Благодать
Как было отмечено выше (см. раздел " Природа греха" в данной главе), Августин исследовал природу благодати, используя несколько образов. В данном контексте можно вспомнить два из них. Во-первых, благодать понимается как освобождающая сила, освобождающая человеческую природу от уз греха, которые человечество само навлекло на себя. Для описания свободной воли, которая находится под столь сильным влиянием греха, Августин использовал термин " плененная свободная воля" (liberum arbitrium captivatum) и утверждал, что благодать способна освободить человеческую волю от этой греховной склонности, чтобы получилась " освобожденная свободная воля" (liberum arbitrium liberatum). Возвращаясь к аналогии с весами, можно сказать, что благодать снимает гири, склоняющие весы в сторону зла, и позволяет нам правильно взвесить решение в пользу Бога. Так, Августин смог утверждать, что благодать, далеко не отменяет или ущемляет человеческую свободную волю, а наоборот, фактически устанавливает ее. Во-вторых, благодать понимается как исцелительница человеческой природы. Одной из любимых аналогий Августина для Церкви является больница, наполненная больными людьми. Христиане - это те, кто признают, что они больны и ищут помощи врача, чтобы исцелиться. Так, Августин обращается к притче о добром самаритянине (Лк. 10.30-34), указывая, что человеческая природа похожа на больного, оставленного умирать у дороги, однако, спасенного и исцеленного самаритянином (который, по мнению Августина, представляет Христа). На основании подобных иллюстраций, Августин утверждает, что человеческая воля больна и нуждается в лечении. Исследуя функции благодати, Августин развивает три основные понятия, которые оказали большое влияние на западное богословие. Этими тремя категориями являются: 1. Предшествующая благодать. Латинский термин " preveniens " дословно означает " предшествующий"; говоря о " предшествующей благодати", Августин отстаивает свою характерную позицию, что благодать Божья активно действует в человеческой жизни еще до обращения. Благодать " предшествует" человеку, подготавливая человеческую волю к обращению. Августин подчеркивает, что благодать не начинает действовать в человеческой жизни только после обращения; к обращению ведет процесс подготовки, в ходе которого действует предшествующая благодать Божья. 2. Действующая благодать. Августин подчеркивает, что Бог производит обращение грешников без какой-либо помощи с их стороны. Обращение является исключительно божественным процессом, в котором Бог действует на грешника. Термин " действующая благодать" используется для обозначения того, как предшествующая благодать, в отличие от помогающей благодати, не полагается на помощь людей. 3. Помогающая благодать. Достигнув обращения грешника, Бог теперь сотрудничает с обновленной человеческой волей, чтобы достичь возрождения и роста в святости. Освободив человеческую волю от уз греха, Бог может сотрудничать с этой освобожденной волей. Августин использует термин " помогающая воля" для обозначения того, как благодать действует в человеческой природе после обращения. Богословы раннего средневековья в целом соглашались с тем, что " благодать" является сокращенным термином для обозначения милости или щедрости Бога. Однако, растущая необходимость систематизации привела к выработке более точного терминологического аппарата благодати. Наиболее важное изложение средневекового понимания природы и целей благодати содержится у Фомы Аквинского. Хотя Аквинат с большим уважением относился к тому, как анализировал благодать Августин, совершенно ясно, что он испытывал большие опасения относительно жизнеспособности этого анализа, он приводил следующее фундаментальное разграничение между двумя типами благодати: 1. Действительная благодать (часто обозначаемая латинской фразой " gratia gratis data ", или " безвозмездно даваемая благодать").Фома Аквинский понимает под этим ряд божественных действий или влияний на человеческую природу. 2. Сотворенная благодать (часто обозначаемая латинской фразой" gratia gratis faciens ", или " благодать, делающая угодным"). Аквинат понимал под этим сотворенные ризы благодати в человеческой душе. Это понятие достаточно сложно и требует дальнейших пояснений. Фома Аквинский утверждает, что между человеком и Богом существует громадная бездна. Бог не может установить непосредственное присутствие в человеческой природе. Вместо этого, устанавливается промежуточная ступень, в которой человеческая душа подготавливается, чтобы принять Бога. Это постоянное изменение человеческой души называется " ризами благодати", где термин " ризы" означает " что-то постоянное". Таким образом, сотворенная благодать является " чем-то сверхъестественным в душе". Аквинат считает это изменение в человеческой природе основанием для человеческого оправдания. В человеческой природе произошло что-то, что делает ее приемлемой для Бога. В то время как реформаторы считали, что основанием оправдания является милостивая благосклонность Божья, по которой грешники допускаются в божественное присутствие, Аквинат высказывался за необходимость наличия в процессе допущения в присутствие Божье посредника - риз благодати или " сотворенной благодати". В период позднего средневековья идея о " сотворенной благодати" была подвергнута суровой критике. Вильям Оккам, вооруженный своим " лезвием", стремился исключить все излишние гипотезы из каждой области богословия. Ему казалось, что ризы благодати были совершенно излишни. Бог был вполне в состоянии принять грешника непосредственно, без какой-либо промежуточной стадии или промежуточной сущности. Принцип " Бог может непосредственно сделать то, что иначе могло быть сделано лишь опосредовано" привел Оккама к вопросу о необходимости сотворенной благодати. Его довод был столь убедительным, что к концу пятнадцатого века это понятие стало широко считаться дискредитированным. Благодать все больше стала пониматься как " милостивая благосклонность Божья" — то есть, божественное отношение, а не какая-то субстанция.
|