Схема 155. Классификация наук и их методов
Наблюдение Конт понимает как акт чувственного восприятия, в котором воспринимаемое явление подводится под общий закон, и поэтому наблюдение обязательно связано с выдвижением гипотез относительно наблюдаемого явления1. Эксперимент есть искусственное воспроизведение изучаемого явления. Именно поэтому он не всегда допустим в биологии — связанный с вмешательством в жизнедеятельность, он может разрушить живой организм. Отсюда главный метод в биологии — сравнение, он же является основным и в социологии. Учение об обществе. Свое учение об обществе Конт назвал «социология», первым введя в научный оборот данный термин. С его точки зрения, учение об обществе только вступает в третью — позитивную — стадию развития. На этой стадии развития учение об обществе (социология), так же как и другие науки, должно собирать научные факты и заниматься их классификацией. Одним из первых «позитивных» законов, открытых в сфере человеческой истории, он считал свой собственный закон «трех стадий». 1 Пока мы просто фиксируем в своем сознании, что Солнце каждый день встает на востоке, это, по Конту, еще не наблюдение как научный метод. Таковым оно станет только тогда, когда свяжем эти восходы с определенной гипотезой об устройстве Вселенной. Таблица 92. Три стадии в развитии общества
Так как законы социологии выводятся из фактов, то они будут столь же неоспоримы, что и естественнонаучные, и потому станут основой общественного согласия. Социологи должны стать руководителями общества и занять место священников. Социология будет при этом не только наукой, но и религией («позитивной»). Эмпириокритицизм (махизм) Позитивизм на втором этапе своего развития получил название «эмпириокритицизм» («критическое исследование опыта»), или «махизм», — по имени его основоположника и виднейшего представителя австрийского физика и философа Э. Маха (1838—1916). Аналогичные идеи были практически одновременно выдвинуты Р. Авенариусом (1843—1896). Появление и популярность эмпириокритицизма связаны с рядом проблем, обнаружившихся с ростом естественных наук. Бурное развитие в XIX в. химии, биологии, физиологии и т.д. привело к тому, что прежняя «объяснительная модель» утратила свой универсальный характер: невозможным оказалось объяснить все химические, биологические и прочие явления как движения атомов по законам механики. Требовалась новая научная методология, способная объяснить мир. Особое влияние на становление махизма оказал «кризис в физике» На рубеже XIX—XX вв. К этому времени был сделан ряд открытий, которые не «вписывались» в прежнюю ньютоно-картезианскую картину мира и даже противоречили ей. Так, традиционное отождествление материи с веществом, состоящим из неделимых атомов, делало непо- нятным статус электромагнитных полей, которые явно не являются веществом, а значит, получалось и материей. Открытие радиоактивных элементов, для которых наблюдается уменьшение массы (переход вещества в излучение), привело физиков к выводу: «материя исчезла». К этому же выводу подталкивало и открытие сложной структуры атома (был обнаружен электрон и ядро атома). Махизм преодолевал кризис в физике за счет того, что объяснительная часть науки была вообще объявлена «ненаучной». Если Конт полагал, что наука должна на базе фактов искать «скрытые причины» происходящих явлений, то Мах считал необходимым вообще отказаться от принципа причинности, заменяя его понятием функциональной зависимости признаков рассматриваемых явлений. Задачу науки он видел в описании и классификации фактов, т.е. в регистрации взаимосвязи их признаков. Но в эмпириокритицизме фактами (и отсюда, предметом науки) считалось только то, что непосредственно воспринимается человеком — его чувственный опыт, который дан нам как «поток ощущений». Ощущения трактовались при этом не только как источник всякого знания о мире, но и как «нейтральный элемент», предшествующий делению целостного опыта на «внешний» (физический) и «внутренний» (психологический). Именно это деление опыта, не имеющее научного обоснования, приводит к появлению различных метафизических учений (как материалистических, так и идеалистических), и — как следствие — к бесконечным и бессмысленным спорам между ними. Отказываясь от этого деления, мы понимаем: то, что обычно считается вещью внешнего мира, есть всего лишь «комплекс ощущений», а то, что стоит за этими комплексами и их вызывает, нам не доступно, и потому любые рассуждения об этом ненаучны. Отсюда, «атом», «субстанция», «материя» и т.п. есть столь же ненаучные понятия, как и кантовская «вещь-в-себе». Мах отказывается и от ньютоновских понятий абсолютного пространства и времени, и от ньютоновской трактовки движения. Вместо этого он предлагает собственный «принцип относительности», согласно которому движение любого тела может быть определено только относительно других тел1. Теоретическим обоснованием такого подхода стал у Маха сформулированный им принцип «экономии мышления» (напоминающий «бритву Оккама»). Судьба учения. Махизм оказал прямое влияние на возникновение следующей стадии позитивизма — логического позитивизма, также он 1 Данная идея Маха сыграла значительную роль в становлении теории относительности А. Эйнштейна. сыграл свою роль в общем «феноменологическом повороте» всей западной философии. Кроме того, необходимо отметить значительное влияние махизма на философские воззрения многих крупных физиков начала XX в., например на Эйнштейна.
|