилизациям долины Инда пришли индоарии. Термин «арии» означает «благородный». Для этих племен был характерен высокий уровень материальной культуры, а их язык и верования определили исторический путь индской цивилизации на долгие тысячелетия.

Первым периодом в истории Индии со времени вторжения арийских племен считают ведический. Свое название он берет от древнейших религиозных текстов – вед. Они представляют собой собрание текстов, которые распадаются на 4 сборника: Ригведа – книга гимнов, Самаведа и Яджурведа – сборники молитвенных заклинаний и обрядов и Атхарваведа – книга песнопений и магических заклинаний. Они передавались в течение многих веков устно. Религия арийцев представляла политеизм. В ведах упоминается до 3000 богов. Ведические боги группировались в две группы: асуры и дэвы. Асуры были злыми духами, а дэвы – добрыми. Центральную роль играли жертвоприношения. В ведизме был заложен момент магии, хотя представления о загробном мире были развиты плохо. Изображений богов было немного, поэтому до нас они не дошли.

Около начала 1 тыс. до н.э. принято выделять брахманский период, по имени главного бога Брахмы. Именно в это время складываются основы кастового строя. Выделяется Троица главных богов: Брахма, Шива и Вишну. В брахманскую эпоху формулируются основные религиозные идеи, ставшие общими для брахманизма, буддизма и индуизма. Душа человека, согласно представлениям, после смерти тела не погибает, а переселяется в другое тело, происходит перевоплощение души – реинкарнация. Следующее воплощение зависит от поведения человека в теперешней жизни и от точности соблюдения кастовых правил. Исполняя все правила человек перевоплощается в более высокую касту. Нарушая правила наоборот можно оказаться в более низкой касте или даже превратиться в животное. Непрерывное колесо превращений называлось сансарой. Обоснованием учения о перерождении стала карма (судьба). Боги брахманизма обладали зооморфными и антропоморфными чертами. В этот период получили развитие множество философских систем. Одной из таких является известная и сегодня Йога.

На рубеже 6-5 веков до н.э. распространяется религия буддизм. Основоположником учения считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни. При его рождении ему было предсказано, что он станет либо царем либо проповедником. Существует красивейшее предание, в котором рассказывается как его отец, окружил его роскошью и оградил от остального мира. Принц не знал, какая жизнь за пределами дворца, но однажды он увидел дряхлого больного старика и похоронную процессию и понял, что страх, болезнь и смерть – удел всех людей. После он стал аскетом-отшельником. Однажды в момент мистического озарения он становится Буддой-Просветленным и открывает 4 истины:

1) Вся жизнь – страдание.

2) Причина страдания – желания человека

3) Чтобы избавится от страданий, нужно избавится от желаний

4) Путь избавления – путь Будды, путь самоуглубления, ведущий к просветлению духа.

У Будды было множество последователей. Буддизм полостью перенял идеи брахманизма о реинкарнации, сансаре и карме. Но здесь сансара это не вечное колесо перерождений, теперь из него можно выйти – это и есть цель буддизма. Высшая форма перерождения – человек, так как только в этом состоянии возможен переход к нирване – состоянию вне жизни и вне смерти, избавления от страданий. Переход к нирване человек может осуществить лишь сам, даже боги не смогут помочь ему. Буддистские общины – братства людей разных каст, живших исключительно за счет подаяния и носивших одежду желтого цвета. В 3 веке буддизм стал господствующей религией, а цари Маурьев стали ее покровителями. Позднее он начал проникать и в другие страны мира. Во 1 веке н.э. буддизм распался на два течения: хинаяну и махаяну. Хинаяна была предназначена для монахов, а махаяна для остальных. Буддизм однако представлял учение против кастовых различий поэтому не удержался в Индии, но преобразовал брахманизм в индуизм.

В эпоху индуизма возникают общественные церемонии, обряды, места паломничества и храмы. От брахманизма индуизм сохранил пантеон богов, добавив учение об аватарах. Так в индуизме появились боги-спасители: Кришна, Рама и тот же Будда. Было узаконено почитание животных. Жрецы становятся руководителями религиозной жизни, учителями. Сложнейшая система мифов делает индуизм учением, с трудом поддающимся логическому изложению.

В конце 1 тыс. н.э. на территории Индии начинает распространяться ислам. Идеи ислама оказали огромное влияние на развитие культуры Индии: было образовано первое в эпоху средневековья централизованное индийское государство, возникло индийское мусульманское искусство.

Наследие Индии необъятно. Оно выраженно и в искусстве и в архитектуре. О нем можно говорит бесконечно. Мы рассмотрим основные памятники, дошедшие до наших времен и позволяющие нам судить о невероятном величии этой страны. Первым монументальным памятником является знаменитый Тадж-Махал – это одно из семи современных чудес света, шедевр архитектуры моголов и самый известный символ любви. Тадж-Махал – это мавзолей, построенный потомком Тамерлана, императором Великих Моголов Шах-Джаханом в память о своей жене Мумтаз-Махал, умершей во время родов. Позже и сам шах был похоронен здесь. Над возведением мавзолея с 1632 по 1653 год трудилось более 20 тыс. строителей и ремесленников. В результате было построено грандиозное сооружение, увенчанное пятью куполами. Центральный купол возвышается над землей на 74 м. Интересен тот факт, что по углам Тадж-Махала расположено 4 минарета, которые имеют небольшой уклон в сторону от мавзолея. Это было сделано для того, чтобы в случае разрушения одной из башен она не упала бы на сам Тадж-Махал, окруженный садом с фонтанами и большим бассейном. Внутри усыпальницы можно увидеть гробницы Шаха-Джахана и Мумтаз-Махал. На самом деле тел внутри гробниц нет, они находятся на том же месте, но только на глубине нескольких метров под землей.

В III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм стал признанной религией в Индии. Ашока всячески способствовал его распространению. К этому времени относится строительство множества ступ — буддийских святилищ. В правление Ашоки их было построено более 8 тыс. Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось не одной. Однако из построек времен Ашоки до наших дней дошло выдающееся сооружение, известное как Большая Ступа в Санчи. Она расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал и является самой древней из сохранившихся буддийских построек в Индии. Вокруг ступы тянется массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. Четыре стороны соответствуют четырем сторонам света, в ограде устроены ворота, богато украшенные скульптурой. Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты разнообразными рельефными и скульптурными изображениями и создают эффект зрительного контраста на фоне гладкой поверхности ступы, лишенной украшений.

Ворота святилища в Санчи — своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Основные темы рельефов — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы, а также птиц и животных — слонов, львов. В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания.

Следующим выдающимся памятником является Аджанта — преимущественно буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс, находящийся в штате Махараштра. Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами. Настенная роспись пещер всемирно известна. Живопись, сохранившаяся во фрагментах, — иллюстрации к буддийским легендам и мифам, но по сути она раскрывает панораму общественной жизни во всем её разнообразии. Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий — со II века до н. э. по V век н. э.

Также всемирно известным памятником является Львиная капитель, которая украшала колонну, поставленную Ашокой между 250 и 232 гг. до н.э. в Санатхе. Там, по преданию, Будда, находясь в «Оленьем парке», произнес свою первую проповедь и приобрел последователей учения, названного «Законом Будды». Неудивительно, что именно здесь, в Сарнатхе, была поставлена колонна с самой лучшей по исполнению и самой богатой символами капителью. Сама капитель – в виде цветка лотоса, перевернутого вниз лепестками. Лепестки одинаковы и красиво изогнуты, чтобы капитель была шире кверху. Капитель должна была играть незначительную роль, служа лишь подставкой главной скульптуре. На круглой абаке рельефы символических животных чередуются с изображением колеса: спокойно идущий бык, скачущая лошадь и поспешно, но мерно шагающий слон. Символика всех фигур буддийская, но корень ее еще в добуддийской культуре Индии. Лев означает Север, а так как буддизм пришел в Индию оттуда. Слон – символ Востока. В мифологии Индии Белый Слон олицетворяет дождевое облако, на котором едет божество грозы и бури Индра. По другой легенде, и Будда спустился с неба в виде слона. Бык – символ Запада, перевозчик одного из главных божеств – Шивы. Лошадь издревле была символом Юга и Солнца. Лебедь – символ монаха, достигшего высшей степени духовного развития на Земле. Лотос, как священный цветок, был наиболее популярен в странах Азии и в Египте, значение его многообразно.

Однако до нас дошли не только памятники архитектуры. Индия также славится своим изобразительным и декоративно-прикладным искусством, скульптурами. Но особую роль в культуре Индии играет искусство танца. Разнообразные школы индийского танца возникают еще в первые века н.э. Танец рассматривался как зримая поэзия. Танцевальные движения, позы, жесты, мимика представляли собой своеобразный символический язык. В танцах оживали индийские мифы и сказания. Каждый жест обозначал какой-либо символ, поэтому с помощью танца можно было рассказать целую историю. И чтобы больше прочувствовать на себе влияние этого невероятного действа, мы предлагаем посмотреть отрывок из современного индийского фильма. Важно заметить как героиня четко и в тоже время красиво рассказывает свою историю в танце.

 

тақырып. Информатикаға кіріспе

Мақсаты: Ақпараттық қоғам туралы ұғым қалыптастыру, ақпараттық өнім мен қызмет нарығының құрылымын көрсету, информатиканың қызметі мен рөлін түсіндіру. Дербес компьютердің жалпы жұмыс істеу принциптерімен таңысу.

Оқытудың міндеті:информатиканың құрамдас бөліктері және объектілері, пән туралы түсінікті қалыптастыру. Ақпараттың физикалық және математикалық аспектілерін және информатиканың математикалық негізін оқып үйрену.

Тақырыптың негізгі сұрақтары:

1. Пән, объектілер және информатика құрамының бөлігі.

2. Ақпараттың физикалық және математикалық аспектілері.

3. Информатиканың математикалық негіздері.

4. Дискретизация туралы түсінік.

Оқыту және сабақ беру әдістері:семинар

Әдебиеттер:

1. Б.Бөрібаев. Информатика және компьютер, Алматы "Білім" 1995 ж.

2. Е.Қ. Балапанов, Б.Б. Бөрібаев, А.Б. Дәулетқұлов «Жаңа информациялық технологиялар» А, 2003 ж.

3. Б.Қ Байжұманов, Л.Қ.Жапсарбаева. Информатика. 2004ж.

4. В.Я.Гельман. «Медицинская информатика». Санкт-Петербург, 2002 ж.

5. С.В.Симонович. «Информатика. Базовый курс. 2-издание».Санкт-Петербург, 2003 ж.

6. С.В.Глушаков, А.С.Сурядный.Персональный компьютер. М.Фолио.2004 ж.

7. А.Н. Степанов Информатика 4-е издание. Питер 2005 ж.

8. Под. редакцией проф. Н. В. Макаровой. «Информатика». М., 2006 ж.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Напрями і шляхи удосконалення управління підприємством | Кадри підприємства, їх склад
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | <== 18 ==> | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.22 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.221 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7