Схема 197. Индивидуальное «я» и Абсолют
Сущее как всеединство. Атомы-силы далеко не «механически» воздействуют на сознание человека (на субъект познания), порождая в нем представления. Это происходит потому, что они сами обладают 1 В этом аспекте учение Соловьева напоминает адвайта-веданту, чань-буддизм, суффизм, а также учение Экхарта. 2 Здесь Соловьев как бы следует Ницше, видевшего в разделении субъекта и объекта главный порок всей послесократовской философии. Но в этом же он выступает как предшественник целого ряда идей феноменологии, экзистенциализма, постмодернизма и других современных учений. 3 В этом Соловьев следует Шопенгауэру. 4 Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. М, 1989. С. 50. неким внутренним стремлением (динамической силой) к воздействию, и, действуя на субъектов, они сами воспринимают это действие, имеют некоторое представление об окружающей среде и, следовательно, обладают сознанием. Таким образом, они не просто обезличенные силы, они есть существа1. Сущность каждого такого существа (его характер) есть идея, имеющая как внутреннее осуществление — субъективная идея, так и внешнее — объективная идея (находящая выражение во внешнем отношении к другим существам). При этом под идеями Соловьев имеет в виду нечто, близкое к обычным понятиям (аналогично тому, как это было у Платона). Между идеями-понятиями существуют обычные логические отношения, в том числе отношение подчинения, или родо-видовое2. Так возникает пирамида идей, аналогичная платоновской (см. схему 23). Вершиной этой пирамиды является идея безусловного блага или любви. Но у Платона не было следующего: по Соловьеву, каждой идее соответствует отдельное существо (атом-сила, или монада). И эти существа группируются между собой в соответствии с отношениями между их идеями-понятиями. При этом «низшие» существа (идеи-понятия которых подчиняются более «высоким» — родовым) выступают как бы в роли клеток в живом организме, а определенные их совокупности образуют как бы органы или «части тела», идеями-понятиями которых являются родовые понятия. В свою очередь, эти «органы» входят в состав более сложного существа (организма). Для самого «высокого» существа — всего сложного и цельного организма, образованного из «органов» или «частей», его общим выражением (идеей-понятием) является благо или любовь. И этим существом является христианский Бог, или Христос, а все бытие в целом оказывается его метафизическим организмом. Каждый конкретный человек, или его «я», понимается при этом как отдельная «клетка» в составе организма, т.е. человечества, а само человечество можно сопоставить с «органом» метафизического божественного организма. «Логос» и «София» выступают при этом как два аспекта Бога. Логос — это активное, действующее начало единства, а София — это та 1 Во многом похожие на монады Лейбница, неслучайно и сам Соловьев временами использует для их названия термин «монады». 2 При таком отношении объем одного понятия (видового) полностью входит в объем другого понятия (родового). Например, понятие «студент» подчиняется понятию «человек», поскольку каждый студент является человеком, но не наоборот. множественность, на которую действует сила единства и которая под воздействием этой силы становится реальным единством1. Отсюда следует общее понимание Сущего (Бога, Абсолюта). У Соловьева оно трактуется как «Единое и все», как «вечное всеединое», «единство во множественности». Онтология и космология. Абсолют проявляет себя в природе, и при этом в действительности реализуются множество форм, которые в нем потенциально содержались как «многое в едином». Материя, природа оказываются той формой существования Сущего, без которой оно не может существовать (что принципиально отличается от христианского учения о сотворении мира и, в частности, от учения Фомы Аквинского). Природа понимается как органическое тело Бога, любой самый несовершенный материальный объект содержит «искру Божества». Все возникшее множество форм существует в единстве, носителем и сосредоточением которого является душа мира — София. В более поздних работах Соловьев различает эти два понятия: Софию — Премудрость Божью и Душу мира. Душа мира оказывается тогда соединяющим звеном между материальным миром и Богом. Само возникновение множества объектов, разобщенных друг от друга, есть результат злоупотребления ими свободой, которой они обладали, существуя внутри единства (в Боге)1. И, впавшие «в грех индивидуализации», они теперь страдают из-за отделения от Бога. Великое предназначение человечества состоит в том, чтобы объединить весь космос и вернуть природу Богу, соединиться с ним опять2. Но для этого сначала необходимо объединиться самому человечеству, достичь «богочеловеческого единства». Важным шагом на этом пути является, во-первых, объединение православной икатолической церкви и, во-вторых, создание всемирного государства. Судьба учения. Соловьев оказал огромное влияние на все последующее развитие русской философии (Бердяева, Флоренского, Шестова, Франка, братьев Трубецких и т.п.), а также в целом на культуру «серебряного века». 1 Такое понимание Софии характерно для Соловьева в работе «Чтения о богочеловечестве». В других работах София получает иную трактовку. 2 Этот процесс индивидуализации, выхода многого из состава единого и, значит, отпадения от Бога, напоминает аналогичный процесс у Шеллинга (см. схему 132). 3 Эта идея Соловьева, несомненно, является развитием гностических идей, но, кроме того, она перекликается также с современной космогонической теорией «Большого взрыва» и основанной на ней гипотезе «пульсирующей Вселенной». Схема 198. «Многое в едином» и «многое вне единого» Схема 199. Стадии собирания «многого в единое»
|