ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 21. В данной работе было проанализировано 123 ФЕ русского языка и 226 ФЕ французского языка с компонентом tête/голова. Посредством семантического анализа было выделено 4 одноименных фразеосемантических поля, включающих в себя фразеологизмы русского и французского языков с данным компонентом: ФСП «Характер человека», ФСП «Поведение человека», ФСП «Состояние человека», ФСП «Внешний вид человека». 2. С точки зрения полевого распределения, наиболее многочисленными в обоих рассматриваемых языках оказались фразеосемантические поля: «Характер человека» (фр.: 98 ФЕ из 226, рус.: 45 ФЕ из 123)и «Поведение человека» (фр.: 78 ФЕ из 226, рус.: 52 ФЕ из 123). Фразеосемантическое поле «Характер человека» было разделено на 2 субполя, наиболее многочисленным из которых стало субполе «Интеллектуальные качества человека», включающее в себя 74 из 98 фразеологизмов французского языка и 41 из 45 ФЕ русского языка. Фразеосемантическое поле «Поведение человека», в свою очередь, было разделено на пять субполей. Субполе «Поведение человека, связанное с мыслительной деятельностью» стало самым многочисленным по количеству фразеологизмов составляющих ФСП «Поведение человека» (фр.: 25 ФЕ из 78, рус.: 18 ФЕ из 52). Из вышесказанного можно сделать вывод, что наиболее многочисленными в русском и французском языках являются фразеологизмы с компонентом tête/голова, обозначающие интеллектуальные способности человека или его умственную деятельность. Это связано с тем, что, как известно, все процессы мыслительной деятельности человека протекают в голове и ассоциируются у обоих народов именно с этой частью тела. 3. Существенным семантическим различием в языках стало то, что немалая часть фразеологизмов французского языка с компонентом tête, принадлежащих к ФСП «Характер человека» (25 ФЕ из 98), отражают не только интеллектуальные характеристики человека, но и многие другие черты характера личности (см. Приложение 1, Таблица 1). Таким образом, можно отметить, что с такой частью тела как голова у носителей французского языка ассоциируются не только умственные качества человека, в отличие от носителей русского, где 41 фразеологический оборот из вошедших в ФСП «Характер человека», отразил интеллектуальные характеристики личности, и только 4 фразеологизма были отнесены к другим качествам человека. 4. Из 226 ФЕ французского языка 35 составили фразеосемантическое поле «Состояние человека», из 123 проанализированных фразеологизмов русского языка в данное поле вошло 22 фразеологических оборота. Большинство фразеологизмов обоих языков, составляющих данное ФСП, относятся к эмоциональному состоянию человека (фр.: 30 ФЕ из 33, рус.: 16 ФЕ из 22). 5. Наименьшим по количеству вошедших в него фразеологических оборотов обоих языков стало ФСП «Внешний вид человека», включающее в себя 17 из 226 ФЕ французского языка и всего 4 из 123 фразеологизмов русского языка. Важно также отметить, что 4 русских фразеологизма, вошедших в данное поле, характеризуют только те аспекты внешнего вида личности, которые связаны непосредственно с внешним состоянием головы (в основном характеристика прически человека), тогда как французские обороты характеризуют внешний вид человека с различных сторон. Этот факт может быть связан с тем, что, несмотря на то, что французское слово tête и русское голова обозначают одну и ту же часть тела, французское слово часто оказывается синонимом слов visage (лицо) или mine (выражение лица, внешность), чего нельзя сказать о русском слове голова. 6. В количественном отношении в обоих рассматриваемых языках фразеологизмы с отрицательной коннотацией доминируют над единицами с положительной коннотацией. 7. В основе образования фразеологизмов были выделены характерные для каждого поля виды переосмысления. В результате проведенного анализа обнаружено, что в основе образования фразеологизмов русского и французского языков, принадлежащих к ФСП «Характер человека» и «Поведение человека» в большинстве случаев лежит механизм совмещения метафорического и метонимического переосмыслений. ФСП «Состояние человека» характеризуется преобладанием метафорического переосмысления значений компонентов исходного свободного словосочетания в обоих рассматриваемых языках. Механизм образования фразеологизмов французского языка, составляющих ФСП «Внеший вид человека», базируется, главным образом, на метонимическом переосмыслении в сочетании с метафорическим. Что касается русского языка, то фразеологизмы с компонентом голова, входящие в ФСП «Внешний вид человека» в основе своей имеют метафорическое переосмысление. 8. Фразеологический образ – существенный компонент фразеологического значения. Мотивирующий образ многих фразеологизмов в сопоставляемых языках не отражает в своём содержании исторических, культурных или социальных фактов, а основывается на явлениях действительности, общих для всех людей, независимо от их национальности, поэтому образно-ассоциативный слой фразеологизмов с компонентом tête/голова русского и французского языков во многом схож. Например, и в русском и во французском языке маленький размер головы ассоциируется с недостатком ума, так как долгое время существовало представление о том, что интеллектуальные способности человека зависят от размеров его головы. Образно-ассоциативный слой фразеологизмов с компонентом tête/голова русского и французского языков также схож вследствие общности религиозных представлений носителей данных языков, а также интернациональных источников заимствования. Например, ФЕ намылить голову (фр.: savonner la tête à qn) в обоих языках значит «ругать, распекать кого-либо». Совпадение ассоциаций в обоих языках обусловлено тем, что семантика данных ФЕ относится к языческому обычаю, распространенному у древних греков и римлян. С общностью религиозных представлений связано появление в русском и французском языках такой единицы, как собрать горящие угли на голову (accumuler (amasser, maintenir, tenir) des charbons ardents sur la tête de qn) — «отплатить добром за зло». Исследование семантических особенностей элементов полей позволяет также сделать вывод и о национально–специфическом характере единиц в их составе. Национальное своеобразие проявляется в основах образов, связанных с экстралингвистическим содержанием фразеологизмов. Например, в русском языке в отличие от французского, активными при образовании идиом интеллектуальной сферы являются названия сана правителей и органов власти. Возможно, этот факт связан с тем, что русский царь всегда оказывался важнейшим элементом традиционного русского сознания. 9. Анализ показал, что компонент tête/голова и в русском и во французском языках принадлежит к активному классу компонентов фразеологических единиц. Важно отметить, что количество французских фразеологизмов с компонентом tête (226 ФЕ)значительнопревалирует над количеством русских оборотов с компонентом голова (123 ФЕ). Возможно, это связано с тем, что в русском языке указание на часть тела часто представляется лишним: понятно, что если человек, например, радуется или грустит, то это отражается на его лице. Во многих фразеологизмах русского языка компонент голова также нередко опускается, что в конечном итоге может привести к его усечению: предполагается что, если у человека, например, винтиков не хватает, то их не хватает именно у него в голове. Важно также отметить, что, как было сказано выше, русские фразеологизмы с компонентом голова, практически не отражают никаких других черт характера человека, кроме его интеллектуальной характеристики. Кроме того, русские фразеологизмы, в отличие от французских, почти не характеризуют внешность человека. Эти два факта также являются причиной количественного доминирования французских фразологизмов с компонентом tête над русскими с компонентом голова.
|