Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социологические воззрения декабристов





Воззрения декабристов на общественно-исторический процесс носили просветительский характер. Главной и определяющей силой обществен­ного прогресса они считали просвещение, «дух времени». «Просвещение, — писал П. Борисов, — есть надежнейшее лекарство против всех моральных зол. Невежество никогда никого не делало счастливым, а было всегда ис­точником лютейших бедствий человеческого рода» («Избранные социально-политические и философские произве­дения декабристов в трех томах», т. III, стр. 75).

По мнению Рылеева, причиной деспотизма было не­вежество, которое противно природе человека. Поэтому человек не может мириться с деспотизмом и «от дес­потизма стремится к свободе; причиною тому просвеще­ние» («Избранные социально-политические и философские произве­дения декабристов в трех томах», т. I, стр. 558). Свободомыслие в религии и в политике, респуб­ликанская форма правления, основанная на обществен­ном договоре, подготавливаются, по Рылееву, просве­щением, борьбой с невежеством и суевериями.

Большое значение в развитии общества, по мнению декабристов, имеют политические идеи. Лунин заявлял, что первоначально политические идеи «гнездятся в не­которых головах и в книгах; потом становятся народ­ною мыслью и переливаются в разговорах; наконец, делаются народным чувством, требуют непременного удовлетворения и, встречая сопротивление, разрешаются революциями» (М. С. Лунин. Сочинения и письма. Пг., 1923, стр. 14). Но политические идеи рассматрива­лись ими в отрыве от общественно-экономического раз­вития, от характера классов и классовой борьбы, т. е. абстрактно, неисторически.

Декабристы были сторонниками теории естественно­го права и общественного договора, в основе своей идеалистической. Согласно их учению, люди от приро­ды равны и свободны; в древности народы не знали рабства и угнетения человека человеком, и там преоб­ладала «стихия» демократическая — общинная. Источ­ником власти был сам народ, который все важные дела решал на вече.

К объединению людей в общество, по Пестелю, по­будило «удовлетворение общим нуждам», когда каждый «должен уступить часть своего мнения и собственных мыслей, дабы составить только одно мнение, по кото­рому могли бы средства для сего действия быть избра­ны» («Избранные социально-политические и философские произве­дения декабристов в трех томах», т. II, стр. 75). В гражданском обществе по общему согласию происходит разделение его членов на повелевающих и повинующихся. Со временем гражданское общество становится государством, повелевающие превращаются в правительство, а повинующиеся — в народ. «Народ» и «правительство» составляют государство.

Рабство, по Пестелю, противоречит человеческой природе, оно появилось в результате насильственного нарушения естественного права и общественного дого­вора, вследствие «несчастных обстоятельств» и произ­вола одних по отношению к другим, правителей — по отношению к управляемым. Поскольку же все люди должны пользоваться одинаковыми правами и выгода­ми, крепостное право и самодержавие должны быть уничтожены.

Декабристы подметили классовую борьбу в общест­ве, полагая, что в основе этой борьбы лежит имущест­венное, сословное и политическое неравенство. «Глав­ное стремление нынешнего века, — говорил Пестель, — состоит в борьбе между массами народными и аристокрациями всякого рода, как на богатстве, так и на пра­вах наследственных основанными». Однако декабристы не понимали, что классовая борьба возникает из-за на­личия частной собственности на средства производства, какой бы ни была ее форма. Они боялись народной ре­волюции и утверждали, что, и сохраняя частную собст­венность на средства производства, можно избавиться от социальных столкновений распространением просве­щения и хорошим законодательством.

Многие декабристы понимали роль народных масс в истории. Крюков писал, что с «народом все можно, без народа ничего нельзя». Полемизируя с дворянским историком Карамзиным, сводившим историю к деятель­ности князей и царей, Н. Муравьев утверждал, что «история принадлежит народам», что историей правит «не благотворная власть ума», а «общее мнение», что в истории народа идет постоянная «брань» (борьба) между злом и благом, пороком и добродетелью. Бесту­жев говорил, что историю нельзя сводить к действиям королей, царей и героев, ибо сила каждого государства заключается в благосостоянии всего народа, в разви­тии торговли, науки. Однако декабристы были далеки от народа, и, готовясь к восстанию, они не обратились к народу, опасаясь, что участие народных масс в восстании приведет к «пугачевщине». («Избранные социально-политические и философские произведения декабристов в трех томах», т, II, стр. 166.).

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 845. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия