В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
" Проблема" есть разновидность " вопроса". Если вопрос может быть отделен от поиска еще не известной никому информации (например, вопрос преподавателя ученикам начальных классов), то проблема есть такой вопрос, который тесно связан с поиском новой информации; ставится задача, зачастую трудная, требующая исследования, разрешения. Она лишь в некотором смысле есть знание, уже имеющееся, но это знание - о незнании. Проблема неотрывна от поисковой ситуации, которая может дать положительный результат, но может и не дать. Проблемы могут быть существенными и несущественными, главными и второстепенными и т.п. Специфика проблем в философии: 1) их предельный характер (шире этих проблем: " что такое субстанция? " " что такое причинность? " и др. в познании нет); 2) их вечность, инвариантность (с древнейших времен поставлены вопросы: что такое смысл жизни, в чем заключается счастье и т.п., а они остаются актуальными и сегодня). В философии проблемы концентрируются вокруг основного вопроса мировоззрения и нацелены прежде всего на человека, точнее - на " проблему человека". И. Кант отмечал, что сферу философии можно подвести под следующие вопросы: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек? Все эти вопросы, указывал он, можно было бы свести к последнему, так как три первых вопроса относятся к последнему2. От центрального вопроса расходятся радиально несколько групп вопросов (проблем), соответствующих структуре мировоззрения: это проблемы жизневоззренческие (экзистенциальные), затем теоретико-познавательные, аксиологические, праксиологические (духовно-практические) и природно-косми-ческие. Названные группы проблем нередко пересекаются и взаимодо-полняют друг друга, как, например, в проблеме сознания. Все философские проблемы, сколь бы " удалены" они ни были от центральной проблемы мировоззрения (к примеру, проблема " части и целого"), являются все же так или иначе связанными с ней, конкретизируя ее и содействуя 1 Соколов В.В. Философия в исторической перспективе // Вопросы философии. 1998. № 2. С. 137. 2 Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 332. осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность. Информация, получаемая при постижении проблем, концентрируется в философских понятиях (категориях), законах и принципах. Многообразие содержания философского знания и тесная зависимость этого содержания от человеческих потребностей и интересов обусловливает и широкую полифункциональность философии. Можно выделять познавательные и идеологические ее функции, которые затем, в зависимости от уровня понятий " субъекта" и " объекта", будут подразделяться на множество подфункций. Часто за основание делений функций принимают теоретическую и методологическую стороны философии, и тогда у философии выделяют мировоззренческие и общеметодологические функции. В этом случае философии оказываются присущи следующие подфункции (или функции): в мировоззренческих - гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительная (отражательно-обобщающая). Общеметодологические функции, в свою очередь, делятся на конструктивно-эвристическую, координирующую, синтезирующую и логико-методологическую функции. Место философии в системе культуры. Начиная с античности, философы отводили философскому знанию центральное место среди многообразных сфер культуры. Некоторые из них даже ставили философию на самый высокий уровень обобщения знания, а отдельные направления культуры рассматривали как ее подразделения. Так, Аристотель (384-322 гг. до н.э.) подразделял философию на теоретическую (умозрительную), практическую (знание о человеческой деятельности и ее результатах) и изобразительную (творческую). Первая охватывала метафизику, физику и математику, вторая - этику, экономику и политику, а третья философия - поэтику, риторику и искусство. С его точки зрения, философия есть такой род знания, который может быть определен как " главная и главенствующая наука, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить" 1. Творец " Великого Восстановления Наук" Ф. Бэкон (1561-1626) писал, что различные отрасли науки нельзя уподобить нескольким линиям, расходящимся из одной точки, а скорее их можно сравнить с ветвями дерева, вырастающими из одного ствола, который до того, как разделиться на ветви, остается на некотором участке цельным и единым; необходимо признать одну всеобщую науку, которая была бы как бы матерью остальных наук и в развитии их занимала такое же место, как тот общий участок пути, за которым дороги начинают расходиться в разные стороны. Эту науку мы назовем 1 Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 102. " первая философия", или же " мудрость" 1. " Тот, кто в философии и в изучении общих законов видит пустое и бессмысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все отдельные профессии и искусства" 2. У Аристотеля и Ф. Бэкона, которых разделяют более полутора тысяч лет, нет принципиального расхождения в понимании сути философии как учения о всеобщем, хотя, как мы видим, имеется и своеобразие в ее трактовке. Да и отношение философии к культуре (или отдельным обширным ее сферам) тоже неодинаково: у Аристотеля оно скорее экзогенного плана, а у Ф. Бэкона - эндогенного. Но в обоих случаях оказывается, что философия проникает все области культуры, являясь ее общим основанием (или " корнем"). Философия, вернее, значительная ее часть, особенно онтология, или учение о бытии, о природе, а также учение о мышлении, обладает всеми признаками натуралистского, естественно-научного знания: объективностью, логической принудительностью, подчиненностью принципу достаточного основания, возможностью проверки на практике и т.п. Это не только сближает философию и естествознание, но и позволяет им воздействовать друг на друга в содержательном отношении: философские представления (о причинности, о времени и т.п.) проникают в саму ткань различных естественно-научных теорий, выполняя конструктивную функцию; ни одна теория в науках не может возникнуть и функционировать без тех или иных блоков философских понятий (преломляемых на пути к создаваемой теории в тот или иной комплекс общенаучных принципов). Конечно, ученый может выбрать не самое лучшее среди философских понятий и принципов, и тогда философия не приведет к успеху. Нужно научиться умению выбирать из многоразличного философского материала то, что окажется эффективным в решении частнонаучных проблем, т.е. в построении гипотез и теорий. С другой стороны, научные понятия, и прежде всего общенаучные, служат одним из источников развития философии и способны порой переходить в философские категории (пример - понятия " система", " элемент", " структура"). Аналогично и взаимоотношение философии с идеологией, с гуманитарным знанием, с искусством. Связь с искусством проявляется, в частности, в том, что в философском творчестве большую роль играет субъективно-личностный момент, эмоциональность философа, сказывающаяся как на форме, так и на содержании произведения философа. Проникая друг в друга, философия и наука, философия и идеология, философия и искусство в целом содействуют позитивному разви- 1 Бэкон Ф. Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1977. С. 200. 2 Там же. С. 142. тию всей культуры. Известный русский мыслитель и литературовед М.М. Бахтин справедливо отмечал, что философию " можно определить как метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)" 1. Философия есть ядро, синтезирующее все сферы культуры и в то же время мировоззренческое и методологическое ее основание.
|