Первоисточники по теме. Трактат "Чжуд-ши", до сих пор считающийся главным источником знаний по тибетской медицине
Трактат " Чжуд-ши", до сих пор считающийся главным источником знаний по тибетской медицине, состоит из четырех стихотворных томов. Полное название - «Сердце амриты - восьмичленная тантра тайных устных наставлений». Трактат был записан мудрецом-риши Маносиджи лазуритовыми чернилами на золотых пластинах со слов Будды во время его четырехлетнего пребывания в роще лекарственных растений. Для этой цели Будда погрузился в созерцание и из своего сияющего тела эманировал пятерых просветлённых риши, представляющих его личность в таких аспектах, как язык, душа, тело, деяния и достоинства. " Древо медицины, - говорится в " Чжуд-ши", - это сжатая, похожая на экстракт, суть " Чжуд-ши", которая является предметам изучения для немногих мудрецов и совершенно недоступна для глупых". Древо стоит на трех корнях, эти корни - строение тела, распознавание болезней, лечение. От корней отходят девять стволов, которые символизируют девять разделов тибетской медицины. Первый ствол - это учение о норме, второй - учение об отклонениях от нормы - расстройствах и болезнях. Еще три ствола посвящены диагностическим приемам - осмотру (включавшему в себя определение конституции больного, осмотр языка и глаз, выделений, кожи); ощупыванию (включавшему и пульсовую диагностику) и опросу - очень подробному, поскольку врач расспрашивал больного об его образе жизни, привычках, питании, субъективных ощущениях. Оставшиеся четыре ствола - это разделы, посвященные лечебным средствам - питанию, образу жизни, лекарствам и процедурам. От стволов, как и положено, отходят " ветви" и " листья" - более мелкие разделы трактата. Например, на стволе пульсовой диагностики три ветви, на каждой из них по три листа, каждый лист - какой-то прием пульсовой диагностики, подготовки к ней, методов обследования и т. д. Всего от девяти стволов отходит 47 ветвей и растет 224 листика. " На древе этом распускаются два цветка - долголетие и здоровье, созревают на нем три плода - преуспеяние в дхарме, богатство и счастье", - так кратко формулирует " Чжуд - ши" результат успешного овладения методами тибетской медицины. Вопросы: Какова общая причина всех болезней, по представлениями тибетской медицины? Назовите три частные причины возникновения болезней. Правомерно ли отнести тибетскую медицину к народной медицине? Почему? Сформулируйте суть подхода традиционной индо-тибетской медицины к лечению. Как Вы понимаете утверждение «Пульс есть вестник, связующий врача с болезнью»? Сколько качеств пульса различали тибетские врачи? Что говорит трактат об этике тибетского врача?
|