ПОСТРЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ: КОНФЕССИОНАЛИЗМ И СХОЛАСТИКА
По-видимому, к общим правилам истории можно отнести следующее: за периодами творческого расцвета обычно следуют периоды застоя. Не составляет исключения и Реформация. Возможно из-за желания сохранить мировоззрение Реформации, постреформационный период стал свидетелем развития схоластического подхода к богословию. Зародилось явление, называемое " конфессионализмом", которое характеризовалось заботой о доктринальной чистоте. Новый акцент стал делаться на " исповеданиях веры" - то есть вероисповедальных заявлениях, таких как лютеранское " Аугсбургское исповедание" 1530 года. Возникли новые трения внутри протестантизма, особенно между последователями Лютера и Кальвина, поскольку каждая группа стремилась оправдать свою конкретную позицию. Термин " вера" все больше понимался как " набор верований", а не как " личное упование на Бога". Над динамичной верой реформаторов нависла угроза превращения в косную ортодоксальность. Благодаря систематическому изложению христианского богословия, взгляды реформаторов были кодифицированы и увековечены. В период после смерти Жана Кальвина сильно возрос интерес к методу - то есть к системе организации и последовательности изложения идей. Реформатские богословы оказались вынужденными отстаивать свои идеи как против лютеранских, так и против римско-католических оппонентов. Аристотелианство, к которому Кальвин относился с определенной степенью подозрения, стало восприниматься как союзник. Становилось все более важным доказывать внутреннюю связность и последовательность кальвинизма. В результате многие кальвинистские авторы стали обращаться к Аристотелю в надежде найти в его произведениях намеки на то, как поставить их богословие на более прочное рациональное основание. Можно отметить четыре характеристики нового направления, возникшего в результате этого нового подхода к богословию. 1. Человеческому разуму была отведена главная роль в исследовании и защите положений христианского богословия. 2. Христианское богословие было представлено как логически последовательная и рационально доказуемая система, выводимая из силлогистических умозаключений, основанных на известных аксиомах. Иными словами, богословие начиналось с основополагающих принципов, из которых выводились его доктрины. 3. Считалось, что богословие основано на аристотелианской философии, и в частности, на аристотелевских взглядах на природу метода; позднереформатских авторов скорее можно назвать философскими, а небиблейскими богословами. 4. Богословие стало ориентироваться на метафизические и умозрительные вопросы, в частности, связанные с природой Бога, волей Божьей по отношению к человечеству и творению и, прежде всего, с доктриной предопределения. Таким образом, исходной точкой богословия стали общие принципы, а не конкретное историческое событие. Контраст с Кальвином совершенно очевиден. С точки зрения Кальвина богословие основывалось и исходило из факта жизни Иисуса Христа, засвидетельствованного Писанием. Однако, в позднем кальвинизме общие принципы заняли место, прежде отводимое Христу. Чрезвычайно важной в этой связи представляется политическая ситуация в Европе, и особенно в Германии, во второй половине шестнадцатого века. В 1550-е годы лютеранство и католичество прочно закрепились в различных областях Германии. Образовалась религиозная патовая ситуация, при которой дальнейшая экспансия лютеранства в римско-католические регионы стала уже невозможной. Поэтому, лютеранские авторы сосредоточились на защите лютеранства на академическом уровне посредством доказательства его внутренней последовательности и верности Священному Писанию. Им казалось, что показав интеллектуальную респектабельность лютеранства, они сделают его более привлекательным для католиков, не удовлетворенных своей собственной системой верований. Однако, дело обернулось иначе. Римско-католические авторы откликнулись все более сложными работами по систематическому богословию, основанными на произведениях Фомы Аквинского. Общество Иисуса (основанное в 1534 г.) стремительно утверждалось как главная интеллектуальная сила римско-католической церкви. Его ведущие авторы, такие как Роберто Беллармин и Франциско де Суарес, внесли свой вклад в интеллектуальную защиту католичества. В 1560-1570-е годы, когда кальвинизм стал вторгаться в прежде лютеранские территории, ситуация в Германии еще более усложнилась. В одной и той же местности утвердились три крупные христианские вероисповедания: лютеранство, кальвинизм и католичество. Все три предпринимали решительные шаги по самоопределению. Лютеране вынуждены были объяснять, в чем они отличаются от кальвинистов с одной стороны, и от католиков - с другой. Доктрины оказались наиболее надежным способом определения и объяснения этих различий: " Мы верим в это, а они верят в то". Период 1559-1662 гг., характеризуемый усилением акцента на доктринах, обычно называется " периодом ортодоксальности". По мере того, как в протестантских и римско-католических богословских кругах возникало стремление доказать рациональность и утонченность своих систем, как в одних, так и в других начала образовываться новая форма схоластики. Лютеранство и кальвинизм были во многом похожи. Оба течения называли себя евангельскими и отвергали более или менее те же центральные аспекты средневекового католичества. Однако, их необходимо было отличать друг от друга. По большинству доктринальных вопросов между лютеранами и кальвинистами существовало широкое согласие. Однако, существовал один вопрос, по которому они радикально отличались: доктрина предопределения. Акцент, который делался на доктрине предопределения кальвинистами в период 1559-1662 гг. частично отражает тот факт, что эта доктрина наиболее четко отличала их от их лютеранских коллег. Важность этого вопроса можно понять, сравнив ситуацию в Германии с ситуацией в Англии. Английская Реформация XVI в. при Генрихе VIII (1509-1547 гг.) имела мало общего с ее немецким эквивалентом. В Германии велась долгая и упорная борьба между лютеранством и католичеством за влияние в спорных регионах. В Англии Генрих VIII просто провозгласил, что в его королевстве будет всего одна официальная церковь. По королевскому указу, в Англии должна была существовать лишь одна христианская церковь. Английской реформированной церкви не нужно было определять свое отношение к другим христианским церквам в одной и той же местности. Обстановка, в которой зарождалась английская Реформация, не требовала какого-либо доктринального самовыражения, поскольку Церковь в Англии в социальном отношении занимала такое же место после Реформации, как и до нее, независимо от каких бы то ни было политических изменений. Этим ни в коей мере не подразумевается, что в период Реформации в Англии не проходили богословские споры; имеется в виду лишь то, что они не имели решающего значения. Они не считались определяющими. Лютеранская церковь в Германии была вынуждена определять и отстаивать свое существование и границы с помощью доктрин, поскольку она оторвалась от средневековой католической церкви. Эта церковь продолжала существовать вокруг лютеранских областей, вынуждая лютеранство отстаивать свое существование. Церковь, основанная Генрихом VIII в Англии, однако, считала себя правопреемницей средневекового католичества. Английская церковь была достаточно хорошо определена как социальная единица, чтобы требовалось дальнейшее ее определение на доктринальном уровне. При Елизавете I ситуация в Англии во многом оставалась такой же. В " Уложении Елизаветы" (1559 г.) определялось, что в Англии должна существовать лишь одна христианская церковь: англиканская, которая сохранила монополию предреформационной церкви, заменив ее церковью, которая признавала королевскую, а не папскую власть. Католичество, лютеранство и кальвинизм - три христианские церкви, боровшиеся за господство на европейском континенте - не должны были существовать в Англии вообще. Поэтому не существовало какой-либо особой причины англиканской церкви волноваться из-за доктринальных вопросов. Королева Елизавета обеспечила ей в Англии отсутствие соперниц. Одним из предназначений доктрин служит разделение, между тем как в Англии не существовало ничего, от чего англиканская церковь должна была бы отделяться. Англия оказалась изолированной от тех факторов, которые делали доктрины столь важной на европейском континенте в период Реформации и непосредственно после него. Следующие две тенденции, скорее всего, имеют особое значение для указанного периода. 1. Новый интерес к методу. Такие реформаторы, как Лютер и Кальвин проявляли мало интереса к вопросам метода. Для них, христианское богословие представлялось, в первую очередь, связанным с толкованием Священного Писания. Действительно, " Наставления" Жана Кальвина можно считать работой по " библейскому богословию", сводящей основные идеи Писания в упорядоченное изложение. Однако, в произведениях Теодора Безы, преемника Кальвина на посту директора Женевской академии (учебного заведения, готовящего реформатских пасторов для всей Европы), проявляется новый интерес к вопросам метода. Логичность расположения материала и обоснованность исходных принципов приобретают первостепенное значение. Проявление этой тенденции представляется наиболее очевидным в том, как Теодор Беза рассматривал доктрину предопределения, о чем будет сказано ниже. 2. Развитие работ по систематическому богословию. Возрождение в лютеранских, кальвинистских и римско-католических кругах привело к появлению солидных работ по систематическому богословию, во многом сравнимых с работой Фомы Аквинского " Summa Theologia ". Целью этих работ было утонченное и всеобъемлющее изложение христианского богословия, доказательство силы своей позиции и слабости позиций оппонентов. Следует упомянуть следующих авторов, как имеющих особое значение для данного периода. 1. Теодор Беза (1519-1605 гг.), видный кальвинистский автор, с1559 по 1599 гг. - профессор богословия Женевской академии. Его трехтомный труд " Tractationes theologicae " (" Богословские трактаты", 1570-1582 гг.) представляет собой последовательное описание основных элементов реформатского богословия с использованием аристотелевской логики. Результатом явилось тщательно аргументированное и рационально обоснованное изложение кальвинистского богословия, в котором проясняются некоторые его туманные вопросы (связанные главным образом с доктринами предопределения и искупления). Некоторые авторы высказывают предположение, что озабоченность Безы логической ясностью приводит его к неверному толкованию учения Кальвина по целому ряду жизненно важных вопросов; другие утверждают, что Беза лишь разгладил богословие Кальвина, отшлифовав некоторые шероховатости его учения. 2. Иоганн Герхард (1582-1637 гг.), лютеранский автор, в 1616 г.был назначен профессором богословия в Йене, где и трудился до конца своей преподавательской карьеры. Герхард признавал необходимость систематического изложения лютеранского богословия перед лицом сильной кальвинистской оппозиции. Основная форма лютеранских работ по систематическому богословию была задана в 1521 г., когда Филипп Меланхтон опубликовал первое издание своих " Loci communes " (" Общие места"), в которых предметы были расположены скорее тематически, чем систематически. Герхард продолжил эту традицию, однако, почувствовал себя вправе в большей степени опереться на аристотелевские работы по логике. Его " Loci communes theologici " (" Богословские общие места") в течение долгих лет считались классикой лютеранского богословия. 3. Роберта Беллармин (1542-1621 гг.), римско-католический автор, в 1560 г. вступил в Общество Иисуса, а впоследствии, в 1576 г. стал профессором полемического богословия в Риме. Он занимал эту должность до 1599 г., когда был назначен кардиналом. Наиболее значительной его работой считается " Disputationes de controversiis Christianae fidei " (" Рассуждения о спорах относительно христианской веры", 1586-1593 гг.), в которой он настойчиво доказывал рациональность католического богословия перед лицом протестантских (лютеранских и кальвинистских) критиков. Один влиятельный элемент реформатского крыла церкви требует особого рассмотрения. Это движение, известное как пуританство, зародилось в конце XVI и начале XV11 вв. в Англии и широко основывалось на богословском наследии Кальвина и Безы, проявляя в то же время значительную степень пасторской заботы и преданности. Термин " пуританский" вскоре стал оскорбительным; современный популярный стереотип этого движения представляет его блеклым и скучным морализмом. Однако, по мере того, как наука выявляет религиозный динамизм и широкое влияние этого движения, особенно в Северной Америке в XVII веке, этот стереотип постепенно отбрасывается. Среди ведущих английских представителей этого движения следует назвать Ричарда Бакстера (1615- 1691 гг.) и Джона Оуэна (1616-1683 гг.). В их произведениях виден острый интерес к отношениям между верой и опытом, предвосхищая некоторые позиции, позднее проявившееся в пиетизме, особенно, в пастырских аспектах христианской жизни. Работа Бакстера " Реформатский пастор" (1656 г.) до сих пор остается классической в своем роде.
|