Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания
Главное произведение Локка " Опыт о человеческом разумении" показалось Лейбницу столь проблематичным и вместе с тем интересным, что он написал книгу со сходной структурой " Но-пые опыты о человеческом разумении". Лейбниц вел (заочно) острую дискуссию с Локком по вопросам теории познания. Эта дискуссия представляет интерес и для нас. Локк критикует теорию врожденных идей Декарта. Сознание новорожденного — это " чистая доска", оно наполняется содер- жанием благодаря в первую очередь ощущениям. На основе чувственного опыта образуется внутренний опыт человека. Способы наблюдения за внутренним опытом Локк называет рефлексией. Опыт, по Локку, есть совокупность идей, под которыми он понимал чувственные впечатления, представления, понятия различного рода, например волевые, акты души. Исходным, первым, является чувственное знание, где выделяются первичные и вторичные качества. Первые — протяженность и фигура — существуют в вещах реально, а вторые — цвет, запах, вкус и т.д.— присущи субъекту, а не внешним для него вещам. Умственная активность субъекта позволяет ему соединять, проводить обобщения простых идей, в результате получаются самые разнообразные сложные идеи. Для развитой Локком теории познания характерен эмпиризм (" все из опыта") и сенсуализм (т.е. все формы познания сводятся в конечном счете к чувствам). Малосведущим в философии людям концепция Локка обычно представляется ясной и очевидной. Между тем, как учили великие философы, за кажущимся очевидным, как правило, скрываются самые сложные проблемы. Применительно к Локку на это указывал Лейбниц. Формулу сенсуализма " нет ничего в интеллекте, чего бы не было раньше в чувстве" Лейбниц опровергает добавлением: " кроме самого интеллекта". Сознание новорожденного — это не " чистая доска", не " пустое помещение", а — речь идет об образе — глыба мрамора с прожилками, которые намечают фигуру будущей статуи. Из чувств нельзя вывести интеллект, рациональное мышление. Лейбниц — рационалист, он не против эмпиризма, но стремится осмыслить эмпирические данные на основе абстрактного мышления (способность человека к которому и есть " прожилки"). Комментарий к идеям Локка и Лейбница мог бы занять сотни страниц. Для нас важно, что оба мыслителя пытаются разрешить сложнейшие философские проблемы, например выяснить характер взаимоотношений между чувствами и понятиями. Локк редуцирует, сводит понятия к чувствам, Лейбниц чувства понимает как проявление духовности субъекта. Оба поступают сходным образом: для начала чувства и понятийные формы мышления противопоставляются друг другу, а затем это противопоставление полностью преодолевается, одно начинает доминировать над другим. Так рассуждали гении XVII века. В заключение данной главы перечислим основные идеи философии XVII в., начала эпохи Нового времени.
Глава 1.5. Европейская философия XVIII в. 1. Принцип автономного мыслящего субъекта. 2. Принцип методического сомнения. 3. Индуктивно-эмпирический метод. 4. Рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию. 5. Гипотетико-дедуктивное построение научной теории. 6. Выработка нового юридического мировоззрения. Обоснование и защита прав гражданина и человека.
|