Философия истории
Учебное пособие Редактор З. Н. Осадченко Корректор О.В. Мехоношина Художественный редактор Е. Ю. Молчанов Компьютерная верстка И. В. Клименко Оформление переплета А. Л.Бондаренко Изд. лиц. № 066160 от 02.11.98. Подписано в печать 26.02.99. Гарнитура Освальд. Формат 60 * 90 1/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 27. Тираж 5000 экз. Заказ № 517 УИЦ «Гардарики» 107120, Москва, Мельницкий пер., д. 8/1 Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных депозитов в ОАО «Можайский полиграфкомбинат» 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93 [1] Бердяев Н.А. Смысл истории.М., 1990.С.23. [2] Лаплас П С. (1749—1827) — французский ученый, один из корифеев классической науки, распространивший закономерности, проявленные в уравнениях Ньютона, на всю Вселенную, превращенную таким образом в жестко детерминированную механическую систему. [3] Февр Л. Бои за историю.М., 1991.С.37. [4] По некоторым данным, около 65% всей российской экономики контролируется теневым капиталом [5] Успенский Ф.И. История Византийской империи. М., 1996. С. 31. [6] Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998. С. 175. [7] Бердяев НА О назначении человека М., 1993 С. 308 [8] 1Фурсов А.И. Возникновение капитализма и европейская цивилизация… // Социологические исследования 1990 № 10. С. 27. [9] Ellul J, Trahison de L’Occident Paris 1976. [10] В нашей литературе по глобальным проблемам с таких позиций выступал в частности ЕТ Фадеев- «...коль скоро данная природой среда не устраивает людей, надо найти средства и способы соответствующих преобразований..., сначала каких-то фрагментов, а затем и всего нашего земного природного окружения» (Марксизм-ленинизм и глобальные проблемы современности. Вып. 1. М., 1984. С. 255). [11] См. об этом: Кутарев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород, 1994. [12] Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. [13] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса / Пер. с анг. М: Прогресс, 1988. [14] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.. ИНИОН, 1991 С. 115—116. [15] Шлезингер А. Циклы американской истории. М.: Прогресс, 1992. [16] Веll D. Тhе сulturа1 contradictions of capitalism //Capitalism today N.Y., 1971. [17] Неклесса А.И. Постсовременный мир в новой системе координат // Восток 1997. № 2. С. 42. [18] Attali J.Ligues d’horizon. Paris, 1990. [19] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Наука, 1996. С. 52. [20] Честертон Г. К. Вечный человек М. Политиздат, 1991. С. 122. [21] Васильев Л.С. Что такое «азиатский» способ производства? // Народы Азии и Африки. 1988. № 3. С. 68. [22] Валлерстайн И. Социальное изменение вечно ? Ничто никогда не меняется ? // Социс. 1997. № 1. С. 9. [23] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: ИНИОН, 1991. С. 115. [24] Benoist A. Europe, Tiers-monde, meme combat. Paris, 1987 Р. 34. [25] Нидам Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе // Наука о науке / Пер. с англ. М.: Наука, 1996. С. 169. [26] Трубецкой Н. История Культура. Язык.М.: Прогресс, 1995. С. 97. [27] Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 40.С. 5. [28] ГегельГ.В.Ф. Соч. Т. 8. М.; Л., 1935. С.87. [29] Тоиrain А. Produktion de la societe. Paris, 1973. Р. 12. [30] Ibid. P.60-61. [31] Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.С. 515—516. [32] Гадамер X. Истина и метод.М.: Наука, 1988. С. 419. [33] Там же. С. 425. [34] Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М.: Наука, 1990. С. 289. [35] Там же.С. 311—312. [36] См.: Fourastie J/ Lettre ouvert a quatre milliards d’hommes. Paris, 1970. [37] Так называемая «Революция среднего класса» была провозглашена теоретиками «диффузии собственности» связывающими со средним классом преодоления роковой политической поляризации [38] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 44. [39] Никого не должна обмануть стилизованная «восьмерка» — приглашение России на декоративную роль участника с совещательным голосом после того, как серьезные решения уже приняты. Назначение этого фарса — помочь компрадорскому режиму спасти лицо и снизить накал национального негодования в России. [40] Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: УМСА-РRESS. 1969. С. 121. [41] Тиллих П. История и Царство Божие. // Философия истории. Антология. М.: Аспект. Пресс. 1994. С.246 [42] Бердяев Н. Смысл истории. М.: УМСА-PRESS, 1969. С. 116. [43] Цит. по: Философия истории. Антология. М.: Аспект-Пресс, 1994. С. 267 [44] Бердяев Н Указ соч С 37 [45] Бердяев Н. Указ соч. С. 109. [46] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23- С. 660. [47] Досон К. Христианский взгляд на историю // Философия истории. Антология М.: Аспект-Пресс, 1994. С. 251. [48] Досон К Христианский взгляд на историю // Философия истории Антология М Аспект Пресс 1994 С 251 [49] Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т. 1. М„ 1989. С. 418. [50] Там же. С. 419. [51] Там же. С. 253. [52] Васильчук Ю.А. Переход ко второму этапу НТР... // Рабочий класс и современный мир. 1988 № 3. С. 67. [53] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 121. .[54] Несомненную связь геноцида с модерном убедительно раскрыли «новые Философы» во Франции, а также постмодернистские теоретики: на Западе — З. Бауман, у нас — Б. Гройс. См.: Gluksmann F. La Cuisiniere et le mangeur d’hommes. Paris, 1975; Bauman Z. Modernity and holocaust. Cambrige. 1989; Гройс Б. утопия и обмен. М.: Знак, 1993 [55] Бердяев НА Смысл творчества М 1989 С 329 [56] Там же С 331 [57] Мюллер М Смысловые толкования истории // Философия истории. Антология М.: Аспект-Пресс, 1994. С. 280. [58] Dumazedier J. Sociologie empirigue du loisir. Paris,, 1974 Р 61 [59] Альтернативнее видение, характерное для русской культуры, выразил Пушкин «Нет истины, где нет любви» («Александр Радищев», 1836) [60] Гидденс Э Постмодерн // Философия истории Антология С 347 [61] Сенкевич Г Без догмата М, 1989 С 121. [62] Тойнби А Христианское понимание истории // Философия истории Антология. С. 224 [63] Цит. по Фишер Р, Юри У Путь к согласию или переговоры без поражения. М Прогресс, 1990 С П. [64] Там же С 87 [65] Хабермас Ю О субъекте истории // Философия истории Антология С 28 [66] Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов СПб, 1997. С. 245. [67] Там же. С 305 [68] Там же С 215 [69] Там же С 222 [70] Цит. по: Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 23. [71] Там же. С. 27. [72] Там же.С 50 [73] Валлерстайн И Америка и мир сегодня, вчера и завтра // Свободная мысль 1995 № 4 С 75 [74] Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юристь, 1994. С. 23. [75] Там же С 22 [76] Поппер К Нищета историцизма М. Прогресс, 1993 С 37 [77] Виндельбандт В. Избранное Дух и история. М.: Юристъ, 1995. С. 118. [78] Там же. С 119. [79] Трельч Э. Указ. соч. С. 209. [80] См.: Кант И. Первое введение в критику способности суждения // Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 5. С. 101. [81] Виндельбанд В. Указ. соч. С. 318. [82] Подробнее о гегелевской концепции прогрессивного спиралевидного развития см.: Ч. 1. С. 246. [83] Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. 8. М.; Л., 1935. С. 72. [84] Там же. С. 71. [85] Там же. С. 69. [86] Трельч Э. Указ. соч. С. 223—224. [87] Там же. С. 227. [88] Гадамер Х.Г. Истина и метод. М, 1988. С. 437. [89] См.: Бауэр Б. Трубный глас страшного суда над Гегелем. М, 1933; Штраус Д.Ф. Старая и новая вера. СПб., 1907; Фишер К. Введение в историю новой Философии. В 2 т. 1900—1901. [90] См- Шеллинг Ф В Философия искусства М Наука, 1966 [91] См Гумбольдт В Избранные труды по языкознанию М. Прогресс, 1984. [92] Виндельбанд В Указ соч С 315 [93] Там же С 313 [94] Поппер К Нищета историцизма М Прогресс, 1993 С 48 [95] Поппер К Указ соч С 44 [96] См: Wundt W. Geschichte und Gesellschaftslehre. Volker-Psych. X. 1920. S. 21-27. [97] О концепции О Конта см с 365—366 настоящего издания [98] См например Раu! Н Рrinzipien der Sprachgeschichte. Berlin, 1880 [99] Поппер К Указ соч С 51 [100] Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Соч.: В 2 т М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 50. [101] См.: Ницше Ф. Антихрист // Там же. Т. 2. [102] Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Там же. Т. 1. С. 366. [103] Ницше Ф. Там же. С. 365—366. [104] См Трельч Э Историзм и его проблемы. М.. Юристь, 1994. С 414 [105] Виндельбанд В Избранное Дух и история. М Юрист, 1995 С 40 [106] Там же С 139 [107] Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. СПб., 1903 с. 7. [108] Ясперс К Речь памяти Макса Вебера // Макс Вебер. Избранное М.- Юристь 1994. С 558. [109] Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Iabingen, 1951. P.190 [110] См Трельч Э Историзм и его проблемы М Юрисгь, 1994. С 444. [111] Бердяев Н Смысл истории М, 1990 С 5—6 [112] Одоевский В Ф О литературе и искусстве М, 1982 С 81 [113] Шоню П Во что я верую М, 1996 С 21 [114] Там же С 27. [115] Токвиль А. де Старый порядок и революция М, 1997 С 16. [116] Там же. С. 17. [117] Там же. С. 18. [118] Спор о древних и новых М, 1985 С 251 [119] Декарт Р Избранные произведения М, 1951 С 272 [120] См Реале Д, Антисери Д Западная философия от истоков до наших дней Новое время (От Леонарда до Канта) СПб, 1996 Т 3 С 457 [121] Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995. С. 23. [122] Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. М., 1981. С. 5. [123] Рассел Б История западной философии В 2 т М, 1993 Т 2 С 204 [124] Трельч Э Историзм и его проблемы М, 1994 С 606—608 [125] Хайек ФА Пагубная самонадеянность Ошибки социализма М, 1992 С [126] Lesquen H. de le lub de I’Horloge. La politique du vivant. Paris. 1979 Р 26 [127] Цит по Поляков Л Арийский миф Исследование истоков расизма СПб 1996 С 42 [128] Там же [129] Там же [130] Там же С 43 [131] Le Comte de Gobineau. Essai sur l’inegalite des races humaines. Paris, 1884, —2 II Цит. по Поляков Л. Арийский миф СПб С. 254. [132] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ 1991. С. 221. [133] Berr H. L’histoire traditionale et synthese historique. Paris, 1921 // Февр Л. Бои за историю М., 1991. С. 67—68. [134] Lefebvre G. La naissance de l’historiografie moderne. Paris, 1971. Р. 303 // Долин В.М. Историки Франции XIX—XX веков. М., 1981. С. 174. [135] См.: Aries Ph. L’Homme devant la mort. Paris, 1977. [136] См.: Lebren F. Les Hommes et la mort en Anjou au XVII—XVIII siecles. Paris, 1971. [137] См.: Chaunu P. La civilisation de l’Europe des Lumieres. Paris, 1971. [138] См.: Chaunu P. La civilisation de l’Europe slassique. Paris, 1969. [139] См.: Chaunu P. L’expansion europeenne du XIII au XV siecle. Paris, 1969. [140] См.: Duby G. Histoire des mentalites. Histoire et ses methodes. Paris, 1961. [141] Цит. по: Политика и экономика производства и проката фильмов во Франции. М., 1980. С. 38—40. [142] Les lieux de memoire. Sous la direction de Pierre Nora. Paris, Vol. 1-2, 1984—1986. [143] См. подробнее. Автономова Н.С, Караулов Ю.Н, Муравьев Ю.А. Культура, история, память // Вопросы философии. 1988. № 6. [144] Les lieux de memoire. Vol. 1. Р. XIX — цит по Вопросы философии. 1988. № 6. С. 77. [145] Тоффлер А Футурошок СПб, 1997 С 21 [146] См, Aron R. Introduction a la philosophie de l’histoire. Paris, 1948; La philosophie critique de l’histoire Paris, 1969; Dimensions de la conscience historique. Paris, 1961; Les etapes de la pensee sociologique. Paris, 1967; Essai sur les libertes. Paris, 1965; Les desillusions du progres. Paris, 1969. [147] Арон Р Этапы развития социологической мысли М, 1993 С 520 [148] См .: Glucksmann A. Les maitres penseurs. Paris, 1977; Cynisme et passion. Paris, 1981; Levy B.-H. La barbarie a visage humanie. Paris, 1977; Le testament de dieu. Paris, 1979; Le diable en tete. Paris, 1984; Dolle J.P. Danser maintenant. Paris, 1981; Jambet Ch., Lardreau G. L’Ange (Ontologie de la revolution 1). Paris, 1976; Benoiste J.-M. La revolution structural. Paris, 1975. [149] Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977. С. 436, 487. [150] Коммунист. 1986. № 16. Ст. 65. [151] Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973. С. 7. [152] См.: Benoist A de. Vu de droite. Antologie critique des idees contemporaines. Paris, 1977; Les idees a l’endroit. Paris, 1979; Orientations pour des annees decisives. Paris, 1982, Maiastra: Renaissance de l’Occident? Paris, 1979; Pour une renaissance culturelle. Le GRECE prend la parole. Paris, 1979; Aves ou sans Dieu. Paris, 1987; Comment peut-on etre paien / Paris, 1981; L’Eclipse du sacre: Discours et responses. Paris, 1986; Benoist A. de, Vial P. La mort: traditions populaires. histoire de l’actualite. Paris, 1983; Benoist A. de, Marmin M., Vial P. Voila ce que nous pensons vraiment. Paris, 1980; Le Peril bureaucratique. Paris, 1983; Le Grand Tabou. Paris, 1977; Blot Y. Les racines de la liberte. Paris, 1985; Lesquen H. de et le Club de l’Horloge. La politique du vivant. Paris, 1979; Les racines du future: Demain la France. Paris, 1984. [153] Blot Y. Les racines de la liberte. Paris, 1985. P. 111. [154] См.: Зенъковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1. С. 16—17. [155] Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии. 1994. № 11. [156] Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. 1990. С. 86. [157] Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси XI чало XII века М, 1978 С 219 [158] Голубинский Е История русской церкви М, 1901 Т 1 С 156 [159] Повесть временных лет. С. 151. [160] Там же. [161] Иларион. Слово о законе и благодати // Златоструй. Древняя Русь XI— XIII веков. Антология. М., 1990. С. 107. [162] Там же. [163] Там же. С. 113. [164] Жданов И.Н. Слово о законе и благодати и похвала кагану Владимиру // Жданов И.Н. Соч Т. 1. СПб, 1904. С. 74. [165] Федотов Г.П. Святые древней Руси М, 1990. С. 152. [166] Послание старца Филофея к великому князю Василию // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века. М, 1984. С. 441 [167] Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития русского мессианизма. М„ 1914. С 27. [168] Там же. С. 25. [169] Бердяев НА Русская идея // О России и русской философской культуре М, 1990 С 49—50 [170] Там же С 52 [171] Ключевский В.О Курс русской истории Соч.- В 9 т. М, 1987. Т. 1. С. 65 [172] Одоевский В Ф Русские ночи Л., 1975 С. 148, 182. [173] Чаадаев П Я Философические письма // Чаадаев П.Я Соч. М., 1989. С.18 [174] Чаадаев П.Я. Письмо А.И. Тургеневу // Там же. С. 377. [175] Добролюбов НА. От Москвы до Лейпцига // Добролюбов НА. Избр. филос. произв М., 1948. Т. 2. С. 196—197. [176] Овсянико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции. 41// Собр соч. Т. VII. СПб., 1911. С XII. [177] Аксаков КС. Краткий исторический очерк земских соборов // Аксаков КС. Поли. собр. соч., М, 1989. Т. 1. С. 279. [178] Белинский ВТ. Письмо В.П. Боткину 8 сент 1941 г. // Собр. соч • В 9 т. М, 1982 Т. 9. С. 482. [179] См.: Киреевский И В Девятнадцатый век // Киреевский И В. Поли. собр. соч. М., 1861. Т. 1. С. 75 [180] Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Там же. Т. 2. С. 267. [181] Там же. [182] См.: Славянофильство и западничество, консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого. М., 1991 Вып 1 [183] Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. Там же. С. 277. [184] Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 2. С. 6. [185] Бердяев Н.А А.С. Хомяков. М., 1912. С. 148—149. [186] Хомяков А.С. По поводу Гумбольдта // Хомяков А.С. Соч. М., 1900. Т. 1. С. 174. [187] Бердяев Н.А.А.С. Хомяков М, 1912 С 229 [188] Кавелин К Д Краткий взгляд на русскую историю // Кавелин К Д. Наш умственный строй М, 1989 С 68 [189] Кавелин К Д. Взгляд на юридический быт древней Руси // Там же С 66 [190] Кавелин К.Д Злобы дня // Там же Т. 3. С 1031. [191] Герцен А.И. Былое и думы. («Роберт Оуэн») // Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954—1964. Т. П. С. 249. [192] Герцен А.И. С того берега // Там же. Т. 6. С. 32—33. [193] Герцен А.И. Былое и думы. («Роберт Оуэн») // Там же. Т. 11. С. 246. [194] Там же. [195] Страхов Н.Н. Жизнь и труды Н Я Данилевского // Данилевский Н Я Россия и Европа Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому СПб., 1889. С. XXVII. [196] Зеньковский В.В История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 2. С. 262. [197] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1988. С. 115. [198] Там же. С. 129—130. [199] Там же. С. 88. [200] Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. Париж, 1955. С. 133—134. [201] См.: Соловьев В.С. Данилевский // Соловьев В.С. Соч: В 2 т. Т 2. М„ 1988. С 406—414. [202] См.: Милюков П.Н Разложение славянофильства // Вопросы философии и психологии. Кн. 18 (3), 1893 С. 55. [203] Леонтьев КН. Византизм и славянство // Леонтьев КН. Собр. соч. М., 1912. т 5.С. 189. [204] Там же. [205] Там же. С. 226. [206] Леонтьев К.Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения // Там же. Т. 6. С. 59—60. [207] Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Там же. Т. 5. С 113—114. [208] Там же. С. 252—253. [209] Арнолъди (псевдоним Лаврова. — Авт.). Задачи понимания истории. Проект введения в изучение человеческой мысли. М, 1898. С. 108. [210] Лавров П.Л. Исторические письма // Лавров П.Л. Избранные произведения. Философия и социология. М„ 1965. Т. 2. С. 81. [211] Там же. С. 54. [212] Михайловский Н.К. Письма о правде и неправде // Михайловский Н.К Полн. собр. соч. СПб., 1906—1909. Т. 4. С. 451. [213] Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность // Там же Т. I. С. 477. [214] Кареев Н. И. Историко-философские и социологические этюды. СПб, 1899. 180—181. [215] Там же С. 182. [216] Кареев Н.И Моим критикам. Защита книги «Основные вопросы философии истории». Варшава 1884. С. 81. [217] Сорокин ПА Категория «Должного» и ее применимость к изучению соци ологических явлений // Юридический Вестник М, 1917 Кн 17 С 121 [218] Сорокин П А Основные проблемы социологии П Л Лаврова // Лавров П Л Сборник статей Пг, 1922 С 291 [219] Плеханов Г В Философские и социальные воззрения К Маркса // Плеханов Г В Избр филос произв В 5 т М, 1956 Т 2 С 452 [220] Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. В 5 т. М., 1956—1958. Т. 1. С. 645. [221] Плеханов Г.В В защиту экономического материализма // Там же. Т. 2. 216. [222] Струве ПБ. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России СПб, 1894. С. 283. [223] Туган-Барановский М. М. Предисловие к книге: Форлендер К. Кант и Маркс. Очерк этического социализма. СПб., 1909. С. 7. [224] Он же. Очерки из новейшей истории политической экономии. СПб., 1903-С. 5. [225] Мережковский Д.С. Поли. собр. соч СПб., 1912. Т. 15. С. 245. [226] Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 175. [227] Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. с 691, 692. [228] Он же Первый шаг к положительной эстетике // Соч В 10 т 1911—1914 Т 7 С 74 [229] Соловьев В С Чтения о Богочеловечестве // Соч В 2 т М, 1989 Т 2 137 [230] Там же С 140 [231] Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В. С Соч.- В 2 т М, 1988. Т. 1. С. 345 [232] Там же С. 522. [233] Соловьев В С Русская идея // Соловьев В С Соч В 2 т М, 1989 Т 2 220 [234] Трубецкой ЕН Миросозерцание Вл. С. Соловьева М, 1913 Т 2 С 33 [235] Соловьев В С Три разговора о воине, прогрессе и конце всемирной истории соч.: В 2 т М, 1988 Т 2 С 761 [236] Соловьев В С. Тайна прогресса // Там же С. 557. [237] Проблемы идеализма Сборник статей М., 1902. С. 7. [238] Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Вл. Соловьева // Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. СПб., 1903. С. 195—196. [239] Хоружий С.С. Идея всеединства от Гераклита до Бахтина // После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 33. [240] Зандер Л А Бог и мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова) Париж, 1948 В 2 т Т 1 С 181 [241] Булгаков С. Н. Свет невечернии М, 1994 С 159 [242] Там же С 180 [243] Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм. // Соч. В 2 т М, 1993 Т 2 С. 424—425. [244] Хоружий С С Жизнь и учение Льва Карсавина // Карсавин Л Религиозно-Философские сочинения М, 1992 Т 1 С 24 [245] Карсавин Л П Философия истории СПб, 1993 С 81 [246] Там же С. 98. [247] Там же С. 118. [248] См.: там же. С. 204-205. [249] Карсавин Л П Основы политики // Мир России — Евразия (Антология) М, 1995. С. 118. [250] Бердяев НА О рабстве и свободе человека // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. М, 1995. С. 19. [251] Евразийство (Формулировка 1927 г.) // Евразийская хроника Вып. IX Париж, 1927 С. 3 [252] Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм // Там же С. 24. [253] Евразийство; опыт систематического изложения. Париж, 1926. С. 32. [254] Савицкий ПН. Степь и оседлость // На путях Утверждение евразийцев Кн 2 Москва, Берлин, 1923 С 342 [255] Карсавин Л.П. Основы политики // Евразийский временник. Кн. 5. Париж, 1927. С. 220. [256] Бердяев НА. Евразийцы // Путь. Париж, 1925. № 1. С. 134—139. [257] Флоровский Г.В. Евразийский соблазн // Современные записки. Париж, 1928. кн. 34.. С. 313. [258] Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики // Бердяев НА. Царство духа и царство кесаря М., 1995. С 190 [259] Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 310. [260] Бердяев Н. А. Я и мир объектов // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 254. [261] Бердяев Н.А. Смысл истории М, 1990 С 13, 14 [262] Шестов Л Николай Бердяев. Гносис и экзистенциальная философия // Бердяев Н.А. pro et contra. СПб, 1994. Т. 1. С. 412—413 [263] Бердяев НА Судьба России. М., 1990. С. 9. [264] Там же. С 127 [265] Там же. С. 98. [266] Там же. С. 5—6 [267] Там же. С. 43. [268] Бердяев НА. Смысл истории. М., 1990. С. 155. [269] БердяевНА Я и мир объектов С 316 // Бердяев НА Философия свободного духа М, 1994 [270] См Фукуяма Ф Конец истории? // Вопросы философии 1990 № 3 [271] Agnes H. Theory of History. Cambrige (Mass.), 1982. P. 216. [272] Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Введение // Философия истории. Антология М: Аспект-Пресс, 1994. С. 77—78. [273] См .: Фихте И Г. Основные черты современной эпохи. СПб.: Изд-во Д. Жуковского, 1906. С. 126. [274] Коллингвуд Р Дж Идея истории Автобиография М Наука, 1980. С. 237 [275] Тиллих П История и Царство Божие // Философия истории Антология М Аспект-Пресс, 1994 С 235 [276] Там же С 237—238 [277] Вико Дж Основания новой науки об общей природе наций. Л.: Гослитиздат, 1940. С. 117. [278] Там же. С. 115—121. [279] Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Бои за историю..: Наука, 1991. С. 242—247. [280] Febre L., Tonnelat E. Civilizations: Le mot et l’idee. Paris, 1930. P. 1-13, 19-36. [281] Kreber A L., Kluckhon C. Culture: A Critical Review of Concept and Definitions. N. Y., 1952. P. 291. [282] Сорокин П. Социологические истории современности М.: ИНИОН, 1992 С. 192—194. [283] Тойнби А Цивилизация перед судом истории. М.. Прогресс, 1995. С 134 [284] Данилевский Н Россия и Европа М.. Книга, 1991. С. 21—87. [285] Данилевский Н. Указ. соч. С. 74. [286] Там же. С. 34. [287] Там же. С. 508—509. [288] Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1: Образ и действительность. М; П.: Изд. А.Д. Френкель, 1923. С. 16. [289] Toynbee A. A study of Histori. Vol. 12 Reconsiderations. L: Oxford, Univ.Press, 1961. P. 283. [290] Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. С. 33. [291] Здесь концепция А Тойнби явно перекликается с «пассионарной» теорией А. Гумилева. «Творческое меньшинство» А. Тойнби во многом напоминает «пас сионариев» в гумилевской концепции. Пассионарность — это страсть, «характе-риологическая доминанта, необходимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной)» Во многом Пассионарность представляет собой форму антиинстинкта, поскольку часто толкает творческую личность на поступки, которые идут вразрез с его инстинктом самосохранения. И в концепции А. Тойнби, и у Л. Гумилева пассионариев, творческих личностей не так уж много, но именно они создают необходимую для развития социума критическую массу, увлекая своим примером других, заряжая их своей энергетикой (См.: Гумилев Л.Н. Коней и вновь начало. М.: Танаис, 1994. С. 71. [292] Тойнби А. Указ. соч. С. 26. [293] Тойнби А. Указ. соч. С. 523. [294] Тойнби А. Указ. соч. С. 284. [295] Тойнби А. Указ. соч. С. 524. [296] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1 С. 35. [297] Huntington S. If not civilizations, what? Paradigms of the Post-ColdWhar World // Foreign Affairs. Nov. – dec. 1993. Vol. 72. № 5. P. 186-188. [298] Шпенглер О Указ. соч. С. 344. [299] Шпенглер О. Указ соч. С. 344—345. [300] Цит. по: Сорокин ПА. Социологические теории современности. М., 1992 С. 101. [301] ЧешковМА. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия. М., 1995 С. 91. [302] Huntington S. If not civilizations, what? Paradigms of the Post-ColdWhar World // Foreign Affairs. Nov. – dec. 1993. Vol. 72. № 5. P.187. [303] Панарин А С Циклы российской истории // Реформы и контрреформы в России М Изд-во МГУ, 1996 С 236 [304] Foreign Policy. 1994 № 96 P. 144. [305] Ibid P. 117. [306] Ibid P. 127. [307] Ibid P. 128. [308] Тиллих П Указ, соч С 239 [309] Кондорсе Ж А Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума // Философия истории Антология. М.: Аспект-Пресс, 1994 С. 39. [310] Кондорсе Ж. Указ. соч. С. 47. [311] Конт О Основные законы социальной динамики, или общая теория естественного прогресса человечества // Философия истории. Антология М • Аспект-Пресс, 1994 С. 116. [312] Там же. С. 123. [313] Гегель Г.В.Ф. Философия истории Введение // Философия истории Антология. М Аспект-Пресс, 1994 С 78. [314] Там же С 79—80 [315] Там же С 80 [316] Там же С 98 [317] Там же. С 99 [318] Тиллих П. Указ соч С. 240 [319] См.: Holton R. Problems of crisis and normalicy in the contemporary world // Rethinking Progress. Boston, 1990. P. 39, 43-44. [320] Тиллих П. Указ соч С. 240 [321] ФукуямаФ Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134—155 [322] New York Times. Dec. 25, 1990. P. 41. [323] Мюллер М Смысловые толкования истории // История философии Анто логия М Аспект-Пресс, 1994 С 274—275 [324] Метанарративы — базовые повествовательные идеи, объяснительные схемы, лежащие в основе научной картины мира. [325] Бауман 3 Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994 № 4 С. 73. [326] Мюллер М. Указ. соч. С. 279—281. [327] Бауман 3 Указ соч С 74 [328] Бауман 3 Указ соч С 79 [329] Там же [330] См.: Формации или цивилизации? Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1989. № 10. [331] Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 13. М., 1959. С. 7. [332] Там же. [333] Там же. С. 7, 8. [334] Там же. Т. 6. С. 442. [335] Там же. Т. 19. С. 26. [336] Подробнее об этом см.. Горинов М. Исторические журналы. Вторая половина 1991 года // Свободная мысль. 1992. № 4. С. 115—117. [337] Гуреаич А.Я. Теория формации и реальность истории // Вопросы философии. 1990. № 11; БаргМ. Цивилизационный подход к истории // Коммунист. 1991.! № 3 [338] Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. С 10—11. [339] Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. Т. 1. М., 1987. С. 113. [340] Там же. [341] Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С. 283. [342] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 765. [343] Черняк Е.Б. Цивилиография. М., 1996. С. 384. [344] Ионов И.Н. Теория цивилизаций: этапы становления // Новая и новейшая история. 1994. № 4—5. С. 33. [345] См, например: Цивилизация как проблема исторического материализма. М., 1983. Ч. 1. С. 8; Введение в философию. М., 1989. Ч. 2. С 531; Черняк Е.Б. Указ. соч. С. 11. [346] Цит. по: Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994. С. 36. [347] См. там же. С. 37. [348] McLannan G. Marxism, pluralism and beyond: classic debates a new departures. Cambrige, Polity press. 1989. P. 13. [349] См. там же. [350] Семенов Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве // Философия и общество. 1997. № 1. С. 158. [351] Там же. С.159. [352] Там же. С.160 [353] Там же. С.163. [354] Там же. С 177. [355] Там же. С 183 [356] Там же. С. 28. [357] Там же. С. 29. [358] Там же. С. 206 [359] Там же. С. 207 [360] Там же. С. 211 [361] Там же. С. 213 [362] Там же. С. 217 [363] Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. М., 1994. Т. 1. М С. 27—28. [364] Васильев Л.С. Генеральные очертания исторического процесса (эскиз теоретической конструкции) // Философия и общество. 1997. № 1. С. 113. [365] Там же. С. 115. [366] Там же. С. 117. [367] Там же. С. 125. [368] Там же. С. 127. [369] Там же. С. 143. [370] Там же. № 2. С. 146. [371] Там же. С. 160—161.
|