Термин " Реформация" имеет несколько значений, и, поэтому, полезно провести разграничение между ними. В этом определении могут присутствовать четыре элемента, каждый из которых будет кратко рассмотрен ниже: лютеранство; реформатская церковь, часто называемая " кальвинизмом"; " радикальная Реформация", до сих пор часто называемая " анабаптизмом"; и " Контрреформация" или " католическая Реформация". В самом широком смысле, термин " Реформация" используется по отношению ко всем четырем движениям. Этот термин также часто используется в более ограниченном смысле, обозначая " протестантскую Реформацию", исключая Реформацию католическую. В этом смысле он обозначает три вышеуказанные протестантские движения. Во многих научных работах, однако, термин " Реформация" используется в отношении так называемой " магистерской Реформации" или " Реформации основного течения" - то есть связанной с лютеранской и реформатской церквами, включая англиканство и исключая анабаптистов.
Необычная фраза " магистерская Реформация" требует некоторых пояснений. Фраза привлекает внимание к отношениям, которые сложились у реформаторов основного течения со светскими властями, например князьями, магистратами или городскими советами. В то время как радикальные реформаторы считали, что эта власть не должна иметь авторитета в Церкви, реформаторы основного течения утверждали, что Церковь, по крайней мере в некоторой степени, подвластна светским органам власти. Магистрат имел право авторитета в Церкви, точно так же как Церковь могла полагаться на авторитет магистрата в поддержании дисциплины, подавлении ереси и сохранении порядка. Фраза " магистерская Реформация" призвана привлечь внимание к близкой связи между светской властью и Церковью, которая находилась в центре реформационной деятельности таких авторов, как Мартин Лютер и Мартин Букер. В ходе чтения книг по христианскому богословию можно столкнуться со всеми тремя значениями термина " Реформация". Термин " магистерская Реформация" в настоящее время все больше используется по отношению к первым двум аспектам (то есть " лютеранство" и " реформатская церковь"), а термин " радикальная Ре* формация" - по отношению к третьему аспекту (" анабаптизм").
Термин " протестант" требует некоторых комментариев. Он возник после рейхстага в Шпейере (февраль 1529 г.), который проголосовал за прекращение терпимости к лютеранству в Германии. В апреле того же года шесть немецких князей и четырнадцать городов протестовали против этого шага, отстаивая свободу совести и права религиозных меньшинств. Термин " протестант" происходит от этого протеста. Поэтому, не совсем правильно употреблять этот термин по отношению к конкретным людям до апреля 1529 г., или говорить о событиях, произошедших до этого времени как о " протестантской Реформации". Термин " евангелический" часто употребляется применительно к реформационным кругам Виттенберга и других мест (например Франции или Швейцарии) до этой даты. Хотя термин " протестантский" часто используется по отношению к этому раннему периоду, такое употребление можно назвать в строгом смысле этого слова, анахронизмом.