Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Идеалы и нормы научного исследования





Идеалы и нормы исследования — это совокупность установок и стандартов, определяющих тип знания, которое необходимо получить, и соответствующий ему способ организации познавательных дей­ствий.

Эта форма предпосылочного знания так же, как и научная картина исследуемой реальности, имеет развитую внутреннюю структуру. Она охватывает, прежде всего, три основных типа идеалов и норм, представ­ляющих собой собственно познавательные установки, регулирующие конкретные процессы исследования. Это идеалы и нормы: 1) описания и объяснения; 2) обоснования и доказательности; 3) организации и развития знаний. Кроме того, выделяют еще два типа установок: 4) целевые установки, определяющие, какой тип знания необходимо получить в качестве результата познавательной деятельности; 5) цен­ностные установки, определяющие, для чего нужны познавательные действия и познание в целом. По отношению к ранее выделенным трем типам, которые квалифицируются как методологические (оп­ределяющие способы и пути получения необходимого знания), они являются более общими и квалифицируются соответственно как целевые и ценностные.

В своем генезисе содержание идеалов и норм научного исследова­ния определяется, во-первых, характером доминирующих на данное время в обществе мировоззренческих представлений и ценностных ориентации, т.е. социокультурными факторами; во-вторых, характе­ром объектов, вовлеченных в сферу познавательной деятельности (прежде всего, их системной организацией)2.

В качестве иллюстрации социокультурной обусловленности иде­алов и норм научного исследования чаще всего ссылаются на их достаточно очевидное различие в науке Средневековья и Нового време­ни. Ученые Средневековья не игнорировали тип знания, основанный на данных наблюдения и результатах его практического использо­вания. Называя его правильным, они, тем не менее, принципиально разводили его с истинным знанием, раскрывающим символический смысл вещей, указывающим путь постижения небесных сущностей через мир чувственно воспринимаемых реальностей. Второй тип знания считался подлинно научным, поскольку раскрывал главный смысл вещей, в то время как знание, обоснованное данными опыта и практики, раскрывало один из возможных, но далеко не главный их смысл. Такая ценностная иерархия двух типов знаний определя­лась доминированием религиозного мировоззрения эпохи, согласно которому существовали два мира (небесный Макрокосм — высший, совершенный и земной Микрокосм — несовершенная копия Мак­рокосма). Научному познанию в качестве цели предписывалось выйти за пределы несовершенного земного мира в небесный мир сущнос­тей, установив связи объектов Микрокосма и Макрокосма. Тем са­мым в научную картину исследуемой реальности транслировались теологические представления и ценности (удвоение миров, их иерар хия, отделение сущности от вещи и др.)- В науке Нового времени правильное знание стало синонимом научной истины, не оставив в науке места " истинному" знанию Средневековья, что было предопре­делено трансформациями в сфере мировоззренческих представлений. На первое место вышло понятие природы как независимой и само­ценной реальности. Соответственно цель познания виделась в раскрытии ее законов, выражающих объективные, независимые от лю­бой внешней силы (как божественной, так и человеческой) отноше­ния и связи природных объектов (процессов, явлений).

Детерминация идеалов и норм исследования характером объек­тов, вовлеченных в познавательную деятельность, также лишена эле­ментов наглядности и очевидности. Ее механизмы связаны, во-пер­вых, с объективными онтологическими характеристиками исследуе­мых объектов. Достаточно очевидно, что объекты неживой, живой и социальной природы различаются качественно. Соответственно при исследовании живых и социальных систем идеалы и нормы иссле­дования трансформируются таким образом, который обеспечивает учет фактов их развития, направленного обмена со средой обитания, размножения, избирательного поведения, целеполагающей преобра­зовательной деятельности, т.е. того, чего нет в системах неживой природы. Во-вторых, эти механизмы аккумулируют и выражают способы фрагментации и синтеза реальности, выработанные в куль­туре в целом (прежде всего, в искусстве, религии, философии, теории познания, логике и методологии науки). В этом случае может ока­заться, что объекты как живой, так и неживой, и социальной природы будут представлены как однотипные системы (например, развиваю­щиеся динамические, стохастические, синергетические и др.). Соот­ветственно при формировании идеалов и норм исследования первых трех типов, т.е. методологических установок, называемых схемой ме­тода, выработанные способы фрагментации и синтеза реальности попадают в то, что " идет от объекта". Ученые XVII-XVIII вв., пытав­шиеся применить доминировавшие тогда идеалы и нормы физичес­кого исследования к познанию явлений живой и социальной природы, были уверены, что содержание этих установок " идет от объекта". На самом же деле эти явления наделялись несвойственным им типом организации. Все это ставит под сомнение детерминацию идеалов и норм научного исследования характером познаваемых объектов, а предполагает более детальное исследование ее механизмов в контек­сте проблемы объектогенеза, поскольку выделение определенного фрагмента реальности в качестве объекта научного исследования — это одновременно процесс его структурирования, наделения опреде­ленным способом системной организации.

Историчны не только ценностные и целевые идеалы научного иссле­дования, но и методологические. В их эволюции выделяют классичес­кий, постклассический и постнеклассический периоды. Согласно А.В. Кезину, в классический период доминировали следующие идеалы:

ü установка на истинность знания, понимаемая не только как нормативная ценность, но и необходимая описательная харак­теристика любых познавательных результатов;

ü фундаментализм как установка на поиск " достаточного осно­вания", не оставляющего сомнений в истинности обосновыва­емого знания;

ü методологический редукционизм как установка на выработку универсального стандарта научности в предметном и истори­ческом измерениях;

ü социокультурная автономия научного знания и методологичес­кого стандарта науки как установка на обоснование их незави­симости от социально-экономических, мировоззренческих, соци­ально-политических и иных вненаучных духовных образований;

ü методологическая дискретность как установка на разграниче­ние математического, физического и гуманитарного идеалов научности.

В математическом идеале подчеркивалось значение исходных общих положений (" начал", постулатов, аксиом) как основы абсолютно достоверного знания; в физическом идеале главная роль отводилась эмпирическому базису, но целост­ная система знания при этом квалифицировалась как постро­ение вероятностного характера; в гуманитарном идеале утвер­ждалась необходимость учета роли субъективных факторов не только в процессе познания, но и в оценке его результатов.

При всей их четкой определенности классические идеалы научного познания оказались продуктивными далеко не в каждой познаватель­ной ситуации. " Так, — подчеркивает А.В. Кезин, — математический стандарт " пропускал" мимикрирующие под него различные схолас­тические и натурфилософские построения. Физический стандарт даже в его наиболее жесткой позитивистской интерпретации, с одной сто­роны, отсекал значительную часть самой науки, с другой стороны, допускал в " тело" науки различные абсурдные построения вроде астрологии и магии, так как эти построения могли случайным обра­зом получить эмпирическое подтверждение. Социально-гуманитар­ный стандарт, как хорошо известно, далеко не в состоянии гаранти­ровать исключение разных субъективистских, " идеологических" (в смысле ложного сознания) спекуляций".

Поэтому в постклассический период нарастала критика класси­ческих идеалов научного исследования практически по всем аспек­там их содержания. В качестве их альтернативы выдвигаются антифундаментализация — как замена фундаменталистской " доста­точной обоснованности" другим критерием — способностью решать проблемы; плюрализация — как допустимость множественности от­носительно частных идеалов научности; экстернализация — как принятие общего тезиса о социальной обусловленности научной де­ятельности с последующей конкретизацией методологических стандартов в плане учета действия вненаучных факторов в ходе науч­ного исследования и при оценке его результатов.

Постнеклассический период отмечен как попытками безудержной ломки прежних идеалов научного исследования, так и процессами сис­темно обусловленной эволюции в представлениях об идеалах и нормах научного исследования, направляемой содержанием проблемы научной рациональности. В ее русле достаточно отчетливо наблюдаются глав­ные особенности становления постклассических идеалов научности:

ü необходимость утвердительного ответа на вопрос об особом эпистемологическом статусе науки, наличии особых процедур обоснования научного знания и особого языка науки;

ü нарастание в новых регулятивах научного познания содержа­ния, характеризующего объекты исследуемой реальности не " самих по себе", а в связи с характером используемых средств исследования, его целей и задач;

ü необходимость учета оригинальности определенных регулятивов классического периода, их несводимости к последую­щим нововведениям;

ü нарастание значимости научных подходов как особого рода регулятивов научного познания, концентрирующих в своем содержании определенную целостную совокупность идеалов и норм исследования и конкретизирующих их методов;

ü появление в системе рефлексивного знания нового понятия — " стиль научного мышления", отражающего в системном виде доминирующие познавательные установки (идеалы и нормы исследования).

Научную картину и идеалы и нормы научного исследования, взятых в единстве их содержания, нередко квалифицируют как стиль научного мышления. Однако фиксация такого рода интегративности явно недо­статочна для выявления специфики последнего. Требуется как и для названных форм предпосылочного знания достаточно полное осмыс­ление его определения, структурной и функциональной специфики.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1352. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия