История философии. ред. Мапельман В.М - 1997. 1. Каковы были основные тенденции развития государств в начале хх в.?
История философии. ред. Мапельман В.М - 1997 Московский государственный институт стали и сплавов (Технологический университет) История философии Учебное пособие для вузов под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова Рекомендовано Научно-методическим Советом по философии Министерства образования Российской Федерации к изданию в качестве учебного пособия «Издательство ПРИОР» МОСКВА 1997 Коллектив авторов: канд. филос. наук, доц. Волкова А.Н. (гл. 3); канд. филос. наук, доц. Горнев В.С (гл. 9); канд. филос. наук, доц. Данильченко Р.Н. (гл. 2, приложение 1); канд. филос. наук, доц. Карулина Т.Б. (приложение II); проф., канд. филос. наук Мапельман В.М. (гл. 6, 7); канд. филос. наук, доц. Мехед Т.Г. (гл. I); канд. филос. наук, доц. Полесушкин В.А. (гл. 5); канд. филос. наук, доц. Тархова МА. (гл. 8, 10); ст. преподаватель Тяпкина М.И. (гл. 4). История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. - М.: «Издательство ПРИОР», 1997. - 464 с. ISBN 5-7990-0028-5 Содержание5 Предисловие9 Глава I. Философская культура Древнего Востока9 1. Что такое «Древний Восток»? 9 2. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии10 3. Философия Древней Индии11 Этапы и источники древнеиндийской философии11 Рита12 Пракрити, Пуруша, Майя12 Атман, Манас12 4. Жизнь Будды - ответ на вопрос «Как жить нравственно?»15 5. Философия Древнего Китая17 Характерные черты китайского мировосприятия17 Образ-понятие человека218 Становление китайской философской традиции21 Рис. 2. Развитие соотношений Инь и Ян от Великого Предела (Тай цзи) до уровня восьми триграмм (гуа)23 Периодизация китайской философии26 Даосизм27 Дао и Дэ28 Возможно ли познание Дао? 29 Конфуцианство31 Срединный путь32 Проблема человека33 Гносеология34 Легизм34 Литература35 Глава II. Выдающиеся философы античности35 1. Мудрейший из эллинов35 Самый первый35 «Все из воды»36 2. Эфесский мудрец (Гераклит)37 Этот космос не создал никто из богов...37 «Борьба - отец всего и всему царь»38 Власть - умным аристократам39 Нравственные поучения39 3. «Я знаю, что ничего не знаю»40 Философия Сократа40 «Ирония» Сократа40 Государство сильно тем, как граждане исполняют законы41 4. Гениальный ученик Сократа41 От бога Аполлона? 41 Мир идей Платона42 Космос43 Нравственный идеал43 О государстве44 5. «Проживи незаметно». Певец «наслаждений»46 Учение о природе46 Роль души47 О богах48 Эпикуреец -развратник? Сластолюбец? Жуир? 48 Не всякое удовольствие есть благо49 Высшая форма блаженства - состояние душевного покоя49 Воздержание от излишеств50 О кротости и благодушии50 Сумей уйти в тень! 51 Отношение к смерти51 О страданиях52 Как относиться к злу? 52 О государстве53 Литература53 Глава III. Философия Средневековья53 1. Западноевропейская средневековая философия53 Что значит «средние века»? 53 Каков смысл понятия «средневековая философия»? 54 Характерные черты средневековой философии55 Проблемы онтологии: бытие и благо обратимы56 Проблемы гносеологии: знание или вера? 56 Доказательства бытия Бога58 Антропология: человек - образ и подобие Бога? 58 Философия истории59 Оппозиционные философские направления60 Наследие и преемственность61 2. Философская мысль в Византии63 3. Арабская философия Средневековья64 Литература66 Глава IV. Философия эпохи Возрождения66 1. Исторические особенности эпохи Возрождения66 2. Специфика философской культуры Возрождения68 3. Философия итальянского гуманизма269 4. Развитие идей неоплатонизма71 Таким образом, в период Возрождения: 73 5. Натурфилософия Возрождения73 Особенности натурфилософской мысли Ренессанса проявились: 75 6. Реформация и гуманизм75 7. Социальная философия Ренессанса77 Заключение78 Литература81 Глава V. Философия Нового времени: XVII век81 1. Социально-исторические и научные предпосылки философии XVII века81 2. Английская философия XVII века82 Фрэнсис Бэкон: жизненный путь и начало творчества82 «Новый Органон» и его основные идеи83 Учение об «идолах» или призраках познания84 Томас Гоббс: жизнь и борьба мыслителя85 Гносеология: методы и знаки86 Социально-политические взгляды Гоббса86 Этико-философские взгляды87 3. Французская философия XVII века87 Декарт: жизнь и деятельность87 Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы88 Познание: цели и метод достижения истины89 Пьер Гассенди: логика жизни и логика воззрений90 4. XVII век в умах философов Германии и Нидерландов91 Эпоха и жизнь Спинозы91 Учение о субстанции91 Атрибуты и модусы субстанции92 Концепция познания92 Этика Спинозы93 Жизнь и деятельность Лейбница94 Учение о монадах95 Познание: методы и принципы95 Заключение97 Литература97 Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени98 1. Европейский мир на исходе Нового времени98 2. Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века100 3. Кант - родоначальник немецкой классической философии103 Докритический этап103 Критика чистого разума104 Критика практического разума105 Критика способности суждения106 Социальная философия107 4. Философия Фихте108 5. Философия Шеллинга109 6. Апогей немецкого идеализма. Гегель111 Бытие и мышление112 Идея развития113 Философия природы114 Философия Духа114 Философия истории115 7. Ученики, последователи, оппоненты116 Гегельянство117 Натурализм120 Неокантианство124 Иррационализм125 Заключение126 Приложение 1 к главе VI126 Приложение 2 к главе VI128 Хронология жизни немецких философов (классический период)128 Приложение 3 к главе VI129 ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК (по Гегелю)129 Приложение 4 к главе VI130 РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ВО II-й пол. XIX ВЕКА130 Литература130 Глава VII. История русской философской мысли130 Введение130 I. Зарождение теоретической мысли на Руси (IX-XIII вв.)131 Влияние языческих традиций132 Античные взгляды и византийское православие Руси132 Философские идеи Киевской Руси133 2. Древнерусская мудрость (XIV-ХVII вв.)134 Формирование идей национального и личного самосознания134 Еретические движения в духовной жизни Руси135 Начало светской мысли как предшественницы русской философии136 3. Возникновение русской философии (XVIII - первая четв. XIX в.)137 Первые материалистические традиции в русской философии. Проблема бытия137 Утверждение философии как теоретической науки138 Социальная философия декабризма139 4. Русская религиозная философия (вторая пол. XIX - нач. XX в.)140 Ортодоксальное направление140 Демократическое направление141 Либеральное направление142 5. Социальные проблемы в русской философии (XIX - нач. XX вв.)143 Спор об уникальности и универсальности русской культуры143 Демократические теории революционного процесса144 Марксизм и анархизм на русской почве145 6. «Философия естествознания» в России146 Последователи Ломоносова146 Русский космизм146 7. XX век в русской философии147 Философия русского «зарубежья»148 Советский этап в русской философии149 Заключение. Основные черты русской философии149 Литература150 Глава VIII. Позитивизм XX века и его разновидности151 1. Идейные предшественники151 2. Возникновение неопозитивизма, причины и этапы его развития151 3. Отношение к философии, понимание ее предмета153 4. Логический позитивизм154 5. Семантический позитивизм156 6. Лингвистический анализ157 7. Падение престижа неопозитивизма158 8. Постпозитивизм159 9. Прагматизм160 Социальные взгляды прагматистов164 Дальнейшая судьба прагматизма165 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЗИТИВИЗМА166 Литература166 Глава IX. Проблема человека в западноевропейской философии конца XIX - начала XX века167 1. «Философия жизни»167 Различия в философских воззрения Шопенгауэра и Ницше171 2. Психоанализ 3. Фрейда171 3. Неофрейдизм174 Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма177 4. Философия экзистенциализма177 Экзистенциалы человеческого бытия180 Литература181 Глава X. Основные проблемы философии экзистенциализма181 Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители181 Что такое экзистенция? Бытие и «сущее». Главные категории183 Отношение к познанию и науке. Понимание философии188 Социальные взгляды экзистенциалистов190 Попытки реформировать экзистенциализм192 Литература194 Приложение I. Философия и нравственные идеи Библии194 1. Философские идеи Библии195 Библия о мироздании195 Оценка учеными библейской картины мира196 Как современные религиозные философы объясняют возникновение человека197 Библия о личности199 Почему человек страдает? 199 Свобода воли и предопределение200 Библия о смысле жизни201 2. Нравственные идеи Библии203 Моисей203 Божественное повеление. Выведение израильского народа из египетского плена204 Десять Заповедей.205 Нравственное учение Иисуса Христа209 Литература213 Приложение II. Философия О. Шпенглера и ее эволюция213 1. Освальд Шпенглер и «Закат Европы» -проснуться знаменитым213 Социально-политическая и экономическая ситуация в Германии (1900 - 1914)213 От школьного учителя до духовного пророка Германии214 Открытие принципиально новой философии истории214 Эволюция политических взглядов Шпенглера215 Работа «Прусская идея и социализм»215 2. От «морфологии» культуры к проблемам переустройства мира216 «Прусская идея и социализм» -первое «неморфологическое» произведение Шпенглера217 Конкретизация Шпенглером своей политической доктрины218 Единство философской и политической концепции О. Шпенглера220 3. Шпенглер и национал-социализм222 Конгениальность идей Шпенглера идеологии НСДАП и причины расхождения с национал-социализмом222 4. Последний период творчества: «Человек и техника», «Годы решений» (Германия в опасности)224 Литература226 Содержание Предисловие............................................................................ 9 Глава I. Философская культура Древнего Востока...............11 1. Что такое «Древний Восток»?........................................................ 11 2. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии.......... 12 3. Философия Древней Индии............................................................ 14 Этапы и источники древнеиндийской философии........................ 14 Рита.................................................................................................... 15 Пракрита, Пуруша, Майя............................................................... 16 Атман, Манас.................................................................................... 17 Сансара. Ахимса................................................................................ 19 Мокша. Карма................................................................................... 20 4. Жизнь Будды - ответ на вопрос «Как жить нравственно?»...............21 5. Философия Древнего Китая...........................................................26 Характерные черты китайского мировосприятия........................... 26 Образ-понятие человека................................................................... 29 Становление китайской философской традиции.......................... 35 Примеры написания гексаграмм....................................................... 41 Периодизация китайской философии............................................ 43 Даосизм.............................................................................................. 44 Дао и Дэ............................................................................................. 46 Возможно ли познание Дао?........................................................... 50 Конфуцианство.................................................................................. 52 Срединный путь................................................................................ 56 Проблема человека........................................................................... 56 Гносеология....................................................................................... 58 Легизм................................................................................................59 Глава II. Выдающиеся философы античности.........................62 1. Мудрейший из эллинов..................................................................62 Самый первый................................................................................... 62 «Все из воды...................................................................................... 64 2. Эфесский мудрец (Гераклит)..........................................................65 Этот космос не создал никто из богов........................................... 66 «Борьба - отец всего и всему царь..................................................... 67 Власть - умным аристократам........................................................... 69 Нравственные поучения................................................................... 69 3. «Я знаю, что ничего не знаю..........................................................70 Философия Сократа.........................................................................71 «Ирония» Сократа............................................................................. 72 Государство сильно тем, как граждане исполняют законы.......... 73 4. Гениальный ученик Сократа...........................................................73 От бога Аполлона?............................................................................. 73 Мир идей Платона............................................................................. 74 Космос.................................................................................. 77 Нравственный идеал........................................................... 78 О государстве...................................................................... 79 5. «Проживи незаметно». Певец «наслаждений».................................83 Учение о природе.............................................................................. 84 Роль души................................................................................. 86 О богах........................................................................................... 87 Эпикуреец - развратник? Сластолюбец? Жуир?........................... 88 Не всякое удовольствие есть благо................................................. 89 Высшая форма блаженства - состояние душевного покоя........... 91 Воздержание от излишеств............................................................... 91 О кротости и благодушии................................................................ 92 Сумей уйти в тень!............................................................................ 93 Отношение к смерти........................................................................ 94 О страданиях...................................................................................... 96 Как относиться к злу?...................................................................... 96 О государстве.....................................................................................97 Глава III. Философия Средневековья........................................99 1. Западноевропейская средневековая философия...............................99 Что значит «средние века»?............................................................... 99 Каков смысл понятия «средневековая философия»?......................100 Характерные черты средневековой философии.................................102 Проблемы онтологии: бытие и благо обратимы............................104 Проблемы гносеологии: знание или вера?....................................105 Доказательства бытия Бога...............................................................108 Антропология: человек - образ и подобие Бога?..........................109 Философия истории.........................................................................112 Оппозиционные философские направления................................. 114 Наследие и преемственность...........................................................115 Основные направления и этапы развития западноевропейской средневековой философии.............................116 2. Философская мысль в Византии................................................... 117 3. Арабская философия Средневековья.............................................. 120 Глава IV. Философия эпохи Возрождения........................... 125 1. Исторические особенности эпохи Возрождения............................. 125 2. Специфика философской культуры Возрождения.......................... 128 3. Философия итальянского гуманизма............................................. 130 4. Развитие идей неоплатонизма....................................................... 134 5. Натурфилософия Возрождения..................................................... 138 6. Реформация и гуманизм............................................................... 142 7. Социальная философия Ренессанса............................................... 147 Заключение.......................................................................................149 Важнейшие события эпохи Возрождения........................................150 Искусство эпохи Возрождения.........................................................151 Глава У. Философия Нового времени: XVII век.................... 153 1. Социально-исторические и научные предпосылки философии XV11 века....................................................................................... 153 2. Английская философия XVII века................................................. 155 Фрэнсис Бэкон: жизненный путь и начало творчества..................155 «Новый Органон» и его основные идеи..........................................157 Учение об «идолах» или призраках познания..............................159 Томас Гоббс: жизнь и борьба мыслителя......................................162 Гносеология: методы и знаки.........................................................163 Социально-политические взгляды Гоббса.......................................165 3. Французская философия XVII века............................................... 166 Декарт: жизнь и деятельность.........................................................166 Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы........................168 Познание: цели и метод достижения истины..............................169 Пьер Гассенди: логика жизни и логика воззрений......................171 4. XVII век в умах философов Германии и Нидерландов.................... 173 Эпоха и жизнь Спинозы..................................................................173 Учение о субстанции.......................................................................174 Атрибуты и модусы субстанции.......................................................175 Концепция познания......................................................................176 Этика Спинозы.................................................................................177 Жизнь и деятельность Лейбница....................................................179 Учение о монадах.............................................................................181 Познание: методы и принципы........................................................182 Заключение....................................................................................... 185 Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени............... 188 1. Европейский мир на исходе Нового времени................................. 189 2. Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века............... 192 Готхольд Эфраим Лессинг (1729- 1781)..................................... 193 Иоганн Готфрид Гердер (1744 - 1803)...........................................194 Иоганн Вольфганг Гете (1749 - 1832).............................................196 3. Кант - родоначальник немецкой классической философии............... 199 Докритический этап........................................................................200 Критика чистого разума..................................................................202 Критика практического разума......................................................203 Критика способности суждения....................................................205 Социальная философия...................................................................207 4. Философия Фихте....................................................................... 209 5. Философия Шеллинга................................................................. 213 6. Апогей немецкого идеализма. Гегель.............................................216 Бытие и мышление...........................................................................218 Идея развития...................................................................................219 Философия природы.......................................................................222 Философия Духа...............................................................................223 Философия истории........................................................................225 7. Ученики, последователи, оппоненты.............................................. 227 Гегельянство......................................................................................228 Людвиг Андреас Фейербах (1804- 1872)........................................230 Натурализм.......................................................................................235 Карл Генрик Маркс (1818 - 1883).....................................................236 Неокантианство................................................................................243 Позитивизм.......................................................................................245 Иррационализм.................................................................................246 Заключение.......................................................................................248 Научные открытия XVIII - XIX ВВ...................................................249 Хронология жизни немецких философов (классический период)..............................................................................................251 Энциклопедия философских наук (по Гегелю)...............................252 Развитие философских идей во II-й пол. XIX века........................253 Глава VII. История русской философской мысли................255 Введение........................................................................................ 255 1. Зарождение теоретической мысли на Руси (IX - XIII вв.)............... 257 Влияние языческих традиций..........................................................258 Античные взгляды и византийское православие Руси..................259 Философские идеи Киевской Руси..................................................260 2. Древнерусская мудрость (XIV-XVII вв.)..................................................263 Формирование идей национального и личного самосознания........264 Еретические движения в духовной жизни Руси............................265 Начало светской мысли как предшественницы русской философии.........................................................................................267 3. Возникновение русской философии (XVIII - первая четв. XIX в.).... 269 Первые материалистические традиции в русской философии. Проблема бытия................................................................................270 Утверждение философии как теоретической науки.......................271 Социальная философия декабризма..............................................273 4. Русская религиозная философия (вторая пол. XIX - нач. XX в.)...... 274 Ортодоксальное направление...........................................................275 Демократическое направление........................................................277 Либеральное направление...............................................................280 5. Социальные проблемы в русской философии (XIX - нач. XX вв.).....282 Спор об уникальности и универсальности русской культуры......283 Демократические теории революционного процесса.....................284 Марксизм и анархизм на русской почве.......................................286 6. «Философия естествознания» в России................................................ 287 Последователи Ломоносова.............................................................288 Русский космизм..............................................................................289 7. XX век в русской философии........................................................291 Философия русского «зарубежья»..................................................292 Советский этап в русской философии..........................................295 Заключение. Основные черты русской философии............................. 296 Глава VIII. Позитивизм XX века и его разновидности........299 1. Идейные предшественники...........................................................299 2. Возникновение неопозитивизма, причины и этапы его развития....... 300 3. Отношение к философии, понимание ее предмета......................... 303 4. Логический позитивизм................................................................ 305 5. Семантический позитивизм........................................................... 309 6. Лингвистический анализ............................................................... 312 7. Падение престижа неопозитивизма................................................ 314 8. Постпозитивизм.......................................................................... 316 9. Прагматизм................................................................................ 319 Социальные взгляды прагматистов................................................326 Дальнейшая судьба прагматизма....................................................328 Глава IX. Проблема человека в западноевропейской философии конца XIX - начала XX века...............................333 1. «Философия жизни».................................................................... 333 Различия в философских воззрения Шопенгауэра и Ницше........342 2. Психоанализ 3. Фрейда...............................................................342 3. Неофрейдизм..............................................................................347 Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма............354 4. Философия экзистенциализма...................................................... 354 Экзистенциалы человеческого бытия...............................................361 Глава X. Основные проблемы философии экзистенциализма................................................................. 362 Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители................................................362 Что такое экзистенция? Бытие и «сущее». Главные категории.............366 Отношение к познанию и науке. Понимание философии............375 Социальные взгляды экзистенциалистов.......................................380 Попытки реформировать экзистенциализм...................................385 Приложение I. Философия и нравственные идеи Библии.....389 1. Философские идеи Библии........................................................... 391 Библия о мироздании.....................................................................391 Оценка учеными библейской картины мира.................................393 Как современные религиозные философы объясняют возникновение человека...........394 Библия о личности...........................................................................399 Почему человек страдает?...............................................................400 Свобода воли и предопределение....................................................402 Библия о смысле жизни................................................................-.404 2. Нравственные идеи Библии.......................................................... 407 Моисей............................................................................................ 408 Божественное повеление. Выведение израильского народа из египетского плена.......................................................................409 Нравственное учение Иисуса Христа.............................................420 Приложение II. Философия О. Шпенглера и ее эволюция.....430 1. Освальд Шпенглер и «Закат Европы» - проснуться знаменитым.......... 431 Социально- политическая и экономическая ситуация в Германии (1900 - 1914)..................................................................431 От школьного учителя до духовного пророка Германии...........432 Открытие принципиально новой философии истории................433 Эволюция политических взглядов Шпенглера.............................435 2. От «морфологии» культуры к проблемам переустройства мира........ 437 «Прусская идея и социализм» - первое «неморфологическое» произведение Шпенглера........438 Конкретизация Шпенглером своей политической доктрины........................................................................................... 442 Единство философской и политической концепции О. Шпенглера...................................................................................445 3. Шпенглер и национал-социализм.................................................. 449 Конгениальность идей Шпенглера идеологии НСДАП и причины расхождения с национал-социализмом......................449 4. Последний период творчества: «Человек и техника», «Годы решений» (Германия в опасности)........................................... 453 Предисловие Философия - один из древнейших способов постижения мира и определения личностью своего места в нем. На протяжении десятков веков человечество с ее помощью удовлетворяло свое любопытство, развивало воображение, совершенствовало интеллектуальное мастерство, питало сомнение, поддерживало дух творчества. Не случайно наш соотечественник философ С.Н. Булгаков отмечал: «Философия по существу своему есть неутолимая и всегда распаляемая «любовь к Софии»; найдя удовлетворение, она замерла бы и прекратила бы свое существование. Предмет ее стремления находится за пределами ее обладания». Курс философии в современных высших учебных заведениях, в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами, знакомит учащихся с двумя вариантами подхода к постижению основных философских вопросов: историко-культурным и предметно-системным. Ограниченность объема учебного курса, полифоничность и разнообразие позиций мыслителей разных эпох практически по всем рассматриваемым вопросам, отсутствие у студентов младших курсов необходимого опыта работы со специальной литературой, значительная доля времени, отводимая на самостоятельное знакомство с материалом, создают ощутимые трудности у студентов нефилософских вузов. Предлагаемое учебное пособие создавалось в надежде помочь учащимся овладеть базовыми знаниями по философии, выработать и закрепить необходимые навыки и умения работы с философским материалом. Опыт преподавания обновленного курса философии в техническом вузе показал, что наибольшие сложности возникают при изучении историко-философских проблем. Их постижение требует привлечения серьезных исторических, культурологических и общефилософских знаний. В учебниках по философии нового поколения данная часть программы представлена, как правило, сжато, концептуально, крайне лаконично. В связи с этим авторский коллектив при подготовке материала стремился полнее показать условия и причины формирования, развития и смены различных типов философствования в истории человечества, познакомить с характерными для них школами, учениями, мыслителями. В материалах пособия используются идеи дискуссионного характера, изложение ведется в различной тональности - от повествовательной до сюжетной, привлекаются схемы и таблицы. В зависимости от разнообразия, доступности и сложности рекомендуемой литературы авторы отдельных глав сосредотачиваются либо на воспроизведении целостной исторической философско-культурной картины, свойственной для конкретного периода, либо на творчестве отдельных выдающихся представителей философской мысли этой эпохи. В задачи учебного пособия входит привлечение внимания учащихся к философской проблематике, стимулирование самостоятельной работы студентов в ходе ее освоения, выработка способности к исторически конкретному восприятию интеллектуальной среды той или иной научной идеи, расширение кругозора и развитие воображения будущих специалистов. Глава I. Философская культура Древнего Востока 1. Что такое «Древний Восток»? Географически «Древний Восток» подразделяется на: Ближний Восток (Вавилон, Шумер, Египет, Ассирия, Палестина); Средний Восток (Индия, Иран, Афганистан); Дальний Восток (Китай, Вьетнам, Корея, Япония). Хронологически «Древний Восток» определить сложно, поскольку это понятие охватывает грандиозный временной промежуток общечеловеческой истории от середины IV тыс. до н. э. (образование государственности в Египте и Месопотамии) до III в. н. э. (падение Ханьской династии в Китае).1 Древний Восток представляет собой сложный тип цивилизации, для которого характерны следующие общие признаки: - экономическим основанием является мелиоративное земледелие, при котором земля и вода находятся в собственности государства; - централизованное устройство государственной власти с развитой бюрократией; - абсолютную власть государства представляет правитель (фараон, царь, император); - население находится в полной зависимости от государства; большинство проживает в более или менее замкнутых и разрозненных сельских общинах; - человек ни объективно, ни субъективно не выделяет себя из природы и общества. Это обстоятельство в наибольшей степени определяет специфику духовной культуры Древнего Востока. Из четырех основных очагов древневосточных цивилизаций - Египет, Двуречье, Индия и Китай - для истории философии особый интерес представляют два последних. 1 Конец древней истории в Индии совпадает с арабским вторжением на полуостров Индостан - 710 г. н. э. 2. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии Уже более ста лет длится дискуссия по Древнему Востоку, в ходе которой были высказаны две крайние точки зрения. Первая: Индия и Китай не создали настоящей философии, не «доросли» до нее, поэтому применительно к ним следует говорить о предфилософии, или религиозно-философском мировоззрении. Вторая: Индия и Китай явили миру сверхфилософию, до которой Запад пока не поднялся. Сосуществование противоположных взглядов на одно и то же явление можно объяснить тем, что в обоих случаях в качестве эталонной модели философии, «образца для подражания», берется западноевропейский вариант философствования. А индийская и китайская мысль, не укладывающиеся в это «прокрустово ложе», объявляются «предфилософией» или «сверхфилософией»... в зависимости от личностного отношения исследователя к европейской философии. Именно в силу несводимости китайского и индийского способа философствования к европейскому они были весьма произвольно объединены одним словом - «Восток» - и противопоставлены «Западу». В действительности же следует говорить не о двух источниках, очагах мировой философской мысли, а о трех: Запад, Индия и Китай. Между Индией и Китаем гораздо меньше сходства, нежели между Западом и Индией, связанных общей - индоевропейской - прародиной и языком. Индию же духовно породнил с Китаем буддизм, проникший туда только во II в. н. э.1 Многие современные историки философии называют античный Запад, Древнюю Индию и Древний Китай тремя очень разными, но равными по духу собеседниками. Не менее сложным является вопрос о генезисе (происхождении) индийской и китайской философии, ее отношении к богатой образными понятиями мифологии. Л.С. Васильев, автор фундаментальных трудов по происхождению древнекитайской цивилизации, государства и мировоззрения, 2 разработал общую схему перехода от мифологиче- 1 Данная мысль была высказана А.И. Кобзевым. Буддийские мотивы мы можем обнаружить и в арабо-мусульманской культуре, и в славянской («Повесть о царевиче Иоасафе»). 2 См. список рекомендуемой литературы в конце главы. ского миросозерцания к философскому мышлению. Эта схема включает в себя четыре варианта перехода: 1) ветхозаветный; 2) индоарийский; 3) античный; 4) китайский. Для ветхозаветного варианта происхождения философии характерно вытеснение множества мифологических божеств единым Богом-Абсолютом. Индоарийский (древнеиндийский) вариант перехода связан с совмещением мифологических божеств с вполне рационально понимаемым Единым. Для античного варианта перехода характерно стремление к целостной рационалистической картине мира, где нет места Божественному произволу.1 А в Китае мифологическое сознание серьезно потеснила строгая ритуалистика («китайские церемонии»). Философия же никогда не прерывала ту нить, которая связывает между собой предание и научную теорию, миф и логос. Китайская философия зарождается в мифе, не покидает его, как это происходит в античной Греции. «Живучесть» китайского мифа-предания заключается в том, что он оказался способным на протяжении столетий служить той необходимой канвой, художественным и познавательным горизонтом, в котором происходило становление китайской национальной психологии и философии. Вот почему китайская медицина и даже техника боевых искусств оказались насквозь пронизанными философскими понятиями, а философия - весьма натуралистическими образами и ассоциациями. (Например, философско-эстетическая категория, которая встречается только в Китае - чистота). Наличия развитой, проникнутой философическим духом мифологии все же недостаточно для генезиса философии. Философия становится философией, лишь выработав свой - отличный как от мифа, так и от науки - способ и язык осмысления действительности. Начинается философия в Древнем Востоке как комментарий: в Китае - к «И-цзин» (Канон перемен); в Индии - к Ведам (Упанишады). Неопределенные, расплывчатые древние тексты и гимны содержали возможность многосмысленности и 1 Античная философия начинается, во-первых, с сомнения в достоверности как мифологического мировосприятия, так и свидетельств органов чувств, здравого смысла; во-вторых, с удивления, о котором так вдохновенно писал Аристотель. многозначности толкования. Именно комментарий выступал в Индии и Китае первичным философским способом осмысления действительности и стимулировал формирование оригинального философского языка. 3. Философия Древней Индии Этапы и источники древнеиндийской философии В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает ведовство, знание. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 гг. до н. э. Они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении-творении мироздания. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:. - самхиты - религиозные гимны, «священное писание»; - брахманы - книги, написанные индийскими жрецами (брахманами) и адресованные прежде всего брахманам, в которых описывается правильность совершения ритуалов и жертвоприношений; - араньяки - книги лесных отшельников; - упанишады (сидение у ног учителя) - философские комментарии к Ведам. Число упанишад точно определить невозможно, т. к. их писание продолжалось вплоть до XIX в. Однако наибольшим авторитетом пользуются древние упанишады, среди которых Чхандогья-упанишада, Айтарея-упанишада, Каушитаки-упанишада, Кена-упанишада, Тайттирия-упанишада и др. Упанишадами завершается первый этап индийской философии - ведический. Второй этап называется эпическим (600 гг. до н. э. - 200 гг. до н. э.) В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Примерно в это же время (VI - V вв. до н. э.) появляются шесть философских школ - даршан, основывающийся на признании священности и богооткровенности Вед: санкхья, вайшешика, ньяя, миманса, йога, веданта. Параллельно возникают и три оппозиционные систе
|