ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 2 страница
[138] См. ‘Улув аль-химма, с. 202. [139] См. также главу первую «Горячий пыл» и главу шестую «Терпение и стойкость». [140] Йусуф аль-Карадави. Аль-вакт фи хайат аль-муслим, с. 12. [141] Время имеет свои отличительные особенности, которые нам необходимо хорошо знать и, исходя из этого, научиться (правильно) его использовать. Вот некоторые из них: 1. время быстротечно. 2. то время, что уже прошло, не вернуть и не заменить ничем. 3. время – это самое ценное, что есть у человека. (из книги Аль-Карадави «Аль-вакт…», с. 8). [142] Иршад ат-туллаб, с. 119 – 120. [143] В арабском тексте – частица «сауфа», которая употребляется перед глаголом для обозначения действия в будущем. На русский язык эту частицу мы условно перевели словом «буду». [144] Аль-Карадави. Аль-вакт…, с. 64 [145] Хороший хадис, который передал ат-Табарани в «аль-Кабир» (20/61) в этой версии со слов Му‘аза ибн Джабаля. Данный хадис уже приводился нами со слов Абу Барзы. [146] Аль-Карадави. Аль-вакт, с.6. [147] Достоверный хадис, который передали аль-Хаким и др. со слов Ибн ‘Аббаса. Сахих аль-джами‘ (1077). [148] «Худа». Здесь под руководством подразумевается полезное знание, которое Аллах дарит тем, кто обладает верой. [149] ‘Улув аль-химма, с. 406. [150] Т.е. пока вы не заняли высокого положения в обществе, что помешает учебе. Некоторые считают, что имеется в виду до женитьбы, поскольку семейные заботы отвлекают от учебы. (Комментарии взяты из книги Ибн аль-Асира «ан-Нихайа фи гариб аль-хадис ва-ль-асар»). [151] Сайд аль-хатир. [152] Аль-Бухари (6412). [153] Имеется в виду, что многие люди не используют эти милости для совершения благих дел, но используют для совершения грехов. [154] Этот хадис уже упоминался выше. [155] Аль-Карадави. Аль-вакт…, с. 14 – 15 (с небольшими изменениями). [156] Тазкират ас-сами‘, с. 27. [157] См. выше «Примеры проявления горячего пыла нашими предшественниками и эпизоды из их жизни», а также ниже «Уединение и редкое общение с простыми людьми». [158] Журнал «ан-Нибрас», Аджаманский факультет гуманитарных наук, № 27, шавваль 1414 г.х. [159] Аль-Карадави. Аль-вакт…, с. 18 – 19 (с небольшими изменениями). [160] Важную роль при составлении плана и внесении в него изменений имеет испрашивание помощи у Аллаха (истрихара). [161] Молитва, сроки совершения которой строго определены по времени, а также другие заповеди и нормы поведения в Исламе вселяют в мусульманина дух дисциплины и помогают ему определить для каждой части своего дня обязательное дело. [162] Артур Нахаваз, Гарольд Филипп. Фанн аль-кира’а ва-д-дарс (с незначительными изменениями). [163] См. «Предостережение не оттягивать и не откладывать (дела)» в предыдущей главе «Бережливое отношение ко времени». [164] Достоверный хадис, который передали Абу Дауд (2606) и ат-Тирмизи (1212) со слов Сахра аль-Гамиди. См. «Сахих Абу Дауд» (2270). [165] Аш-Шихаб аль-лами‘- краткое изложение «Аль-Джами‘ ли’ахлак ар-рави ва адаб ас-сами‘», с. 38. [166] ‘Аид аль-Карни. Тадж аль-фава’ид, с. 30. [167] Передали аль-Бухари (5861) и Муслим (783) со слов Айши. [168] Комментарии ан-Навави к хадису Муслима (3/331). [169] Сайд аль-хатир, с. 419. [170] Сайд аль-хатир. [171] Сайд аль-хатир с.601-602. [172] Саваних ва та’аммулат фи кийймат аз-заман, с. 48.; Улув аль-химма, с.355 – 356. [173] См. также: ‘Амр ‘Абдульмун‘им. Ахлак махмуда фи талаб аль-‘ильм, с. 46; см. также заключительную часть работы «аль-‘Узла фи аль-адаб аш-шар‘иййа», т. 3, с. 449 и далее. [174] Сунна – здесь: пример жизни пророка Мухаммада,, как руководство для мусульман. [175] Сайд аль-хатир, с. 602. [176] Там же. [177] Саид аль-хатир, с. 419. [178] Диван – ведомство, канцелярия. [179] Иршад ат-туллаб, с. 121 – 123. [180] Аль-Карадави. Аль-вакт…, с. 19. [181] Хороший хадис, который передал Ахмад со слов Анаса. Сахих аль-джами‘ (2246). [182] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 28. [183] См.: Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 47. [184] Мухаддис – человек, рассказывающий хадис; знаток и передатчик хадисов. [185] Аль-Хатиб. Аль-Джами‘ (1/651). [186] Имеется в виду хадис, записанный Муфаддалем ибн Фудалей. [187] Такие верблюды были самым ценным имуществом арабов в прежние времена. [188] Аль-Бухари (4210), Муслим (2406) со слов Сахля ибн Са‘да, да будет доволен им Аллах. [189] Имам – руководитель, духовный лидер. [190] Имея в виду, что не пристало ему брать в руки чернильницу. [191] См.: Абдульфаттах Абу Гудда. Сафахат мин сабр аль-‘улама. Из этой книги мы привели большое количество примеров проявления учеными терпения, усердия в поисках знания, преодоления ими трудностей и т.д. [192] Т.е. возле джамра – столбов в долине Мина, в которые паломники бросают камешки во время хаджа. [193] Во время сильной жары в полдень обыкновением арабов было оставаться дома для непродолжительного сна или отдыха. [194] Ибн аль-Каййим. Мифтах дар ас-са‘ада (1/225). [195] Аль-Джами‘ (1/316). [196] Т.е. знание. [197] Здесь непередаваемая игра слов. В арабском языке слово «факих» («знаток мусульманского права») сводится к трем коренным согласным «фкх», а слово «факир» («бедняк») – «фкр», причем гласные на письме не обозначаются. Буква «р» пишется в виде полукруга, а буква «х» в виде окружности, поэтому «р» можно легко переправить на «х». [198] Абдульфаттах Абу Гудда. Сафахат мин сабр аль-‘улама, с. 153 – 156. [199] См.: Абдульфаттах Абу Гудда. Сафахат мин сабр аль-‘улама, с. 247. [200] Хадью ас-сари, с. 505. [201] Одним из обычаев арабов было вешать на шею новорожденного талисман, который, как они считали, должен был защитить ребенка от сглаза, злых духов и т.д. Ислам отверг этот обычай, поскольку кроме Аллаха никто и ничто не может защитить человека, а талисман – проявление многобожия. [202] Здесь знания, которые он черпает из тафсира, он сравнивает с чистым выдержанным напитком, запечатанным мускусом (ар-рахик аль-махтум), которым будут поить обитателей Рая. [203] Фарсах – мера длины, равная 5760 м. [204] Т.е. знание. [205] См.: Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 44. Ср.: Мухаммад аль-Хидар Хусайн. Расаиль аль-ислах (2/103). [206] Под надежностью в данном случае подразумывается правельность передачи знания от предшественников потомкам. [207] Расаиль аль-ислах (1/13). Изд-во «Дар аль-и‘тисам». [208] См. Мухаммад Ибрахим аш-Шайбани. Джуз ташхиз аль-химам, с.14. [209] Муджтахид – самостоятельно выносящий решения по вопросам мусульманского права на основе Корана и Сунны. [210] Иршад ат-туллаб, с. 94 – 95. [211] Аль-ахлак ва-с-сийар, с. 87. [212] Джуз ташхиз аль-химам иля-ль-‘ильм, с. 16. [213] 2832 со слов Абу-д-Дарды. [214] Аль-Маджму‘. [215] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 28. [216] Аль-Ахлак ва-с-сийар, с. 88. [217] Джами‘ байан аль-‘ильм (1/531). [218] Аль-Бухари (5219), Муслим (2130). Имеется в виду человек, который одалживает чужую одежду, чтобы обмануть людей своим внешнем видом и заставить их поверить его словам. [219] Афат аль-‘ильм, с. 159. [220] То есть не разрешайте и не запрешайте ничего такого, что выдумано вами самими и не имеет под собой никакой тв¸ рдой основы. [221] См.: Афат аль-‘ильм, с. 42. [222] Передал Муслим (2702) со слов аль-Агарр аль-Музани, да будет доволен им Аллах. Значение хадиса, ва-л-Лаху а‘лам (Аллах лучше знает), разъясняет кади ‘Ийад, да смилуется над ним Аллах: «имеются в виду моменты, когда он допускал невнимательность в совершении зикра (произношении слов поминании Аллаха), который он произносил постоянно. И если по какой-либо причине он проявлял некоторое послабление в этом деле, то считал это грехом и просил прощения у Аллаха». [223] Достоверный хадис, который передал Абу Дауд (3657) со слов Абу Хурайры. См. «Сахих Абу Дауд» (3105). [224] Имеются в виду духовные лидеры. [225] Аль-Бухари (100), Муслим (2673), со слов Абдуллаха ибн Омара, да будет доволен Аллах ими обоими. [226] Афат аль-‘ильм, с. 158. [227] Т.е. Аллах ниспошлет Коран, содержащий предписания, трудные для исполнения. [228] Передали Ибн Хаббан (1599) и аль-Хаким (1/90, 306), он также подтверждается хадисом Абу Хурайры в сборнике Муслима (671), который звучит: «Самыми любимыми местами для Аллаха являются мечети, а самым ненавистным – рынки». [229] Имеется в виду т¸ тя со стороны отца. [230] Аль-Бухари (4774, 4809), Муслим (2798). [231] Тазкират ас-сами‘, с. 42. [232] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 16 – 17. [233] Аль-Джами‘ (1/583). [234] Аль-Адаб аш-шар‘ийа (2/53). [235] Речь ид¸ т обо вс¸ м, что угодно Аллаху. [236] Здесь имеется в виду либо знание и понимание Корана, либо мудрость как нечто противоположное невежеству и удерживающее человека от всего мерзкого. [237] Передали аль-Бухари (73) и Муслим (816) со слов Абдуллаха ибн Мас‘уда. [238] Уделом в этой жизни является знание, а в будущей – блаженство. [239] Сахих аль-джами‘ (73). Это отрывок хадиса, который начинается: «Ко мне пришел Джибриль…». [240] Сайд аль-хатир, с. 418. [241] Бакр Абу Зайд. Хильйат талиб аль-‘ильм, с.52. [242] Таухид – единобожие, монотеистическое вероубеждение. [243] Слова Бакра Абу Зайда. [244] См.: Сайд аль-хатир, с. 418. [245] Сахих аль-джами‘ (62, 96). [246] Ибн Кудама аль-Макдиси. Мухтасар минхадж аль-касидин, 25. [247] Субхан Аллах – хвала Аллаху (употребляется для выражения удивления). [248] ‘Алави – последователь одного из течений шиитов, которые считают себя якобы сторонниками ‘Али, да будет доволен им Аллах. [249] Аль-Джами‘ ли’ахлак ар-рави ва адаб ас-сами‘ (1/119). [250] Гиза аль-альбаб шарх манзума аль-адаб (1/32). [251] Аш-Шихаб аль-лами‘, с. 102. [252] Аль-Ахлак ва-с-сийар, с. 97 – 98. [253] Иршад ат-туллаб, с. 82. [254] Тазкират ас-сами‘, с. 97 – 98. [255] Тазкират ас-сами‘, с. 108. [256] Тазкират ас-сами‘, с. 104 – 105. [257] Там же, с. 96. [258] Достоверный хадис, который передал Абу Дауд (4811). См.: Сахих Абу Дауд (4026). [259] Достоверный хадис, который передал Абу Дауд (337). См.: Сахих Абу Дауд (326). [260] Передал Муслим (332 – 6). Аль-Бухари приводит его в разделе «Книга знания» в главе «Стыдливость». [261] См.: Ибн Муфлих. Аль-Адаб аш-шар‘ийа (2/73). [262] Ли‘ан – клятвенные заверения супругов, в случае обвинения жены в прелюбодеянии. [263] Передали аль-Бухари (4745, 5259) и Муслим (1495). [264] Ибн Хазм. Аль-Ахлак ва-с-сийар, 97 – 98. [265] Тазкират ас-сами‘, с.83-84. [266] Иршад ат-туллаб, с. 84. [267] Аль-Бухари (2101) и Муслим (2628). [268] ‘Улув аль-химма, с. 340. См.: Файд аль-кадир (5/507). [269] Шейх Мухаммад Шакир. Ад-Дурус аль-аввалийа, с. 28. [270] Шейх Мухаммад Шакир. Ад-Дурус аль-аввалийа, с. 28. [271] Более подробно см.: Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 159. [272] Иршад ат-туллаб, 117. [273] См.: Тафсир Ибн Касир (1/169). [274] Достоверный хадис, передали ат-Тирмизи (1987) и Ахмад (5/153, 169). [275] Достоверный хадис, передал Абу Дауд (4790). [276] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 23. [277] Муслим (2592) и Абу Дауд (4809) со слов Джарира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах. Версия Абу Дауда. [278] Достоверный хадис, передал Абу Дауд (4794). См.: Сахих Абу Дауд (4009). [279] Достоверный хадис, передал Абу Дауд (4801). См.: Сахих Абу Дауд (4016). [280] Файд аль-кадир (3/203). [281] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 23. (с незначительными изменениями). [282] Муслим (2588). [283] Иршад ат-туллаб, с. 93. [284] Там же, с. 80. [285] ‘Ильм аль-му‘амалат – раздел мусульманского права, изучающий взаимоотношения между людьми, например торговля и т.п. [286] Передал Муслим (2546 – 34) со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. [287] Имеется ввиду сердце, свободное от сомнений и многобожия [288] Бид‘а – порицаемое нововведение в области религии, противоречащее ее основам. [289] Дело в том, что слово «фикх» в арабском языке имеет два основных значения: 1) знание, понимание; 2) мусульманское право и законоведение. [290] Сахих аль-джами‘ (5633). [291] Мухтасар минхадж аль-касидин, с. 238 – 243. [292] Адаб ад-дуньйа ва-д-дин, с. 99 – 101. [293] Мухтасар тальбис иблис, с. 108. [294] Аль-Джами‘ ли’ахлак ар-рави ва адаб ас-сами‘ (1/232). [295] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 12. [296] ‘Аид аль-Карни. Тадж аль-фава’ид, с. 15. [297] Достоверный хадис. Передал Абу Дауд (4776) со слов Ибн ‘Аббаса. См.: Сахих Абу Дауд (3996). [298] Достоверный хадис. Передал Абу Дауд (4062) со слов Джабира ибн Абдуллаха. См.: Сахих Абу Дауд (3427). [299] То есть: пусть хорошо следит за ними. [300] Достоверный хадис. Передал Абу Дауд (4163) со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Сахих аль-джами‘ (6493). [301] Сикка – 1) разновидность благовоний; 2) флакон с благовониями. [302] Достоверный хадис. Передал Абу Дауд (4162) со слов Анаса. См.: Сахих Абу Дауд (3508). [303] Сивак – зубочистка, сделанная из корней арака. [304] См.: аль-Джами‘ (1/586 – 601). [305] Достоверный хадис. Передал Абу Дауд (4063). См.: Сахих Абу Дауд (3428). [306] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 14 – 15. [307] Тадж аль-фава’ид, с. 45. [308] «Мифтах дар ас-са‘ада» (1/227). [309] Дело в том, что в арабском языке гласные на письме, как правило, не отражаются, что вызывает некоторые сложности при прочтении редких и малоизвестных слов и имен собственных. В книгах же, прошедших редакцию, гласные в подобных словах показываются специальными значками – огласовками. [310] Т.е. книги, пробуждающие в человеке чувства, эмоции и переживания, как, например, книги, рассказывающие о Рае, Аде, дне Воскрешения и т.п. [311] Тадж аль-фава’ид, с. 17 (с небольшими изменениями). [312] См. наше краткое изложение книги «Аль-Джами‘ ли’ахлак ар-рави ва адаб ас-сами‘» под названием «Аш-Шихаб аль-лами‘», с. 66. [313] См. наше краткое изложение книги «Аль-Мукаддима Ибн Халдун» под названием «Ад-Дурр аль-масун», с. 633. Обрати внимание на подзаголовки, которыми я обозначил высказывания Ибн Халдуна по вопросам учебы и обучения. [314] Краткое изложение высказывания Ибн Халдуна. Ибн Халдун высказал эту мысль, указывая преподавателям на примерный путь обучения своих учеников. Затем он сказал: «Это эффективный метод обучения, который предполагает, как вы видели, три этапа. Но кто-то может освоить предмет за меньшее количество этапов, в зависимости от того, к чему он имеет склонности и что ему дается лучше». Ад-Дурр аль-масун, с. 727. [315] Автор «Тазкират…» на с. 122 приводит следующие слова: «Он не должен ничего учить, пока не проверит, иначе выучит вместе с ошибками и искажениями». [316] Ад-Дурр аль-масун, с. 728. (с небольшими изменениями). [317] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 133. Все методы обучения мы можем свести к двум словам: заучивание кратких положений и краткое изложение всех подробностей. [318] Ад-Дурр аль-масун, с. 729. [319] Это правило очень трудно выполнимо в процессе приобретения знания и ко всем относится по-разному, оставаясь, во всяком случае, наиболее предпочтительным. [320] Ад-Дурр аль-масун, с. 729. [321] Тазкират ас-сами‘, с. 57. [322] Сайд аль-хатир, с. 211. [323] Например, стихотворные произведения шейха Хафиза аль-Хаками по ‘акиде (исламскому вероубеждению), усул аль-фикху (основам мусульманского права и законоведения) и фикху (мусульманскому праву и законоведению). Это самые лучшие для заучивания произведения по причине их легкости, содержательности и достоверности сведений. И мы уже упоминали о том, что все методы обучения можно свести к двум словам: заучивание кратких положений и краткое изложение всех подробностей. Теперь мы можем добавить, что в качестве кратких положений следует выбирать стихотворные произведения. [324] Сайд аль-хатир, с. 312. В арабском тексте дословно сказано: «будет раскаиваться, как Куса‘и». Куса‘и – человек, который в темноте выстрелил из лука в дикого осла и попал в него. Но, решив, что промахнулся, от злости сломал лук, о чем страшно раскаялся, обнаружив наутро убитого им осла. [325] См. следующую главу: «Средства, помогающие закрепить заученное». [326] Махмуд Канбар. Дирасат турасийа фи-т-тарбийа аль-исламийа. – Доха: Дар ас-сакафа, (2/175). [327] Аль-Киннауджи. Аль-Хитта фи зикр ас-сихах ас-ситта, с.23. [328] Под текстами подразумеваются слова Аллаха и слова Его посланника,. [329] Ин ша Аллах – если Аллаху будет угодно. [330] Что же касается того, сколько раз необходимо повторять, то это зависит от человека. Аз-Зурнуджи сказал: «Искатель знания должен определить для себя, сколько раз ему следует повторять. Ведь его душа не успокоится до тех пор, пока он не повторит именно столько, сколько определил для себя. И искатель знания должен повторять пройденное им вчера пять раз, пройденное позавчера – четыре раза, два дня назад – три раза, три дня назад – два раза, а четыре дня назад – один раз. Это лучше всего способствует запоминанию». [331] Аль-Бухари (5031), Муслим (789) в его словесной передаче. [332] Подразумевается, что это было сделано по той причине, что человек не стремится к повторению и изучению Корана. [333] Из книги «Хильйат талиб аль-‘ильм», с. 39. [334] Или час в день, в зависимости от наличия свободного времени или занятости. Все это, как представляется, довольно произвольно. [335] Автор «Тазкират ас-сами‘» на с. 143 говорит: «Повторять следует сразу же после урока, прежде чем ум разбредется, мысли рассеются, а некоторое из того, что они услышали, воспротивится пониманию. Затем они могут собираться для повторения в любое другое время». [336] Тазкират ас-сами‘, с. 145. [337] Сайд аль-хатир, с. 210. [338] См.: Тазкират ас-сами‘, с. 41, примечание 2. [339] Тазкират ас-сами‘, с. 40. [340] См.: Джами‘ байан аль-‘ильм (2/1217), а также краткое изложение книги аль-Хатиба «аль-Джами‘» под названием «аш-Шихаб аль-лами‘», с. 126. [341] Автор «Тазкират ас-сами‘» на с. 157 пишет: «И всякий раз, когда он пишет имя Всевышнего Аллаха, пусть добавляет к нему слова, возвеличивающие Его, например, Всевышний, Хвала Ему, Великий и Могущий, Превыше всего Он своим Величием или Святостью и т.п. И всякий раз, когда он пишет имя пророка,, пусть добавляет слова благословения и приветствия и призывает на него благословение, произнося эти слова также вслух. Как предшественники, так и их последователи взяли за правило писать «салла-л-Лаху ‘алахи ва саллама» («да благословит его Аллах и приветствует»), чтобы эти слова соответствовали, по всей видимости, сказанному Всевышним Аллахом в Его Великой Книге: «Саллу ‘алайхи ва саллиму таслима» («Благословляйте его и приветствуйте [часто]»). Поговорим об этом поподробней. Слова благословения (на пророка,) не должны писаться в книгах сокращенно, даже если они встречаются по нескольку раз на одной строчке, как это делают некоторые люди, лишающие (себя благодати) и считающие написание этих слов для себя обременительным, и пишут лишь их начальные буквы, например: «С.А.А.С.», «А.С.С.». Все это не позволяет отдать должное нашему пророку,. Когда упоминается имя одного из сподвижников пророка,, особенно из числа наиболее уважаемых из них, то следует писать «радийа-л-Лаху ‘анху» («да будет доволен им Аллах»). Слова же благословения и приветствия должны писаться только после имен пророков и ангелов. Всякий раз, когда упоминается имя одного из предшественников, следует писать: «рахимаху-л-Лаху» («да смилуется над ним Аллах»), особенно, после имен великих имамов – предводителей исламской уммы. [342] Например, словом «набиз» («вино») раньше называли настой из фиников или винограда, что отличается от современного понимания этого слова. Или слово «вали» («покровитель», «угодник», «близкий к Аллаху человек») и другие слова, при глубоком изучении значений которых можно составить отдельную книгу. Выдающийся ученый Салих аль-Мукбили, говоря об особых выражениях, сказал: «Подобное неверное понимание встречаются как в принципиальных вопросах, так и во второстепенных, например, в вопросе предопределения (аль-кадар), когда и му‘тазилиты, и аш‘ариты стали называли друг друга кадаритами, а затем словом «асхаб аль-хадис» («приверженцы хадисов») они назвали самих себя. [343] Указатели тем и различные каталоги весьма полезны. И искатель знания должен чаще обращаться к ним. Смотри, например, указатель «аль-фаваид» в конце сборника «Сахих Муслим», изданного под редакцией Фу’ада ‘Абдульбаки. Смотри также указатель «Маджму‘ аль-фатава», указатель «аль-Мугни», изданный в двух томах под названием «Му‘джам аль-фикх аль-ханбали». [344] Мухаммад Шакир. Васайа аль-‘аба‘ ли-ль-‘абна‘, с. 34 (с небольшими добавлениями). [345] Аш-Шихаб аль-лами‘, с. 52. [346] Аль-Хасс ‘ала талаб аль-‘ильм, с. 75. [347] Там же. [348] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 37. Ср.: Тазкират, с. 126, где автор говорит: «Когда он дочитает до определенного места, пусть рядом напишет: «Просмотрено и исправлено». [349] Искателю знаний полезно будет почитать какую-нибудь интересную книгу о том, как наши предшественники и прежние ученые делали в книгах примечания, иснады, поправки и т.п. См.: Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 177 – 192. [350] с. 133. [351] См.: Сахих аль-джами‘ (4434). [352] Фанн аль-кира’а ва-д-дарс, с. 15 – 16, 19 – 21 (с изменением порядка следования предложений). [353] Пророк,, сказал со слов своего Господа: «Ничто так не приближает ко Мне моего раба, как выполнение им своих обязанностей, которые Я возложил на него…». Этот хадис указывает на необходимость уделять внимание делам первостепенной важности. [354] Т.е. сидеть с ними настолько рядом, чтобы колени их соприкоснулись, как сказано в хадисе о Джибриле, когда он пришел к пророку,, в образе ученика: «Коснулся своими коленями его коленей». [355] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 22. [356] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 36. [357] Иршад ат-туллаб, с. 93. [358] Тазкират ас-сами‘, с. 113 – 114. [359] Словами греческого происхождения автор называет любые иностранные заимствования. [360] Хильйат талиб аль-‘ильм, с. 23. [361] Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим, с. 85. [362] Передал Муслим во введении к «Сахих Муслим» (1/14). [363] Дирасат турасийа фи-т-тарбийа аль-исламийа (3/93 – 94). [364] Сахих аль-джами‘ (227). [365] Иршад ат-туллаб, с. 61. [366] Отрывки из введения к книге аль-Хакима «Ма‘рифат ‘улум аль-хадис». Также см. «Ар-Рихла фи талаб аль-хадис» под редакцией Нураддина ‘Итра, с. 220. [367] См. Фатх аль-бари, Книга знания (Китаб аль-‘ильм), (1/208, 13/461). [368] Речь идет о том, что не следует рассказывать людям о прегрешениях своего брата-мусульманина, разоблачая его, а следует лишь дать ему доброе наставление, сказав об этом ему самому. С упоминанием о поездке Абу Аййуба этот хадис не раз передал Ахмад, например (4/66, № 16578). Этот же хадис без упоминания о поездке передал Муслим (2590 – 72) со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, а также аль-Бухари (2442) со слов Ибн Омара, да будет доволен Аллах ими обоими. [369] Аль-Бухари (3011), Муслим (154). [370] С этих слов и до конца главы текст взят из введения к книге доктора Нуруддина ‘ Итра «Ар-Рихла фи талаб аль-‘ильм», с. 22, 24 – 30. [371] Абу-ль-‘Алийа сказал: «Бывало, я отправлялся к какому-нибудь человеку, проходя расстояние, равное нескольким дням пути, чтобы получить у него знание, и первое, на что я обращал внимание, – это его молитвы. И если я находил, что он их совершает, то оставался и брал у него знание. Но если я видел, что он их оставляет, то возвращался, не взяв у него ничего и говоря самому себе: «Другие дела он оставляет еще легче». [372] Аййуб сказал: «Ты никогда не поймешь ошибок своего учителя, пока не посидишь в обществе другого». [373] Автор «Иршад ат-туллаб» сказал: «Подобно тому, как ученые путешествуют в поисках знания, они также отправляются в путь для его распространения и обучения. Бывает так, что ученый живет среди людей, которые не понимают добра и не принимают его, или среди завистников, соперничающих с ним, и это заставляет его покинуть свою родину и расстаться со своей семьей и соседями. Ученые говорили: «Меньше всех с ученым видятся его соседи и его семья», с. 65. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Учебно-методическое пособие
В двух частях
Часть 1
Могилев 2013 УДК 547 ББК 24.2 Р59
Рецензенты: кандидат химических наук, доцент кафедры ХТВМС МГУП О. М. Баранов; кандидат химических наук, доцент кафедры химии Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова А. Я. Гузиков Рекомендовано кафедрой химической технологии высокомолекулярных соединений МГУП
Утверждено научно-методическим советом МГУП
Роганов, Г. Н. Р59 Органическая химия: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. / Г. Н. Роганов. – ISBN 978-985-6979-70-8 (Ч. 1). ISBN 978-985-6979-69-2.
В учебном пособии с позиций современной теории строения органических соединений систематически излагаются основы органической химии. Предназначается для студентов технологических специальностей пищевой промышленности.
УДК 547 ББК 24.2
Содержание ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
|