Упражнение №3
«Композиция шрифта зодчего с обводкой тушью»
Шрифтовое оформление архитектурно-строительных чертежей подчинено определенным правилам ГОСТа. Архитектор должен владеть грамотой начертания шрифта, понимать особенности графического построения различных букв и цифр. Особенно важно приобрести эти навыки на начальном этапе обучения, так как студентам архитектурного отделения приходится выполнять много учебных заданий, которые надо научиться подписывать, снабжать размерами, масштабами, заголовками. Для выполнения основных надписей в архитектурных чертежах, данной программой обучения, предлагается шрифт зодчего, изучению которого посвящено это самостоятельное практическое задание. Шрифт - форма письменных или печатных знаков. Бывает печатный, рукописный, рисованный. Это особый вид графического искусства. Шрифты отличаются по характеру рисунка (гарнитура), наклоном (прямой, курсив, наклонный), насыщенностью (светлый, полужирный, жирный), размером (кегль). Графическая выразительность любой надписи архитектурного чертежа может быть достигнута выразительностью шрифта, ритмическим строем и целостностью композиции. Композиция – составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Шрифтовая композиция – гармоничное составление, сочетание букв, цифр любого алфавита на определенном формате, согласно основным композиционным средствам, приемам и правилам. Основные средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Цель работы: знакомство с особенностями построения шрифта зодчего, приобретение умений и навыков его написания, составление шрифтовой композиции из букв и цифр этого шрифта, освоение технических приемов работы тушью при помощи рапидографа, рейсфедера или пера. Материалы и оборудование: Планшет 75х50см, обтянутый ватманом, карандаши ТМ, Т, 2Т, резинка, линейка с кружками, угольник, лекало, рейсфедер, рапидографы разной толщины (от 0, 18 до 0, 7), черная и цветная тушь. Этапы работы: 1. Выполнение и проработка эскизных вариантов упражнения. Поиск наиболее интересного и выразительного композиционного размещения заглавных и строчных букв, а также цифр шрифта зодчего. 2. Выбор, согласование и утверждение наиболее интересного варианта упражнения с руководителем по архитектурному проектированию. 3. Выполнение выбранного решения упражнения на планшете в карандаше. 4. Окончательное согласование и уточнение работы в карандаше с руководителем по архитектурному проектированию. 5. Обводка черной или цветной тушью. 6. Оценка работы преподавателями. 7. Срезка и сдача работы в методический кабинет кафедры. Рекомендации по выполнению упражнения: · Шрифтовая композиция должна содержать прописные, строчные буквы и цифры, которые могут быть разными по высоте. · Шрифтовая композиция должна быть гармоничной, оригинальной, симметричной или асимметричной, может нести какое-то смысловое значение или состоять из набора любых букв и цифр. · Допустимо использование наряду с буквами русского алфавита, букв латинского алфавита. · Возможно незначительное наложение одних букв и цифр на другие, если это не мешает прочтению буквы или цифры и контролю правильности ее построения. · Карандашные линии построения букв и цифр после обводки тушью не убираются, они являются опорой контроля правильности построения шрифта. · При выполнении работы тушью необходимо использовать разную по толщине и тону обводку линий для придания шрифтовой композиции выразительности, акцента, плановости. · Заливка тушью элементов букв и цифр, а также полей между ними, запрещается. · Возможно использование в работе цветной туши.
Данное упражнение нацелено на приобретения умений и навыков написания шрифта зодчего, которым выполняются основные надписи всех заданий по архитектурному проектированию. Необходимо отработать и запомнить особенности построения каждой буквы и цифры шрифта зодчего, чтобы при выполнении надписей в архитектурных чертежах не допускать ошибок, а на этапе форэскиза уметь делать надпись от руки, на глаз. Эскизная подготовительная работа по выполнению упражнения включает в себя поиск и разработку различных вариантов шрифтовой композиции, которая основана на различных сочетаниях, взаиморасположении букв и цифр русского алфавита относительно друг друга. Композиция может быть статичной, симметричной, динамичной, асимметричной. Она должна быть уравновешенной, иметь один или несколько акцентов, которые достигаются выделением некоторых букв или цифр более толстой линией обводки, укрупнением их размеров, грамотной и изящной штриховкой. Возможно наложение букв и цифр, их переплетение, отклонение их центральной оси от вертикали, но это нужно делать с большим вкусом и осторожностью, чтобы не нарушить удобочитаемость и возможность контроля правильности построения.
|