Студопедия — Отечественная египтология
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Отечественная египтология






В XIX в. в русском обществе интерес к истории и культуре Древнего Египта выражался главным образом в коллекционировании и описании египетских редкостей, которые впоследствии вошли в состав наиболее крупных музейных собраний нашей страны. Как и в Европе, переломным в русской египтологии оказался рубеж XIX—XX вв., когда в России появились ученые европейского класса, такие, как B.C. Голенищев и Б.А. Тураев. B.C. Голенищев много раз был в Египте,

собрал там большую коллекцию египетских древностей, которые затем украсили музейные экспозиции и фонды Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). Прекрасный знаток памятников древнееги­петской письменности, B.C. Голенищев занимался изучением, комментированием и переводом на русский язык многих произведений, в том числе «Сказки о потерпевшем кораблекрушение», «Путешествия Уну-Амона в Библ» и др.

Выдающимся египтологом был академик Б.А. Тураев. Ученый с широким научным кругозором, знаток истории и культуры многих народов классического Востока, в том числе Финикии, Сирии, Малой Азии, Вавилонии, Б.А. Тураев был прежде всего специалистом по истории и культуре Древнего Египта. Его деятельность в области египтологии была самой разнообразной. Он систематизировал памятники египетской культуры, хранящиеся в русских музеях, создал Отдел Древнего Египта в Музее им. А.С. Пушкина. Его перу принадлежит одна из первых в европейской науке монографий по религиозному культу — «Бог Тот» (1898). Б.А. Тураев дал прекрасные переводы на русский язык египетских биографий («Рассказ египтянина Синухета и образцы документальных автобиографий»). Итогом его исследований в области древнеегипетской письменности стала сводная «Египетская литература» в 2 томах (1-й том опубликован в 1920 г., 2-й том не вышел). Вершиной научного творчества Тураева явилась его «История Древнего Востока», в которой история Египта занимает большое место (изложена история Египта от древнейших времен до потери им независимости).

Важной заслугой Б.А. Тураева явилось создание школы отечественных египтологов, которые развернули свою деятельность в 20—30-х годах.

Учеником Б.А. Тураева был В.В. Струве, который стал одним из основателей школы советских египтологов, исследующих историю и культуру Древнего Египта с позиций марксистского мировоззрения. Рассматривая Древний Египет как органическую часть Древнего Востока, отечественные египтологи понимают древнеегипетское общество как рабовладельческое, но в особых, отличных от античности формах. Решающим фактором в эволюции древнеегипетского общества и государства является развитие


производительных сил, экономика и социальная структура общества рассматриваются как фундамент, основа, определившая особенности государственной организации, культуры и идеологии. Большое внимание уделяется анализу общих черт и вместе с тем глубокому своеобразию в развитии Египта и других древневосточных обществ. Указанные проблемы: общее и особенное в развитии Древнего Египта и других стран Востока, экономические отношения, социальная структура, в частности община и характер рабовладельческих отношений, которые, как правило, занимали и занимают второстепенное место в зарубежной науке, — напротив, стали центральными проблемами отечественной египтологии.

В работах В.В. Струве, В.И. Авдиева, МЛ. Коростовцева, Ю.Я. Перепелкина и их учеников эти проблемы были тщательно разработаны. Вместе с тем продолжалось изучение древнеегипетской государственности и культуры. Блестящие исследования М.Э. Матье в области древнеегипетской мифологии, Ю.Я. Перепелкина о религиозно-политической реформе Эхнатона, М.А. Коростовцева о древнеегипетской религии, Н.С. Петровского в области египетского языка и их учеников касаются традиционных для египтологии научных проблем и свидетельствуют о крупных достижениях русской школы египтологии, о ее значительном вкладе в развитие мировой науки.








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 573. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия