Отмена старых политических видов правоспособности. Колонат
§ 347. Отмена старых политических видов правоспособности. Формально и в настоящем периоде продолжает существовать различие между cives, latini и peregrini. Но реального значения это различие не имело почти никакого. Уже в прошлом периоде latini coloniarii исчезли; остались только latini Juniani (§ 300). Dediticii тоже остались, но не как политическая категория, а как весьма незначительный разряд бывших штрафованных рабов (§ 195). Наконец, peregrini после того, как Каракалла даровал право римского гражданства всему населению империи его времени, также не могли быть многочисленны; а главное, по своей правоспособности они постепенно все менее и менее отличаются от граждан, потому что jus gentium все более захватывает область гражданского права, а узкое национальное jus civile, не перешедшее в общенародное право, все более теряет свое практическое значение и перестает применяться к жизни. Вследствие этого различие между гражданами и негражданами в области гражданского права теряет практическое значение. Еще менее значения сохранило это различие в области государственного права ввиду того, что граждане империи никаких политических прав не имели. При императоре Юстиниане это положение было упрощено и с формальной стороны, потому что Юстиниан совершенно уничтожил разряды dediticii и latini Juniani, постановив, что отпускаемый на волю, если при отпущении соблюдены все требуемые законом условия, должен сделаться римским гражданином, если же не соблюдены, должен оставаться рабом*(1149). Таким образом, со времени Юстиниана многовековой исторический процесс, которому подвергалось римское право, привел это последнее по вопросу о правоспособности к следующему простому правилу: все население империи состоит из граждан и рабов. Однако рядом с выработкой этого простого правила в праве, с самого начала 5-го периода в общественных слоях происходят такие перемены, которые снова отражаются в праве появлением новых правил, нарушающих вышеуказанную простоту. Так, распространение христианства и признание его государственной религией влечет за собой ограничение правоспособности тех лиц, которые принадлежали к иным исповеданиям, каковы, например, евреи, язычники. Но еще важнее для правоспособности было стремление правительства обратить свободный прежде выбор занятий в наследственно необходимый. Так, например, дети солдат должны были поступать в солдаты; дети лиц, занимавшихся перевозкой хлеба на судах, должны были также посвящать себя этой профессии и т.д. Это стремление правительства относилось только к низшим классам, именно к тем, услуги которых были ему необходимы для удовлетворения государственных потребностей, каковы, например, пополнение армии, снабжение столиц хлебом и т.д. Такое закрепощение людей за известным занятием само по себе уже составляло ограничение правоспособности. Но оно могло влечь за собой и более широкое ограничение. Так случилось с классом земледельцев, известных под именем coloni. § 348. Колонат. Юридическое положение колонов вкратце можно описать следующим образом. Колон был земледелец, прикрепленный навсегда, со своим потомством, к определенному участку на земле известного собственника. Ни колон, ни его потомки не могли покинуть этого участка*(1150). Но зато и собственник не мог его отнять у колона, не мог, например, продать его участок, а его самого перевести к себе на другой участок или землю удержать, а его самого продать. Он мог отчуждать колона только вместе с его землей*(1151). Но кроме этого важного ограничения свободы передвижения и занятий, личные права колонов были ограничены и в некоторых других отношениях; например, хозяин мог подвергнуть легкому телесному наказанию колона, который без его разрешения женился на женщине из свободных классов, так как жена и дети от нее не обращались в колонов; колон не мог предъявлять гражданских исков к своему хозяину*(1152). Имущественные права колона также были стеснены. Правда, у него могло быть свое собственное имущество*(1153) не только движимое, но и земля: помимо того участка, к которому он был прикреплен, он мог приобретать землю и на свое имя*(1154). Однако он не мог без согласия своего хозяина отчуждать это имущество*(1155). Обязанности колона относились к хозяину земли и к государству. Хозяину он должен был ежегодно платить оброк или натурой, т.е. продуктами его земли, или деньгами, сообразно с установившимся обычаем и характером хозяйства колона*(1156). Хозяин не может увеличивать обычный размер оброка. В случае нарушения этого запрета колону дозволяется, в виде исключения, предъявить к хозяину гражданский иск для низведения оброка к надлежащим размерам*(1157). Государству колон обязан был платить поголовную подать, которую взыскивал с него и вносил в казну хозяин земли*(1158). Устанавливался колонат, т.е. человек становился колоном главным образом вследствие рождения от родителей-колонов, ибо кто родился от колонов, тот был связан с той же землей, к которой были прикреплены его родители. Поэтому колоны часто называются originarii или originates*(1159). История колоната до сих пор еще не разъяснена. Существует много гипотез, пытающихся объяснить происхождение его в римском праве. Одни думают, что отношение это существовало уже в тех государствах, которые были обращены в римские провинции; другие, что римляне впервые изобрели это положение для тех варваров, которых они поселяли на границах своей территории. Более правдоподобно предположение, что колонат возник не вследствие вышеуказанных внешних и случайных причин, а вследствие процесса, происходившего внутри Римского государства и захватившего многочисленные стороны тогдашней жизни: какие-то однородные причины вели к закрепощению целых классов людей за известными занятиями. Наследственное сословие крепостных крестьян было только одним из многих сословий, возникших в течение 5-го периода. Мы уже видели выше, что рядом с ним существовало сословие солдат, куриалов (т.е. членов городских советов), судовладельцев, горнорабочих. Только высшие классы сохранили свободу в выборе занятий. Причины этого явления до сих пор не выяснены.
|