Студопедия — Человек-ноумен И. Канта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Человек-ноумен И. Канта






В своей трактовке человека Кант исходит из метафизического противопоставления феноменального, эмпирического, природного, чувственно воспринимаемого мира и мира ноуменального, сверхчувственного трансцендентного. Человек, по Канту, относится и к тому и к другому миру. Сущность человека находится в трансцендентном мире «вещей в себе» - здесь Кант выступает как представитель эссенциализма. Однако, согласно его критической философии, эта сущность непознаваема. Она проявляется лишь в практической, моральной сфере деятельности человека.

Текст 5. Главное в кантовском учении о человеке заключается в том, что человек признается существующим, можно сказать, в двух кардинально отличных друг от друга мирах – познаваемом и непознаваемом, эмпирическом и интеллигибельном. Как эмпирическое, чувственное существо человек целиком во власти природного детерминизма; все его поступки обусловлены не зависящими от него обстоятельствами; у него нет свободы воли, он, следовательно, по существу невменяем. Человек как звено природной необходимости не может обладать свободной волей, автономией; он не есть, строго говоря, даже личность. В этом состоянии человек представляет собой всего лишь явление природы, которое, как и все явления природы, подчинено неумолимым законам природы. Но главное, что делает человека человеком, состоит в том, что он есть «вещь в себе», неподвластная законам природы, обладающая разумом, способным быть независимым от чувственности и внешней среды вообще. Это и есть подлинный человек, ответственный за свои поступки, ибо он обладает свободной волей и поэтому есть господин самому себе.

То, что такой человек-ноумен, несмотря на его непознаваемость, действительно существует, не может быть подвергнуто сомнению, поскольку существует нравственность, добрая воля, способность человека предпочитать добро злу (Ойзерман, Т.И. Кант и Гегель. Опыт сравнительного исследования).

 

Задание к Тексту 5. В чем сущность человека по Канту? В каком смысле человек существует одновременно в посюстороннем, чувственном мире и в потустороннем, трансцендентном мире?

Сопоставьте трактовку сущности человека Кантом со следующим высказыванием Н. Бердяева:

Человек и очень ограничен и бесконечен, и мало вместителен и может вместить вселенную. Он потенциально заключает в себе все и актуализирует лишь немногое. Он есть живое противоречие, совмещение конечного и бесконечного (Бердяев, Н.А. Смысл творчества).

 

Текст 6. Случайность рождения, зависящая у человека, так же как и у неразумных тварей, от побочных обстоятельств… даёт основание для серьёзных возражений против мысли о вечной продолжительности существа, жизнь которого началась при столь незначительных и столь целиком зависящих от нашей воли обстоятельствах. < …> Однако против этого вы можете предложить трансцендентальную гипотезу, а именно, что вся жизнь, собственно, лишь умопостигаема, что она вовсе не подвержена изменениям во времени и не начинается рождением и не заканчивается смертью; что земная жизнь есть только явление, т.е. чувственное представление о чисто духовной жизни, и что весь чувственно воспринимаемый мир есть лишь образ, который мерещится нашему теперешнему способу познания и, подобно сновидению, не имеет сам по себе никакой объективной реальности; что если бы мы созерцали вещи и самих себя так, как они существуют, мы увидели бы, что находимся в мире духовных существ, единственно истинное общение с которыми не началось рождением и не прекратится со смертью нашей плоти (так как рождение и смерть суть лишь явления), и т.д. (И. Кант. Критика чистого разума).

Задание к Тексту 6. Что является эмпирическим аргументом против бессмертия человека? Какой контраргумент, могущий обосновать существование бессмертия, предлагает Кант? В чём метафизичность такой позиции?

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1355. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия