Студопедия — Исторические корни классической немецкой философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Исторические корни классической немецкой философии






Во второй половине XVIII в. в Западной Европе происходят новые социально-экономические сдвиги, обу­словленные утверждением капиталистического способа производства и превращением буржуазии в экономиче­ски господствующий класс. Ранние буржуазные рево­люции XVII—XVIII вв. открыли дорогу капиталистиче­скому развитию не только в тех странах, где они при­вели к уничтожению феодального строя, но и во всей Западной Европе. В еще большей мере это относится к французской буржуазной революции 1789—1794 гг. Эта революция оказала огромное освободительное влияние на страны Европы, пробудив в них революцион­ное движение, направленное против феодализма, и спо­собствуя развитию новой, исторически прогрессивной буржуазной идеологии, провозглашавшей право каждо­го человека на свободу, счастье и частную собствен­ность, в то время как феодальная идеология отрицала за человеком такие права. Ныне эти права были при­знаны «естественными» и неотчуждаемыми. Идеологи передовой, революционной в то время буржуазии про­возгласили человека высшим существом, господином природы; они утверждали, что человечество вступило на путь ускоренного социального прогресса, который приведет ко всеобщему благоденствию, в царство разу­ма и свободы. Буржуазные идеологи, выступая против отживших феодальных общественных отношений, про­тивопоставляли им «разумные» и, как казалось им, «естественные» буржуазные порядки; они не видели еще противоречий, присущих капиталистическому строю.

Развитие капиталистической экономики все более разрушало феодальные, в значительной мере застой­ные, экономические отношения, порождая новые отрасли производства, новые классы и социальные группы, новые общественные и личные потребности. Промыш­ленная революция в Англии, громадный рост произво­дительности труда, объема и темпов общественного производства, успехи наук о природе — все это, каза­лось, открывало перспективы беспредельного и к тому же всестороннего общественного прогресса.

Однако политически феодализм не был еще оконча­тельно уничтожен. Даже в странах, где буржуазия за­воевала политическое господство, феодальные общественные силы играли еще значительную роль. В тех же европейских странах (а их было большинство), в кото­рых развитие капиталистической экономики еще не привело к буржуазному революционному преобразова­нию, феодальные силы находились у власти, отказыва­ясь делить ее с новым классом — буржуазией. Рестав­рация полуфеодальной монархии Бурбонов во Франции. Венский конгресс, объединивший все феодально-монар­хические силы Европы, наглядно свидетельствовали о том, что силы реакции еще не сломлены, что они пы­таются перейти в контрнаступление.

Но буржуазия ощущала угрозу своему положению не только справа, но и слева, со стороны угнетенных и эксплуатируемых масс, которым утверждение капита­лизма и весь связанный с ним прогресс принесли новые лишения, нищету, усиление эксплуатации. Уже в ран­них буржуазных революциях обнаружились противоре­чия внутри «третьего сословия». Эти противоречия пере­росли в открытый классовый антагонизм, как только буржуазия утвердилась у власти. В этих условиях буржуазной идеологии, которая вообще никогда не бы­ла последовательно революционной, усиливается стрем­ление к компромиссу со старыми, феодальными силами, тем более что последние, в свою очередь, приспосаб­ливаются к капиталистическим порядкам и в известной мере обуржуазиваются. Эти противоречия и тенденции к компромиссу особенно ярко проявляются в Германии, где развитие капитализма сталкивается с многочислен­ными экономическими и политическими преградами.

В то время как Англия благодаря буржуазной рево­люции и промышленному перевороту стала крупнейшей капиталистической державой, а Франция в результате революции 1789—1794 гг. уничтожила феодализм и бы­стро двигалась по пути капиталистического прогресса, Германия все еще оставалась экономически и полити­чески раздробленной полуфеодальной страной. Поме­щичье землевладение, многочисленные остатки крепо­стного права, цеховой строй, существование множества формально независимых друг от друга карликовых не­мецких государств с реакционным абсолютистским строем — все это не только тормозило капиталистиче­ское развитие страны, но и усиливало экономическое отставание германских государств от более развитых в капиталистическом отношении стран. «Никто, — говорит Энгельс об этом периоде германской истории, — не чув­ствовал себя хорошо. Ремесло, торговля, промышлен­ность и земледелие страны были доведены до самых ничтожных размеров. Крестьяне, ремесленники и пред­приниматели страдали вдвойне — от паразитического правительства и от плохого состояния дел. Дворянство и князья находили, что, хотя они и выжимали все соки из своих подчиненных, их доходы не могли поспевать за их растущими расходами. Все было скверно, и во всей стране господствовало общее недовольством (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 561)

Вслед за этой красноречивой характеристикой поло­жения Германии конца XVIII — начала XIX в. Энгельс подчеркивает, что эта «позорная в политическом и со­циальном отношении эпоха» была вместе с тем великой эпохой в истории немецкой литературы и философии. «Каждое из выдающихся произведений этой эпохи про­никнуто духом вызова, возмущения против всего тог­дашнего немецкого общества» (Там же, стр. 562.) Это относится не толь­ко к произведениям Шиллера и Гёте, но и к трудам Канта, Фихте и Гегеля — крупнейших представителей немецкой классической философии.

В Германии, указывает Энгельс, так же как и во Франции, буржуазной революции предшествовала рево­люция философская, составлявшая ее идеологическую подготовку. Классики немецкой философии и были главными деятелями философской революции в Герма­нии. В отличие от Гольбаха, Гельвеция, Дидро и дру­гих деятелей французского Просвещения они были идеалистами. Этот факт отражает экономическую от­сталость тогдашней Германии, слабость немецкой бур­жуазии, ее неспособность к открытому революционному выступлению против феодальных порядков, ее стремле­ние к компромиссу. И тем не менее, в этих идеалисти­ческих учениях обосновывалась необходимость буржу­азного преобразования Германии, которое трактовалось ими как переустройство общественной жизни на основе разума и свободы, составляющей, по учению классиков немецкой философии, сущность духа.

К. Маркс называл философию Канта — родоначаль­ника немецкой классической философии — немецкой теорией французской буржуазной революции. Это опре­деление вполне применимо также к философии Фихте и Гегеля. Теория развития, созданная немецкими идеа­листами, была прямо и непосредственно направлена против реакционных феодальных сил, которые всячески тормозили буржуазное развитие Германии. В. И. Ленин указывал: «Вера Гегеля в человеческий разум и его права и основное положение гегелевской философии, что в мире происходит постоянный процесс изменения и развития, приводили тех учеников берлинского фило­софа, которые не хотели мириться с действительностью, к мысли, что и борьба с действительностью, борьба с существующей неправдой и царящим злом коренится в мировом законе вечного развития» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 2, стр. 7.). Однако немецкие философы понимали развитие, в сущности, как духов­ный процесс, обусловленный саморазвитием разума. Такая постановка вопроса смазывала значение револю­ционного преобразования материальных общественных отношений и теоретически оправдывала тот политиче­ский компромисс с феодальными силами, к которому стремилась немецкая буржуазия.

Величайшим достижением немецкой классической философии была разработка, правда с ложных идеали­стических позиций, диалектического метода, диалекти­ческой логики, учения о закономерностях процесса раз­вития. Естественно возникает вопрос: что позволило идеологам слабой немецкой буржуазии внести этот вы­дающийся вклад в развитие диалектики?

История философии свидетельствует, что передовые философские учения нередко возникают в сравнительно отсталых в экономическом отношении странах, если эти страны благодаря объективным условиям своего разви­тия имеют возможность использовать опыт более передовых стран. Франция XVIII в. была менее развита экономически, чем Англия, но именно в ней сформиро­вался материализм Гольбаха, Дидро, Гельвеция — наи­более развитая форма материалистической философии XVIII в. Само собой разумеется, что французский мате­риализм XVIII/в. опирался на достижения английского материализма XVII в., так же как и материализма Спинозы. При этом социально-экономической предпо­сылкой французского материализма был кризис фео­дальных общественных отношений во Франции, назре­вание буржуазной революции. Нечто подобное произо­шло и в Германии. Немецкая классическая философия опиралась на достижения философской мысли наиболее развитых стран Европы, в которых уже совершились буржуазные революции. Французские материалисты были предшественниками (и идейными подготовителя­ми) революции 1789—1794 гг., классики немецкой фи­лософии непосредственно испытали ее освободительное влияние. Эпохальный социально-экономический перево­рот, революционная ломка веками существовавших об­щественных отношений послужили одной из предпосы­лок того диалектического воззрения на историю чело­вечества, которое разрабатывалось представителями немецкого классического идеализма. Следует также от­метить, что эти мыслители опирались на диалектические традиции в немецкой философии (Николай Кузанский, Г. В. Лейбниц) и сделали попытку теоретически обоб­щить историю диалектики.

Натурфилософские воззрения Канта, Шеллинга и Гегеля свидетельствуют о том, что классики немецкой философии учитывали достижения современного им естествознания, которое в некоторых областях исследо­вания порой вплотную подводило к диалектической по­становке вопросов. Именно в конце XVIII и начале XIX в. наиболее выдающиеся естествоиспытатели начи­нают осознавать недостаточность механистического, ме­тафизического объяснения явлений природы, ставят вопрос о существовании - немеханических (химической, биологической и др.) форм движения материи. Эти есте­ствоиспытатели выступают против учения об особой, «невесомой» горючей материи (флогистон, или тепло­род), а также против признания светорода, звукорода и прочих схоластических «материй», высказывая догадки том, что огонь, теплота, свет, звук, электричество представляют собой различные формы движения ма­терии.

Как указывает Энгельс, уже в начале XIX в. успехи геологии, эмбриологии, физиологии растений и живот­ных, а также органической химии приводили к выводу о наличии развития как в неорганической, так и в ор­ганической природе (См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 287). Опыт буржуазных революций и уровень естествознания этого времени не давали еще основы для разработки научной, материалистической диалектики. Решению этой задачи препятствовала так­же классовая ограниченность буржуазных мыслителей. Все это (вместе с указанными выше особенностями развития Германии) предопределило идеалистический характер той диалектики, которую разрабатывали клас­сики немецкой философии.

Великое историческое значение немецкой классиче­ской философии состоит в том, что она, образуя выс­шую ступень развития домарксистской философской мысли, составляет один из теоретических источников диалектического и исторического материализма. «...Маркс, — писал В. И. Ленин, — не остановился на ма­териализме XVIII века, а двинул философию вперед. Он обогатил ее приобретениями немецкой классической] философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха. Главное из этих приобретений — диалектика (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 23, стр.43 )

Таковы исторические условия возникновения немец­кой классической философии.

.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 615. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия