Студопедия — Природа исторического времени
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Природа исторического времени






Проблема исторического времени в ее бытийном (онтоло­гическом), а не гносеологическом плане была впервые осмыслена частично в работах Ф. Ницше и более полно в «философии жизни». Именно представители этой школы с самого на­чала поставили своей целью изучение не структуры истори­ческого знания (как это было ранее), а сущности историческо­го бытия. На базе «философии жизни» в XX в. создаются наи­более крупные философско-исторические концепции. К ним можно отнести работы А. Вебера, О. Шпенглера, А. Тойнби, {302} Й. Хейзинга. Философская мысль от рассмотрения времени в его физическом плане начинает переходить к его анализу как» форме осуществления, протекания жизни.

Историчность и инвариант­ность чело­веческого сознания

Принято считать, что человеческое сознание, включая общественное сознание той или иной эпохи, носит исторический характер. В самом деле, спору нет, что на наши представления, чув­ства, переживания, образ жизни, мировоззрение оказывают большое влияние господствующие формы культуры, социальная и политическая структура и др. Однако важно иметь в виду, что сознание лю­дей всегда многослойно: что-то в нем определяется «духом вре­мени», господствующей в данный момент идеологией, классо­вой позицией, жизненными интересами, принятыми нормами морали и т. п., но что-то оказывается более устойчивым, как говорят, инвариантным к ходу времени, к смене эпох и полити­ческих систем; например, черты национального характера, ко­торый слабо меняется на протяжении сотен лет. Есть и такие» закоулки» нашей души, такие пласты сознания, которые неиз­менны в течение тысяч лет. Речь идет о человеческом пережи­вании фундаментальных измерений нашего бытия — жизни и смерти, свободы и порабощения, любви и ненависти, короче, той сферы, которую мы ранее определили как экзистенциаль­ное измерение жизни. Это — сфера «вечных» вопросов и жиз­ненных проблем, раздумий и душевных катастроф, сфера от­чуждения человека, его одиночества в мире. В силу того, что экзистенциальный пласт бытия является непреходящей состав­ляющей жизни любого индивида, та часть сознания, которая отражает этот пласт, менее всего поддается исторической ре­лятивизации.

Сходство жизненных ситуаций «лицом к смерти», несмот­ря на разделяющие людей тысячелетия, порождает сходство раз­мышлений и переживаний, аналогичность смысложизненной {303} рефлексии. Вспомним, к примеру, известный литературный па­мятник Древнего Египта «Беседа разочарованного со своей ду­шой», находящийся в одном из берлинских музеев. Литератур­ное произведение представляет собой диалог человека, разо­чаровавшегося в жизни и стремящегося покончить жизнь са­моубийством, и его души, которая возражает против этого и разными способами доказывает необходимость жить. Выска­зываемые участниками диалога точки зрения противополож­ны и исключают друг друга. Создается впечатление, что диалог этот написан не в период Среднего царства XXI— XVIII вв. до нашей эры, а в наше время, в канун третьего тыся­челетия: так близки и понятны нам мотивы и переживания тос­кующей личности. И уж совсем близкими и понятными кажут­ся нам размышления о жизни Сократа, Платона, Сенеки, Авгу­стина Аврелия...

Диалектика прошлого, настоящего и будущего в историческом времени

Природа времени проявляется в том, что оно, протекая через интервал настоящего, уходит, превращаясь в новое качество — в прошлое. Таким образом, как в исторической практике людей, так и в жизни культуры всегда возникает вопрос об отношении настоящего и прошлого. Прежде всего в фокус внимания попадает природа настоящего. Французский философ А. Бергсон был убежден, что живое, переживаемое человеком время не является для него чем-то внешним, внеположенным и безразличным к потоку жизни, напротив, оно составляет ее внутренний мотив, выступает как ее глубинное содержание. Отсюда полнота человеческого присутствия в мире — в происходящем, свершаю­щемся.

Очевидно, что историческое время нельзя оценивать по меркам и критериям простой физической длительности. В человеческой жизни настоящее почти никогда не является некой «мгновенной точкой» (в отличие от настоящего в физическом {304} смысле). Это, как правило, определенный временной проме­жуток, характеризующийся той или иной целостностью: дли­тельностью переживания, временем свершения каких-либо со­бытий, сроками осуществления какой-то задачи. Совершенно ошибочно сравнивать протекание времени существования ка­кого-либо атома или молекулы с тем, как протекает жизнь та­кой сложнейшей системы, как человек. Человеческое время дифференцируется на отрезки в зависимости от контекста его употребления и освоения.

Как известно, время в механике подчиняется постулату строгого, единообразного и жесткого деления на равные от­резки; причем эти последние могут быть как угодно малы. (Воз­можно, что механистическая абстракция бесконечной делимо­сти физического времени имеет границу своей применимости в глубинах микромира.) Однако уже астрономическое время имеет другой способ деления на отрезки. Что касается истори­ческого времени, то для своего отображения оно нуждается в особых единицах измерения, согласующихся с его собствен­ным ритмом. Культурно-историческое время как специфиче­ская реальность возникает тогда, когда люди начинают на прак­тике, в своих предметных действиях, в своих коллективных пе­реживаниях членить непрерывный и диффузный поток собы­тий на социально значимые интервалы. Последние приобрета­ют характер завершенных целостностей благодаря повторяю­щимся ритуалам, церемониям, периодически проводимым спортивным играм, сезонной вегетации, ритмам совместной жизни.

Подобно тому, как «историческое настоящее» никогда не является точкой, а выступает как некий атом времени, и про­шлое возникает для человека лишь на определенном отдале­нии. Промежуток, отделяющий настоящее от прошлого, закан­чивается особой точкой. Это та самая точка, в которой начи­нается воспоминание и появляется историческая память. Сам {305} факт наличия у того или иного индивида, сообщества, этноса исторической памяти свидетельствует о том, что произошло «смещение времен», что люди потоком жизни перенесены в иной интервал. Находясь в этом новом атоме времени, человек смотрит на уже протекший временной промежуток и ту жизнь, которая в нем проходила, как внешний наблюдатель. Поэтому память — это всегда отношение к феномену жизни с другой, уже «посторонней» позиции. В памяти человек заново пере­живает некогда совершившиеся события, но уже на уровне реф­лексии, когда утрачена непосредственность переживания; это последнее приобретает новое качество: оно становится эсте­тическим, нравственным, экзистенциально-эпическим и т. п.

Типы пере­живания времени в прошлых эпохах

Архаичный человек, пытаясь понять себя, обра­щался к мифологическим сюжетам, повествую­щим о стародавних временах, о мифической эпо­хе. Последней приписывалось особое, «сакраль­ное» время — время, когда «все начиналось» и все свершилось. Свет этого свершения прихо­дит к каждому новому поколению, вовлекая его из повседнев­ности в подлинную реальность. Настоящее, налично данное получало объяснение и истинный смысл лишь через свою со­отнесенность с событиями мифического времени. Миф, от­сылая индивида к основополагающему прецеденту, задавал мировоззренческую парадигму, диктовал образцы поведения и санкционировал формы взаимоотношений между членами рода. Люди смотрели на себя и оценивали друг друга глазами сакрального мира. Это был взгляд «извне», но не из настоящего на прошлое, а из прошлого на настоящее. Таково своеобразие временной структуры мифологического сознания.

Античность знает иной тип историзма, иной способ восприятия и переживания прошлого в его связи с настоящим. В эту эпоху мифологическое время стало восприниматься как почитаемая коллективная греза, лишенная собственно исто {306} рического статуса, но все еще сохранявшая за собой нравствен­ный и эстетический смысл. Как писал А. Ф. Лосев, историчес­кое время трактовалось в античности согласно модели вечно подвижного, но непреклонного в своей закономерности и по­стоянно возвращающегося к самому себе чувственно осязае­мого космоса. Подлинной и несомненной ценностью обладает только настоящее, которое длится как данность, как «вечное возвращение», волнующий круговорот жизни, подобный по­вторяющемуся приходу весны, лета, осени и зимы. Направлен­ность хода истории перед лицом времени как бы замыкается в кругу категорий «здесь» и «теперь». Осознание подлинности настоящего пролило новый свет на прошлое как на историче­скую категорию. Мифологический подход к понятию сакраль­ного времени уступает место идее историчности. Иными сло­вами, чувство подлинности настоящего порождает потребность искать подлинное, а не мифическое, в прошлом.

Средневековье открывает еще одно измерение историче­ского времени — будущее. Новая реальность времени возника­ет как ответ на историческую ситуацию, сложившуюся к нача­лу нашей эры. Чувство всеобщего социального распада и неза­щищенности, страха перед господствующим социальным злом вызвало к жизни тип потерянной, отчужденной, морально са­мозамкнувшейся личности. Утрата ценности и смысла жизни в настоящем сместила акцент на будущее. Последнее выступа­ет не только как компенсация неукорененности индивида в на­стоящем, но и как точка отсчета для оценки и понимания на­стоящего.

В эпоху Возрождения в новоевропейской культуре проис­ходит очередной сдвиг в восприятии времени. Перед нами тип историзма, в котором пересматривается смысл отдельных мо­дусов времени и механизм их взаимного сцепления. Уже сама идея возрождения свидетельствовала о том, что возникла глу­бокая внутренняя потребность обратиться к реальному прошло {307} му человечества, к таким его великим достижениям, как древ­негреческая и древнеримская цивилизация. Формируется но­вое историческое сознание с его неподдельным интересом к классическому наследию, с его неукротимой потребностью к культуротворческой ассимиляции духовных ценностей антич­ного мира. Людям этой эпохи настоящее часто виделось в зеркале прошлого, но не мифического, а подлинно исторического.

Новый всплеск интереса к истории мы наблюдаем в евро­пейском самосознании на рубеже XVIII и XIX вв. Наступив­ший XIX век — это время расцвета исторической науки. «Ис­торический подход» становится чуть ли не доминирующим во многих научных дисциплинах — в сравнительном языкозна­нии, биологии, в этнографии, социальных теориях и др. Мыс­лить исторически, рассматривать каждое явление в его эволю­ции, развитии, исследовать, как оно возникло, какие этапы про­шло и чем стало на сегодня, было признаком «хорошего тона». Меняется взгляд на настоящее и будущее. Настоящее воспри­нимается как итог, «высшая точка» всех прошедших эпох. Бу­дущее — закономерное и имманентное продолжение настоя­щего. История движется по восходящей спирали Прогресса. Поэтому время будущего — всегда новая и более высокая сту­пень развития, оно как бы более высокого качества. Истори­ческое время не имеет абсолютной значимости «здесь» и «те­перь», его ценность в том, что каждый данный этап истории есть звено на пути прогресса, поэтому истинную ценность на­стоящее приобретает лишь в горизонте будущего.

Когда XIX век уже клонился к закату, Ф. Ницше поднял бунт против безудержного и сциентистски ориентированного историзма. Прежде всего немецкий философ бросает вызов идее неодолимости мирового исторического процесса. Поистине парализует, говорит он, вера в то, что ты последыш времен, но разрушительной представляется эта вера, когда она путем дер­зкого поворота мыслей начинает обоготворять этого последы {308} ша как истинную цель и смысл всего предшествующего разви­тия, а в ученом убожестве его видит завершение всемирной истории. Такой способ мышления приучил говорить о «миро­вом процессе» и оправдывать свою эпоху как необходимый ре­зультат всемирного процесса; эта точка зрения поставила ис­торию на место других духовных сил, искусства и религии, как единую верховную силу.

Ницше видит два противоядия против «исторической бо­лезни»: неисторическое и надисторическое. Первое обознача­ет искусство и способность забывать и замыкаться внутри из­вестного ограниченного горизонта (т. е. в пределах замкнутых в пространстве и времени событийных рядов), второе обозна­чает силы, которые отвлекают наше внимание от текучести че­ловеческой жизни, от процесса становления, сосредотачивая его на том, что сообщает существованию характер вечного и неизменного. Наука рассматривает эти силы как нечто враж­дебное, ибо она считает только такое исследование вещей ис­тинным, которое видит всюду свершившееся, историческое и нигде не видит существующего, вечного.

Возврат к «неисторическому» означает признание самоцен­ности абсолютного присутствия любого живого индивида внутри интервала настоящего, целостность самого феномена жизни. Другими словами, здесь в игру вступает тонкая диалек­тика исторической памяти и забвения как условие полноцен­ности человеческого существования, что касается «надисторического», то это можно истолковать как обращение человека к инва­риантам трансцендентного, сообщающего нам весть о высших смыслах.

Смысл и значение исторического времени

С мировоззренческой точки зрения исключительно важным является вопрос о значении прошлого для настоящего. В своей книге «Смысл и назначение истории» Карл Ясперс утверждает, {309} что господство в нашем культурном бытии «настоящего мо­мента», т. е. привычка жить без исторических воспоминаний, сводит жизнь и духовную деятельность к «техническому уме­нию» и сиюминутным удовольствиям. На самом деле полнота «теперь» открывается только вместе с прошлым и будущим, с воспоминанием и идеей. Воспоминание как условие и воспол­нение прошлого служит не стремлению уничтожить или уни­зить настоящее как якобы неполноценное, но тому, чтобы, взи­рая на вершину, не утратить то, что на пути к высотам доступ­ной мне действительности я могу искать в настоящем.

Человеческую жизнь можно рассматривать в разных ас­пектах — биологическом, социальном, культурном. И все же самым загадочным, пожалуй, остается временное измерение нашего бытия, связанное с исторической текучестью жизни. Люди отличаются от мира животных прежде всего наличием разума, способностью к осознаваемому существованию. Ин­теллект — величайший дар, которым наделен индивид. Но именно благодаря интеллекту человек оказывается способным осваивать время, превращая его из физического или биологичес­кого в человеческое.

Производство человеческого в человеке как сущность исторической жизнедеятельности людей возможно лишь в про­цессе культурно-исторического освоения времени, в процессе развертывания способностей и родовых качеств индивида в потоке истории. Так формируются различные модусы человеческого времени — социальный, исторический и др. Ни одно существо, кроме человека, не открыто к протеканию времени, не вступает с ним в особые отношения, ибо все остальные жестко детерминированы непрерывным физическим и биологическим процессом. Их жизнь во времени генетически и природно задана. Человек благодаря разуму и дару свободы способен манипулировать с временем, «сжимать» его или, напротив, растворяться в нем, вживаясь в прошлые эпохи. В результате человек приобретает возможность за одну свою биологи {310} ческую жизнь пережить множество жизней и даже множество эпох. Время для человека становится многомерным. Он может одновременно существовать в прошлом, будущем и настоящем, читая книги, изучая иные эпохи, проводя археологические ис­следования и активно действуя.

Осваивая социальный и исторический опыт предшеству­ющих поколений, люди тем самым раздвигают рамки своего бытия. Человек как физическое тело не может нарушить зако­ны природы: причинная цепочка событий нигде и никогда не прерывается. Но в биологическом отношении ситуация уже другая: здесь наблюдаются обратимые процессы (заживление ран, регенерация тканей, костей, органов и др.). Еще больше необычного у исторического времени. Здесь возможности че­ловека поистине неисчерпаемы, ибо в своем историческом твор­честве люди научились ускорять, сокращать и даже менять на­правление времени. Историческое время, поскольку оно в оп­ределенном отношении зависит от нашего разума, нашей воли и свободы действовать, может менять свой темп, течь вспять и т. п. Современные монахи, живущие в монастыре или ашраме, разве это не уход в исторически более раннюю эпоху? И разве существование сегодня некоторых отдаленных от ци­вилизации австралийских и африканских племен не говорит о том, что для них время остановилось?

Если в прошлом веке историческое ассоциировалось с те­кучестью, изменчивостью, процессуальностью бытия (на что так бурно реагировал Ницше), то в XX столетии онтология вре­мени пересматривается. Прошлое — это не только то, что про­шло и исчезло навсегда. Прошлое осталось, оно живет в нас, оно продолжается в памятниках культуры, оно заявляет о себе самыми разными способами. Человечество гораздо глубже свя­зано с истекшим историческим временем, чем это представля­ется на первый взгляд. Современная цивилизация, как заметил философ С. Б, Крымский, переживает интенсивный процесс {311} «актуализации прошлого». История — это не только то, что меняется, трансформируется и исчезает, но и то, что остается в веках, т. е. «универсалии» и «инварианты» культурного и социального бытия (пирамиды и храмы, учебные заведения и ака­демии, религиозные учения и философские доктрины, произведения искусства и технологии). Кроме того, в истории многое так или иначе повторяется — в политических формах и экономических укладах, в духовных поисках и умонастроениях, в геополитических конфронтациях и этнических конфликтах.

Человек манипулирует временем не только благодаря вживанию в атмосферу минувших эпох: своей активностью, своими историческими инициативами он может оказать влияние на ход истории, положив начало тем или иным процессам, движениям, социальным институтам, которые затем будут существовать в течение веков, а может быть, и тысячелетий. Например, учебное заведение, основанное Платоном, просуществовало с 387 г. до н. э. по 529 г. (Академия Платона была закрыта императором Юстинианом спустя 916 лет со дня основания). Чешский король Карл Великий основал Карлов-Университет в Праге, который существует до сих пор. Братья Кирилл и Мефодий разработали еще до крещения Руси славянскую письменность, в основе своей сохранившуюся до наших дней.

В ближайшем будущем человечество достигнет важного исторического рубежа: количество людей, одновременно живших на Земле, сравняется с количеством людей, живших за всю человеческую историю. (Тогда об умершем уже нельзя будет говорить: «Присоединился к большинству».) Эта ситуация по-новому ставит вопрос о культурном смысле исторического. Жизнь одного поколения будет равна по насыщенности всей мировой истории. Это может изменить наше отношение к прошлому. До сих пор история как сгусток опыта поколений бала так или иначе критерием существующих систем ценнос {312} тей. Во многих случаях мы доверяем тому, что «проверено ис­торией». Теперь ситуация меняется: совокупный опыт совре­менного человечества оказывается больше опыта всей пред­шествующей жизни людей. Не возникнет ли в связи с этим на­строение «отказа от истории»?

Для ответа на этот вопрос важно, однако, иметь в виду реальную диалектику проблемы. Дело в том, что современно­му индивидууму потребуется смотреться «в зеркало истории», чтобы иметь хоть какие-то уже апробированные ориентиры в жизни. В этом смысле значение прошлого не ослабевает. К тому же не следует забывать феномен «актуализации прошлого». Люди лишь с годами, столетиями начинают осознавать подлинные масштабы тех или иных событий, памятников культу­ры, исторических деятелей, писателей, ученых и т. п. В 60-е годы прошлого столетия в России многие воспринимали Пуш­кина в духе Писарева. Лишь в 80-е годы наблюдается перелом в общественном сознании. Но, возможно, мы и сегодня еще по-настоящему не осмыслили все значение пушкинского гения.

Только с годами прошлое раскрывает свои истинные про­порции и свой сокровенный смысл. И именно эти все новые и новые прочтения былого позволяют ему наиболее полно рас­крыться и реализоваться. Актуализация истории в том, что мы не можем выстроить себя, не обращаясь к минувшему, не пере­интерпретируя и не переосмысливая его.

Свободное, многогранное и позитивное освоение време­ни — удивительный дар человека. Сущность этого дара — воз­можность по своему желанию вместить в свою жизнь истори­ческий опыт тысячелетий, сотни других жизней и тем самым расширить свой биологический интервал бытия до любых же­лаемых пределов в рамках исторического времени.

Надо жить так, чтобы прошлое и будущее не довлели над настоящим, напротив, и то, и другое должны служить текущей жизни, расширяя ее горизонты и обогащая ее новыми краска­ми. Неверно пренебрегать настоящим ради прошлого, но и {313} нельзя игнорировать прошлое или будущее в угоду текущему моменту, равно как и зачеркивать настоящее ради будущего. Только гармония, только разумное единство всех трех модусов исторического времени позволяет выжить и полноценно суще­ствовать любому народу, этносу, государству. Здесь нужно чув­ство меры. Замечено: чтобы скрипач мог играть на своем инструменте, он должен как следует натянуть струны; но если их натянуть чересчур сильно — они лопнут, а если слишком слабо — то не будет никакого звука. Мелодия человеческой жизни, сама ее возможность зависит, с одной стороны, от на­шей способности к усилию, к напряжению, от нашей воли к «настройке», с другой стороны, от объективных порядков бытия, от возможностей окружающего мира. Мудрость заключается в том, чтобы умело натянуть струны...

Порой кажется, что вся человеческая история — всего лишь один миг по сравнению с временем существования Все­ленной. А как часто мы сетуем на краткость человеческой жиз­ни! Но вот поразительный (и малоизвестный) факт: если выстроить таблицу, на одной вертикали которой сравниваются все объекты Вселенной по длине, на второй — по массе, на третьей — по продолжительности существования, то получится такая картина:

 

{314}

Как видно из таблицы, человек по массе и размерам рас­полагается в нижней половине шкалы, но по продолжитель­ности жизни — в верхней четверти, т. е. с точки зрения все­ленских масштабов человек мал, но время жизни его доста­точно велико по глобальным меркам длительностей существо­вания самой Вселенной. Этот удивительный вывод современ­ной физики и космологии побуждает нас в корне пересмотреть наше отношение к фактору времени. С космической точки зре­ния наша жизнь — не «мгновение», а «целая вечность»: время тревог, грез и творческих свершений.

Связь между переживанием индивидуального времени и Часов истории так выразила молодая поэтесса:

Гонит меня тревога

Через озябший город,

Через витрины стекол,

Через глаза прохожих

Гонит меня тревога.

Тревога смотрит буквами книг,

Срывается строчкой газет:

Вы, которые будете жить на Земле

Через двести лет, —

Вы еще будете.

Вам появляться. {315}

Вам узнавать.

Расти.

Мне уже двадцать.

Мне уже двадцать.

Вам себя я должна нести.

Секут секунды,

Минут минуты.

Врывается в сердце тревога жалом –

Мало продумано.

Мало сделано.

Мало.

?

1. Как понимают сущность социума представители различных социо­логических направлений? 2. В чем состоит основная идея материа­листического понимания истории? 3. Основные модели социальной эволюции: это... (продолжить). 4. Почему «экологическая филосо­фия» выступает как основа новых взглядов на человека, общество и природу? 5. Определите понятия — «индивид», «личность», «индивидуальность». 6. Что такое «историческое время»? 7. Возможность управлять временем — фантастика, метафора, реальность? 8. Как можно оценить продолжительность человеческой жизни с точки зре­ния космических масштабов? {316}

Глава 10. Философское учение о ценностях (аксиология)







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 627. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия