Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 14. Философия человека и общества





Антропология - наука о человеке.

С одной стороны, человек - существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека.

Под проблемой человека в философии понимается: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т.д.

В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости от преобладающего мировоззрения данной эпохи.

В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека - космоцентризм, суть которого заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Понимание космоса находится в центре понимания мира. В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек - микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление.

Начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место. Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей, истолкование принципов отношения человека и Бога.

Философия Возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, т.е. в центре философии - проблема человека, как самоценного существа и через призму этого - понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации.

Западноевропейская философия XVII века рассматривала главным образом проблему познания, которая выступила на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Французская философия XVIII в. рассматривала ее также с позиций рационализма.

Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии.

Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные, прежде всего, для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный - Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического развития.

Сложились две концепции о природе человека:

- социологизаторские - распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как совокупности общественных отношений. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что социальна не только личность, но и вся биолого-физиологическая структура человека;

- биологизаторские - общей чертой, является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии.

Философская антропология:

1) Философское учение о человеке, философская дисциплина, отвечающая на вопрос «что такое человек», синтезирующая объективно-научное и ценностное видение человека и мира.

2) Течение в современной философии, окончательно сложившееся после второй мировой войны в Германии. Основные идеи и методологические установки философской антропологии восходят к работам Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928), Гельмута Плесснера «Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию» (1928). Представители философской антропологии - Г. Хенгстенберг, А. Гелен, П. Ландсберг, Э. Ротхакер и другие - ориентируются на создание «синтетической» концепции человека, видят в философии учение «о сущности и сущностной структуре человека», «о человеке с точки зрения самого бытия человека».

Обращение представителей философской антропологии к этим проблемам - гносеологический источник возникновения частных дисциплин: от «культурной антропологии» Э. Кассирера, М. Ландмана до «медицинской антропологии» Р. Христиана и В. Вайцзекера.

Макс Шелер (1874-1928 гг.) - основоположник философской антропологии - дает наиболее полную характеристику этого понятия: " Если в наш век существует философская задача, решение которой требует уникальной спешности, то это философская антропология. Под ней я понимаю и фундаментальную дисциплину о человеческой природе и ее структуре, о связи человека со сферами природы (неорганической, с миром растений и животных) и с обоснованием всех вещей; о его метафизическом происхождении и о его физическом, психологическом и духовном начале в мире; о силах и энергиях, которые двигают его и которыми движет он, об основных тенденциях и законах его биологического, психологического, культурного, духовноисторического и социального развития; о его существенных возможностях и реальностях. В ней содержатся психологические проблемы души и тела, познавательные и жизненные вопросы. Только такая антропология может дать конечное обоснование, и, вместе с тем, определить и уточнить цели исследования всех гуманитарных дисциплин, как научных, так и медицинских, или доисторических, этнологических, исторических и общественных дисциплин, нормализованной и развивающейся психологии и характеристикологии" [4, 220-221].

Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.

Определить социальную философию сложно, поскольку эта область знания непосредственно затрагивает интересы людей, понимание ими мира и себя в этом мире.

Социальная философия берет своё начало в Античности. Ее появление связано с именами Сократа и Платона, впервые поставивших задачу философского осмысления общества и отдельных его сфер. Платон в своих произведениях " Государство" и " Законы" осуществляет логико-понятийный анализ древнегреческого общества, Аристотель в " Политике" - эмпирико-научные исследования социальных проблем современного ему мира.

Средневековая мысль выдвигает модель общества, в котором порядок и моральные устои регулируются волей Бога и традициями. Как на востоке (ислам), так и на западе (христианство) церковь начинает выступать в роли государства. Замечательной иллюстрацией этому служит роман итальянского философа Умберто Эко " Имя розы", в котором четко прослеживается прямая зависимость общества от церковных институтов.

Новым этапом в развитии социальной мысли можно считать эпоху Возрождения. Поиск оптимальных путей совершенствования общества приводит к появлению утопических произведений, одним из которых является знаменитый " Город солнца" Томаззо Кампанеллы. Утопия как форма отражения действительности занимает свою нишу в сфере социального знания именно в эпоху Возрождения.

Эпоха Просвещения представлена в социальной мысли такими известными именами как Монтескье, Вольтер, Руссо, Гельвеций и другие. В их произведениях содержится теоретическая база социальной философии.

Анализ общества во времена французских просветителей не предполагал использования принципов и методов исследований, присущих естественным наукам, поскольку основывался на освоении людьми высших ценностей культуры и поведения, осознании ими необходимости наилучшей модели обустройства общества.

Одним из первых, кто встал на точку зрения примата естественнонаучных принципов в познании общественной жизни, был Клод Анри де Сен-Симон (1768-1825 гг.) - философ, один из родоначальников концепции, вошедшей в социальную науку под названием " утопический социализм". С 1817 по 1824 годы вместе с ним в качестве личного секретаря работал Огюст Конт (1798-1857 гг.), который и считается основателем социологии. В 1822 году они составили " План научных работ, необходимых для реорганизации общества", где проводилась мысль о необходимости создания науки об обществе, которая базировалась бы на объективных наблюдениях и разрабатывалась бы в соответствии с методами естественных наук, в частности физики. Первоначально новая наука об обществе и называлась " социальная физика" - название, в своей сущности передававшее основной замысел " позитивного" метода познания - открытие объективных законов общественного развития, столь же необходимых и непреложных, как " закон тяготения". Таким образом, социология явилась результатом стремлений заменить в изучении общества прежний спекулятивный, чисто абстрактный метод научным, образцы которого представляют собой отрасли естествознания.

Позднее, в 1839 году, Конт сменил " социальную физику" на социологию, так как немецкий статист Кетле свел всю социальную физику к статистическому исследованию, а в понимании Конта социология должна быть не описательной, а теоретической наукой.

Одной из центральных фигур социологии конца XIX – начала XX веков является немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920 гг.). Главная проблема в теории познания Макса Вебера: как обеспечить наукам о культуре такую же строгость и общезначимость, какой обладают естественные науки.

Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.

Самодеятельность, самоорганизация и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Ни одна из систем, в него входящих, самодостаточной не является. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика, политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему.

Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь в том или ином отношении. Но, одновременно, оно нуждается в обеспечении определенного уровня стабильности. Иначе, как доказывает диалектика, превышение меры ведет к значительным качественным изменениям, что для такой сложной иерархической системы, как общество, может быть сопряжено с большими проблемами и грозить самому его существованию.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 831. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия