Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 1 страница





С древнейших времен потребности в совместной жизни и жиз­необеспечении заставляли людей вступать в различные виды кон­тактного взаимодействия, учитывать в своих действиях, поведе­нии особенности психики окружающих, а также и свои возмож­ности.

В течение многих тысячелетий малопонятные психические яв­ления люди обозначали общим понятием — душа. В этом смысле психологические знания и представления выступают непремен­ным спутником человеческого общества. Однако возникновение Учений о душе относится к VI в. до н.э.

Издревле существовало верование, что человек состоит из плоти (тела) и бесплотной души. В представлениях первобытных людей

душа и тело составляли единое целое. При этом душа понималась как независимое от тела явление, способное управлять телом. Люди считали, что душа периодически покидает тело (например, во сне, в других состояниях: в трансе, при отключении сознания) и, если не возвращается в него, наступает смерть. Души умерших людей по верованиям того времени составляют такие же сообщества, как и у живых людей. А потому у первобытного человека отсутствовало представление о смерти как конечном этапе жизненного пути.

Уже на заре человечества существовали представления о духах, сверхъестественных силах, которые можно попросить о помощи, делая им приношения и поклоняясь им. Было разделение на доб­рых и на злых духов.

У людей создавались определенные табу, складывались обря­ды, ритуалы (например, ритуальные танцы перед охотой, перед пиршеством и т.п. как своеобразные способы психологического настроя), возникло знахарство, шаманство. Появились культовые отношения к душе как первоначальные формы религии. Посте­пенно накапливались знания о духовной жизни людей. Эти зна­ния становились кастовыми, передавались по наследству, внутри определенных групп людей (колдуны, знахари, а позднее — жре­цы, волхвы, гуру, церковная элита).

В древних представлениях о душе она присутствует везде в при­роде, где есть движение и теплота, а в ряде случаев душой наде­лялись любые предметы вообще. Первое учение о душе основыва­лось на понимании внематериальной природы души и вере во всеобщую одухотворенность мира. Такое понимание получило на­звание анимизм (от лат. «анима» — дух, душа).

В дальнейшем такое представление о душе начинает уступать место наивно-материалистическим представлениям о душе (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций: VII —I вв. до н.э.). Суть их в том, что душа (греки называли ее «псюхе», что и дало название нашей науке) рассматривается как материаль­ный орган тела, руководимый также материальным началом — духом, разумом. Дух, душа считаются телесными и образуются из мельчайших, неделимых и подвижных частиц — атомов.

Однако с позиции такого подхода нельзя было объяснить воз­никновение у человека абстрактного логического мышления, во­ображения, целеполагания, воли и ряда других психических осо­бенностей.

Это создало предпосылки для развития идеалистических взгля­дов на психику человека.

Наиболее ярким представителем этого направления является Платон (427—347 гг. до н.э.). Он выделил в душе три части: разум, мужество, вожделение, которые разместил в различных частях тела (голове, груди, брюшной полости). Он считал, что эти части рас­пределены у людей неравномерно, а преобладание той или иной части души связывал с принадлежностью человека к социальной группе и даже к соответствующему этносу. По его мнению, разум­ная, высшая часть души господствует у аристократов, филосо­фов, элитной части общества; мужество — у воинов; вожделение (низшая часть души) — у простых тружеников, ремесленников, рабов. Он считал, что у греков преобладает разум, у северных вар­варов — мужество, а вожделение в большей степени свойственно южанам.

Платон создал учение об «идеях» как вечных и неизменных сущностях, образующих высший, лежащий по ту сторону приро­ды незримый мир. Разумная часть души вселяется в бренное тело при рождении и оказывает влияние на формирование души чело­века в целом. По сути, Платон является родоначальником дуализ­ма в психологии.

Особый вклад в развитие учения о душе внес ученик Платона выдающийся древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.). В своих трудах «О душе», «О памяти», «О сновидениях» он преодолевает дуализм Платона и выдвигает идею неразде­лимости души и живого тела. В этом единстве душа выступает движителем живого тела путем принимаемых решений. По мне­нию Аристотеля, душа не может существовать без тела, но и не является телом. Аристотель выдвинул идею принципа развития психики от низших форм к высшим. В развитии психических функций он отдавал приоритет социальным условиям, а в раз­витии характера ведущую роль отводил реальной деятельности человека.

Аристотель сделал попытку вернуть психологическую мысль на естественно-научную, биологическую почву. Ему принадлежит за­слуга разработки таких проблем психологии, как ощущения, пред­ставления, активность психики, психический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Идеи Аристотеля заложили фундамент развития научной психологии. По­степенно в понимании души складывается представление не только о том, что человек способен воспринимать действительность, мыслить, совершать произвольные действия, но и о том, что это свойственно ему лично. Он в отличие от животных сам осознает и произвольно видоизменяет свои действия по своему пониманию и желанию. Зарождается понятие о сознании человека.

Дальнейшее развитие естествознания, биологии, проведение опытных исследований строения и функций организма человека способствовали расширению и утверждению представлений о ес­тественной основе психического. Заметный вклад в это внесли врачи древнего мира.

Уже в VI в. до н.э. древнегреческий врач Алкмеон выявил нали­чие глазных нервов и пришел к выводу, что органом души явля­ется мозг. Основоположник научной медицины древнегреческий врач Гиппократ (460—370 гг. до н.э.) разработал учение о темпе­раментах и показал зависимость особенностей темпераментов людей от материальных, физиологических основ. В III в. до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга.

Во II в. до н. э. римский врач Гален обобщил достижения физи­ологов и медицины и существенно обогатил физиологические основы психики. По его мнению, нервы располагаются во всех частях тела, а ведущую роль в обеспечении психических проявле­ний, особенно разума, играет задний желудочек мозга. Гален рас­ширил представление о сознании человека и разделил движения человека на произвольные и непроизвольные. Расширить свои анатомические познания ему позволила хирургическая практика у гладиаторов.

Зависимость психики от работы мозга и от деятельности тела обосновывает в своих трудах арабский мыслитель Ибн-Сина (Ави-цена) (980-1037).

С усилением роли религии (христианства католического) в общественной жизни Европейского континента понимание со­знания, психики человека начинает приобретать все более идеа­листическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средне­вековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции.

В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к бур­жуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться и успешно решать задачи естественные, биоло­гические и медицинские науки, возрождаются и преобразовыва­ются различные виды искусств. Однако учение о душе продолжает оставаться церковно-богословским.

С возникновением мануфактурного производства, совершен­ствованием и усложнением орудий труда на первый план выдви­нулась механика. Появляется механистическая концепция миро­понимания. Происходят великие географические открытия. Обо­стряется политическая борьба нарождающейся буржуазии за власть. Все это меняет реальное положение человека в обществе и на этой основе его представления о мире и о себе, происходят глу­бинные изменения в мировоззрении человечества.

Английский мыслитель Френсис Бэкон (1561 — 1626) обосно­вывает идею о решающей роли в научном познании эксперимен­та, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обоб­щения. Бэкон утверждает роль индукции в познании действитель­ности. Все это переносится и на изучение человека.

Выдающийся французский ученый Рене Декарт (1596—1650) исследует природу человека («Страсти души», трактат «О человеке») и вводит понятие о рефлексе (отражении) как закономерном ответе организма на внешние воздействия. Это понятие впослед­ствии стало базовым для физиологии и психологии. Декарт счи­тал, что душа определяется не собственной, изначально прису­щей ей активностью, а воздействием внешних явлений, обстоя­тельств на «машину тела». С помощью рефлекса он объяснил психические проявления как материально обусловленные рефлек­торные регуляционные процессы. Психику он трактовал как внешне детерминированный внутренний регуляционный механизм. Это по­ложение сыграло большую роль в последующем развитии науч­ных представлений о психике человека.

Декарт ввел в науку и понятие сознания (как знания души о себе). Он понимал человека как «нервную машину», реагирую­щую соответствующим образом на внешние воздействия. На ос­нове этого подхода Декарт сделал попытку объяснить возникно­вение ощущений, ассоциаций, эмоциональных реакций. Однако всю психическую деятельность с позиции своей рефлекторной схемы он объяснить не сумел. Декарт продолжал считать, что на­ряду с рефлекторной природой психического у человека продол­жает существовать душа как независимая от тела самостоятельная сущность.

Попытку преодолеть дуализм и механистические представле­ния Р.Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632—1716). Он отстаивал идею единства мира и считал, что сознание являстся.такой же реально­стью, как и материальный мир. Спиноза утверждай, что «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он убедительно обосновывал один из ведущих принципов науч­ной психологии — принцип детерминизма.

Крупнейший немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646— 1716) впервые в истории науки выдвигает идею о бессознательной психике, выделяя в ней два уровня: сознание и подсознание. Он высказал идею о сложных взаимосвязях сознательного и бессо­знательного и об активной природе и непрерывном развитии пси­хического. Лейбниц был идеалистом и считал, что вселенная со­стоит из множества душ — «монад» (от нем. «монада» — неделимое).

В XVII в. характерным для развития науки и жизни в целом было господство рационализма, согласно которому только разум дает истинное знание.

Глубокие перемены экономического характера под влиянием индустриальной революции в передовых странах способствовали актуализации потребности в практическом использовании науч­ных знаний. Это привело к возникновению учений, надолго оп­ределивших развитие психологии как науки: эмпиризма и сенсуа­лизма — учений о приоритете опыта и чувственного познания перед «чистым» разумом, о том, что в уме не может быть ника­ких врожденных идей и принципов. Эмпиризм представлял собой учение о внутреннем опыте и законах его приобретения челове­ком, о приоритете опыта над разумом. Сенсуализм отстаивал идею приоритета чувственного познания над рациональным.

Родоначальником эмпирической (опытной) психологии стано­вится английский философ и педагог Джон Локк (1632—1704). Он утверждал, что от рождения человек представляет собой «чистую доску, на которой время может написать любые письмена». По существу, Локк отрицал наличие у человека врожденных особен­ностей, задатков, оказывающих влияние на его психическое раз­витие.

Отстаивая идею опытного происхождения психики, сознания человека, Локк выделял два источника такого опыта: деятель­ность внешних органов чувств, ощущения (внешний опыт) и внут­реннюю деятельность ума по восприятию и пониманию собствен­ной работы, рефлексию (внутренний опыт). По мнению Локка, человек познает психологические факты (в отличие от познания физических) интроспективно, путем самоанализа на основе внут­реннего восприятия. Это утверждение Локка стало базовой осно­вой длительного господства в психологии парадигмы интроспек-ционизма. Вместе с тем, отстаивая идею двух опытов, двух источ­ников психического и противопоставляя сознание и внешний мир на основе того, что они познаются принципиально разными спо­собами, Локк выступает как дуалист.

Учение Локка дало толчок развитию как материалистических [Д.Гартли (1705-1757) — в Англии, Д.Дидро (1713—1784)^— во Франции, А.Н.Радищев (1749—1802) — в России], так и иде­алистических [Д.Беркли (1684—1753) — в Англии] учений о пси­хике.

Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия ассоциа­ция, под которым понимались сочетание, связь идей. После Локка в психологии утверждается всеобщий объяснительный принцип человеческой психики — принцип ассоциации (связи) идей, обра­зов. Понятие об ассоциации становится наиболее простым и уни­версальным объяснительным механизмом формирования и при­обретения человеком опыта.

Ассоцианизм становится господствующим направлением в пси­хологии, как в материалистической, так и в идеалистической. Ограниченность этого направления состояла в том, что при объ­яснении особенностей и механизма формирования психики пу­тем организации соответствующего воздействия на нервную си­стему человека сама нервная система воспринималась как лишен­ная каких-либо прирожденных качеств и предрасположений.

В XVIII в. возникает другое направление в психологии — учение о способностях души [X. Вольф (1705—1757) — в Германии]. В отличие от ассоцианизма, который утверждает, что вся психика есть ассоциации, новое учение проводит мысль о том, что душа рас­полагает имманентно присущими ей свойствами — способностя­ми, не выступающими следствием ассоциаций. X. Вольф вводит в научный оборот термин психология.

Крупные достижения в психологии в XVIII в. связаны с разви­тием естествознания, изменениями в мировоззрении, философ­ском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как закономерного ис­торического процесса. Появляется представление о культурно-ис­торической обусловленности индивидуальной психики. Психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, с внешней средой, но и с культурно-историческим развитием общества.

Конец XVIII — начало XIX в. характеризуются крупными до­стижениями в исследовании нервной системы, физиологии го­ловного мозга (Л. М. Галлер, Й.Прохазка).

Чешский физиолог Йиржи Прохазка (1749—1820) разрабаты­вает проблему рефлексов и дает классическое определение реф­лекса. Он показывает, что рефлекс возникает лишь на те раз­дражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Прохазка устанавливает, что по рефлекторному прин­ципу функционируют все отделы нервной системы (как низшие, так и высшие) и все формы психической деятельности направ­лены на приспособление организма к условиям окружающей среды. Закладываются основы понимания психики как функции мозга.

С началом XIX столетия развитие психологического знания стимулировалось в значительной мере достижениями физио­логии нервной системы, головного мозга, органов чувств чело­века (Ф.Мажанди, Ч.Белл, Ф.Мюллер, Ф. Галль, Г. Гельмгольц и др.).

Уже в начале XIX в. английский невролог Ч. Белл и независимо от него французский физиолог Ф. Мажанди открывают два вида нервных волокон: чувствительные (сенсорные) и двигательные (моторные), которые обеспечивают соответственно афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервные пути.

Огромную популярность приобретает френология (от греч. «френ» — душа, ум), автором которой является австрийский ана­том Ф. Галль (1758—1829). Он предложил карту мозга, в соответ­ствии с которой различные способности размещены в соответ­ствующих его участках. Френология побудила к эксперименталь­ному изучению размещения, локализации психических функций в головном мозге. Галль считал, что извилины в коре больших полушарий головного мозга (а не мозговые желудочки, как считалось раньше) являются местом локализации «умственных сил» человека.

В середине XIX в. появляется теория эволюции Ч.Дарвина (1809— 1882), которая анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В поведении чело­века и животных в биологическом плане обнаружилось много общего: как у человека, так и у животных существуют общие врожденные программы поведения, основное предназначение которых состоит в обеспечении взаимодействия как внутри вида, так и с окружающей средой. В рамках теории Ч.Дарвина возник­ла одна из основных категорий психологии — поведение. В работе «Происхождение видов» (1859) он показал роль приспособитель­ных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом раз­витии.

Ч.Дарвин сделал смелый шаг в признании общности психики животных и человека. В ряде своих работ он анализирует психику человека, делает сравнительный анализ психики животных и че­ловека и приводит убедительные доказательства того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных («Происхождение человека», 1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872).

Под влиянием дарвинизма возникают новые отрасли психоло­гии: зоопсихология, генетическая, сравнительная.

Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили от­крытие ряда психофизиологических закономерностей и содей­ствовали изучению психических явлений естественно-научными методами, способствовали становлению психологии как науч­но-экспериментальной отрасли знаний.

Основателем экспериментальной психологии стал немецкий фи­лософ, языковед, физиолог и психолог Вильгельм Вундт (1832— 1920). Вундт признан одним из основателей и социальной психо­логии.

В 1879 г. В. Вундт создает в Лейпциге первую в мире лаборато­рию экспериментальной психологии для изучения структуры со­знания и других психических функций человека. Разработки лабо­ратории публиковались в журнале «Философские исследования», созданном Вундтом в 1881 г. Лаборатория вскоре преобразуется в институт, который превращается в большую интернациональную психологическую школу. По данным М. Г. Ярошевского, эту шко­лу прошли 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза.

Благодаря исследованиям Вундта к концу XIX в. эксперимен­тальная психология получила развитие во многих странах мира.

В 1884 г. Ф. Гальтон организует в Лондоне первую антропомет­рическую лабораторию. Его сотрудник Р. Кеттел разрабатывает и осуществляет первые тестовые обследования (1890).

После стажировки у Вундта известный невролог и врач-психи­атр В. М. Бехтерев создает в 1885 г. в Казани первую в России пси­хофизиологическую лабораторию.

Основатель французской психологической школы Альфред Бине (1857—1911) в 1889 г. основывает первую во Франции психологиче­скую лабораторию. Он закладывает основы патопсихологии, пе­дагогической психологии, дефектологии, разрабатывает методы экспериментального изучения высших психических функций — мышления и речи, разрабатывает тест интеллектуального разви­тия, предлагает метод естественного эксперимента.

Разработку методологии метода естественного эксперимента осуществили русские психологи А. Ф. Лазурский (психология лич­ности) и В.М.Бехтерев (психология малых групп).

В 1889 г. в Париже проходит первый психологический конгресс.

В конце XIX столетия немецкий психолог Герман Эббингауз (1850—1909) создает лабораторию изучения памяти, открывает ряд закономерностей памяти (кривая забывания Эббингауза). Аме­риканский психолог Эдуард Торндайк (1874—1949) разрабатывает объективные методы исследования процесса формирования на­выков у животных и человека, закладывает основы для возникно­вения бихевиоризма.

В начале XX в. ученик Вундта Освальд Кюльпе (1862—1915) со­здает Вюрцбургскую психологическую школу (г. Вюрцбург — Ба­вария). На основе проведенных исследований интеллектуальной сферы психики человека в этой школе было установлено наличие в мышлении несенсорных компонентов — умственных действий и наличие в сознании несенсорных системообразующих компонен­тов — смыслов и значений.

На рубеже веков большую известность приобретает американ­ский психолог и философ Уильям Джемс (1842—1910). В отличие от Вундта, выделявшего в сознании отдельные структурные элементы (ощущение, образ, чувство), Джемс исходил из идеи целостности и динамичное™ сознания, ввел термин поток сознания, объясняя его направленность нуждами индивида. В человеке Джемс различал три сферы: материальную, социальную и духовную, предложил поуровневую трактовку личности и систему ее анализа с позиций внешних и внутренних проявлений. Джемсу принадлежит заслуга разработки теории эмоций (одновременно с датским анатомом К.Ланге) как функции физиологических изменений в организ­ме, положившей начало учению о телесных механизмах эмоций.

Под влиянием эмоциональной теории Джемса дальнейшее ос­мысление этой проблемы содержится в работах профессора Гар­вардской медицинской школы Уолтера Кеннона (1871 — 1945). Он выявил роль адреналинового фактора в повышении энергетики человека в эмоционально напряженных ситуациях. Кеннон созда­ет нейрогуморальную теорию эмоций. Он установил, что эмоции

являются функцией подкоркового центра — таламуса и сформу­лировал основной принцип саморегуляции организма — принцип гомеостаза, объясняющий механизм поддержания постоянства, устойчивого равновесия внутренней среды организма («Мудрость тела», 1932).

В первой половине XX столетия в Европе и США возникает ряд самостоятельных психологических школ со своим понимани­ем предмета психологии, методов исследования, имеющих свои системы основных понятий.

Наибольшую известность в Европе получили психоанализ [3. Фрейд (1856-1939), А. Адлер (1870-1937), К. Юнг (1875-1961), Э. Фромм (1900—1980)]; гештальтпсихология [М. Вертгеймер (1880—1943), В.Келер (1887-1967), К. Кофка (1886-1941)]; в США - бихевио­ризм [Дж.Уотсон (1878-1958), Э.Торндайк (1874-1949), Э. Тол-мен (1886-1959), К.Халл (1884-1952)]; школа К.Левина (1890— 1947).

В начале XX в. формируется новая отрасль психологии — соци­альная психология [В. Вундт (1832-1920), Г.Тард (1843-1904), Г.Лебон (1841-1931), Э.Дюркгейм (1858-1917), У. Мак-Даугалл (1871-1938), Дж.Мид (1863-1931), В.М.Бехтерев (1857-1927)].

В конце XIX — начале XX в. психология выделяется в самосто­ятельную отрасль в России. В своем идейном и содержательном от­ношении она не была единым образованием и включала ряд самостоятельных течений, направлений.

Первое направление было идеалистическим, описательным и представляло собой психологическую науку, развивающуюся пре­имущественно на историко-философских и филологических ^фа­культетах университетов, а также в духовных академиях (Г. В. Фло-ровский, Н.А.Бердяев, С.Ф.Франк, С.Н.Трубецкой и др.).

Развитие естествознания, успехи в развитии физиологической мысли в России создали научную базу для второго направле­ния — опытного и объективного изучения психологии, становле­ния экспериментальной психологии.

Третье, эмпирическое направление в понимании психиче^ ского ориентировалось на идеи В. Вундта, Дж. Локка и других пред­ставителей эмпиризма в мировой психологии. Оно было представ­лено такими известными учеными, как М.И.Владимиров, М.М.Троицкий, Н. Я. Грот, Г. И.Челпанов, А.П.Нечаев и др.

Формирование научной психологии в России было связано со становлением и развитием отечественной нейрофизиологиче­ской школы, с научными работами И.М.Сеченова (1829—1905), И.П.Павлова (1849—1936), А.И.Введенского (1856-1925), А.А.Ухтомского (1875-1942), В.М.Бехтерева (1857—1927).

Основы естественно-научного (опытного), материалистического направления в отечественной психологии заложил выдающийся русский ученый И. М. Сеченов. В 1863 г. он публикует свой фунда­

ментальный труд «Рефлексы головного мозга», а затем и ряд дру­гих работ: «Кому и как разрабатывать психологию?» (1872), «Пси­хологические этюды» (1873), «Элементы мысли» (1878).

И.М.Сеченов делает сенсационное открытие центрального торможения (до этого физиологам был известен лишь процесс возбуждения). Возникает ряд проблем нейрофизиологии, связан­ных с отношением возбуждения и торможения. И.М.Сеченов стремится разобраться в механизме протекания психического про­цесса. И он вновь обращается к проблеме рефлекса. И. М. Сече­нов рассматривает любое психическое явление как процесс, име­ющий свою структуру: начало, течение и конец. Начало процес­са определяется внешними влияниями, и потому, по мнению Сеченова, внутреннее психическое детерминируется внешними воздействиями. Внешнее влияние превращается в чувствование. При этом психика избирательно относится к сигналам внешней среды, вычленяя в ней значимое и второстепенное — и это ста­ло рассматриваться в качестве одной из основных функций пси­хики.

Заключительный акт психического процесса состоит в двига­тельном ответе на воздействие внешнего раздражителя — приспо­собительное действие. Сеченов считал, что мозг получает и обраба­тывает два ряда сигналов: идущих от значимых предметов, событий через те или иные средства чувств и от результатов действий.

Психическое, по мнению И.М.Сеченова, включает в себя не только то, что выступает в сознании человека в виде образов, представлений, мыслей (как это было принято в психологии). Он считал большим заблуждением мнение о том, что психические процессы начинаются и заканчиваются в сознании. Наряду с от­ражательной функцией психики И.М.Сеченов выделяет и обо­сновывает ее регулятивную функцию. Психика выступает и как регулятор деятельности, возникающей в ответ на раздражения, действующие и в данный момент (ощущения, восприятия), и в прошлом (память, представления). Она производит анализ и обоб­щение этих воздействий и предвидение результатов их послед­ствий (мышление, воображение), на основе чего происходит ак­тивизация или, наоборот, торможение деятельности (чувства, воля), выявляются различия в поведении и деятельности людей (темперамент, опыт, характер).

И. М. Сеченов пришел к выводу, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлек­сы», а психические явления — это регуляторы деятельности, воз­никающие и срабатывающие на сигнальные воздействия внеш­ней среды. Сеченов стал основателем одного из направлений экспериментальной психологии — рефлексологии.

Дальнейшее развитие учения И. М. Сеченова осуществил вы­дающийся русский физиолог И.П.Павлов, которому принадле­

жит заслуга создания целостного учения о высшей нервной дея­тельности как основы деятельности психической. Он открыл ос­новные закономерности высшей нервной деятельности, опреде­ляющие механизмы уравновешивания организма со средой. И. П. Павлов рассматривал поведение как систему условных реф­лексов, открыл и сформулировал закономерности их формирова­ния. Он использовал рефлекс не только как концепцию понима­ния высшей нервной деятельности, но и как метод нейрофизио­логического исследования.

И. П. Павлову принадлежит заслуга в создании учения об ана­лизаторах. Он исследовал и показал связи органов чувств с соот­ветствующими корковыми центрами, осуществляющими анализ и синтез поступающей туда информации.

И. П. Павлов показывает, что под влиянием стабильных усло­вий жизни и деятельности человека у него складывается достаточ­но устойчивая система условных (и безусловных) рефлексов, обес­печивающих устойчивую систему реакций — динамический стереотип.

Опираясь на данные проведенных исследований, И. П. Пав­лов создает учение о двух сигнальных системах человека: сенсор­ные сигналы — первая сигнальная система и речевые сигналы — основанная на первой вторая сигнальная система.

Животные в своем поведении руководствуются сигналами пер­вой сигнальной системы. У человека эта сигнальная система так­же играет большую роль. При этом управляют поведением не сами по себе сигнальные раздражители, а их образы-сигналы в мозгу, которые возникают как следствие условно-рефлекторных связей, содержат в себе определенный смысл и, сигнализируя о ситуации вне человека, регулируют его поведение.

У человека в отличие от животных есть еще и вторая сигналь­ная система, сигналы которой — слова (произносимые, услы­шанные, прочитанные) выполняют сигнальную, регулятивную функцию. Слово может замещать, обобщать сигналы первой сиг­нальной системы и выступает как «сигнал сигналов». Важно раз­личать слова-сигналы как раздражители, идущие извне, и сигна­лы как представленность этих раздражителей в мозгу в виде смысла и значения этих слов. Регулятивную функцию выполняют те вос­принимаемые человеком слова-сигналы, смысл которых он по­нимает.

Учение И.П.Павлова дает основания рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение дей­ствительности в головном мозге, как функционально предназна­ченную для осуществления регуляции взаимодействия человека с окружающим миром.

Дальнейшее развитие научно-естественных основ психологии содержится в исследованиях и трудах А.А.Ухтомского. В 1923 г. в «Русском физиологическом журнале» публикуется его работа «До­

минанта как рабочий принцип нервных центров». Он выдвинул идею преобразования и упорядочения системы регуляции поведе-(ния человека под влиянием доминанты — устойчивого и господ-I ствующего очага возбуждения, организующего регуляционные процессы до тех пор, пока поведение человека не завершится со­ответствующим необходимым или ожидаемым результатом.

Большую роль в развитии психологических знаний в России в первых десятилетиях XX столетия сыграли отечественные уче­ные А. Ф. Лазурский, Г. И. Челпанов, К.Н.Корнилов, А.П.Не­чаев и др.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 511. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.04 сек.) русская версия | украинская версия