Научный метод как элемент нормативного знания
Содержание наиболее часто встречающихся определений научного метода может создать видимость, что он относится к числу тех компонентов познавательной деятельности, о которых без особого труда можно выработать исчерпывающее представление. В данном случае имеются в виду не граничащие с метафорами дефиниции метода как правильного пути познания, а в той или иной мере специфические представления о нем в виде целостного образа научного действия. Его ядром является определенная совокупность нормативного знания — принципов, норм, правил, предписаний, регламентирующих познавательные действия (операции, процедуры) исследователя, направленные на решение конкретной познавательной проблемы (задачи). Однако видимость этого, подкрепляемая личным опытом исследовательской работы, исчезает при сопоставлении даже получивших наиболее широкое распространение определений. Существует немало, в том числе во многом сходных, дефиниций метода: " путь познания, опирающийся на совокупность ранее полученных общих знаний (принципов)" 1; " правильный путь, способ достижения какой-либо цели, решения определенной задачи... способ исследования и изложения изучаемого материала"; " средство для ответа на определенные типы вопросов о событиях"; " особое качество способа деятельности" 1; " совокупность систематизированных познавательных операций, соответствующих предмету и цели научного исследования"; " особый тип деятельности, осуществляющий определенную цель, адекватный своему предмету"; " сознательное действие, идущее от человека к предмету" 4; " определенным образом субординированная совокупность познавательных действий"; " система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека"; " система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности" 7; " система правил или приемов, выработанных для познания и практики"; " совокупность норм, правил и критериев, регулирующих сам способ, т.е. практическую реализацию данной деятельности"; " представляет собой систему регулятивных принципов, направляющих познавательную деятельность по пути, ведущему к овладению объективной истиной"; " разработанная ученым правильная, т.е. определяемая строением науки, схема упорядоченных последовательностей операций"; " форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта; система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности". Можно привести еще множество дефиниций, но в этом нет необходимости, поскольку в содержании определений научного метода можно достаточно отчетливо выделить их основные типы соответственно тому, какие из связей метода с другими компонентами познавательной деятельности они фиксируют. Прежде всего, обращают на себя внимание определения научного метода, характеризующие его как путь (правильный путь) познания, т.е. путь, ведущий к объективно истинному знанию. Второй, конкретизирующий, признак (" правильность" пути) в определениях такого рода если не выражен в явной форме, то, как правило, содержится неявно. В итоге их можно квалифицировать как отражающие связь метода, понимаемого как правильный путь познания, с продуктом познавательной деятельности — объективно истинным знанием. Содержащийся в них методологический императив, сущность которого наиболее адекватно выражена в известном высказывании К. Маркса: "... не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должны быть истинными" является не только предельно общим, но и в высшей степени категоричным. Эти обстоятельства обусловливают необходимость конкретизации представлений о научном методе даже в рамках дефиниций. В том числе с целью проверить рациональную обоснованность категоричных методологических следствий и требований, вытекающую из самого общего понимания метода как истинного пути познания. К необходимости этого подводит и обыденное, основанное преимущественно на житейском опыте представление о том, что одна и та же цель может быть достигнута разными средствами и методами. Явно или неявно оно восстает против ригористичности упомянутого методологического требования. Все это, разумеется, не могло быть обойдено вниманием со стороны исследователей, анализирующих проблемы научного метода, и, как видно из приведенных выше его дефиниций, нашло в них то или иное отражение. Более того, даже в рассматриваемой группе определений научного метода мало найдется таких, в которых не делалось бы попыток конкретизации самых общих представлений о методе и обоснования его истинности. Наиболее распространенная из них — явное или неявное указание на связь метода с имеющимся (ранее полученным) предметным знанием. Оно представляет собой естественное направление философско-методологического осмысления данного компонента познавательной деятельности, вытекающее из самой общей мировоззренческой установки, регулирующей научный поиск — объяснять природу вещей и действий с ними, исходя из них самих. Но в данном случае наиболее важно другое, а именно то, что теперь метод, первоначальное понимание которого ассоциировалось исключительно с представлениями о совокупности тех или иных конкретных, реализуемых в процессе исследования познавательных действий (операций, процедур), закономерно связывается со сферой предметного и нормативного знания. Начинается эксплицитное разделение, с одной стороны, совокупности познавательных действий (операций, процедур), с другой стороны, нормативного и предметного знания, регламентирующего их последовательность и обосновывающего их содержание. В свою очередь, это послужило источником концептуальной альтернативы: метод как совокупность познавательных действий — метод как совокупность нормативного знания, регламентирующего познавательные действия (операции, процедуры) исследователя, которая нашла отражение и в дефинициях метода. Первое понимание зафиксировано в цитированных выше определениях Г.А. Подкорытова, И.С. Ладенко, второе — в работах О.М. Си-чивицы, B.C. Степина, А.Н. Елсукова, П.В. Копнина, А.И. Ракитова, И.В. Кузнецова, В.В. Быкова, А.Г. Спиркина. Во избежание сомнений относительно того, что упомянутые группы дефиниций содержат именно два, а не одно понимания гносеологической природы метода, поясним различия между ними на более наглядном (и более популярном) примере. В данном случае ситуация напоминает ту, которая складывается при изучении философско-методологических аспектов технологии как одного из компонентов производственной предметно-практической деятельности, где исследователю с необходимостью предстоит четко разграничить два смысла понятия " технология" и соответственно две стоящие за ними реальности. Во-первых, технология как совокупность материальных процессов, реализуемых при производстве того или иного продукта. Во-вторых, технология как система знаний, описывающих эти процессы. В противном случае неизбежна путаница в рассуждениях и двусмысленность выводов. В том случае, когда метод научного познания понимается как определенным образом субординированная совокупность познавательных действий (операций, процедур) исследования, он фактически отождествляется с реализующим его процессом. Но, во-первых, этот процесс под названием " целесообразная деятельность" является самостоятельным компонентом познавательной деятельности. Следовательно, метод не есть сама целесообразная деятельность, а нечто иное, связанное с ней и обеспечивающее ее целесообразность. Во-вторых, при последовательном проведении точки зрения, согласно которой метод представляет собой совокупность познавательных действий, методом познания будет правомерно считать лишь актуально реализуемую совокупность познавательных действий (операций, процедур) субъекта. Система правил, норм, принципов, предписаний, регламентирующих познавательный процесс, не войдет в объем такого понятия метода. В действительности же все обстоит наоборот. В качестве компонента познавательной деятельности метод представляет собой образование рефлексивного уровня. На этом основана возможность анализировать и развивать систему регулятивных принципов, правил, норм познавательной деятельности до и относительно независимо от ее актуальной реализации в виде совокупности познавательных действий (операций, процедур) субъекта, исходя из особенностей решаемой проблемы, целей и задач исследования, исходной информации об исследуемом объекте и предпосылочного знания. Вне этих условий невозможно существование метода и как совокупности целесообразных действий (операций, процедур) исследователя, поскольку целесообразность не присуща их содержанию имманентно, а привносится нормативным знанием. На первый взгляд, второе возражение можно снять, если о методе говорить не только как об актуальной, но и потенциально реализуемой совокупности познавательных действий (операций, процедур) субъекта. Но в этом случае сразу же встает вопрос: а каков для исследователя способ существования этой потенциально реализуемой совокупности? Ответ может быть один — в виде знания о ней, т.е. знания о содержании познавательных действий (операций, процедур). Цепь рассуждений о гносеологической природе метода замкнулась на выводе о том, что метод есть определенного рода знание, а не актуально или потенциально реализуемая совокупность познавательных действий (операций, процедур) исследователя. Следовательно, совокупность познавательных действий (операций, процедур) субъекта относительно знания о них представляет собой что-то иное. Их способ существования и гносеологический статус должны отличаться от аналогичных характеристик отражающего их знания. Прежде всего, необходимо зафиксировать достаточно очевидное " онтологическое" отличие, а именно то, что составляющие актуально реализуемой совокупности познавательных действий (операций, процедур) могут существовать как материально (если анализируемая совокупность включает материально реализуемые действия (операции, процедуры), так и идеально (если данная совокупность состоит из мыслительных элементов). Знание же — феномен идеальной природы. Однако при всей его наглядности " онтологическое" различие в способе существования познавательных действий, с одной стороны, и знания о них — с другой, не определяет гносеологический статус этого знания, поскольку в форме чувственных и мысленных представлений, т.е. идеально, могут существовать и сами познавательные действия. Данное различие лишь стимулирует установку на определение его особого гносеологического статуса, так как в том случае, когда познавательные действия осуществляются в материальной форме, трудно проигнорировать качественное отличие этих действий от сопутствующего им нормативного знания, а последнего, в свою очередь, от предметного знания, характеризующего исследуемый объект. Особый гносеологический статус методу как знанию о содержании и последовательности познавательных действий придает, во-первых, выполняемая им регулятивная функция, поскольку это знание должно, как минимум, обеспечивать их целенаправленность. Во-вторых, его рефлексивная функция, раскрывающая основания предлагаемого в методе образа действий. Данные функции не присущи идеальным познавательным действиям, уже каким-то способом направленным непосредственно на приращение предметного знания (операциям счета при обработке данных наблюдений и экспериментов, мысленным операциям по построению абстрактных конструктов теории, процессам интерпретации математического аппарата и др.). Последние выполняют отчетливо выраженную креативную функцию, т.е. функцию создания (созидания) нового, в данном случае нового знания. Тем более названные функции неприложимы к совокупности материальных познавательных действий (измерительным процедурам, манипуляциям с материальными средствами и объектами исследования, действиям по нейтрализации внешних возмущающих воздействий и др.). Изложенные выводы, непосредственно индуцированные результатами анализа дефиниций метода, в конечном счете обусловлены структурой познавательной деятельности. Она предполагает наличие механизмов регуляции и рефлексии, адаптированных к условиям конкретной научной дисциплины, проблемы, задачи; механизмов, дополняющих общие формы регуляции познавательных действий и общие формы рефлексии над познавательной деятельностью. Эту обусловленность выражают " качественные" дефиниции метода, в которых он характеризуется как " особое качество", " особый тип", " форма деятельности". При этом определяющее значение имеет не сама по себе вербальная сторона с ее явной интенцией на выражение целостной характеристики данного компонента познавательной деятельности, а содержательно-генетическая особенность отмеченных дефиниций. Основу их содержания составляют признаки метода, указывающие на его отношения и связи с другими компонентами познавательной деятельности — целью, предметом, объектом. Независимо от того, все ли они учтены в той или иной дефиниции, налицо главное — интенция на отражение системного качества определяемого, т.е. метода, путем интегрирования его микро- и макрохарактеристик. В рамках данной ориентации высветился ряд ключевых проблем. Одной из них является проблема " истинного метода". Периодически выходит на первый план также проблема соотношения в методе явного и неявного содержания. Перманентный характер сохраняет проблема генетической связи предметного знания и нормативных предписаний метода. Содержание отмеченных актуальных проблем (а это их далеко не полный перечень) непосредственным образом связано с изучением механизмов приращения научного знания как одного из фундаментальных исследовательских направлений современной методологии науки. Соответственно самая общая характеристика научного метода как регулятивного средства и формы рефлексии над познавательными действиями должна быть дополнена представлениями, дающими то или иное решение данных проблем. К настоящему времени дефицит их удовлетворительных решений существует. В этой ситуации как и прежде не лишено актуальности известное высказывание Дж. Бернала о том, что изучение научного метода идет гораздо медленнее, чем развитие самой науки. Ученые сначала находят что-то, а затем уже — как правило безрезультатно — размышляют о способах, которыми это было открыто. Поэтому логично считать, что главным направлением разработки более детального и адекватного представления о научном методе должно быть выявление связей метода с тем, что было в системе научного знания " до" и что изменилось " в результате" его применения, а также выяснение того, за счет чего могло произойти наблюдаемое изменение. Реализация данного направления, в свою очередь, предполагает развитое представление о структуре научного метода, задающего совокупность его контактных элементов.
|