Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этнические особенности и их роль в социализации




Понятие этноса. Этнос - это «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, об­ладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психического склада, а также созна­нием своего единства и отличия от других подобных образова­ний» (Краткий словарь по социологии. - М., 1988. - С.461). Эт­ническая или национальная принадлежность человека, как ус­тановлено, определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком.

В различных странах этнос можно рассматривать как фактор социализации разного уровня. В национальных государствах, где подавляющее большинство жителей принадлежит к одному этно­су, он - макрофактор. В том случае, когда какой-либо этнос пред­ставляет собой интенсивно общающееся национальное меньшин­ство в том или ином поселении, он - микрофактор (Гарлем в Нью-Йорке). В России этнос - мезофактор, так как даже многочислен­ные этносы, имеющие собственную государственность (автоном­ные республики), не могли не испытать на себе влияния других этносов и не воспроизвести в своей жизнедеятельности характер­ные для них свойства и признаки (А. В. Мудрик).

Известно, что современное человечество многообразно по сво­ему составу. Оно имеет две-три тысячи этнических общностей.

Существующие сегодня на Земле государства (их около двухсот) полиэтничны. Это заставляет смотреть на этнические проблемы как на наиболее приоритетные в политике любого государства, в том числе и России.

Влияние этноса. Каждый этнос имеет специфические особенно­сти, совокупность которых образует его национальный характер или психический склад, которые проявляются в национальной культуре. Этнопсихологи выделяют такие различия, например, в характере и традициях труда людей, в особенностях быта, пред­ставлениях о семейных взаимоотношениях и взаимоотношениях с другими людьми, о добре и зле, красивом и некрасивом и т.п.

Нужно иметь в виду, что этнические особенности характери­зуют не отдельного человека, а многочисленные группы - нации. Формируются они в течение веков и даже тысячелетий под влия­нием природно-географической среды, экономических, социаль­ных, религиозных и других обстоятельств, в которых проживает тот или иной этнос.

Наиболее очевидно этнические особенности проявляются на уровне обыденного сознания. Например, пунктуальность как черта личности, имеющая высокую оценку у немцев, малозначима для испанцев и еще меньше для жителей Латинской Америки.

Этнос как фактор социализации подрастающих поколений нель­зя игнорировать, но не следует и абсолютизировать его влияние. Так, при сравнительном изучении воспитания в многочисленных, не похожих друг на друга культурах обнаружилось, что во всех них стремились воспитывать одни и те же черты у детей каждого пола. У мальчиков. основное внимание уделялось развитию самостоя­тельности и стремления к успеху, у девочек - чувства долга, забот­ливости и покорности. Но существуют общества, в которых шаб­лоны воспитания иные, и в них мужчины и женщины ведут себя иначе (Шибутани Т. Социальная психология. - С. 424).

Все народы стремятся воспитывать своих детей трудолюбивыми, смелыми, честными. Различия состоят в том, каким образом реша­ются эти задачи. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные (жизненно важные, биофизические) и ментальные (духовные).

Под витальными особенностями этноса понимаются способы физического развития детей (вскармливание ребенка, характер пи­тания, спортивные занятия, охрана здоровья детей и др.).

На социализацию подрастающего поколения большое влияние оказывают и ментальные особенности - духовный склад этноса, который рядом ученых обозначается как менталитет и формиру­ется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа.

Социализация в условиях влияния нескольких этносов.В России существует значительное количество этносов. Поэтому часто успех процесса социализации зависит от влияния на челове­ка культуры двух или более этносов. И здесь огромное значение имеют последствия межкультурных контактов.

Витальные, и в особенности ментальные, проявления этноса за­трудняют вхождение людей в новую этническую группу. Специаль­ными исследованиями установлено, что вхождение в новую этниче­скую группу, в новую культуру сопровождается неприятными чув­ствами дискомфорта, отверженности, потерей статуса, друзей, сни­жением уверенности в себе, депрессией, тревожностью, раздражи­тельностью, психосоматическими расстройствами.

Наряду с негативными имеют место и позитивные следствия пе­рехода в новую этническую группу - принятие новых ценностей, новых социальных установок, новых моделей поведения, которые в совокупности могут обеспечить условия для личностного роста.

Время адаптации в новой этнической группе и степень выражен­ности «культурного шока» зависят от многих показателей, в том числе и от индивидуальных особенностей (личностных и демогра­фических); от готовности к переменам и знания языка, культуры, условий жизни; индивидуального опыта пребывания в инокультурной среде; степени сходства и различия между культурами и др.

Школа, принявшая беженцев, переселенцев, должна быть готова к встрече с невротическими и психосоматическими расстройствами, отклоняющимся и даже преступным поведением. Успешное при­способление «чужака», его благополучие и душевное здоровье за­висят от умения снять «шок перехода» в новую культурную среду.

Выделяют различные типы межкультурных контактов:

«Перебежчик» - человек, отбрасывающий собственную куль­туру в пользу чужой.

«Шовинист» - приверженец собственной культуры.

«Маргинал» колеблется между двумя культурами, испытывая внутриличностный конфликт, путается в идентичности и в итоге не удовлетворяется требованиями ни одной из культур.

«Посредник» синтезирует обе культуры, являясь их связующим звеном.

У индивидов и групп обычно имеет место один из следующих выборов: ассимиляция, сепаратизм, маргинализация, интеграция. Продуктивным выбором является интеграция, которую называют «конструктивной маргинальностью», «межкультурной компе­тентностью», а индивида, сделавшего такой выбор, - «человеком мультикультуры».

Таким образом, успешная адаптация не всегда представляет собой ассимиляцию с чужой культурой и приспособление к новой среде. Индивид, хорошо приспособленный к жизни в новом об­ществе, вместе с тем может сохранять особенности своей этниче­ской или культурной группы. Он может овладеть богатствами еще одной культуры без ущерба для ценности собственной.

Представители разных народов и культур по-разному интер­претируют причины поведения и результаты деятельности. За­дача учителя - помочь им понять причины поведения друг дру­га, освоить характерные черты взаимодействующих культур. Для этого целесообразно использовать тренинг, направленный на решение задачи объяснения поведения представителей другой культуры. В этом случае дети не отказываются от собственной культуры, чтобы стать похожими на представителей другой культуры, а учатся видеть ситуации с точки зрения ряда этниче­ских групп, понимать диапазон видения мира членами разных этносов.

Чтобы обучить взаимодействию представителей различных этнических групп, необходимы специальные программы. Они называются «культурными ассимиляторами». Первые «культурные ассимиляторы» были разработаны американскими психологами в начале 60-х годов и были предназначены для американцев, взаимодействующих с арабами, греками-тайцами и др. Авторы программ ставили своей целью за короткое время дать обучающимся как можно больше информации о различиях между двумя культурами.

К настоящему времени создано много «культурных ассимиля­торов», но пока ими пользуется узкий круг лиц, к тому же нет ас­симиляторов, в которых были бы учтены многонациональные субъекты взаимодействия, что особенно актуально для России. В то же время во многих регионах страны работают учителя, не имеющие опыта межкультурного общения, четких представле­ний об этнических различиях между народами и уж тем более о моделях подготовки к межкультурному взаимодействию и про­граммах типа «культурного ассимилятора».







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 297. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.006 сек.) русская версия | украинская версия