Простым способом различения этих двух переживаний является сравнение событий двух воскресений, каждое из которых уникально и имеет особое историческое значение для Церкви Христовой. Во-первых, это тот день, когда воскрес Господь; во-вторых, это воскресение дня Пятидесятницы. День Воскресения описан в Ев. от Иоанна 20: 22. Когда Иисус явился группе апостолов в первый раз после Своего Воскресения, Он...дунул, и говорит им: примите Духа Святого... Акт выдыхания соответствовал словам “примите Духа Святого”. В греческом языке слова “дух” и “дыхание” обозначены одним и тем же словом - “пневма”. Поэтому, слова Иисуса можно было бы перевести как: “Примите Святое Дыхание”. Далее, повелительная форма глагола “примите” указывает на то, что принятие было единовременным, полным переживанием, которое состоялось, когда Иисус произнес эти слова. Поэтому не подлежит сомнению, что в тот момент апостолы таки “приняли Духа Святого”. В этот момент встречи с воскресшим Христом, апостолы пережили переход от “Ветхозаветного спасения” к “Новозаветному спасению”. До того момента, верующие Ветхого Завета ожидали верой, через пророчества и прообразы, событие искупления, которому предстояло состояться. Те же, кто разделяют “Новозаветное спасение”, с другой стороны, смотрят назад на единое историческое событие: смерть и Воскресение Христа. Их спасение полное. В посл. к Римлянам 10: 9, Павел перечисляет два условия, необходимые для получения Новозаветного спасения: Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься. Нужно исповедовать Иисуса Господом и верить, что Бог воскресил Его из мертвых. До Воскресения апостолы уже исповедовали Иисуса Господом. Но теперь, в первый раз, они также уверовали, что Бог воскресил Его из мертвых. Так их спасение стало полным. Именно в этот момент они пережили рождение свыше. Дух Святой, Который Иисус вдохнул в них, дал им совершенно новую жизнь - жизнь, которая восторжествовала над грехом и сатаной, над смертью и могилой. Это переживание апостолов является образцом для всех, кто рождается свыше. Оно состоит из двух важных элементов: непосредственного и личного откровения о воскресшем Христе; и принятия Духа Святого в качестве вечной Божественной жизни. Это не расходится со словами Павла к Римлянам 8: 10: “Дух жив для праведности” - то есть, для праведности, которая вменяется всем верующим в Христову смерть и Воскресение. Тем не менее, даже после этого чудесного переживания, Иисус недвусмысленно сказал апостолам, что их опыт с Духом Святым все еще не был полным. Он не повелел им сразу идти и проповедовать, но вернуться в Иерусалим и ожидать, пока они будут крещены Духом Святым и, таким образом, получат силу свыше для эффективного свидетельства и служения. В Ев. от Луки 24: 49 Иисус говорит: И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. В Деяниях 1: 5 Он объясняет полнее: Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым. И снова, в Деяниях 1: 8: Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями... Почти все комментаторы Библии соглашаются в том, что это обещание крещения Духом Святым было исполнено в воскресенье дня Пятидесятницы. Кульминационный момент этого переживания описан в Деяниях 2: 4: И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В день Воскресения Христова апостолы приняли дыхание Духа от Христа и, таким образом, вошли во спасение и возрождение. Но только в день Пятидесятницы, семью неделями позже, они были крещены - они исполнились - Духом Святым. Это говорит о том, что спасение или возрождение, является переживанием, отличающимся от крещения Духом Святым, хотя оба они названы “принятием Духа Святого”. Позже, в день Пятидесятницы, как описано в Деяниях 2: 33, Петр объясняет, что именно Христос, после Своего вознесения, излил Духа Святого на ожидающих учеников: Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Итак, мы можем подвести итоги различия между двумя переживаниями принятия Духа Святого, в день Воскресения и в воскресный день Пятидесятницы, соответственно. В день Воскресения Христова мы имеем: воскресшего Христа, вдохновленного Духа (то есть Духа, Который был принят вдохом), результат: жизнь. В воскресный день Пятидесятницы мы имеем: вознесенного Христа, излитого Духа, результат: сила. Опыт апостолов показывает, что спасение или возрождение, и крещение Духом Святым являются двумя разными и раздельными переживаниями. Первое состояние апостолы пережили в день Воскресения; второе же семью неделями позже, в воскресный день Пятидесятницы. Дальнейшее изучение книги Деяний показывает, что эти два переживания обычно раздельны. Более того, со дня Пятидесятницы термин “принять Духа Святого” применяется только по отношению ко второму переживанию - крещению Духом Святым. Он никогда не используется для описания возрождения.