Мы рассмотрели два главных философских направления философии XVIII в., эпохи Просвещения. Одно сложилось во Франции, другое — в Германии. Эти два направления часто излишне резко противопоставляют друг другу. Для этого нет достаточных оснований: у сравниваемых философских направлений есть много как различного, так и общего, что видно из приведенной ниже таблицы.
Французские материалисты добились успехов в объяснении природных явлений, выработали в противовес теологическому
Часть 1. История философии
|
Философский вопрос
| Ответ французских философов
| Ответ немецких философов
|
Каков исходный пункт
| Человек разумный
| Человек разумный
|
философствования?
|
|
|
Что значит быть
| Следовать естественному
| Жить в соответствии с
|
разумным?
| порядку, природе, ибо
| разумом, который
|
| именно она порождает
| автономен от природы
|
| различных людей
|
|
Отличаются ли законы
| Нет, не отличаются в
| Да, ибо законы природы
|
природы от законов
| том смысле, что законы
| непереводимы в законы
|
разума?
| природы переходят в
| разума
|
| законы разума
|
|
Чем является
| Искусством жить в
| Искусством жить в
|
философия в первую
| соответствии с законами
| соответствии с законами
|
очередь?
| разума
| разума
|
Является ли философия
| Да, является
| Да, является
|
основанием всех наук?
|
|
|
Как понимается суть
| Как теоретико-
| Как априорный
|
теории познания?
| познавательный
| схзматиам (Кант) или
|
| сенсуализм
| наукоучение (Фихте)
|
В чем заключается
| В недостатке морального
| В недостатке морального
|
главная причина неудач
| сознания (Руссо)
| сознания (Кант)
|
человека?
|
|
|
Свободен ли человек в
| Нет, ибо он включен б
| Да, ибо он сам
|
своих действиях?
| систему необходимых
| устанавливает себе свои
|
| связей
| ценности
|
Совместимы ли религия
| Нет, не совместимы.
| Да. совместимы, ибо
|
и мораль?
| Совместимы атеизм и
| религия есть форма
|
| мораль
| морали
|
Является ли революция
| Да, является
| Нет, не является (Кант,
|
необходимостью для
|
| поздний Фихте)
|
торжества дела
|
|
|
просвещения?
|
|
|
юридическое мировоззрение, идеологически подготовили Великую французскую революцию, проанализировали природу социально-политических, этических и педагогических явлений. Соответственно Кант и Фихте существенно продвинули вперед понимание человека, его самосознания, активности, свободы и творческой деятельности.
Как видим, каждое из двух основных философских направлений XVIII в. имеет свои достоинства, которые дополняют друг друга. Их желательно было бы обобщить, синтезировать. Эта задача решается уже за пределами XVIII в., на новых этапах развития философии.
Глава 1.6