Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Реформаційний рух, братства та їхні школи. Острозька та Києво-Могилянська академії.Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 639
Под немецкой классической философией понимается оригинальное философское движение, которое сформировалось и развивалось в Германии в конце 18 – первой половине 19 вв. Социокультурные предпосылки: · Великая Французская революция и последовавшие за ней события – их осмысление приводит к переоценке роли разума в социальной жизни и утверждению о неоднозначности общественного прогресса. · Промышленная революция в странах Европы. – способствует сохранению представлений о рациональном и прогрессивном развитии общества. · Развитие науки: выделение из естествознания отдельных дисциплин – химии, биологии, геологии, в рамках которых постепенно формируется идея качественного преобразования форм природной реальности – результатом становится переоценка принципов механицизма и метафизичности. Особенности германского общества: Германия представляла собой ряд мелких самостоятельных государств, в большинстве из которых господствовали феодальные порядки и абсолютистские монархические режимы. · В экономическом отношении Германия отставала от наиболее развитых стран Европы того времени. · В этих условиях интеллектуальная элита не имела возможности реализовать свою активность в социально-политической жизни; сферой приложения ее усилий становятся философия и литература, которые в рассматриваемый период достигают расцвета. Основная черта: Идеализм – мировоззренческая позиция, предусматривающая определяющее отношение мышления к бытию. Основные достижения: · обоснование целостной концепции развития всей природной, социальной и духовной реальности; · обоснование активной, творческой природы мышления; · введение принципа историзма в исследование социально-культурной сферы. Основные представители:И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах.
11. Становление, основные черты и основные направления неклассической философии ХIХ в.: позитивизм, марксизм, иррационализм. Неклассическая философия - совокупность разнообразных философских школ, течений и концепций, возникших в период с середины ХIХ в. до наших дней. Социокультурные условия формирования неклассической философии: · ускоренное развитие экономики, в особенности промышленности; · быстрый научно-технический прогресс; · урбанизация. Основные направления: · Иррационалистическая. - критической отношение к классическому рационализму; · Социально-критическая. – ориентация на объяснение и изменение общества; · Аналитическая. – ориентация на философско-методологический анализ науки; · Экзистенциально-антропологическая. – ориентация на осмысление специфики бытия человека и места человека в мире. Исторические формы позитивизма: 1. Классический позитивизм:Основные представители: О. Конт, Г. Спенсер. - критика традиционных философских проблем (о сущности мира в целом); - провозглашение достоверными тех знаний, которые основаны на опыте и которые формируются в рамках науки; - задача философии – классификация знаний отдельных позитивных наук, выявление общих для всех наук законов. 2. Эмпириокритицизм:Основные представители: Э. Мах, Р. Авенариус. - Принцип координации субъекта и объекта познания. - Принцип экономии мышления. 3. Неопозитивизм:Основные представители: Б. Расел, Л. Витгенштейн. - Философия рассматривается как средство анализа языка науки, отделения научных положений от ненаучных. - Все научные знания имеют эмпирическое происхождение, кроме логики и матем. 4. Постпозитивизм:Основные представители: К. Поппер, Т. Кун. - Предмет философии – история науки. - Принцип относительности, историчности всех научных знаний. - Приоритет анализа динамики научного знания, а не его структуры. - Рассмотрение науки в качестве сложной системы. МарксизмОсновоположники: К. Маркс, Фридрих Энгельс. Основная направленность философии – ориентация на анализ социальной реальности и перспектив ее переустройства. - Материалистическое понимание истории; - Ведущая сфера жизни общества - материальное производство; - История человеческого общества - процесс постепенного прохождения различными сообществами ряда этапов, специфика каждого из которых определяется тем или иным способом производства. Иррационализм Разуму отводит чисто вспомогательную роль, его место занимают эмоциональные переживания, воля и интуиция. Философия иррационализма явилась своего рода ответной реакцией на несостоятельность классической философии в объяснении целого ряда социальных коллизий. Разум и наука ограничивает человека, подавляют, навязывают шаблоны или стереотипы.
12. Философия ХХ века: основные принципы и направления (экзистенциализм, неопозитивизм, постпозитивизм). Базисные ориентации философии ХХ века: отказ от метафизики — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового) Экзистенциализм Основные представители: К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю. Основная философская проблема – определение специфики человеческого существования. Основные принципы: Главный предмет философии – бытие человека. Его постижение возможно лишь путем переживания человеческого существования, а не рационально-логического анализа. Существование человека включает в себя два слоя: – Неподлинное существование (существование человека среди других, где человек воспринимает мировоззренческие ориентиры общества, подчиняется навязываемым стандартам, становится «как все», теряет свою индивидуальность). – Экзистенция (подлинное существование) – специфически человеческий способ существования в мире: человек постоянно должен делать себя человеком. Неопозитивизм Основные представители: Б. Расел, Л. Витгенштейн. Основные идеи: - Философия рассматривается как средство анализа языка науки, отделения научных положений от ненаучных. - Все научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положений логики и математики, которые являются результатом условного соглашения ученых. Постпозитивизм Основные представители: К. Поппер, Т. Кун. Основные идеи: - Предмет философии – история науки. - Принцип относительности, историчности всех научных знаний. - Приоритет анализа динамики научного знания, а не его структуры. - Рассмотрение науки в качестве сложной системы, неразрывно связанной со всей совокупностью социокультурных факторов. - Реабилитация философско-мировоззренческой проблематики в качестве важного элемента построения научной картины мира.
13. Философская мысль Беларуси: периоды, основные проблемы. 1. Средневековый период (11-15 вв.) :К. Смолятич, К. Туровский. Происходит формирование элементов философской мысли на территории Беларуси, путем усвоения в интеллектуальной культуре греко-византийской патристики в результате принятия христианства из Византии. Особенности: - Сущностью философской мысли выступает идея «мудрости» в качестве гармонического единства знаний, приобретенных в различных сферах действительности и помогающих человеку в выработке собственной жизненной позиции. - По форме - заимствование византийской философии и ее основных ориентаций. - Центральной проблема: человек и его взаимоотношений с Богом. 2. Период Возрождения и Реформации (16 в.) Ф. Скорина, М. Литвин; Реформации: А. Волан, С. Будны. Философская мысль развивается под влиянием идей западноевропейской философии. Определяющее влияние имели идеи Возрождения и Реформации (радикальную трансформацию традиционной церкви, в результате чего возник ряд протестантских конфессий). Особенности: - Неотделимость философии от других форм интеллектуальной культуры; - Тесная связь ренессансных и реформационных идей; - Преобладание проблем антропологии и социальной философии; - Утверждение идей гражд. и полит. свободы в рамках шляхетского государства; 3. Период Контрреформации (17 – первая половина 18 вв.) М. Смиглецкий, Л. Залусский Влияние доминирующих позиций католической церкви в результате движения Контрреформации (общеевропейского религиозного движения, направленного на восстановление позиций католической церкви в общественной и культурной жизни). Ведущую роль сыграли иезуиты. Возникает сеть средних учебных заведений, а также высшее учебное заведение. Возникли униатские и православные учебные заведения аналогичного типа. Особенности: - Формирование академической философии, определяющим направлением которой становится неосхоластика (философская система, сформировавшаяся на основе переосмысления средневековой схоластики в качестве интеллектуальной реакции на идеи Возрождения и Реформации.); - Тесная связь с религиозно-конфессиональной идеологией. 4. Период Просвещения (вторая половина 18 – начало 19 вв.) Центром развития философских идей остается Виленская академия. Создается Полоцкая иезуитская академия. Определяющее влияние - идеи Просвещения. Особенности: - Характер заимствования основных тем и идей западноевропейского Просвещения; - Компромиссность и умеренность в критике социальной действительности и традиционного религиозного мировоззрения; - Выделение философского знания вопросов логики и теории познания, методологии естествознания, а также социальной философии; - Обоснование в социальной философии идей физиократизма – все явления социальной и духовной реальности объясняются на основе неизменных естественных законов природы. 5. Период романтизма (20-50-е гг. 19 в.) Ю. Голуховский, А. Мицкевич Были закрыты Полоцкая иезуитская академия и Виленский университет – не осталось высших учебных заведений, происходит разрыв традиции систематического исследования философских проблем. Влияние идеи романтизма, а также немецкой классической философии. Особенности: - Романтизм - общеевропейское культурное течение, возникшее в качестве реакции на кризис идей Просвещения. - Основание - антропологический поворот. - Проблемы: сущность человеческой личности, смысл человеческой истории, предназначение отдельных народов в истории. 6. Период формирования национально ориентированной белорусской философии (вторая половниа 19 – начало 20 вв.). Ф. Богушевич, В. Ластовский, И. Абдиралович. На территории Беларуси отсутствуют высшие учебные заведения и систематическое исследование философских проблем. Философские идеи отражаются общественно-политической мысли. Особенности: - Данный процесс происходит в рамках идеологии белорусский национальных организаций, белорусской литературе, периодической печати («Наша нива» и др.). - Обоснование самостоятельности белорусской нации, ее языка и культуры; - Утверждение о необходимости формирования национальной интеллектуальной элиты, которая должна стать источником пробуждения в народе национального духа.
|