ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Целью данного исследования было сопоставление семантики фразеологических единиц с компонентом tête / голова русского и французского языков.Целью данного исследования было сопоставление семантики фразеологических единиц с компонентом tête / голова русского и французского языков. В ходе работы выяснилось, что фразеологические единицы с компонентом tête / голова русского и французского языков образуют одноименные фразеосемантические поля, такие, как: «Характер человека», «Поведение человека», «Состояние человека», «Внешний вид человека». В количественном отношении в обоих рассматриваемых языках фразеологизмы с отрицательной коннотацией доминируют над единицами с положительной коннотацией. Анализ семантики ФЕ с компонентом tête / голова русского и французского языков показал, что наиболее широко данные фразеологические обороты описывают характер (в ФСП «Характер человека» вошло 98 из 226 ФЕ французского языка и 45 из 123 ФЕ русского) и поведение человека (в ФСП «Поведение человека» вошло 78 из 226 ФЕ французского языка и 52 из 123 ФЕ русского языка), в обоих сопоставляемых языках. Наибольшее число фразеологических оборотов обоих языков отражают интеллектуальные характеристики человека или его мыслительную деятельность. Эти факты связаны с тем, что, как известно, все процессы мыслительной деятельности человека протекают в голове и ассоциируются именно с этой частью тела. Семантический анализ также выявил, что характерологические фразеологические единицы французского языка затрагивают все сферы человеческого характера, его умственные, моральные и волевые характеристики. Таким образом, было отмечено, что с такой частью тела как голова у носителей французского языка ассоциируются не только умственные качества человека, в отличие от носителей русского языка, где практически все фразеологические единицы, вошедшие в ФСП «Характер человека» были отнесены к умственным характеристикам личности. Фразеологические единицы русского и французского языков с компонентом tête / голова могут также передавать различные состояния человека, как эмоциональные, так и физические (в ФСП «Состояние человек» вошло 35 ФЕ французского языка и 22 ФЕ русского). Наибольшее число ФЕ обоих рассматриваемых языков отразили эмоциональные состояния человека. Фразеологические единицы русского и французского языков с компонентом tête / голова также актуализируют значения, относящиеся к характеристике внешности человека. К ФСП «Внешний вид человека» было отнесено 17 ФЕ французского языка и 4 ФЕ русского языка. Четыре русских фразеологизма, вошедших в данное поле, характеризовали только те аспекты внешнего вида личности, которые связаны непосредственно с внешним состоянием головы (в основном характеристика прически человека), тогда как французские обороты характеризовали внешний вид человека с различных сторон. Этот факт может быть связан с тем, что, несмотря на то, что французское слово tête и русское голова обозначают одну и ту же часть тела, французское слово часто оказывается синонимом слов visage (лицо) или mine (выражение лица, внешность), чего нельзя сказать о русском слове голова. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследуемый корпус фразеологических единиц отражает особенности характера человека, оценку уровня его интеллектуального развития, характеристику деятельности человека, его физическое состояние и эмоциональный фон. Таким образом, можно заключить, что фразеологизмы русского и французского языков с компонентом tête / голова отражают практически все сферы жизни человека. Семантический анализ фразеологических единиц позволил сделать вывод, что образно-ассоциативный слой фразеологизмов с компонентом tête/голова русского и французского языков во многом схож. Это связано с тем, что мотивирующий образ многих фразеологизмов в сопоставляемых языках не отражает в своём содержании исторических, культурных или социальных фактов, а основывается на явлениях действительности, общих для всех людей, независимо от их национальности. Образно-ассоциативный слой фразеологизмов с компонентом tête/голова русского и французского языков также схож вследствие общности религиозных представлений носителей данных языков, а также интернациональных источников заимствования. Тем не менее, были выделены фразеологизмы, семантика которых связана с историческими фактами и событиями, относящимися только к русскому или французскому народу. Поэтому немалое количество фразеологических единиц сопоставляемых языков не имеют в них (языках) эквивалентов или частичных эквивалентов. Анализ показал, что компонент tête / голова принадлежит к активному классу компонентов фразеологических единиц в обоих рассматриваемых языках. Было отмечено, что количество французских фразеологизмов с компонентом tête (226 ФЕ)значительнопревалирует над количеством русских оборотов с компонентом голова (123 ФЕ). Этот факт можно связать с тем, что в русском языке указание на часть тела часто представляется лишним. Во многих фразеологизмах русского языка компонент голова также нередко опускается. Важно также отметить, что, как было сказано выше, русские фразеологизмы с компонентом голова, практически не отражают никаких других черт характера человека, кроме его интеллектуальной характеристики. Кроме того, русские фразеологизмы, в отличие от французских, почти не характеризуют внешность человека. Эти два факта также являются причиной количественного доминирования французских фразологизмов с компонентом tête над русскими с компонентом голова. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|