Предметный контекст анализа
На основании предшествующего анализа рациональности как характеристики человеческой деятельности и, в частности, научного познания можно утверждать, что ее целостный образ включает следующие основные составляющие: 1) представление о специфике отношения и способе связи субъекта деятельности с ее объектом; 2) представление о цели деятельности и способе связи с ней совершаемых субъектом действий; 3) представление о степени полноты рефлексивного осмысления первых трех аспектов. Можно также утверждать, что центральным является второй (динамический) элемент или аспект целостного образа рациональности, поскольку содержание всех прочих является производным от него. В частности, это достаточно очевидно в отношении третьего представления, в сущности, конкретизирующего второе. В единстве своего содержания они задают тот " рациональный контекст", в рамках которого анализируются процессы роста научного знания. Анализ этих процессов предполагает, во-первых, изучение специфики форм выражения предметного знания, так как их конкретное содержание является исходным материалом анализа и его предметом на завершающей стадии, где оно увеличивается за счет приращенного знания; во-вторых, изучение механизмов (средств и методов) приращения знания. При этом (во втором направлении) в особый аспект выделяют исследование форм научного поиска. Выделение данного аспекта обусловлено, во-первых, существованием эвристических процессов как особого слоя когнитивной реальности и, во-вторых, столь же реальным функционированием в качестве эвристических средств различных форм предметного знания. Известно, что формы предметного знания (научный факт, проблема, гипотеза, теория и др.) не исчерпывают собой всю совокупность эвристических средств. Наряду с ними в нее входят различного рода эвристики и методические руководства, не привязанные жестко к определенной предметной области. Более того, можно утверждать, что без их осмысленного использования или неявного " срабатывания" не могут осуществляться процессы приращения знания. Однако механизмы их функционирования — это по преимуществу предмет когнитивной психологии. Поэтому в рамках методологического анализа форм научного поиска и развития знания основное внимание необходимо сосредоточить на тех его механизмах, где в качестве основных элементов выступают формы предметного знания. При этом следует показать, каким образом зафиксированное в них конкретное (сопряженное с определенной предметной областью) содержание служит приращению нового знания, а сами формы реализуют требования научной рациональности. Данная методологическая ориентация предполагает сопряженный анализ предметно-когнитивных и инструментальных функций форм научного поиска и развития знания. Ее правомерность и смысл можно обосновать общим представлением о содержании и механизмах научного прогресса, в русле которого реализуется гносеологический потенциал каждой формы знания. В исследованиях, посвященных проблемам научного прогресса, основное внимание уделено его гносеологической сущности, движущим силам, социальным последствиям и перспективам. Детализируется динамика связей науки с различными сферами приложения ее результатов, прежде всего, конкретно-научного знания в традиционно наукоемких сферах и видах человеческой деятельности, а также тех ее видах, которые предполагается реконструировать на научной основе. На этом фоне неуклонно расширяет объем область исследования внутринаучных гносеологических и логико-методологических проблем научного прогресса. Эта область включает как традиционные гносеологические проблемы (механизмы приращения, преемственности и кумулятивности научного знания, его истинности), так и ряд новых, возникших в условиях современного научного познания, связанных преимущественно с выяснением детерминации научного поиска, его форм, механизмов стимулирования и соизмеримости результатов. Исследования по новым направлениям далеко не всегда ориентированы на углубленную рефлексию над содержанием традиционных проблем. Нередко новые исследовательские ориентации прямо противоположны традиционным. Наиболее показательна в этом отношении концепция Л. Лаудана, где отказ от признания фундаментальности истинностных характеристик научного знания сочетается с принятием инструментального (" проблеморазреша-ющего") критерия научного прогресса. Научный прогресс, согласно Л. Лаудану, имеет место в той степени, в какой новая теория расширяет круг решаемых на ее основе конкретных проблем, т.е. он связан не с повышением уровня истинности знания, а с повышением его инструментальной эффективности в решении проблем. Критики Л. Лаудана показали, что в данном виде его концепция одинаково приложима как к проблемам, так и к псевдопроблемам и кроме того, внутренне противоречива, поскольку неявно использует понятие истинности. Однако она примечательна прежде всего тем, что в ее контексте четко оттеняется неразработанность одной из важных философско-методологических проблем. Это проблема концептуального синтеза предметно-когнитивного и инструментального аспектов познавательной деятельности и научного прогресса. В самом общем виде первый аспект включает процессы приращения и кумуляции предметного знания, отражающего свойства и отношения исследуемых объектов в системном и общедоступном виде. Второй аспект составляют процессы разработки принципов и методов, посредством которых обеспечивается получение и приращение предметного знания. Несмотря на то, что соотношение предметно-когнитивного и инструментального аспектов познавательной деятельности было главным предметом внимания в теории познания операционализма, в различных ракурсах рассматривалось в таких философских течениях, как инструментализм и прагматизм, проблема концептуального синтеза предметно-когнитивного и инструментального содержания научного прогресса до настоящего времени включает ряд нерешенных вопросов. Это, прежде всего, вопросы об общей основе предметно-когнитивного и инструментального содержания научного прогресса, содержанием конкретно-научных исследований и реалиями культуры — с другой. Наиболее общей основой концептуального синтеза предметно-когнитивного и инструментального содержания научного прогресса является рациональный базис познавательной деятельности. Характеризуя данную гносеологическую реалию в понятийной форме, прежде всего, следует разграничить понятия " творческий потенциал субъекта науки" и " рациональный базис познавательной деятельности". Объем первого из них шире, поскольку включает ресурсы индивидуально-чувственного уровня (первичные и вторичные образы-представления, а также соответствующие психологические механизмы их образования и развития). Объем понятия " рациональный базис познавательной деятельности" составляет совокупность рациональных ресурсов творческого потенциала субъекта науки. Это, во-первых, как было показано, добытое конкретными науками истинное предметное знание, конкретно-научные и общенаучные формы знания, средства и методы исследования. Во-вторых, это система предпосылочного знания, включающая основания научного поиска, философские идеи, принципы и категории, выражающие специфику познавательного отношения человека к миру, естественные и искусственные языки науки, логические формы, правила и законы, стиль научного мышления в целом. В-третьих, это система мировоззренческих представлений о наиболее общих законах природы, человеческого общества и мышления, включающая совокупность онтологических, познавательных, социально-политических, нравственных, эстетических принципов, идеалов и убеждений, тем или иным способом воздействующих на познавательный процесс, а также естественный язык. Рациональный базис познавательной деятельности объединяет предметно-когнитивное и инструментальное содержание научного прогресса в предельно широком контексте. Его рамки дают возможность учесть практически всю совокупность интеллектуальных факторов, рациональных предпосылок и форм знания, обеспечивающих наполнение понятия " научный прогресс" достаточно определенно фиксируемым содержанием. Непосредственно или опосредованно функции поиска и развития знания выполняет каждая из форм предметного и нормативного знания. По определению их выполняют формы поискового знания (вопрос, задача, проблема, идея, гипотеза). Общеизвестно, что логические формы мышления также обладают эвристическим потенциалом. Тем не менее, существует достаточно устойчивая традиция выделения в качестве форм научного поиска и развития знания относительно небольшого количества форм знания, которые чаще всего даже не называют основными. Это научный факт, проблема, гипотеза, теория. В качестве оснований для такого рода селекции указывают на фундаментальную (основополагающую) роль фактов в системе научного знания как его исходных элементов, ориентирующую функцию научной проблемы, эвристическую в ее прямом выражении функцию гипотезы, а также систематизирующую и эвристическую функцию теории. К совокупности отмеченных форм необходимо добавить метод, основанием для чего является способность этого вида нормативного знания ассимилировать содержание других форм знания и на этой основе обеспечивать его приращение.
|