Философские основания науки
Совокупность предпосылочного знания включает философские основания науки, научную картину исследуемой реальности, идеалы и нормы научного исследования. Она имеет еще два тождественных по смыслу названия — основания научного знания и основания научного поиска (B.C. Степин). Философские основания науки — это форма предпосылочного знания, представляющая собой систему философских категорий, представлений и принципов, выражающих онтологические характеристики исследуемой реальности и общую направленность познавательных процессов. Содержание философских оснований науки выражается, во-первых, в категориальной матрице, задающей онтологические характеристики исследуемого фрагмента реальности посредством категорий " вещь", " свойство", " отношение", " пространство", " время", " состояние", " процесс", " необходимость", " случайность" и других, а также в принципах взаимодействия, системности, детерминизма и других; во-вторых, в принципах наблюдаемости, воспроизводимости, данности сущности в явлениях, простоты и др. В содержании первых доминирует мировоззренческая функция, в содержании вторых — методологическая. Это блок наиболее общих представлений об исследуемой реальности, определяющий основные характеристики способа ее познавательного освоения, которые конкретизируются в идеалах, нормах и методах научного исследования, а также в формах предметного знания: научной картине исследуемой реальности, фундаментальных теоретических конструктах, блоках понятий. На уровне философских оснований науки заложены наиболее общие принципы научной рациональности, ориентирующие исследователя на органическую сопряженность познавательных действий с характером исследуемой реальности и его познавательными целями. При осмыслении специфики данного компонента традиционно в центре внимания оказываются вопросы о роли философско-мировоззренческих представлений в обосновании онтологических постулатов науки, функциях философского знания в механизме интеграции научных представлений в культуру исторически определенной эпохи, об эвристической и прогностической функциях философско-мировоззренческих представлений в развитии научного знания. Продуктивное значение философско-мировоззренческих построений в обосновании онтологических представлений науки подтверждается ее историей, фиксирующей как прямые заимствования наукой такого рода представлений из сферы философского знания (атомизм, гегелевское учение о саморазвивающейся системе, современные философские представления о человекоразмерных системах), так и эвристическое воздействие философско-мировоззренческих построений на генезис фундаментальных конструкций науки (влияние философского принципа единства материи и силы на формирование физического представления об электрическом и магнитном полях как материальных образованиях; роль принципа психофизиологического параллелизма как основного постулата нейрофизиологи, нейропсихологии, нейролингвистики и других дисциплин, изучающие психические процессы; принцип несиловых взаимодействий, концепция связей между причинностью, потенциальной возможностью и действительностью в их воздействии на концептуальные построения современной космологии и физики элементарных частиц). Роль философских знаний как связующего звена между культурой конкретной исторической эпохи и функционирующей в ней наукой раскрывается в результате анализа содержания универсалий культуры и его выражения в системе философского знания, а также процессов их воздействия на научное познание и обратно, т.е. воздействия научного знания на генезис и динамику универсалий культуры. Два последних аспекта анализа связаны с осмыслением закономерностей развития научного знания непосредственно. Содержание универсалий (наиболее общих представлений) культуры находит отражение в системе категорий и принципов философии, за счет чего во многом обеспечивается ее связь с жизнью и накапливается мировоззренческо-эвристический потенциал. Если система философского знания недостаточно интенсивно ассимилирует содержание универсалий культуры, в том числе вырабатываемых и средствами науки, она может выродится в набор абстрактных умозрительных конструкций, далеких от жизни и не обладающих продуктивным мировоззренческо-эвристическим потенциалом. Философская форма выражения универсалий культуры (рациональная, системная и логически последовательная) обеспечивает возможность трансляции их содержания по обезличенным информационным каналам, а соответственно и использования их мировоззренческо-эвристического потенциала в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и в научном познании. Система философских категорий и принципов, представляющая собой наиболее общий (универсальный) способ фрагментации и синтеза реальности, обеспечивает научное познание необходимым инструментом объектогенеза. Далеко не все материальные (а тем более духовные) образования и процессы предстают для познающего их человека в их подлинном и " удобном" для изучения виде (четко отдифференцированными друг от друга и среды (условий) их существования). Например, Млечный путь виделся как сплошная среда (континуальное образование), поверхность океанического дна в ее визуальном восприятии тоже представляется в виде сплошной среды, и на первых этапах ее исследования непонятно, что наблюдается: фрагмент рельефа или неизвестное живое существо? Еще труднее выделить в совокупности " немотивированных" влечений и эмоциональных состояний дифференцирующие эту совокупность составляющие (части, фрагменты), а также в повседневно наблюдаемых социально-экономических процессах организованную систему деструктивно направленных действий (на передел собственности, изменение политического строя, геополитической ситуации и др.). Требуются сознательные и, как правило, напряженные усилия для того, чтобы вычленить объективно существующий фрагмент реальности, отдифференцировав его характеристики от характеристик среды обитания. В ходе познавательных действий, направленных на достижение этой цели, осуществляется объективация исследуемой реальности. Объективация — это выделение в сфере исследуемой реальности дискретного содержания, позволяющее достаточно определенно разграничить ее фрагмент (предмет, явление, процесс) и среду (условия) его существования и представить данный фрагмент в качестве объекта рефлексивно осмысленной деятельности. Процесс объективации и объектогенез как его результат определяются в конечном счете характером и степенью развитости всей системы форм и способов освоения человеком окружающей реальности, специфичных для культуры определенной эпохи. Однако решающее значение имеют ориентации, задаваемые системой философских категорий и принципов. Они побуждают человека замечать, фиксировать одни характеристики реальности и игнорировать или расценивать как малосущественные другие. Так, сложившаяся в XVII в. система философского знания включала " сетку" категорий, которые ориентировали исследователя на представление познаваемых объектов в виде малых механических систем с соответствующими им атрибутами (небольшим количеством одноуровневых неизменных элементов, наличием жесткой причинной зависимости в их взаимодействиях, принципиальным разведением " вещных" и процессуальных аспектов системы), хотя в окружающей реальности, как и в настоящее время, существовало множество самовоспроизводящихся, саморазвивающихся и самоорганизующихся систем. Их специфика не просто игнорировалась — делались сознательные усилия для того, чтобы представить эти системы как объект исследования в виде малых механических систем, поскольку на это ориентировали философские основания науки. Вместе с тем в русле философских поисков периодически создаются категориальные системы и принципы, задающие новые способы духовного освоения реальности, которые опережают практикуемые схемы познавательных и практических действий. В этом проявляется прогностическая функция философских оснований науки. Как такого рода события можно квалифицировать создание системы философских категорий и принципов, отражающей механизмы развития и саморазвития, разработку " антропоразмерных" концепций в теории познания, ноосферного подхода и др. В настоящее время этот процесс все более интенсивно стимулируется и подпитывается развитием самой науки, прежде всего фундаментальной, все чаще осваивающей новые типы объектов, еще не вовлеченных в сферу других форм общественного сознания и производства. В философских основаниях науки органично сопряжены проблемно-тематические линии и философии науки и методологии научного познания. Прежде всего, в контексте проблемы объектогенеза как выражения общей направленности познавательных процессов. Однако при осмыслении этой проблемы на уровне философско-методологической рефлексии долгое время незамеченными оставались гуманитарные аспекты объективации, т.е. те каналы, по которым общество влияет на динамику предметных ориентации науки. В контексте объективации основной круг философско-методологических проблем достаточно очевидным образом связан с двумя ведущими тенденциями современного научного познания. Первая преемственно связана с ориентацией классической науки на поиск элементарных объектов и исследование наиболее глубоких уровней реальности с тем, чтобы открытые там законы могли объяснять свойства и поведение более масштабных систем. Вторая тенденция связана с ориентацией на конструирование больших динамических систем, в русле функционирования которых наблюдаются прямо противоположные эффекты — трансформация законов нижележащих уровней системы под воздействием ее вышележащих уровней. Наиболее важный гуманитарный аспект во второй тенденции достаточно очевиден. Конструирование такого рода систем стимулируется экономическими и социально-политическими факторами, определяющими своеобразие их вышележащих уровней. Средствами их конструирования, как известно, являются системно-структурный, программный и сценарный подходы. Поэтому главной гуманитарной проблемой при разработке данных средств применительно не только к основным типам этих систем, но и к их единичным образцам является механизм представления цели в разрабатываемом сценарии, программе, варианте структурирования исследуемой системы. Некоторыми авторами уже выражена озабоченность по поводу чрезмерно прямолинейного превалирования гуманитарно-целевого аспекта в упомянутых средствах, а также высказано мнение относительно перспектив постнеклассической науки. В частности, одним из видных методологов И.Б. Новиком, утверждающим, что " в современных системных исследованиях, когда структуризация систем произвольно меняется, когда теоретические концепции приобретают черты " адхокности", подгоняются под данную потребность и осознанную цель, когда рекомендательные модели строятся с учетом индивидуального психологического склада лица, принимающего решения, определяющее значение имеет включение этих исследований при всей их нетрадиционности в мировую тенденцию объективного знания — знания, адекватного реальности и формулирующего задачи, содействующие прогрессу человечества" 1. Не столь контрастно, но не менее остро обозначились гуманитарные проблемы при разработке средств познания в русле первой традиции. Сама по себе устремленность научного познания ко все более глубоким уровням реальности, на первый взгляд, никак не определяется гуманитарными факторами. Скорее, наоборот, стимулируется натуралистическими и космическими ориентациями на исследование реальности такой, какая она есть безотносительно к человеческому познанию, какова она " в своих собственных характеристиках". Но здесь самое время вспомнить, что современная наука развивается хотя и в русле традиции, берущей начало в классическом естествознании, но все же преимущественно в рамках познавательной парадигмы неклассической науки. А эта парадигма основана на учете относительности исследуемого объекта к средствам познания как фундаментальном гносеологическом принципе и на мировоззренческой посылке о том, что объект познания не тождественен исследуемой реальности, что последняя выступает для субъекта в формах деятельности, выработанных историческим развитием общества. Коррелятивно уровню объектов, вовлекаемых в сферу фундаментальных исследований (прежде всего " первого типа"), усложняются средства исследования и процедуры объективации исследуемой реальности. Эта реальность все чаще представлена не в форме автономных элементарных объектов (носителей определенных свойств), а в форме взаимодействий и их " следов". Для регистрации данных взаимодействий и их результатов создаются все более энерго- и материалоем-кие средства, что ощутимо сказывается на бюджете государств со всеми вытекающими отсюда последствиями гуманитарного плана. В этом отношении наиболее показательна ситуация, связанная с ориентацией фундаментальных исследований " на изучение частиц". Особенно четко эта ориентация проявилась в послевоенные годы, что обусловлено несомненными достижениями как в теоретическом, так и в прикладном аспектах исследований в области атомной и ядерной физики, физической химии, астрофизики, астрохимии и др. Создание мощных средств ведения войны, атомной энергетики, космической связи, быстродействующих компактных ЭВМ с широким набором возможностей — аргументы, убеждающие в необходимости исследований, направленных " на изучение частиц", не только представителей властных структур, принимающих решения по вопросам развития науки, но и рядового гражданина. Однако по мере продвижения в данном направлении возникли проблемы: накопление ядерного оружия в количестве, позволяющем уничтожить все живое на Земле несколько сот раз, частые аварии на атомных электростанциях и предприятиях по переработке радиоактивных материалов и как следствие радиационное загрязнение окружающей среды, а также реальная угроза качеству человеческого генофонда. К этому необходимо добавить растущую дороговизну средств фундаментальных исследований, ориентированных " на изучение частиц" — проблема, о которой сравнительно с упомянутыми выше всегда говорилось с меньшими эмоциями, но которая, видимо, породила " решающие сомнения". В итоге проекты, связанные с анализируемым направлением фундаментальных исследований, стали замораживаться, а то и вовсе попа дать в разряд бесплодных научных идей. Пример со свертыванием работ по строительству самого мощного в мире ускорителя под Сер-пуховым, разумеется, может показаться тенденциозным, поскольку найдутся причины: развал СССР, а вместе с этим целостной скоординированной программы " Энергетика", в рамках которой создавался данный объект. Но как быть с тем фактом, что в 1986 г. в процветающих Соединенных Штатах Америки была остановлена сразу же после завершения ее строительства установка для экспериментов по термоядерному синтезу, стоившая 242 млрд дол. США? Ее предполагалось использовать для изучения альтернативного подхода к термоядерному синтезу в магнитном поле. В сфере научного познания один из итогов такого рода развития событий —- стимул для ориентации " на исследование процессов" и " на исследование систем" в определенной мере в пику прежней ориентации " на исследование частиц". В этой связи обостряется ряд вопросов в сфере философии науки: об адекватности в целом ее средств целям рефлексивной деятельности; о правомерности доминирования европейской научной традиции, в русле которой оказались неизбежными разрывы в целостном осмыслении человека и мира; о достоверности предлагаемых ею представлений о мире (известно, что для подтверждения или опровержения наиболее фундаментальной теории " большой струны" необходимо построить ускоритель размерами, сопоставимыми с масштабами Солнечной системы) и др. В сфере самой науки и научного познания они стимулируют работу по философско-методологическому осмыслению еще двух блоков предпосылочного знания: научной картины исследуемой реальности и идеалов и норм научного исследования, в содержании которых конкретизируются представления и установки философских оснований науки. 9.2. Научная картина исследуемой реальности В наиболее лаконичной форме статус упомянутых двух форм предпосылочного знания фиксируется в выражении: научная картина исследуемой реальности — это схема познаваемого объекта, идеалы и нормы исследования — это схема метода. Эти устоявшиеся характеристики данных форм предпосылочного знания свидетельствуют об их фундаментальном значении для принятия исследователями определенного типа научной рациональности и выработки доминирующего стиля научного мышления. Механизм такого рода детерминации связан с их содержанием и функциями, выполняемыми в конкретном исследовании, научной коммуникации и взаимодействии науки с другими социокультурными сферами. Научная картина исследуемой реальности — это форма научного знания, выражающая наиболее общие характеристики познавательно осваиваемых объектов, и типы их системной организации. Аналогом словосочетания " научная картина исследуемой реальности" является " научная картина мира". Это наиболее крупный блок предметного знания. Он имеет развитую внутреннюю структуру, включающую четыре типа представлений: 1) о фундаментальных объектах, из которых состоят все другие объекты исследуемой реальности; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих закономерностях их взаимодействий и характере причинно-следственных связей; 4) о пространственно-временной структуре исследуемой реальности1. Наиболее отчетливо их содержание представлено в механистической картине исследуемой реальности — исторически первой научной картине мира, построенной на строго рациональных принципах. В ней полагается, что: 1) фундаментальными объектами являются неделимые частицы (корпускулы); 2) из них состоят все объекты исследуемой реальности, отличающиеся друг от друга лишь размерами и геометрической формой; 3) взаимодействия между частицами и образованными из них телами осуществляются как мгновенная передача сил по кратчайшему расстоянию (по прямой), при этом между воздействием (причиной) и его результатом (следствием) наблюдается однозначное соответствие; 4) частицы и образованные из них тела существуют и перемещаются в независимом от них и их взаимодействий в абсолютном пространстве и времени. В науке второй половины XVII в., когда механистическая картина мира была единственной, считалось, что подобным образом устроена не только физическая реальность, но и вся природа. Последующее развитие наук показало ограниченность представлений, составляющих содержание механистической картины мира. Она оказалась неприменимой при исследовании многих явлений физической реальности, а также химических процессов, биологических и социальных объектов и была заменена другими представлениями. Однако остался в силе гносеологический принцип, согласно которому представления научной картины мира онтологизируются. Считается, что так устроена природа. В этом состоит, прежде всего, мировоззренческая функция научной картины мира. Соответственно уровню данной функции научной картины мира ее представления относятся ко всем группам объектов, явлений и процессов исследуемой реальности и в этом смысле не имеют границ, пока их истинность не ставится под сомнение. Границы принятой научной картины мира начинают определяться достаточно четко тогда, когда в реальности обнаруживаются фрагменты, характеристики которых не укладываются в рамки образующих ее представлений и соответственно обнаруживается их онтологическая несостоятельность. Обычно это происходит в течение достаточно продолжительного временного интервала (от нескольких десятилетий до нескольких веков). Онтологическим статусом " по определению" не обладают абстрактные конструкты теорий. Считается, что в идеале, в тенденции они должны воспроизводить исследуемую реальность " в ее собственных характеристиках", но одновременно признается их условность, идеализирующий характер по отношению к самой реальности (в ней, как уже упоминалось, не бывает объектов и процессов, строго однозначно соответствующих геометрическим фигурам, схемам " предельного случая", математическим зависимостям и т.д.). Однако абстрактные конструкты теории должны соответствовать представлениям принятой научной картины реальности. Установление такого соответствия носит название концептуальной интерпретации теории, в рамках которой научная картина мира выполняет по отношению к абстрактным конструктам теории концептуальную функцию. Так, соответствие концептуальной схемы ньютоновской теоретической механики представлениям механистической научной картины мира можно представить в следующем виде:
Наряду с мировоззренческой и концептуальной функциями научная картина исследуемой реальности в определенных ситуациях выполняет эвристическую и объяснительную функции. А именно, в ситуациях, когда не создана теория исследуемого объекта, она служит ориентиром, направляющим наблюдения и постановку экспериментов, а также общей схемой объяснения полученных результатов. В более общем контексте выделяют еще две методологические функции научной картины мира: ü определение набора допустимых задач; ü ориентацию в выборе средств их решения, позволяющих ее квалифицировать не только как схему объекта, но и как программу исследования. В зависимости от характера четырех типов представлений об исследуемой реальности выделяют физическую, химическую, биологическую, социальную, экономическую картину реальности. Этот ряд можно продолжить, назвав соответствующие представления специальной научной картиной исследуемой реальности. Далеко не в каждой из них можно выделить основные типы представлений с той же степенью отчетливости, что и в физической картине мира. Во многих научных дисциплинах процесс осмысления содержания этого компонента только начался, хотя научная картина исследуемой реальности там существовала и выполняла свои функции. Так, научная картина экономической реальности стала предметом методологического анализа лишь в последние полтора—два десятка лет. Однако как реальный компонент исследовательской деятельности и системы научного экономического знания она существует с XVIII ст. В то время сформировалась классическая картина экономической реальности, где доминирующее значение имели представления об экономических благах как предметах, образующих рукотворное и естественное богатство нации. Отсюда первоочередное внимание к движению этих предметов в ходе экономической деятельности, их производству и потреблению, смене собственников. В научной картине экономической реальности, получившей название " историческая" (XIX в.), основным является представление об определенной человеческой общности (народе) как целостном субъекте экономической деятельности, осуществляющем ее в формах, присущих именно ему и являющихся результатом длительного исторического развития этого народа. В конце XIX в. сложилась " марджиналистская" картина экономической реальности, где основной компонент — субъект хозяйствования, принимающий рациональные решения (делающий наилучший выбор). Иными словами, в первой научной картине экономической реальности ведущим является представление о мире богатства, во второй — о мире хозяйственной культуры, в третьей — о мире хозяйствующего субъекта. В представлениях специальных картин исследуемой реальности имеется много общего, что является основанием для выделения в особые типы естественнонаучной и общенаучной картины мира. На формирование их содержания доминирующее воздействие оказывает наука-лидер или группа лидирующих наук. В XVII в. такой наукой была механика, поэтому ее теоретические конструкты составили основу естественнонаучной и общенаучной картин мира. В настоящее время естественнонаучная и общенаучная картины мира продолжают свое формирование, с одной стороны, на основе представлений ранее разрабатываемых научных картин мира (прежде всего, вероятностно-статистической и квантово-релятивистской), с другой стороны, с учетом теоретических представлений наук и подходов, в которых акцентируются эволюционные аспекты и отыскиваются теоретические средства отражения процессов развития (прежде всего, общая теория систем и синергетика). Содержание научной картины исследуемой реальности, особенно общенаучной картины мира, формируется не только на основе данных науки. Мощное влияние на этот процесс оказывают представления о реальности, сложившиеся в других сферах и формах общественного сознания, прежде всего, в искусстве и религии. Как правило, это происходит не путем их непосредственного внедрения, а через идеалы и нормы научного исследования.
|