Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Provětrávací pletiva


Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 639



 

Интерес к прошлому пробудился у человека в глубокой древности, но представления о нем первоначально развивались в рамках мифологического сознания. В мифах и (позднее) эпосе в особой мифопоэтической форме осмысливались создание вселенной (космогония), происхождение богов (теогония) и людей, возникновение племён и государств, устроение общественной жизни и т. п. Отдельные элементы историописания уже можно обнаружить во II тыс. до н. э. на Древнем Востоке: в надписях, прославлявших деяния египетских фараонов, анналах ассирийских царей, позднее – в сюжетах Ветхого Завета (древнейшей части Библии).

Однако история как наука родилась в VI-V вв. до н. э. в наиболее развитых греческих городах на западном побережье Малой Азии (Ионии).

В эпоху Древнего мира вершиной исторической мысли стали труды греческих и римских историков. Их непосредственными предшественниками были логографы (греческое «слово, рассказ») – первые древнегреческие прозаики. В свои сочинения наряду со сведениями но географии, этнографии и мифологии они уже вводили описания реальных событий. Самым известным из логографов был Гекатей Милетский (VI-V кн. до н. э.). Труды логографов сохранились лишь в отрывках.

Первым историком – «отцом истории» – считается Геродот (480-425 гг. до н. э.), автор «Истории» в девяти частях (книгах), повествующей о греко-персидских войнах. Почти половина его труда посвящена описанию стран и народов, причастных к этим событиям. Собирая материал, автор объездил значительную чисть известного грекам мира (побывал в Египте, Месопотамии, Причерноморье). В своём изложении событий он старался следовать фактам и давать им объективное объяснение.

Многие считают первым подлинно историческим сочинением «Историю» Пелопоннесской войны Фукидида (451-396 гг. до н. э.). В ней впервые был поставлен вопрос о методе исторического исследования и сделана первая попытка ответить на него.

Знаменитый древнегреческий историк Полибий (200-120 гг. до н. э.) написал первую «Всеобщую историю» , которая охватывала события во всём известном ему мире – Средиземноморье. Её главная тема — завоевание Римом мирового господства, основной принцип – стремление к исторической правде. Великий римский историк Корнелий Тацит (55-120 гг.) в своих «Истории» и «Анналах» создал захватывающую по драматизму историю Римской империи, первым обратив внимание на роль личности в истории.

История делала первые шаги и на Древнем Востоке. В III в. до н. э. египтянин Манефон и вавилонянин Бёрос изложили истории своих стран. От обеих историй, написанных по-гречески по заказу эллинистических царей, сохранились лишь небольшие отрывки.

«Китайским Геродотом» часто называют придворного летописца Сыма Цяня (145-90 гг. до н. э.), автора прославленных «Исторических записок». Построенные как жизнеописания выдающихся деятелей, они освещают историю Китая с мифических времен до времени жизни автора.

В эпоху Средневековья на Западе господствовала иная, чем в античности, идея истории, основанная на религиозном миропонимании. Главной задачей истории стало подтверждение Священного Писания, а сама история превратилась в жанр христианской литературы. Основная её идея – провиденциализм (от латинского «провидение»), объясняющий судьбу всего сущего, в том числе ход истории, замыслом Творца.

Основы этого подхода заложил величайший христианский богослов епископ Аврелий Августин (354-430). В его грандиозном труде «О граде Божием» как человечество, так и «священная» всемирная история впервые предстали единым целым. Выдающимся историком раннего Средневековья был епископ Григорий Турский (VI в.), которого называют «Геродотом варварского мира». Его «История франков» в десяти книгах также представлена автором как часть всемирной библейской истории от «Сотворения мира».

В эпоху Средневековья развитие исторической науки продолжалось и на Востоке. Сыма Гуан (1019-1086) создал огромный труд «Всепроникающее зерцало, управлению помогающее» – сводную историю Китая. Выдающимися арабскими историками были Табарий (ок. 839 – 923), автор истории стран Ближнего Востока («История пророков и царей»), и Якубий (? – 897), в сочинениях которого приведены сведения по истории Ассирии, Египта, Вавилонии, Арабского халифата, ислама. Позднее прославилась всемирная история («Книга поучительных примеров...») величайшего арабского мыслителя Ибн Халдуна (1332-1406) – одного из первых теоретиков истории цивилизации.

Эпоха Возрождения утвердила антропоцентрическую концепцию мира и истории. Главное в ней – интерес к личности, народу, стремление отде­лить собственно историю от религии. Блестящий пример этого – трактат мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли (1469-1527) «Государь». Идея автора – делами мира управляют «естественные закономерности» времени и истории, которые человек может познать и использовать.

Достижением эпохи Нового времени был историзм – подход к истории как к прогрессивно развивающемуся процессу. С этой позиции просветителями XVII-XVIII вв. были написаны лучшие образцы «философской истории», например: «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе (1743-1794), «Опыт о нравах» Вольтера (1694-1778), «Письма об изучении истории» Болингброка (1678-1751) и др.

Однако историзму Просвещения была присуща двойственность, совмеще­ние рационализма и идеализма в понимании истории. Один из основоположников историзма итальянский историк Джамбаттиста Вико (1668-1744) и труде «Основания новой науки об общей природе наций» утверждал, что история имеет одновременно провиденциальный и объективный характер. Великий немецкий философ и историк Иоганн Гердер (1744-1803) в «Идеях к философии истории человечества», основываясь на идее исторического прогресса, считал, что последний предопределен Творцом, тождественным природе.

В России на Новое время приходится создание первых обобщающих трудов по отечественной истории. В XVIII в. вышли пятитомная «История Российская с древнейших времен» историка и государственного деятеля В. Н. Татищева (1686-1750) и сочинение с тем же названием, но в семи томах историка и публициста князя М. М. Щербатова (1733-1790). Событием в жизни России первой половины XIX в. стало издание в 12 томах «Истории государства Российского» известного писателя и государственного деятеля Н. М. Карамзина (1766-1826). Во второй половине XIX в. фундаментальную «Историю России с древнейших времен» в 29 томах написал С. М. Соловьёв (1820-1879).

Огромное значение для развития исторической науки имело формирование в XIX в. исторического материализма как метода исторического познания. Его последовательное воплощение связано с именами К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) и марксизмом.

В Новейшее время появились новые исторические дисциплины (история Древнего Востока и археология первобытности), которые значительно расширили пространство и время истории. Сложился ряд новых концепций исторического развития: «цивилизационная» А. Тойнби (1889-1975), «осевого времени» К. Ясперса (1883-1969), «индустриального общества» У. Ростоу, «постиндустриального общества» О. Тоффлера, К. Кларка и др.

Широкое распространение получили «цивилизационные» концепции. Само понятие «цивилизация» (от латинского «государственный, городской, гражданский») ввели ещё французские просветители в XVIII в. как обозначение организованного человеческого общества. В начале XIX в., с утверждением линейно-поступательной концепции истории, термин «цивилизация» стал обозначать определённую стадию в развитии общества. Поскольку выяснилось, что «цивилизованные общества» отличались друг от друга, появилось также понятие «локальные цивилизации».

В XX в. один из самых оригинальных вариантов «цивилизационных» концепций предстает в двенадцатитомном труде «Постижение истории» Тойнби. Автор выделил и классифицировал типы «локальных цивилизаций». Каждая из них, на взгляд автора, являла собой замкнутый организм, проходивший одинаковые стадии развития (зарождение, рост, надлом и распад). «Локальные цивилизации» (от 18 до 36) он и считал единицами всемирной истории.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
B: Pletiva krycí, průduchy | Rozmnožování hub
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | <== 45 ==> | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.197 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.197 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7