Студопедия — ЖИЗНЕОПИСАНИЯ И МНЕНИЯ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ И МНЕНИЯ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ 6 страница






52 Увидев однажды беглого раба сидящего у колодца он сказал: «Смотри, молодец, не угоди туда»26. За­приметив в бане воришку, охотившегося за платьем моющихся, спросил его: «Дли чего тащишь — для притирания или для одевания?»27 Увидев однажды женщин, повесившихся на оливковом дереве, воск­ликнул: «Вот если бы на всех деревьях висели та­кие плоды!» Заметив человека, крадущего одежду, спросил:


Что ты здесь ищешь, храбрец?

Хочешь ты мертвых ограбить, полегших на поле? 28

Спрошенный, есть ли у него раб или рабыня, отве­тил, что нет. Кто-то спросил: «А когда умрешь, кто вынесет твой труп?» — «Тот, кому понадобится мое жилище».

53 Увидев красивого мальчика, заснувшего в соблазни­тельной позе, растормошил его и обратился со слова­ми: «Проснись!»

Или вонзится копье в твою беззаботную спину.

Человеку, делавшему обильные покупки для пира, сказал:

Скоро умрешь ты, мой сын, — вот ведь ты что покупаешь...29

Когда Платон философствовал по поводу идей и употреблял такие слова, как «стельность» и «чаш-ность», Диоген возразил: «Что касается меня, то стол и чашу, Платон, я вижу, а вот стельность и чаш-ность — нет». На что Платон ответил: «Здесь нет ничего мудреного. У тебя есть глаза, которыми ты можешь увидеть и стол, и чашу, а вот ума, чтобы увидеть стельность или чашность — не хватает».

54 Спрошенный кем-то, что, по его мнению, за че­ловек Диоген, Платон ответил: «Спятивший Со­крат»30. На вопрос, когда следует жениться, Диоген ответил: «В юности еще рано, в старости — уже поздно». Его спросили, что нужно делать, когда тебя бьют. «Надеть шлем», — последовал ответ. Увидев прихорашивающегося юношу, он сказал: «Если это для мужчин, то ты глупец, а если для женщин — подлец». Увидев однажды, как зарделся юноша, он обратился к нему: «Не робей, мой милый. Это кра­ска добродетели». Услышав спор двух законников, он обругал обоих: «Один из вас у другого украл, а тот ничего не потерял». На вопрос, какое вино он пьет всего охотнее, ответил: «Чужое». На упрек: «Многие потешаются над тобой», — он ответил: «А я все не потешаюсь».

Когда какой-то человек сказал, что жизнь — зло, он возразил: «Не жизнь сама по себе, а порочная жизнь». Советовавшим ему начать розыски сбежавше­го раба он ответил: «Смешно, если Манес без Диогена может жить, а Диоген без Манеса не сможет». Когда


 

 

 


он завтракал оливками и ему принесли пирог, он швырнул его от себя и воскликнул:

Прочь, чужеземец, с дороги царей! 31 А в другой раз сказал:

...Бичом он ударил оливу32.

На вопрос, он собака, какой породы, ответил: «Ког­да голоден, — мальтийская, когда сыт — молосская, то есть из той породы, которую большинство хвалят, но из боязни быть покусанными, идти с ними на охоту не отваживаются. Так и со мной вы не можете жить, опасаясь укусов совести».

56 Его спросили едят ли мудрецы пироги. Он ответил: «Они едят все то же, что и остальные люди». На воп­рос, почему люди нищим подают, а философам нет, он ответил: «Потому что хромыми и слепыми они могут стать, а философами — никогда». Однажды он попро­сил подаяние у скупца. Тот замешкался. «Человече, — сказал Диоген, — я прошу у тебя на пропитание, а не на погребение». Однажды его упрекнули за участие в подделке монет, на что он ответил: «В то время я был таким, как ты сейчас, но таким, как я сейчас, ты никогда не будешь». На подобный же упрек в другой раз, заметил: «Раньше я и мочился быстро, а теперь нет».

57 Придя в небольшой городок Минд и увидев там огромные городские ворота, он обратился к жителям: «Граждане города Минда, заприте ворота, чтобы город ваш не сбежал». Увидев однажды вора, пойманного на краже пурпура, он сказал:

Очи смежила пурпурная Смерть и могучая Участь33.

Когда Кратер34 пригласил Диогена к себе, тот от­казался и сказал, что предпочитает скорее лизать соль в Афинах, чем вкушать изысканные яства у Кратера. Толстяку-ритору Анаксимену он сказал: «Дай и нам, нищим, кусок своего брюха. И тебе будет полегче, и нам поможешь». Однажды, когда этот же ритор о чем-то витийствовал, он стал разма­хивать селедкой, чем отвлек слушателей. Анаксимен возмутился. Тогда Диоген сказал: «Несчастная селед­ка ценой в один обол положила конец всем рассуж­дениям Анаксимена».


58 На упрек в том, что он ел на агоре, Диоген отве­тил: «Но ведь на агоре я и голодал». Некоторые ав­торы связывают с ним и следующий эпизод. Платон, увидев Диогена, моющего овощи, подошел к нему и тихо сказал: «Служил бы ты Дионисию, не мыл бы себе овощей». А тот так же тихонько ему ответил: «И ты, если бы мыл овощи, не служил бы своему Дио­нисию». На упрек: «Многие смеются над тобой», — он ответил: «А над ними, может быть, потешаются ослы, но, как им наплевать на ослов, так и мне наплевать на них». При виде юноши, увлекавшегося философией, он сказал: «Прекрасно. Теперь тех, кто любит твое прекрасное тело, ты заставишь любить красоту твоей души».

59 Когда какой-то человек удивлялся обилию даров в Самофракии, он заметил: «Их было бы куда больше, если бы их приносили и те, кому не удалось спа­стись»35. По другим источникам, эти слова принадле­жат Диагору Мелосскому. Красивому мальчику, собравшемуся на пирушку, он сказал: «Домой ты вер­нешься худшим, чем ушел». Вернувшись, мальчик ска­зал: «Вот я вернулся и хуже не стал». — «Хироном, правда, ты не стал, но стал Эвритионом»36. Как-то он просил милостыню у ворчливого и угрюмого человека. «Если меня убедишь, то подам», — сказал тот. «Да если бы я мог тебя убедить, то давно бы заставил повеситься», — ответил Диоген. Однажды он возвра­щался из Лакедемона в Афины. «Ты откуда и ку­да?» — спросили его. «Из мужской половины в женскую», — последовал ответ.

60 Он возвращался из Олимпии домой. На вопрос, много ли было там народу, ответил: «Народу много, людей мало». Распутников он сравнивал со смоковни­цами, выросшими над пропастью: человек не может воспользоваться ее плодами, а вороны и коршуны их клюют. Когда Фрина поставила в качестве посвящения в Дельфах золотую статую Афродиты, Диоген, гово­рят, сделал на ней надпись: «От эллинской распущен­ности». Однажды около него остановился Александр и сказал: «Я Александр — великий царь». «А я Диоген, собака», — представился философ. Спрошенный, поче­му его зовут собакой, ответил: «Потому что тем, кто мне подает, я виляю хвостом, тех, кто отказывает, облаиваю, а порочных — кусаю».


 

 

 


61 Однажды он срывал плоды смоковницы, а сторож ему сказал: «Недавно на этом дереве повесился чело­век». — «Отлично, — ответил Диоген. — Теперь я его очищу». Увидев победителя Олимпийских игр, то и дело бросавшего вожделенные взгляды на гетеру, он сказал: «Смотрите, как этому бодливому барану свер- | нула шею первая встречная потаскуха». Красивых ге­тер он сравнивал с медовыми возлияниями мертвым. Когда он завтракал на агоре, толпа окружила его и из нее то и дело раздавались крики «собака». Диоген ог- ] рызнулся: «Это вы собаки. Окружили меня, когда я ем». Когда два развратника пытались скрыться от него, он сказал: «Не бойтесь: псы свеклу не жрут»37. Спро- | шенный об одном порочном мальчишке, откуда тот взялся, он ответил: «Из Тегеи»38.

62 Увидев бездарного борца, занявшегося врачебной практикой, он спросил: «Это зачем? Не для того ли, чтобы отомстить тем, кто тебя в свое время одолел?» Увидев однажды сына гетеры, который швырялся кам­нями в прохожих, он крикнул: «Смотри, не угоди в своего отца». Когда мальчик показал ему кинжал, по- | даренный любовником, он сказал: «Кинжал действи­тельно хорош, да рукоятка у него паршивая»39. Когда какие-то люди стали хвалить человека, который дал ему милостыню, он сказал: «Но почему вы не хвалите меня, заслужившего ее?» Когда какой-то человек стал у него требовать назад свой плащ, он ответил: «Если ты подарил мне его, то он мой. Если же ты мне его одолжил, то он мне еще нужен». Какой-то подкидыш сказал ему, что в его плаще спрятано золото. «Теперь я понял, почему ты спишь, подкинув его под себя», — заметил Диоген. На вопрос, что ему дала философия, он ответил: «Во всяком случае, быть готовым ко всем ударам судьбы».

63 На вопрос, откуда он явился, ответил: «Я — граж­данин мира». Когда какие-то родители приносили жер­тву богам, моля послать им сына, Диоген сказал: «А что из него выйдет, для вас безразлично?» Однажды устраивали пир в складчину, и организатор попросил у него долю. Диоген ответствовал:

Грабь ты других, обирай, но от Гектора руки подальше! 40

Гетер он называл царицами царей, потому что они делают все, что заблагорассудится наложницам. Когда


афиняне присвоили Александру имя Диониса, он по­просил: «А меня сделайте Сараписом». Некий человек упрекал его за то, что он посещает подозрительные места. «Но ведь и солнце заглядывает в нужники, но это его не марает».

64 Он обедал в храме, и когда принесли загрязненный хлеб, схватил его и бросил со словами: «В храм не дозволено войти ничему нечистому». Кто-то сказал ему: «Ты неуч, а еще философствуешь». На что он ответил: «Даже подделываться под мудрость — уже философия». Некто привел к нему своего сына и ска­зал, что он очень способный мальчик и в высшей сте­пени добродетелен. «Тогда зачем же я ему нужен?» — спросил Диоген. Людей, которые говорят красно о до­бродетели, а сами ее не придерживаются, он называл кифарами, ибо у них нет ни слуха, ни чувств. Он направлялся в театр, когда другие уже оттуда выходи­ли. На вопрос, зачем он так поступает, ответил: «Я именно так веду себя всю жизнь».

65 Увидев однажды женственного юношу, он сказал: «Не стыдно ли тебе поступать с собой хуже, чем это было задумано природой? Она создала тебя мужчиной, а ты заставляешь себя быть женщиной». Увидев, как глупец настраивал струнный инструмент, он сказал: «Не стыдно тебе приводить звуки в созвучие с дере­вяшкой, а душу не приводить в гармонию с жизнью?» Человеку, сказавшему: «Я не гожусь для филосо­фии», — он заметил: «Для чего же ты живешь, если тебя не заботит жизнь в добродетели?» Тому, кто пре­зирал своего отца, он сказал: «Не стыдно тебе прези­рать того, благодаря которому ты можешь проявлять свою гордыню?» Увидев приличного юношу, неприлич­но бранившегося, он сказал: «И тебе не стыдно из дорогих ножен вытаскивать дрянной свинцовый меч?»

66 Когда его упрекнули за то, что он пьет в трактире, он ответил: «А стригусь я в цирюльне». Его упрекнули за то, что он принял в подарок плащ от Антипатра. Он ответил: Нет, ни один не порочен из светлых даров нам бессмертных41.

Когда кто-то задел его бревном, а потом крикнул: «Берегись!», — он стукнул его палкой и заорал: «Бе­регись!» Один человек приставал к гетере с известны­ми просьбами. Диоген обратился к нему: «Зачем ты,


 

 

 


несчастный, хочешь получить то, от чего лучше отка­заться?» Человеку, сильно пахнувшему благовониями, он сказал: «Смотри, чтобы твои благовонные волосы не провоняли всю твою жизнь». Он говорил, что рабы служат своим господам, а дурные люди — страстям. Спрошенный, почему раб получил название «мужено-гий», Диоген ответил: «Потому что ноги у него, как у мужей, а душа — подобна твоей, мой любознатель­ный». У гуляки он попросил мину.

67 На вопрос почему у других просит лишь обол, а у этого целую мину, ответил: «У других я надеюсь полу­чить кое-что еще раз, а получу ли я у него снова, бог знает». Когда его стыдили за то, что он просит мило­стыню, а Платон не просит, он сказал, что и тот про­сит, но

Голову лишь приклонив, чтоб его не слыхали другие42.

Увидев неумелого лучника, он сел рядом с ми­шенью, приговаривая: «Это для того, чтобы он не уго­дил в меня». Влюбленные, говорил он, ради удовольствия готовы испытать все несчастья.

68 Спрошенный, является ли смерть злом, ответил: «Какое же это зло, если его присутствия мы не чувст­вуем». Когда Александр подошел к Диогену и спросил: «Ты меня не боишься?» —. философ спросил в свою очередь: «А ты — зло или добро?» Царь ответил: «До­бро». «Кто же боится добра?» — возразил Диоген. Он говорил, что образование дает юношам благоразумие, старикам — утешение, беднякам — богатство, бога­чам _ украшение. Увидев однажды, как распутный Дидимон взялся лечить глаз у одной девицы, он ска­зал: «Смотри, как бы, исцеляя у девушки глаз, ты не повредил ей что-нибудь другое»43. Когда кто-то пожа­ловался, что друзья строят против него козни, он по­сетовал: «Что же делать, если с друзьями придется обходиться, как с врагами».

69 Спрошенный, что самое прекрасное у людей, отве­тил: «Свобода слова». Зайдя в школу и увидев там много статуй, изображавших Муз, и мало учеников, сказал: «С Божьей помощью, учитель, у тебя полно учащихся». Он обыкновенно делал на виду у всех все, что связано с Деметрой и Афродитой, объясняя: «Если завтракать — вещь обычная, то почему бы не завтра­кать и на площади». Часто занимаясь онанизмом на


виду у всех, он приговаривал: «О, если бы, потирая брюхо, можно было бы утолить и голод». О нем еще многое другое рассказывают, но все пересказать заняло бы слишком много места.

70 Он учил, что упражнения бывают двух видов: од­ни касаются души, другие — тела. При постоянном упражнении духа создаются представления, облегчаю­щие совершение добродетельных поступков. Один вид упражнений без другого недостаточен; причем хоро­шее здоровье и сила имеют для них немаловажное значение, так как относятся и к душе, и к телу. Он приводил также примеры того, как легко благодаря упражнениям совершается переход к добродетели. Можно заметить, что как в простых ремеслах, так и в других искусствах специалисты, упражняясь, дости­гают удивительного совершенства и ловкости. Так, например, флейтисты и атлеты чем больше упражня­ются, каждый в своем деле, тем большего добиваются успеха. Если бы они перенесли свои упражнения так­же и на душу, то эти усилия не остались бы без пользы и результата.

71 Он утверждал, таким образом, что в жизни невоз­можно достичь никакого блага без упражнений и что благодаря им можно все одолеть. Бесполезным трудам следует предпочесть труды в согласии с природой и жить счастливо; люди несчастны только из-за собст­венного неразумия. И когда мы привыкнем, то презре­ние к наслаждению само по себе доставляет высочайшее удовольствие. И как те, кто привык жить, испытывая наслаждения, с отвращением относятся к неудовольствиям, так приучившие себя к последним извлекают радости из презрения к самим удовольстви­ям. Так он учил и поступал в соответствии со своим учением. Это и впрямь было «перечеканкой монеты», так как он меньше всего считался с законами государ­ства, предпочитая им законы природы. Он утверждал, что ведет такой же образ жизни, как и Геракл, всему предпочитая свободу.

72 Он утверждал, что все принадлежит мудрецам, обосновывая это положение уже приведенными выше доводами44: все принадлежит богам, боги — друзья мудрецов, у друзей все общее, следовательно, все при­надлежит мудрецам. Без закона, говорил он, невоз­можна жизнь в государстве, так как вне государства


 

 

 


нельзя извлечь никакой пользы от цивилизации, а го­сударство — плод цивилизации. Вне государства нет никакой пользы от закона, следовательно, и закон есть плод цивилизации. Высокое происхождение, славу и тому подобное он высмеивал, называл их украшения­ми испорченности. Пример единственно совершенного государственного устройства он находил только во Все­ленной. Он учил также, что женщины должны быть общими, брак не ставил ни во что, кроме союза, осно­ванного на взаимном согласии. Поэтому и дети должны быть общими.

73 Он не видел также ничего ужасного в краже из храма или в употреблении в пищу мяса любого живо­тного. Причем, говорил он, нет ничего нечестивого и в том, чтобы питаться даже человеческим мясом, как это видно из быта других народов. Более того, согласно здравым рассуждениям, все элементы содержатся во всем и во все проникают. Так, например, в хлебе за­ключено мясо, а хлеб — в овощах; и во всем находят­ся частицы других веществ, проникающие через невидимые поры в виде испарений. Об этом он говорит в «Фиесте», если трагедии принадлежат действительно ему, а не его другу Филиску Эгинскому или Пасифон-ту, сыну Лукиана, который, как сообщает Фаворин в «Пестрых историях», написал их уже после кончины Диогена. Музыкой, геометрией, астрологией и тому подобными дисциплинами можно, считал он, не зани­маться как бесполезными и ненужными.

74 Он проявлял удивительное остроумие и находчи­вость в словесных стычках, как это видно из вышеска­занного. Свою продажу в рабство он перенес с большим достоинством. Во время плавания на Эгину он был захвачен пиратами, во главе которых стоял Скирпал, увезен на Крит и там продан в рабство. На вопрос глашатая, что он умеет делать, Диоген ответил: «Править людьми». При этом он показал на одного богато одетого коринфянина (это был упомянутый уже Ксениад) и добавил: «Продай меня этому человеку. Он нуждается в господине». Так Ксениад купил его, отвез в Коринф и приставил к своим детям и вообще пору­чил ему управление всем домом. А Диоген так хорошо справлялся со всеми своими обязанностями, что Ксени­ад повсюду ходил и говорил: «В моем доме поселился добрый гений».


75 Клеомен в сочинении под названием «Педагогик» рассказывает, что друзья Диогена хотели выкупить его из рабства, а тот назвал их глупцами, добавив, что не львы являются рабами тех, кто их кормит, а наоборот. Ведь это рабу свойствен страх, а дикие звери внушают страх людям. У этого человека была такая удивитель­ная способность убеждать, что он легко своими довода­ми привязывал к себе людей. Так, например, рассказывают, что какой-то житель Эгины по имени Онесикрит послал в Афины одного из своих сыновей, Андросфена, который, услышав Диогена, остался при нем. Тогда Онесикрит послал за ним своего старшего сына, Филиска, уже упомянутого выше, но и послед­ний был увлечен Диогеном, как и его брат, и остался

76 в Афинах. Тогда, на третий раз, туда приехал сам отец и, не меньше сыновей очарованный учителем, присое­динился к ним и посвятил себя философии. Такая про­сто волшебная сила заключалась в речах Диогена. Среди его слушателей был и Фокион, прозванный Че­стным, и Стильпон из Мегар, и много других полити­ческих деятелей.

Говорят, что он умер, когда ему было почти девя­носто лет. О его смерти существует много преданий. Одни рассказывают, что он умер от холеры, после того как съел сырое мясо осьминога. Другие — что смерть наступила от того, что он сам задержал дыха­ние. В эту версию верил Керкид из Мегалополя (или с Крита)45, который так говорит об этом в своих «Ме-лиямбах»:

Нет, не таким был философ Синопский,

Тот, кто повсюду ходил с посохом, сдваивал плащ и жил под

небом открытым. Смерти достиг и на небо взят, зубы намертво стиснув

77 (Дыхание так прекратилось). Верное имя носил — Диоген, Зевса потомок, пес, достойный небес.

Другие передают, что он хотел бросить собакам ку­ски полипа и был укушен в ахиллесово сухожилие, от чего и умер. Впрочем, по сообщению Антисфена в «Диадрхах», версию о задержке дыхания придумали его друзья. В то время он жил в Крании, гимнасии, расположенном недалеко от Коринфа. По своему обык­новению ученики пришли к нему, но застали лежащим и закутанным в плащ. Они подумали, что он спит, хотя Диоген не был любителем поспать. Потом они


 

 

 


отвернули плащ и, увидев его бездыханным, предполо­жили, что он сделал это умышленно, дабы так уйти из жизни.

78 Тогда, как говорят, между учениками возник спор, кому его хоронить. Причем дело не обошлось без дра­ки. Но пришли их отцы и представители властей и похоронили его вблизи ворот, ведущих на Истм. Там была воздвигнута колонна, а на ней сидела собака, изваянная из паросского мрамора. Позднее и согражда­не оказали ему почет, воздвигнув бронзовые памятни­ки, на которых было написано:

Время состарит и бронзу, лишь Диогенова слава Вечность саму превзойдет и никогда не умрет.

Смертным служил ты примером самодовлеющей жизни. Ты указуешь им путь, легче его не найти.

79 И я написал стихи в прокелевзметиках:

Скажешь ли нам, Диоген, какая судьбина тебя Ввергла в мрачный Аид? — Укус одичавшего пса46.

Некоторые авторы сообщают, что, будучи при смерти, он оставил наказ, чтобы его не погребали, а бросили на съедение диким зверям или кинули в ров, покрыв тело только топким слоем пыли. По другим свидетельствам, он просил сбросить его в ре­ку Илисс, чтобы принести пользу своим меньшим собратьям.

Деметрий в «Омонимах» утверждает, что Александр и Диоген умерли в один и тот же день47: один — в Вавилоне, другой — в Коринфе. В 113-ю Олимпиаду Диоген был уже стариком.

80 Ему приписывают следующие произведения. Диалоги:

«Кефалион».

«Ихтий».

«Галка».

«Леопард».

«Афинский демос».

«Государство».

«Искусство этики».

«О богатстве».

«О любви».

«Феодор».

«Гипсий».


«Аристарх».

«О смерти». Письма. Семь трагедий:

«Елена».

«Фиест».

«Геракл».

«Ахиллес».

«Медея».

«Хрисипп».

«Эдип».

Что касается Сосикрата, то он в первой книге «Преемств» (Diadoche), а Сатир в третьей книге своих «Жизнеописаний» говорят, что все эти сочинения не принадлежат Диогену, а упомянутые маленькие траге­дии, как утверждает Сатир, написаны Филиском с Эгины, другом Диогена. Сотион в седьмой книге по­длинными считает только следующие сочинения Дио­гена: «О добродетели», «О добре», «О любви», «Нищий», «Толмей», «Леопард», «Касандр», «Кефали­он», «Филиск», «Аристарх», «Сисиф», «Ганимед», «Хрии», «Письма».

81 Было известно пять Диогенов: первый — естест­воиспытатель из Аполлонии, сочинение которого имело такое начало: «По моему мнению, начинать любую речь следует с положения, которое не допу­скает двоякого истолкования»; второй — автор рабо­ты о Пелопоннесе — был из Сикиона; третий — о нем мы писали выше; четвертый — философ-стоик, родом из Селевкии, называемый также Вавилонским, ибо Селевкия расположена по соседству с Вавило­ном; пятый — из Тарса, автор, посвятивший свой труд проблемам поэтики, которые он пытался разре­шить.

Афинодор в восьмой книге своих «Прогулок» гово­рит о нашем философе, что из-за притираний он всег­да лоснился.

МОНИМ

82 Моним из Сиракуз был учеником Диогена. Как сообщает Сосикрат, оп был рабом одного коринфского менялы, к которому часто приходил хозяин Диогена Ксениад и рассказывал о его добрых словах и поступ-


 

 

 


ках. Эти рассказы вызвали у Монима чувство восхи­щения философом. Притворившись сумасшедшим, он неожиданно стал разбрасывать деньги, находившиеся на столе менялы, и хозяин был вынужден его отпу­стить. Моним тотчас же присоединился к Диогену. Он часто также сопровождал киника Кратета и под­ражал ему, так что его господин, наблюдая его по­ступки, в еще большей степени убедился в его безумии.

83 Он стал знаменитым человеком, и даже комедио­граф Менандр упоминает его. В одной из своих коме­дий, «Конюх», он так писал о нем:

Какой-то человек по имени Моним

Был мудр, Филон, хоть и не очень знаменит.

— С котомкой он бродил?

— Да не с одной — с тремя! Но слов, подобных мудрым изречениям, Как, например, «познай себя», не говорил. Однако грязный этот нищий всех превзошел, Сказав, что все на свете — суета сует.

Моним придерживался очень строгих нравствен­ных правил, презирал славу и почитал только одну истину.

Он оставил сочинения, где серьезное было незамет­но смешано со смешным, а также две книги — «О влечениях» и «Протрептик».

ОНЕСИКРИТ

84 Некоторые считают, что Онесикрит был родом из Эгины, но Деметрий из Магнезии утверждает, что из Астипалеи. Он также был одним из самых знаменитых учеников Диогена. У него есть некоторое сходство с Ксенофонтом — последний принимал участие в походе Кира, Онесикрит — в походах Александра, кроме того, он написал сочинение о воспитании Александра, по­добно тому как Ксенофонт — о воспитании Кира. Ксе-нофонт восхвалял Кира, Онесикрит — Александра. И в стиле он подражал Ксенофонту, но, как подража­тель, был далек от образца.

Среди учеников Диогена были и Менандр, прозван­ный Дубом, восхищавшийся Гомером, а также Гегесий из Синопы по прозванию Собачий Ошейник и Филиск с Эгины, уже упомянутый выше.


КРАТЕТ

85 Кратет, сын Асконда, фиванец, был также одним из знаменитых учеников Диогена-собаки. Однако Гиппобот утверждает, что он был учеником ахейца Брисона. Кратет был автором следующих шутливых стихов:

Остров есть Пера среди виноцветного моря порока. Дивен и тучен сей остров. Владений окрест не имеет. Дурень набитый и трутень, как и развратник негодный. Жадный до толстого зада, в пределы его не допущен. Смоквы, чеснок и тимьян в изобилье тот остров рождает. Граждане войн не ведут и не спорят по поводам жалким. Денег и славы не ищут, оружьем к ним путь пробивая.

86 Он сочинил также широко известный «Дневник», в котором есть и такие строчки;

Дай десять мин ты повару и драхму лишь — врачу, Тому, кто льстит, — талантов пять и шиш — советчику. А девке дать не жаль талант, философу ж — обол.

Он получил прозвище «Всех-дверей-открыватель», потому что входил в любой дом и учил добру. Ему принадлежат и следующие стихи:

То, что узнал и продумал, что мудрые Музы внушили, Это богатство мое; все прочее дым и ничтожность.

О том, что дала ему философия, он писал:

Бобов лишь меру жалкую да жизнь без забот. Вот, как полагают, еще один образчик его поэзии:

Любовь проходит с голодом, а если нет — со временем. А если так не справиться, тогда петля — спасение.

87 Его расцвет приходится на 113-ю Олимпиаду48.

Антисфен в своих «Преемствах» сообщает, что он примкнул к кинической философии, увидев в какой-то трагедии Телефа в жалкой одежде и с маленькой кор­зинкой в руках. Он обратил все свое состояние в день­ги (а принадлежал он к классу богатых) и выручил около 200 талантов, которые поделил между согражда­нами, а сам с такой страстью предался философии, что комический поэт Филемон написал даже:

А летнею порой носил он толстый плащ, Зимой ходил в тряпье, как киник наш Кратет.


Диокл же говорит, что это Диоген убедил его отдать свои земли под общественное пастбище, а все деньги бросить в море.

88 Говорят что в доме Кратета [бывал] Александр, а в доме Гиппархии — Филипп49. Нередко он гнал палкой тех из своих родственников, которые приходили и пы­тались уговорить его отказаться от своих намерений. Он оставался непоколебим. Деметрий из Магнезии рас­сказывает, что Кратет сделал вклад у одного банкира с условием: если его дети окажутся людьми ординар­ными, то он должен отдать им деньги, если же они станут философами, то раздать их народу, ибо, став философами, они не будут ни в чем нуждаться, Эра-тосфен сообщает, что от Гиппархии, о которой пойдет речь ниже, у него был сын по имени Пасикл. Когда тот стал взрослым юношей, он отвел его в дом терпимости

89 и добавил, что таков был и отцовский брак. Брак, который влечет за собой разврат и прелюбодеяния, го­ворил он, трагичен, ибо его следствием являются из­гнание и убийства, а браки тех, кто вступает в связь с гетерами, дают сюжет для комедий, так как распутство и пьянство приводят лишь к безумию.

У него был брат Пасикл, ученик Евклида. Фаворин во второй книге своих «Воспоминаний» рассказывает следующую забавную историю. Вступив­шись однажды за кого-то, Кратет стал упрашивать гимнасиарха, коснувшись рукой его бедер. Когда тот пришел в ярость, он сказал: «Разве твои ляжки чем-то отличаются от колен?»50 Он говорил, что невозможно найти человека, который никогда не совершал бы оши­бок, подобно тому как в гранате среди зерен всегда найдется хоть одно, да гнилое. Раздразнив однажды кифареда Никодрома, он получил от него здоровенную затрещину, оставившую след на лице. Тогда он приле- ' пил на лоб записку: «Сделано Никодромом».

90 Он нарочно ругался с проститутками, чтобы при­учить себя к поношениям.

Деметрия Фалерского, приславшего ему хлеба и вина, он попрекал словами: «О, если бы источники приносили и хлеб!» Из этого ясно, что пил он только воду. Когда Кратет получил замечание от афинских астиномов51 за то, что надел кисейное покрывало, он сказал: «Я докажу вам, что и Феофраст ходит в ки­сее». Когда они не поверили ему, он повел их в


цирюльню и показал на Феофраста, которого в то время брили. В Фивах он был избит гимнасиархом (по другим сведениям, в Коринфе Эвтикратом), и, когда его волокли за ноги, он, не теряя присутствия духа, декламировал:

Влек он, за ногу схватив, и низвергнул с небесного прага52.

91 Диокл, однако, утверждает, что это сделал с ним Ме-недем из Эретрии. Этот Менедем был красив и, кажет­ся, состоял в интимной связи с Асклепиадом из Флиунта. Кратет похлопал его по заду, приговаривая: «Вот где гостит Асклепиад». Тогда Менедем рассвире­пел и поволок его, а он прочел стихи, процитирован­ные выше.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 707. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия