Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Національна економіка


Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 668



«Бунташный век» из-за двух крестьянских войн (И.И.Болотникова и С.Т.Разина), городских восстаний 1648-1650, Соляной,Медный бунты в Москве, восстание в Пскове и Новгороде.

Соляной бунт — одно из названий восстания в Москве в июне 1648 г. Восстание было вызвано политикой Б.И.Морозова, с целью пополнения государственной казны заменило различные налоги единым на соль, что вызвало ее подорожание в несколько раз. В восстании участвовали горожане, крестьяне, стрельцы. Восставшие подожгли Белый город, Китай-город, разгромили дворы наиболее ненавистных бояр, дьяков, купцов. Царь был вынужден отстранить Б.И.Морозова от власти и сослать в Белозерский монастырь и пошел на временные уступки восставшим: отсрочил взимание недоимок, выдал стрельцам двойное денежное и хлебное жалование. Затем, внеся, таким образом, раскол в ряды восставших, царь казнил многих руководителей и наиболее активных участников восстания. Морозов был возвращен в Москву и вновь возглавил правительство.

1662 Медный бунт. Его причинами стали расстройство хозяйственной жизни государства в годы войн России с Польшей и Швецией, резкое увеличение налогов и усиление феодально-крепостнической эксплуатации. Выпуск большого количества медных денег, приравненных по стоимости к серебряным, привел к их обесцениванию, массовому изготовлению фальшивых медных денег. В восстании приняло участие до 10 тыс. человек, главным образом жителей столицы. Восставшие направились в село Коломенское, где находился царь Алексей Михайлович, и потребовали выдачи изменников-бояр. Войска жестоко подавили выступление восставших. Несмотря на кратковременность Медного бунта, он вызвал в правительстве растерянность и страх. Под его влиянием в 1663 г. медные деньги были отменены.

Степан Тимофеевич Разин, предводитель крестьянской войны в России в 1667—1671.Причины восстания крестьян и казаков:

Нормы Соборного уложения 1649 года резко ухудшили положение крестьян. Рост денежного оброка привел к их обнищанию, особенно там, где земля была малоплодородной. Соответственно увеличился поток беглых крестьян, которые уходили на Дон и его притоки, поскольку там жило казачество и не надо было платить налоги.

Области, заселенные казаками, находились в составе Русского государства на автономном положении. Используя казаков для охраны границ от набегов крымских татар, русское правительство снизило у них налоги и определило им жалованье деньгами, хлебом и вооружением. Это обстоятельство резко обострило неравенство между «домовитыми» казаками и «голытьбой», которая и составляла основную массу населения городков, расположенных на Дону, Волге и их притоках. Именно эти казаки и начали организовывать разбойные походы. В двухдневном бою крестьянские и казачьи отряды потерпели поражение.6 июня 1671 года Степан Разин был казнен на Красной площади.

Восстание под предводительством Степана Разина обладало особенностями, свойственными крестьянским войнам средневековья, — стихийностью выступлений, локальным характером, отсутствием зрелой политической программы. Не менее характерен и основной лозунг восставших — посадить «хорошего царя».

Главный вопрос о приоритете государственной власти над церковью. В период феодальной раздробленности русская церковь сыграла существенную роль в объединении страны для борьбы с монголо-татарским нашествием. Однако, при всем своем стремлении играть самостоятельную роль, русская православная церковь находилась в зависимости от государственной власти. В этом смысле она сильно отличалась от римско-католической церкви, обладавшей полной самостоятельностью в светских делах. Церковная реформа 50-60-х годов XVII в., приведшая к расколу, и была вызвана стремлением укрепить централизацию русской церкви аналогично другим звеньям государственного аппарата.

В не меньшей мере эта реформа была связана и с внешнеполитической обстановкой. В планы правительства царя Алексея Михайловича входило объединение православных церквей Украины и балканских стран с русской церковью. Для этого нужно было их унифицировать в обрядовом отношении. Церковь Украины была тесно связана с греческой церковью, а русская сильно от них отличалась. В русских церковных книгах имелось много ошибок, внесенных переписчиками. В различных районах России одни и те же обряды совершались по-разному. Вот почему было необходимо устранить все подобные разночтения.

В 1654 году по инициативе патриарха Никона в Москве собрался церковный Собор, на котором было решено сравнить церковные книги с греческими оригиналами и установить единый и обязательный для всех порядок совершения обрядов. В частности, верующим предлагали креститься не двумя, а тремя пальцами. Изменения также коснулись текстов молитв и церковных песнопений и даже одежды священника.

Однако многие священники и даже церковные иерархи выступили против постановления Собора. Они стремились сохранить старые, привычные для верующих обряды и церковные книги и объявили о своем отходе от православной церкви, возглавляемой Никоном. Протопопы Аввакум и Даниил обратились с возражениями к царю. Не достигнув цели, они стали сеять враждебность к реформам Никона среди широких кругов населения. Никон ответил репрессиями: отправил противников реформы в ссылку, а на церковном Соборе 1655 года, где присутствовал анти-охийский патриарх Макарий, проклял сторонников двоеперстия.

Возникшая в церковных кругах оппозиция реформам стала своеобразной формой социального протеста. Поскольку ее руководители выступали как ревнители «древнего благочестия», их стали называть старообрядцами.

Осуществляя реформу, Никон ставил цели — создать сильную церковную власть, независимую от государства. Однако вмешательство патриарха в дела государственного управления вызвало разрыв с царем в 1658 году. Когда Никону доложили, что царь гневается на него, он сложил с себя сан и уехал в Воскресенский монастырь, названный им Новым Иерусалимом. Никон рассчитывал, что царь попросит его вернуться. Но этого не произошло. На Соборе 1665-1667 г. с участием восточных патриархов Никон был обвинен в оставлении кафедры и низложен. Вскоре его отправили под конвоем в Ферапонтов монастырь на Белоозеро. Однако и Собор не смог занять твердой позиции, ограничившись компромиссом: «Царь имеет преимущество в делах гражданских. А патриарх — в церковных».

Последствия этого раскола не удалось преодолеть и до сих пор. Реформа Никона привела к расколу русской церкви на господствующую и старообрядческую. Только в XVIII веке правительство, наконец признало существование старообрядчества. В городах появились старообрядческие церкви, кладбища и даже монастыри.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III. Господарський комплекс національної економіки І його аруктура__ "1 51 | III. Господарський комплекс національної економіки І його структура_______________ "1 57
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | <== 53 ==> | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.164 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.164 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7