Студопедия — Перспективные ориентиры построения развивающей среды
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Перспективные ориентиры построения развивающей среды






Создание развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим направлением реформы дошко­льного образования в России. Основные подходы к осуществлению реформы были сформулированы в Концепции дошкольного воспи­тания, которая была утверждена в 1989 г. Государственным коми­тетом СССР по народному образованию. Особое место в Концеп­ции занимает раздел, посвященный созданию развивающей среды, которая призвана обеспечить личностно-ориентированные отно­шения между специалистами детского сада и его воспитанниками. В этот период во многих детских садах России уже начался процесс обновления предметно-развивающей среды, однако педагогиче­ским работникам не хватало конкретных ориентиров для этой но­вой для них деятельности. Именно поэтому Министерством обра­зования РФ был сформирован заказ и впервые создан творческий коллектив ученых - представителей разных профессий: психологов, дизайнеров, архитекторов (В.А.Петровский, Л. П. Стрелкова, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина и др.) с целью разработки Концеп­ции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду. В разработанной Концепции опреде­лены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. В современном детском саду эти принципы могут осуществляться (и уже осуществляются) лишь частично. Для более полной их реа­лизации потребуются инновационное архитектурное проектирова­ние, новый дизайн, промышленная продукция (оборудование, ме­бель, игрушки и др.) нового поколения.

Рассмотрим эти принципы.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первооче­редное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей - установление контакта между ними. Установ­лению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок - «снизу». Такая позиция воспи­тателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога - партнерская. Ее мож­но обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции - обще­ния с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при ко­торых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель».

Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществле­ния контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфорт­ности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка по­мещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно уда­ленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

2. Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предмет­ного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимо­действия - творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия - легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Одна из стен может стать «рисовальной стеной творчества». На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломасте­рами, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Для самых маленьких детей (2-4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помо­щью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразо­вываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т.д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразо­вывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мел­кой моторики.

Важнейшим условием эмоционального самочувствия и на­строения детей является освещение. Оно должно быть разнооб­разным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми свето-цветового дизайна.

Гигиенические комнаты используются не только для реализа­ции режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей -взрослой» жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание ку­кол, другие игры с водой).

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соот­ветствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разно­образных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использо­вание помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).

Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемо­сти, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержа­нием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисо­ваны «загадочные растения» и пр.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Этот принцип тесно связан с предыдущим принципом стабильности-динамичности и более широко раскрывает именно динамич­ность. Он более подробно раскрыт в предыдущих параграфах.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными ви­дами деятельности, не мешая друг другу.

В детском саду должны быть следующие функциональные по­мещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; му­зыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, иг­рами, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др.

Устройство этих помещений должно создавать разный эмоцио­нальный настрой, т.е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т.д. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы, не только твор­чески строить, но и разбирать построенное, видеть не только пре­красное, но и безобразное.

Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участ­ка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное обору­дование - ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т.п.

5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортно­сти и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать ра­дость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебе­лью и другими элементами, способствующими отдыху. Жела­тельно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», ку­да имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелегкой про­фессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмо­циональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие.

Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено лич­ное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фото­графии его семьи и т.д.).

Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Этому способствует нали­чие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспониро­вания детских работ, в котором отводится место каждому вос­питаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т.п.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», свое­образного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, аб­страктных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерь­ере не громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансио­натов и т.д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абст­рактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку пред­ставление об основах графического языка и о различных куль­турах - восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реали­стическом, абстрактном, комическом и т.п. Тогда дети (с помо­щью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая на­чала специфики разных жанров.

7. Принцип открытости - закрытости. Этот принцип представ­лен в нескольких аспектах.

Открытость Природе - такое построение среды, которое спо­собствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» - маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями - де­ревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с деть­ми домашних животных - кошек, собак, за которыми дети уха­живают.

Открытость Культуре - присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

Открытость Обществу - обстановка детского сада соответству­ет сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделе­ны родители.

Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ре­бенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуаль­ной комфортности и эмоционального благополучия).

8. Принцип учета половых и возрастных различии детей. Пред­полагает построение среды с учетом половых различий, предос­тавление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе этало­нами мужественности и женственности.

Кроме того, при построении среды необходимо учитывать воз­растные особенности детей при реализации каждого из принципов, раскрытых в предыдущих разделах настоящего параграфа.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1718. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия