Упражнение № 5
«Композиция из профилей классических ордеров. Архитектурные обломы» Ордер (от лат. «ordo» - порядок) – это порядок расположения конструктивных частей сооружения, при котором рациональное распределение и взаимодействие несомых и несущих частей получило определенную форму, отвечающую практическому и художественному назначению сооружения. В своих отдельных деталях ордер обрабатывается пластическими формами, которые носят название обломов или элементов профилей. Обломы - это элементарные пластические формы, различающиеся по очертаниям своего профиля (поперечного сечения) и являющиеся простейшими составными частями деталей архитектурных ордеров (рис. 23, 24). Виньола (Vignola) – настоящая фамилия Бароцци (Barozzi) Джакомо (1507-1573), итальянский архитектор, теоретик и практик, составитель сборника «Правила пяти ордеров архитектуры» (1562 г.). Палладио (Palladio) – настоящая фамилия ди Пьетро (di Pietro) Андреа (1508-1580), итальянский архитектор, представитель позднего Возрождения. Творчески осмыслил ордерную систему, написал трактат «Четыре книги об архитектуре» в 1570 г. Обломы ордеров Виньолы и Палладио по геометрическим признакам разделяются на: 1. Прямолинейные - полочка, полка, пояс, плинт. 2. Криволинейные простые (описанные из одного круга) - валик, вал (торус), четвертной вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная). 3. Криволинейные сложные (имеющие две кривизны, чаще всего направленные в разные стороны) – гусёк (прямой и обратный), каблучок (прямой и обратный), скоция (элемент, представляющий собой выгнутость различной кривизны и встречающийся в базах колонн ионического и коринфского ордера). Облом принято называть прямым, если он расширяется кверху, обратным – если он расширяется книзу. Существуют сочетания из 2-х соединенных элементов. Одно из таких, состоящее из валика и полочки, получило название астрагал; другое сочетание – полочка и каблучок, хотя и встречается часто, но специального названия не имеет. Во всех ордерах главные элементы чередуются с второстепенными, широкие с узкими, криволинейные с прямолинейными – это основное правило профилирования. Необходимо отметить, что, если в римской версии в ордерах криволинейные профили составлялись из частей окружности, то в греческой архитектуре они, как правило, представляли собой кривые второго порядка – эллипсы, гиперболы, параболы. Наряду с обычным набором криволинейных профилей – киматиями (гусек и каблучок), выкружками и валиками – существовали специальные профили, учитывающие в своем рисунке их положение в теневых местах, как, например, профиль так называемого «вороньего клюва». В деталях ордеров обломы выполняют различные композиционные функции: 1. Поддерживающие. 2.Поддерживаемые или венчающие. 3. Связующие. 4. Разделяющие. Каблук и четвертной вал, имеющие сильные, упругие очертания, чаще применяются как поддерживающие формы, гусёк с его облегчающимися снизу вверх формами является завершающим элементом, выкружка несет в себе функцию связующего элемента. Обычно обломы украшались живописным орнаментом в дорическом ордере и рельефным – в ионическом. Так, дорический киматий украшался обычно простым лиственным орнаментом: гусёк – орнаментом, состоящим из мотивов лотоса и пальметты; каблучок – сердечкообразными листочками с язычками или стрелками между ними; четвертной вал, обращенный выпуклостью книзу и другие выпуклые профили – иониками; астрагал – бусами, жемчужником. В том случае, когда профили украшались орнаментами, последние всегда соответствовали очертанию профиля и положению его в общей композиции. Цель работы: изучение архитектурных ордеров, усвоение знаний об архитектурных обломах. Освоение графического изображения обломов, навыков композиции, повышение мастерства студентов по освоению архитектурной графики.
|