Студопедия — К единому человечеству в единой природе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К единому человечеству в единой природе






Не надо обладать сверхострым зрением, чтобы уви­деть окна чистой воды в трясине эгоизма. Слабеют цент­робежные силы разделяющих человечество идеологичес­ких, политических, национальных и религиозных проти­воречий, идет процесс все большей его консолидации, прежде всего на региональном уровне, происходит стано­вление все новых союзов и сообществ, все более тесная интеграция входящих в них государств. Благодаря средствам массовой информации, развитию средств свя­зи и компьютерных сетей формируется единое инфор­мационное пространство. Растет обеспокоенность людей обостряющейся конфронтацией человечества с природой. Все активнее проявляется неприятие ущербных ценно­стей, насаждаемых массовой культурой.

Пока эти процессы никак не связываются в обще­ственном сознании с проблемой вытеснения из жизни человеческого сообщества антипода разума—эгоизма, поскольку и сама-то проблема еще не осознана и не сформулирована.

А если цель не поставлена сознательно, если на дости­жение ее не направлены все духовные и физические воз­можности человека и человечества, то путь к ней неиз­бежно будет извилистым, трудным, долгим.

Философия здоровья не ставит своей целью дать го­товые рецепты переустройства жизни человеческого сооб­щества, поскольку таковых нет и быть не может. Челове­чество не механизм, который можно настроить на вы­полнение заданной кем-то программы, а живой развива­ющийся организм. И как всякий организм оно может обрести духовное, психическое и физическое здоровье лишь при условии гармонического сопряжения его соб­ственной внутренней жизни с жизнью окружающего его безграничного, единого в своем многообразии, велико­лепного мира. Гипертрофированный эгоизм все еще ме­шает нам вырваться из душного мирка наших ограничен­ных мелочных интересов и расчетов и войти в чистый, прозрачный, светлый мир высокой духовности, разума и доброты. Уверена, что в конце концов это произойдет, ибо такова логика эволюции живой материи, направлен­ной на сохранение жизни в просторах Вселенной. Но произойдет не помимо нас, а только при нашем деятель­ном, заинтересованном участии.

Изучая проблему преобразования биосферы в ноосфе­ру, В. И. Вернадский сформулировал два обязательных условия, без реализации которых невозможно само рож­дение сферы разума. В своих работах ученый подчерки­вал, что «создание ноосферы и биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления челове­чества как единого целого. Это его неизбежная пред­посылка». Иначе говоря, нынешнее разделение человечес­кого сообщества на сотни государств, являющееся по­рождением центробежных процессов, имевших место в пропитанной эгоизмом истории человечества, проти­воречит внутренним законам эволюции живой материи, частью которой является Человек разумный, и должно отступить перед лицом этих законов.

Второй необходимой предпосылкой создания ноосфе­ры В. И. Вернадский считал рост научной мысли, т. к. по его мнению «наука в социальной жизни резко отличается от философии и религии тем, что она по существу едина и одинакова для всех времен, социальных сред и государ­ственных образований». С этой мыслью великого есте­ствоиспытателя невозможно не согласиться, поскольку твердо установленный наукой факт не может быть опро­вергнут или отменен никаким государственным законом или постулатом веры, а если такая попытка и будет предпринята, то она заведомо закончится провалом. Все мы помним, чем завершились в нашей стране гонения на «буржуазную лженауку» генетику: восстановлением ее в правах и нашим отставанием в этой области.

Хотим мы того или нет, но нам придется реализовать оба этих условия: и искать пути к сближению государств несмотря на все различия их социальных систем и геопо­литических интересов, и менять свое отношение к науке, роль которой сегодня в значительной мере сведена к об­служиванию текущих потребностей техницизированной, бездушной цивилизации, эгоистичных, искусственно за­вышенных потребностей людей. Не сделай мы этого, и предсказания крупнейших ученых современности о воз­можности грандиозной, глобального масштаба экологи­ческой катастрофы, способной уничтожить саму жизнь на Земле, могут стать реальностью.

Именно науке предстоит сказать свое веское автори­тетное слово в решении этой и многих других проблем, стоящих перед человечеством, только ей по плечу задача объединения человеческого сообщества, изменения его эгоистического отношения к биосфере. Но для этого всем нам, рядовым членам сообщества, государственным и по­литическим деятелям, предстоит изменить свое отношение к ее достижениям, преодолеть, по выражению В. И. Вернадского, «резкое влияние еще не изжитых фи­лософских и религиозных навыков, не отвечающих реаль­ности современного знания».

Однако сама по себе наука, накопленные ею знания, если они не стали достоянием огромного большинства людей, не могут сколько-нибудь серьезно повлиять на общественное сознание, общественную мысль, на взаимо­отношения человечества и природы. Да и сама наука не может успешно развиваться, если в обществе не сформи­ровалась необходимая для этого питательная научная среда. Ведь научное знание создается не только профес­сиональными учеными, крупными и не очень, но и выдви­гающимися из гущи жизни отдельными людьми, часто не имеющими к науке прямого отношения, которые вскры­вают научные факты, предлагают научные обобщения, гипотезы и теории, впоследствии широко используемые наукой. Чем больше таких людей выдвигает общество, тем быстрее продвигается вперед познание человечест­вом законов природы.

А это невозможно без хорошо поставленного народ­ного образования, без настойчивой популяризации науч­ных достижений. Сегодня образование приобрело сугубо прикладной характер и сводится к «натаскиванию» моло­дежи на выполнение определенных профессиональных обязанностей. Между тем передовые умы человечества рассматривали его не только как связующее звено между наукой и практической деятельностью человека, но и как могучее средство нравственного воспитания. По мнению И. И. Мечникова, например, «научное образование так необходимо для нравственного поведения, что невеже­ство следует отнести к наиболее безнравственным явле­ниям».

К сожалению, образование не стало еще важной частью единой системы воспитания Человека разумного. Существует разрозненный набор дисциплин, не объеди­ненных какой-то общей внутренней целью, общим стерж­нем. А ведь такой стержень есть: это единая в своем многообразии Вселенная и человек, олицетворяющий со­бой, наряду с другими населяющими Вселенную мыс­лящими существами, ее Разум. Жизнедеятельность чело­веческого организма подчиняется единым законам Все­ленной, изучаемым физикой, химией, математикой, кибернетикой, биологией. Жизнь человеческого сообще­ства, представляющего собой лишь небольшую часть живой материи Земли, изучается т. н. Гуманитарными науками, исследуется и отображается в произведениях литературы и искусства. Поэтому любая система образо­вания, претендующая на статус системы, должна объеди­нять отдельные учебные дисциплины в единое целое, помогать обучающимся формировать в своем сознании целостную картину окружающего нас мира, определять место человека в нем, учить правилам такого поведения в живой природе, которое не несло бы ей ущерба. Причем такая система обязательно должна включать в себя зна­комство с выдающимися произведениями мировой лите­ратуры и искусства, музыки, отображающими гармонию Вселенной, возвышающими душу человека. Лишь тогда средняя и высшая школы будут не только обучать, но и воспитывать Человека разумного.

Я понимаю, что это проблема не одного дня, но ставить ее необходимо уже сегодня, чтобы последова­тельно, целенаправленно, поэтапно продвигаться к ее решению.

Именно здесь—в развитии науки о человеке и окру­жающем его мире, в объединении воспитания, образова­ния, литературы и искусства в целостную систему воспи­тания Человека разумного кроется ключ к ускорению эволюции разума на Земле. Эта проблема может и долж­на быть решена, если мы хотим видеть человечество духовно, психически и физически здоровым.

Не могу не коснуться хотя бы вскользь бедственного положения народного просвещения. Еще несколько лет назад популяризация научных достижений была у нас одним из важнейших направлений деятельности средств массовой информации. Сегодня объективные научные зна­ния, без широкого распространения которых невозможно преобразование биосферы в сферу разума, оттеснены на задворки общественного сознания. Героями дня стали ясновидящие, маги, шаманы, колдуны. Допускаю, что среди них немало субъективно честных людей, старающих­ся чем и как могут помочь соотечественникам пережить тяжелые времена, снять непереносимые нагрузки на их психику. Но вряд ли кто-нибудь всерьез станет полагать, будто белая и черная магия, камлание шаманов и заклина­ния колдунов способны предотвратить наше сползание к экологической катастрофе, изгнать из нашей жизни изворотливый, гипертрофированный эгоизм. Скорее на­оборот, органично сочетаясь с ним, они возвращают нас в сумеречные времена младенчества человеческого разума.

Немалая доля вины за это ложится на средства мас­совой информации. Я не отношусь к тем людям, которые, как только заходит речь о телевидении, радио, газе­тах и журналах, приходят в раж, обвиняя их в необъек­тивности, предвзятости, политической ангажированности и прочих смертных грехах. Было бы странным, если в обществе, где все еще правит балом человеческий эго­изм, печать, радио и телевидение выступали в белоснеж­ных покровах непорочности.

Думаю, дело самих органов массовой информации, кого и как поддерживать, тем более, что разноголосица высказываемых ими мнений в конечном итоге приводит к общему неприемлемому знаменателю.

Чтобы вам стало понятнее, о чем идет речь, пред­лагаю рассмотреть такую гипотетическую ситуацию. Скажите, можно ли выйти из квартиры, в которой нет ни окон, ни дверей, не ломая при этом стен? Ответ на этот вопрос изначально ясен каждому.

Между тем в средствах массовой информации ведут­ся ожесточенные споры, участники которых пытаются решить сходную проблему: как улучшить человеческое общество, основной бедой которого является индивиду­альный и групповой эгоизм, не отказываясь от самого эгоизма. Кто-то зовет нас в «прихожую», где один класс решает свои эгоистические проблемы, изводя под корень представителей другого класса, кто-то приглашает в «кабинет» рыночных отношений. Но никто даже не помышляет о том, чтобы посягнуть на глухие стены эгоизма.

При этом одна простая истина никак не пробьет себе дорогу в умы спорящих: ссоры замуровавших себя в ком­мунальной квартире эгоизма не имеют ничего общего с подлинным бытием огромного, величественного и пре­красного мира, плещущегося о ее стены, в котором свои законы—законы целесообразности, гармонии и красоты. И каждый отдельный человек в этом мире не просто потребляющая и голосующая единица, а полномочный представитель всемирного разума на планете Земля. В этом его главное предназначение, только этим, а не богатством и властью определяется его ценность.

Стоит только понять это, и все мелкое, мелочное, преходящее само собой отойдет на второй план, а затем и сползет, словно короста с выздоравливающего тела.

Думаю, не отступлю от истины, если скажу, что по­добный критерий для оценки места и роли человека в об­ществе, его вклада в формирование на Земле сферы ра­зума, еще не завтра станет определяющим в жизни чело­веческого сообщества.

Препятствием к этому, на мой взгляд, является раз­деление общества на интеллектуальную и правящую эли­ту, определяющую направление развития современной цивилизации, и пассивное большинство, бездумно идущее по указанному ему пути.

Подобное положение воспринимается сегодня как нор­ма, отражающая различия в умственных способностях людей, уровне их образования, их жизненных ориентиров и устремлений. Считается само собой разумеющимся, что задача общества ограничивается созданием равных условий для реализации каждым его членом своих спо­собностей и талантов, если они у него есть, с целью достижения личного успеха. Если же таковых нет или человек не сумел распорядиться ими, то это уже целиком его проблема, его вина. И самое большее, что может сделать для такого человека общество — обеспечить ми­нимальный уровень потребления, достаточный для био­логического выживания. Попросту говоря, для того, что­бы он не умер от голода. Впрочем, сказанное относится лишь к экономически развитым странам, которых в со­временном мире сравнительно немного. В остальных же смерть от голода—явление ординарное.

По сути дела это принцип естественного отбора, пере­несенный из дикой природы в жизнь человеческого сооб­щества: умный, сильный, предприимчивый преуспевает, добивается власти и богатства, глупый, слабый, пассив­ный—влачит жалкое существование, вырождается и уми­рает. Хотя и жестоко, но в целом для биологического вида Ноmо полезно, т. к. улучшает его генофонд, повышает шансы Человека разумного на выживание.

Такова аргументация сторонников нынешнего уст­ройства человеческого сообщества, которая, на первый взгляд, представляется вполне разумной, т. к. формально соответствует законам природы, определяющим особен­ности развития живой материи в процессе ее приспособ­ления к условиям жизни на Земле. Но, подчеркиваю, так кажется лишь на первый, поверхностный взгляд. Стоит только повнимательнее присмотреться к доводам по­клонников естественного отбора, как тут же обнаружива­ется их полная несостоятельность.

Начнем с того, о чем упоминалось в предыдущих главах—с проблемы выживания современного человека. Сегодня уже каждому ясно, что подобной проблемы в природе больше не существует: разум и способность к целесообразному творческому труду дали человечеству возможность устранить угрозу своему существованию.

И если люди продолжают гибнуть от войн, голода и бо­лезней, то повинна в этом вовсе не природа, а они сами, их эгоизм, их нежелание следовать непререкаемым зако­нам мироздания.

Не выдерживают критики и попытки узаконить деле­ние общества на мыслящее и правящее меньшинство, элиту и на потребляющее большинство, руководствую­щееся не разумом, а ощущениями, лишенное каких-либо талантов и способностей.

Чтобы понять абсурдность и безнравственность та­кого деления, достаточно оставить в стороне господ­ствующее в обществе рабское поклонение людям, об­ладающим личным богатством или наделенным властью, и вспомнить, в чем состоит смысл существова­ния Человека разумного, его предназначение быть Хра­нителем Жизни на планете.

И сразу же обнаружится, что ни богатство, ни власть не могут служить критерием разумности. Личное богат­ство, окружающее себя бессмысленными атрибутами престижного потребления, роскошью, представляет со­бой лишенное смысла, бездарное, эгоистическое растран­жиривание материальных ресурсов, извлеченных из жи­вой и неживой природы Земли, и плодов труда милли­онов людей.

Точно также и власть, не ставящая своей стратегиче­ской целью гармонизирование отношений между обще­ством и природой, преодоление эгоизма в жизни обще­ства, устраняющаяся от всемерного развития науки, по­пуляризации ее достижений, от поддержки народного образования, культуры, рассматривающая социальную справедливость как простое увеличение подлежащего де­лежке пирога общественного богатства и доли каждого в этом пироге, вряд ли заслуживает права именоваться разумной.

Но, если взглянуть на дело глубже, то нам придется признать, что несправедливо возлагать всю вину на «не­разумных» государственных деятелей. Ведь ни одно пра­вительство, ни один орган законодательной власти не руководствуются в своей практической работе только собственными представлениями о ее целях и направле­нии. С развитием демократических начал в жизни об­щества все большее влияние на их деятельность ока­зывают народные массы, т. е. мы с вами, поскольку каждый из нас не просто пассивно принимает действую­щие в обществе «правила игры», а в той или иной форме сам влияет на их характер. Влияет уровнем своих запросов—духовных и материальных, соотношением между ними. Повышение интереса большинства людей к материальным ценностям и постепенное забвение цен­ностей духовных стали, увы, реальностью наших дней. Думаю, это не случайное, не временное явление, а вполне определенно обозначившаяся тенденция, как нельзя более красноречиво подтверждающая неприемлемость идеоло­гии эгоизма, его врожденную несовместимость с высокой духовностью, с разумом.

Поэтому, высказывая недовольство неустроенностью нашей жизни, ее уродливостью, не будем забывать об­ращенные к нам слова великого ученого и человека В. И. Вернадского: «Необходимо вдумывание в соверша­ющуюся вокруг вас „мелкую, глухую жизнь". Так ли глуха эта жизнь, как она кажется? Так ли она бесформен­на и случайно-бесцельна, как представляется? Так ли бес­сильна личность противиться уродливым проявлениям жизни, и не есть ли отсутствие ясного понимания и огла­шения этой уродливости отдельными личностями самая основная причина и главная сила всех уродливых течений жизни?»

Чем быстрее мы поймем, что каждый из нас может и должен содействовать исправлению вызванных эгоиз­мом деформаций в развитии общества, оказывающих негативное влияние на наше духовное, психическое и фи­зическое здоровье, тем меньше времени займет превра­щение биосферы Земли в царство разума и истинного здоровья человека.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 563. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия