Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Українське національно-культурне відродження 20-х років ХХ ст.Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 710
Это все люди, поскольку они включены в процесс материального производства, политическую и духовную жизнь, но субъектами они становятся лишь в той мере, в которой осознают социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Движущие силы социального развития:Потребности, Интересы, Цели Формы социального развития: Социальная эволюция, Социальная революция Направленность социального развития: Социальный прогресс, Социальный регресс
Блок 1.Раскройте понятие мировоззрения. Объясните исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей Мифологическое (65 тыс. л. н.) – это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, основанное не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональных представлениях о мире, общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием людьми социальных процессов и своей роли в них. В мифологии нет разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного. Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам, но в отличие от мифа последняя не "смешивает" земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Религия, религиозное отношение к миру не оставались неизменными. Религия - возникла 45-50 тыс. л. н. эпоха верхнего палеолита каменный век. Ранние религиозные верования: фетишизм, анимизм, тотемизм, магия. Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологического и религиозного - совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.
Раскройте содержание философского мировоззрения и его особенности. Философское мировоззрение – это прежде всего теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего самого себя и то, с чем ему приходиться взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. К этому следует добавить, что в центре философии стоит человек, что, с одной стороны, обусловливает формирование картины мира и исследование его воздействия на человека, а с другой - рассмотрение человека в его отношении к миру, определение его места, его предназначения в мире и обществе. Мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего, это знания, отражающие стремление к объективному постижению мира, и ценности, воплощающие различные аспекты отношения человека к миру в соответствии с его интересами, целями, потребностями. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием. Соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей. эмоциональная окраска мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т.п., - от радостных, оптимистических тонов до тонов мрачных, пессимистических, а миропонимание, опирается прежде всего на знания.
Объясните историчность предмета философии. Каков смысл основного вопроса философии. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Философия не обладает таким же предметом как например естественные науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биол., геология. Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы утаить их, приспособить к собственным интересам; одни обращают свой взор к небу, другие – на землю, одни обращаются к богу, другие – к человеку. Основной вопрос философии можно сформулировать как вопрос о соотношении двух типов реальности – объективной и субъективной. Когда философы ставят задачу выявления соотношения субъективной и объективной реальности, то, как показывает история философии, во-первых, имеется в виду так называемое онтологическое (генетическое) отношение[1]. Существуют бытие и сознание. Как они относятся друг к другу: что из них является основным и что – производным, что является причиной и что следствием, что является первичным и что – вторичным? Но основной вопрос философии не сводится только к онтологическому отношению. В вопросе об отношении мышления к бытию заключается, во-вторых, и другое, так называемое гносеологическое отношение[2]. Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, в состоянии ли наше мышление познавать мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности? Таким образом, у основного вопроса философии две стороны: вопрос о первичности и вопрос о познаваемости. Вопрос об отношении мышления к бытию называется основным потому, что с него начинается формирование философского мировоззрения, от него зависит решение других философских проблем. Тот или иной ответ на это вопрос определяет специфику различных философских направлений и школ.
|